359
Беседа 17 из цикла «Гимн любви в Послании апостола Павла к Коринфянам»
Мы говорили, что проведем две-три беседы о любви, а потом перейдем к другой, основной теме. Но в конечном итоге Бог благословил эти беседы, и уже год прошел, а мы все еще не завершили тот отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам, который называют «Гимном любви» (13-я глава). Вспомним, о чем мы говорили в прошлом году.
Мы говорили о любви, которая делает человека совершенным, поскольку Бог есть любовь. Человек же по благодати, будучи образом Божиим, призван стать подобным своему Богу Отцу. И человек есть любовь, он призван действовать и функционировать, как любовь. Он действует, как настоящий человек, каким его создал Бог, когда он действует и существует как любовь. Эта любовь имеет свои характерные черты, по которым она узнается, множество своих особенностей. И евангельская любовь движется, во-первых, к Богу, во-вторых, – через Бога к людям и ко всему творению.
Апостол Павел говорит в 4–6 стихах 13-й главы: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13: 4–6). Обо всем этом мы говорили в прошлом году, обо всем по очереди, аналогично тем силам, которыми обладаем, и, конечно, по просвещению, которое подает нам Бог. Сегодня мы постараемся посмотреть далее.
Поскольку любовь не радуется неправде, а сорадуется истине, апостол Павел говорит в 7-м стихе: «Любовь все покрывает» (1 Кор. 13: 7), то есть любовь все переносит, претерпевает, со всем мирится. Кто-нибудь задаст мне вопрос: «Неужели любовь со всем мирится? Неужели нам нужно все принимать? Неужели мы глупые и наивные? Неужели мы жертвы общества, что все должны терпеть и принимать?» Почему апостол Павел говорит, что любовь все покрывает? Это слово «покрывает» напоминает мне крыши наших домов, которые покрывают и укрывают наши дома. И человек любви все покрывает, подобно тому, как крыша покрывает все. А другой человек, будучи в изгнании, измученный, в скитании укрывается под кровом его дома. Человек любви все терпит с любовью. То есть не существует ничего такого, что останется без его любви.
Любовь, имеющая источником Бога и изливающаяся на других ради Бога, подобна любви Бога – Отца нашего.
Но, может быть, такой человек становится жертвой? Такой вопрос мы часто слышим, когда просим людей потерпеть, проявить долготерпение, сделать что-то большее. Они спрашивают: «Что же? Нам становиться жертвами?» Это весьма логичный вопрос, особенно для молодых людей. Но тот, кто действительно любит другого человека, никогда не бывает жертвой. И любовь никогда не бывает проявлением трусости. Наоборот, для того чтобы любить, ты должен быть очень мужественным человеком. Если ты трусливый, если ты самолюбивый, если ты эгоист, если ты самодовольный и самонадеянный человек, хвастун, если ты сребролюбивый, если ты сластолюбивый, если ты славолюбивый, если ты, одним словом, страстный человек, тогда ты никогда не сможешь полюбить. Чтобы полюбить, ты должен быть мужественным. Ты должен быть тем человеком, которому сердце подсказывает любить, ты должен быть щедрым и великодушным человеком. Иначе ты не сможешь полюбить другого человека. Как и тот человек, который стал родителем, должен быть готов принять своего ребенка таким, какой он есть, принять все, с чем придется столкнуться на его жизненном пути. Родитель не может любить свое чадо, поставив границы. Он любит его безгранично. Он не может любить его на основании каких-то определенных допущений. Но его любовь – без границ, без допущений, она не думает ни о чем, что отделяет его от своего чада. Любовь становится совершенной, когда родитель так любит своего ребенка. И даже тогда, когда ребенок создает проблемы, тогда любовь родителей должна возрастать, становиться более действенной.
Чтобы полюбить, ты должен быть мужественным
Хорошего ребенка все мы любим, все хотят такого.
Когда мы жаловались на кого-то с трудным характером нашему приснопамятному геронде и возмущались: «Как мы можем такого принимать в нашем монастыре, скиту? Геронда, это тяжелый человек. Не оставляйте его, с ним непросто», он отвечал: «Деточка, хороших все хотят, а трудных кто примет?» Он показывал нам, что у любви нет границ: она все покрывает, все терпит. Потому что такова ее природа. И чем больше кто-то благородным образом возделывает любовь внутри себя, тем больше он начинает богатеть (любовью). Любовь – это таинственная вещь: когда принимаешь любовь, то не обогащаешься, а когда отдаешь, то богатеешь. Она не копится, когда ее собираешь, а накапливается, когда ее расточаешь. Как говорил старец Паисий: «Брось, что имеешь вокруг себя, чтобы и ты взлетел на небеса, чтобы у тебя появились крылья, чтобы ты смог дышать, смог подняться ввысь».
Любовь все терпит, все принимает. И таким путем она может созидательно помочь другому человеку, конечно, с духовным рассуждением, цель которого состоит в том, чтобы помочь ближнему с любовью. К примеру, если родителям (или учителю, или врачу, или педагогу) понадобится немного встряхнуть своего ребенка (или ученика, или больного), то важно сделать это с любовью, от большой любви. Потому что от такой встряски ребенку будет большая польза на всю жизнь, на долгие года. Так и добрый Бог, желая добра человеку, может дать человеку возможность понести трудности другого человека. Даже падения человека можно переработать духовно, как в наши дни перерабатывают загрязненные сточные воды, которые выходят из туалетов и отхожих мест. Они грязные, нечистые (сложно даже подумать об этом), однако удается их переработать, очистить и сделать не скажу питьевыми (даже я не могу спокойно об этом подумать, сказать, что этот бокал воды, который пью – очищенные сточные воды, я бы предпочел какую-то другую воду), но по крайней мере такого качества, что их используют для полива деревьев, наших садов, возможно, для стирки одежды и других вещей. И грязь, и нечистоты перерабатываются.
Так и Бог может переработать, то есть дать человеку возможность «переработать» даже свои падения, даже свои грехи, даже свои преступления. Человек может переработать их духовно через покаяние и смирение, и это падение тогда станет причиной огромной духовной пользы, конечно, если человек сумеет всё это пропустить через очищение покаянием. Что бы ни происходило с человеком, что бы ни происходило с каждым, это возможно использовать и употребить во благо человеку.
Как Бог трудится, так и человек может трудиться и стараться. Богу невозможно оказаться в затруднительном, безысходном положении – это невозможная вещь, чтобы Бог оказался в безысходности. Потому что Бог выше человеческих вещей, у Бога всегда есть выход. Так и человек, который любит своего брата, не знает безысходности. Наш брат может находиться в затруднении, может противостоять нам от неведения, в котором он оказался (как и мы с вами часто противостоим, когда нас начинают воспитывать). Но потихоньку, если человек имеет доброе расположение, он начинает понимать благоприятную возможность, которая ему дается, чтобы превратить это затруднение в огромную легкость и удобство. Человек, действительно, может помочь своим близким превратить зло и тяготы, которые приключились с ними, в великое добро.
Когда мы были молоды, наблюдали за людьми Божиими, с которыми нам довелось быть знакомыми. На меня производило огромное впечатление их великое терпение, которое они проявляли. Помню, как к одному старцу наших дней приходил один неприятный человек. Мы спрашивали его: «Геронда, как ты выносишь этого человека?» Это был тип, который был несколько развязным, нагловатым и бессовестным, разговаривал со старцем вызывающе. Он был молодым человеком. К примеру, геронда говорил что-то, а он отвечал: «Эй, что ты такое сказал?» Ладно, если бы он так сказал своему другу, то это было бы не так тяжко. Но разговаривать так с человеком, который намного старше тебя – на 40–50 лет? Не стоит так вести такие беседы.
Геронда сделал вид, что не расслышал его. Ответил ему по-доброму, с любовью, с улыбкой, с огромным терпением. Один из отцов даже возмутился: «Геронда, как ты его терпишь?» Геронда ответил ему: «Когда я думаю о том, что Бог терпит меня, тогда и я могу принять это малое дитя, которое говорит действительно дерзко. Но кто я такой, чтобы со мной беседовали с почтением?»
Как нам научиться принимать других людей? Надо начать поступать так, как поступал геронда: думать о том, как Бог терпеливо принимает нас. Бог знает вся «безвестная и тайная» души нашей. Люди нас не знают. Они знают только то, что видно, знают некоторые вещи о нашей жизни.
Бог знает о нас всё
А кто нас знает абсолютно? Бог знает о нас всё. Все наши деяния, все наши помыслы, все содержание нашей души. И тем не менее терпит нас, и принимает, и окружает огромной любовью. Ждет нас. Как мы говорим на Божественной литургии: «И не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее» (анафора литургии святителя Иоанна Златоуста).
Бог возвел нас на небо и даровал будущее Царство. А поскольку Бог терпит и принимает нас, то и нам полезно потерпеть и принять друг друга. А когда тебя начинают душить дерзость, бесстыдство, наглость и безрассудность брата твоего, хорошо будет провести эндоскопию самого себя. Обратись к самому себе, вернись и скажи, как геронда говорил: «Как Бог меня терпит? И кто я такой, что буду отвергать своего брата?» Даже если мой брат поговорил со мной ужасно, оценивая меня, или сказал что-то оскорбительное, он хорошо поступил. С таким, каков я есть, так и следует говорить. Таким образом человек принимает добрый помысел, чтобы устоять на ногах, укрепиться и принять своего брата. Потом подумаешь: «А разве и мы не разговаривали дерзко с другими людьми? Сколько раз?» И если вспомнить хорошенько, кто из нас может похвастаться тем, что никогда не разговаривал дерзко, нагло, с иронией, с насмешкой с другими людьми и перед ними, и у них за спиной? Слава Богу, язык у нас без костей и кости может сокрушить. Есть среди нас кто-то безукоризненный в словах? Если есть, скажите нам, мы ему поклонимся. По крайней мере, я не безукоризненный. Если знаете такого, скажите, икону напишем ему и станем поклоняться.
Знаете, зачастую мы с вами ведем себя нагло и дерзко, сами того не понимая. Есть люди особенно чувствительные, а мы – особенно бесчувственные. Так мы научились отвечать, так мы научились говорить, такой у нас характер – топорный, грубый. С нами разговаривает человек, мы хмурим брови и отвечаем ему грубо. Спрашиваем: «Что я тебе должен?» «Да я ничего тебе такого не сказал!» Ты можешь даже и не заметить, не понять. Очень часто мы не понимаем этого. А другой человек видит иначе, как сейчас отправляют в сообщениях лица с выражениями. Мне тоже стали такие сообщения присылать: «Геронда, доброго дня!» И рядом мордочка такая. А кто-то прислал: «Я тебе звоню, а ты мне не отвечаешь». И печальное лицо. Хотел мне сказать, что он расстроился. А я хотел найти такое лицо, что я утопаю, но не нашел, только встретился подвешенный за горло. Написал ему: «Прости, я перегружен, утопаю… Что могу поделать? Не нашел времени, чтобы тебе ответить».
Часто наше лицо принимает разные выражения, на нем можно прочесть разные вещи, а мы этого не понимаем. Другой же видит это. Видит, и в зависимости от того, что он видит, огорчается, разочаровывается, это вызывает в нем разные чувства. Со мной часто такое случалось, когда люди говорили мне: «Мы пришли к тебе, а ты на меня разгневался». «Я не помню, чтобы гневался на тебя». «Нет, ты раздражился». Действительно, я мог так повести себя, что ему показалось, что я разгневался. Но это мое естественное поведение, это был мой естественный ответ, у меня не было цели наказать его или неприятно с ним поговорить. Но так у меня получилось ответить на то, что он мне сказал. А ему показалось, что я разгневался. Сколько таких случаев бывало у нас? Или в ведении, или в неведении, как мы говорим в Церкви: «Прости вся согрешения, в ведении и неведении согрешенная нами». Просим простить все то, что мы понимаем, о чем нас извещает совесть, но более всего простить за то, что мы не осознавали и совершили в неведении. Мы расстраиваем других людей, огорчаем их, заставляем их неприятно чувствовать себя, чувствовать себя оскорбленными нашим поведением, быть испуганными нашим выражением лица (гримасой), нашим ответом. Обижаем людей, а сами ничего не понимаем. Но мы должны иметь все это в виду: что мы обижали людей, что вели себя нагло и бесстыдно, с дерзостью, грубо, с плохими манерами, с иронией и много всего еще, однако другие люди принимали нас с добротой и любовью.
Или мы требуем от других людей, чтобы они нас понимали. Говорим: «Ладно, я допустил ошибку, попросил прощения, объяснился с тобой, почему ты до сих пор держишь это в себе? Никак не можешь переступить через этот момент». Мы ждем от другого человека понимания и прощения.
Но если ты желаешь понимания, то и сам должен относиться к другим людям с пониманием, прощать их, терпеть, покрывать своей любовью. Это свойство Бога. Почему и мы должны так поступать? Чтобы быть похожими на нашего Бога Отца, Который, как говорится в Евангелии, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 45).
Вспоминаю одну бабушку (еще в те времена, когда Кипр был разделен, нельзя было заходить на оккупированные территории). Шел дождь у нас, а она спрашивала:
– Дождь идет и там, где турки?
– Тоже идет дождь, бабушка! Кипр небольшой.
– Ох, лучше бы там не было дождя.
– Но ведь Благий Бог дождит на праведных и неправедных, поэтому Он послал дождь надо всем Кипром!
Цель сотворения человека состоит в том, чтобы мы стали похожими на нашего Бога Отца, стали бы подобными Ему. Таким образом мы сотворены, ради того, чтобы стать такими, каков наш Бог Отец. Если мы не становимся такими, тогда мы неправильно функционируем.
Все дело Церкви – врачебное, терапевтическое. Церковь – это больница, это лечебница, которая принимает нас, больных, лечит подходящими терапевтическими методами, целебными лекарствами, терапевтическими вмешательствами, лечебными курсами, воспитанием, и тогда потихоньку-потихоньку через синергию нашего личного произволения, Божественной благодати и Святых таинств Церкви больной человек исцеляется и становится подобным Богу. Только тогда человек начинает функционировать естественным образом, когда он становится подобным Богу.
Как и любая вещь работает естественным образом (физиологически), когда она используется с той целью, ради которой она создана. Любая вещь. Даже любое дерево будет естественно расти, если оно находится в своем естественном окружении. Сосну нельзя поставить в стакан, ее надо посадить в лесу, тогда она вырастет большим деревом. А для базилика понадобится стакан воды, чтобы он зацвел и пустил корни. Так и человек. Чтобы человек нашел себя, чтобы обрел полноту своей сущности, чтобы упокоился, обретя мир и радость внутри себя, он должен жить и действовать так, как было вложено в него Богом в творении. Как и любой прибор. Он работает идеально, когда его используют по назначению. Человек сотворен по образу и по подобию Божию (см.: Быт. 1: 26), и он действует совершенно, когда он действует по образу и по подобию Божию. Потому все покрывать и все потерпеть – это необходимость, чтобы действовать, подобно Богу Отцу. Только так человек обретает совершенство, исполняет свое предназначение. А когда теряет это, тогда теряет и самого себя.
Когда мы совершаем ошибки и травмируем наших братьев, раним другого человека, первым, кого мы раним, – это мы сами. Мы сами получаем ранение, наносим сами себе травму, словно берем нож и разрезаем себя. Мы не только другим делаем плохо, но и самим себе делаем плохо. Когда ты раздражаешься, когда нервничаешь, когда так поступаешь, сначала ты сам заболеваешь. И ты нуждаешься в том, чтобы подлечиться и успокоиться. Поэтому нам нужно научиться подражать Богу, не боясь. Как и Сам Бог – Он не боится. Человека, который обладает такой доблестью и мужеством, хранит Бог. Бог не позволяет, чтобы ему причинили зло. Зло приключается с теми, кто боится, с теми, кто переживает, что пойдет дождь и наступит гроза, как говорится в поговорке, чем больше переживаешь, тем больше тебя преследуют невзгоды. Чем больше ты думаешь: «Смотри, будь внимателен с этим, не попади туда, не попади сюда, не допусти этого, не допусти того», тем хуже выходит. Смотришь, как люди себя защищают со всех сторон, тысячу способов придумывают, и тем сильнее подвергают себя ударам молний и в обществе, и в семье, в отношениях с другими людьми.
Человека, который обладает такой доблестью и мужеством, хранит Бог
Завершая этот отрывок – «любовь всё покрывает», уточним, что в Писании говорится «всё», а не кое-что. Это значит, что любовь всё претерпевает, как мама всё терпит от своего ребенка.
Очень часто приходят люди, начинают рассказывать мне разные вещи, которые вызывают у них затруднения: или в отношениях с супругом, или с товарищем, или с кем бы то ни было. Я задаю такой вопрос: «Если бы твой муж был не твоим мужем, а твоим сыном, как бы ты поступила? Выгнала бы его вон?» «Нет, отче, не стала бы выгонять». «А мужа надо выгонять? Представь, что это твой сын». Не стал ей говорить, что это твой брат во Христе, человек, которого Бог дал тебе, чтобы вы шли вместе путем спасения. Почему ты не смотришь на него с такой любовью, с безграничной любовью, с которой ты должна смотреть на каждого человека? Чтобы и ты обрела свободу, чтобы ты обрела совершенство, и человек, который рядом с тобой, чтобы почувствовал себя легко и свободно в той свободе, которую дает ему Бог.
Знаете, такая любовь простирается не только на людей, но она касается и животных. И животные, когда чувствуют, что человек их любит, ведут себя по-другому. Когда человек – человек Божий, ради любви Божией любит и животных, тогда, как говорят святые отцы, животные ощущают то, что они испытывали до падения человека. И как они понимали первозданного Адама в раю и не нападали на него, не поедали его, не ранили его, так же они ощущают и человека, который их любит и который обретается в состоянии человека до падения. Потому у нас есть очень много примеров святых, которые жили вместе с дикими животными, и они ничего не делали им: с дикими львами, со змеями, с леопардами, с гиенами. Дикие животные их не трогали, потому что и дикие животные чувствовали в них человека до падения, понимали его и охраняли его. Очень много свидетельств, особенно в мартирологиях первых христиан, о том, как мученики оказывались в амфитеатре с дикими зверями. Они разрывали на клочья других людей, а мучеников не трогали.
Одно прекрасное слово произнес святой Игнатий, епископ Антиохии, написав христианам: «Оставьте меня быть пищей зверей, через что я приближусь к Богу. Я – пшеница Божия, да измолот буду зубами зверей, чтобы мне показаться чистым хлебом для Бога…». «Не препятствуйте им. А если звери не станут есть меня (жил в первом веке, был учеником апостола Иоанна Богослова, он знал, что часто дикие животные подходили к мученикам и останавливались, лизали их ноги, становились, словно овечки), то я их разозлю, чтобы они рассвирепели и съели меня». Он знал, что очень часто дикие звери не трогали святых. Иногда, конечно, случалось, но чаще всего не трогали. Несмотря на то, что им приказывали мучители, они почитали святых мучеников по попущению Божию. Потому что и дикие звери чувствуют состояние человека до падения, то состояние, которого достигали эти святые – или подвижники, или мученики – святые люди Божии, которые имели Христа внутри себя. Если дикие звери узнают и понимают человека, носителя любви, которая всё покрывает, всё терпит, что тогда сказать о нас?
И кое-что последнее. Это «покрывает», о чем мы сказали вначале, напоминает нам крышу. У крыши есть еще одно свойство – она прикрывает, скрывает. То есть, когда ты видишь ошибку своего брата, не нужно идти и говорить кому-то: «Знаешь, что сделал этот человек? Он совершил такой-то поступок. Видишь, что это за человек и что он натворил? Ты уже узнал новости, что случилось тут и там?» Все мы имеем в себе это зло – сплетничать. Любовь покрывает, не разглашает повсюду. Любви не нравится разглашать беды брата своего, не нравится раскрывать ошибки других людей. Наша же с вами эпоха сегодня, к сожалению, возделывает «людоедов». Существует такой вид каннибализма: один поедает другого. Прав он или не прав, мы очень легки на то, чтобы разорвать в клочья другого человека. Нас не очень-то интересует, правда это или ложь, нам достаточно, что какой-то шум поднялся, тут же рассказываем: «Этот совершил такой-то поступок!»
И мы, слушая это, как себя ведем? Тоже возмущаемся: «Его нужно наказать! Мир должен очиститься!» Не знаем мы только, дорогие мои братья и сестры, что очищение должно начинаться с самих себя. Давайте очистим наши души и сердца и не станем смотреть на брата. Всей нашей жизни не хватит, чтобы очистить «Авгиевы конюшни», на которые похоже наше сердце. Жизнь дана нам не для того, чтобы очистить сердце нашего брата. Почему, когда мы слышим Христа, говорящего: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7: 3), не обращаем внимание на бревно в своем глазу, а спешим вытащить сучок из глаза ближнего? Мало того. Старец Паисий говорил как-то: «Мы похожи иногда на людей, которые, видя сучок в глазу ближнего, вместо того, чтобы взять ватку и аккуратно помочь, чтобы сучок вышел из глаза, чтобы он не беспокоил брата, мы берем металлическую щетку и превращаем его глаз в фарш». Так мы поступаем.
В нашу эпоху очень много скандалов. И еще наша эпоха отличается жестокостью, огромной жестокостью, происходящей от нас самих по отношению к людям. Пусть и случился какой-то скандал с ними, мы не жалеем их, не сочувствуем. Мы не думаем о том, что и они наши братья, они люди, образ Божий, и они призваны Богом к Вечному Царствию. Они тоже люди. Даже убийцы. Конечно, мы не амнистируем ошибку, не предаем амнистии преступление, но человека мы должны любить, должны поддержать человека. И не радоваться, когда происходят зло и неприятности вокруг нас, не спешить рассказать всем о падениях и затруднениях, слабостях нашего брата, но постараться покрыть их.
Вы скажете мне: «Что же, нам быть укрывателями?» Не в этом смысле. Если ты хочешь приостановить зло, ты можешь сообщить о нем уполномоченным, ответственным за определенные вещи. Но не нужно позорить человека в обществе с помощью телевидения и других современных средств извещения. Поэтому, когда мы слышим и видим разные скандалы вокруг нас, во-первых, не станем легко всему доверять, не будем легковерными, потому что часто, очень часто, когда мы лично узнавали людей, то выясняли, что все обстоит совсем иначе, не так, как об этом говорят. Во-вторых, если бы все было именно так, нам не следует вести себя таким образом. Если, конечно, мы желаем быть людьми, следующими по пути Божиему, и если нас интересует наше собственное духовное преуспеяние и равновесие.
Митрополит Афанасий Лимасольский
Перевела с греческого Мария Орехова
Источник: www.omilies.net