413
Страсти препятствует проявлению Божественной благодати в человеческом сердце подобно пеплу, который препятствует возгореться искре. Но с помощью аскезы и молитвы сердце очищается от страстей, и искра Божественной благодати в нем возгорается. Тогда верующие начинают чувствовать Христа в сердце своем, которое есть центр их существования.
Не все и на всегда предают Христа и дезертируют. Некоторые остаются верными Ему до гроба, продолжают свою борьбу и не меняют свою веру в Истинного Бога ни на что мирское и светское. Вот почему в Церкви существуют святые мученики.
Во время каждой воскресной Евхаристии мы празднуем малую Пасху. Это наше воскресение от смерти к жизни, восхождение от земли мертвых к земле живых, от рабства врагу спасения к свободе детей Божиих. Наша Пасха стала возможной благодаря Воплощению, распятию и Воскресению нашего Спасителя.
Любовь к Творцу приводит к любви к творению. Вы не можете по-настоящему и должным образом любить людей, если не воспламеняетесь богочеловеческой любовью Христа в горниле литургии. Условием для этого, конечно, является наше собственное аскетическое усилие, если мы хотим достойно участвовать в этом богослужении. В других богослужениях верующие беседуют с Богом, прославляют и благодарят Его. Но только в Божественной литургии они приобщаются Христа, соединяются неслиянно с нашим возлюбленным Господом.
Те, кто познал любовь Божию, неизреченную доброту и великое Его милосердие, взамен предлагают Ему свое сердце, которое постоянно кается, благодарит, прославляет и плачет от любви к Нему. Такое сердце всегда ищет новые способы выразить свою любовь и не находит покоя ни в чем, кроме освобождения от всего и вся, что не является Богом, чтобы всецело отдать себя Христу.
Все добродетели человека являются аспектами одной величайшей добродетели – любви. Когда христианин стяжает любовь, он обретет все добродетели. Именно любовь изгоняет из нашей души первопричину всякого зла и всех страстей, которая, по словам святых отцов, есть эгоизм.
Когда вы окажетесь в тихом месте (предпочтительно после духовного чтения или после возжжения лампады перед иконами), как можно дальше от шума и забот, внимательно, от сердца произнесите: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». Какой мир и силу черпают наши души из этой тишины в Боге… Такая молитва поможет нам на протяжении дня сохранять душевный мир без раздражения, напряжения и беспокойства.
Для того, чтобы христианский брак был проявлением и откровением брака между Христом и Церковью, супруги должны постоянно преодолевать свою греховность и распинать свой эгоизм и страсти, достигая святой добродетели смирения во всей ее глубине. Ибо брак есть участие в распятии и Воскресении Христовом. Таинство Брака возводит супругов из старого мира – неискупленного и безбожного, мира эгоизма, тления и смерти, и помещает их в новый – богочеловеческий мир любви и Царства Небесного.
Память Божия в нашем случае не должна ограничиваться несколькими молитвами благодарности, которые мы адресуем Богу за Его дары. Недостаточно и молитвенных просьб о нашем спасении и здравии. Скорее она должна стать постоянным расположением нашей души и непрестанным актом хвалы и благодарения Богу за дары Его любви и особенно – за Воплощение Его Сына. Память Божия есть полное доверие нашему Создателю и вверение Ему всей нашей жизни.
Мы не знаем, как долго Господь позволит нам еще прожить на этой земле. Но я думаю, что все мы должны молить Бога, чтобы Он дал нам возможность испытать Его любовь и умереть в Его любви. Пока мы живы, да познаем мы все любовь Христову. Когда же мы умрем, да будет это во имя Его любви. Ибо «живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем. И потому, живем ли или умираем, всегда Господни» (Рим. 14: 8). В этом случае наша жизнь будет благословенной, а смерть претворится в воскресение, и все проблемы, таким образом, разрешатся. Поэтому необходимо пребывать со Христом и в любви Его.
Святой пророк Божий Илия является образцом и примером для всех христиан. Его вера и преданность Богу, его непоколебимое соблюдение святых заповедей Божиих, его духовное рвение достойны пристального внимания и подражания для тех, кто живет в миру. И для пастырей Церкви он тоже должен быть примером, учитывая, что он никогда не колебался в своем стремлении к установлениям Бога Всемогущего. И для монахов важно лицезреть его пример, потому что пророк сей любил отшельническую жизнь и считается учителем сердечной молитвы. Он был, кроме того, преданным сторонником телесного воздержания и одним из немногих мужей Ветхого Завета, которые обладали даром девства. Он был совершенно послушен воле Божией, и впоследствии Бог был послушен ему, ибо «боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть» (Пс. 113: 19). Дерзновение пророка к Богу чудесно и уникально, как и то, что наш Всеблагий Бог услышал его и сделал то, что он просил.
Братие, мы должны, увы, признать, что современные христиане практически не чувствуют бесконечной любви Божией. Мы не переживаем ее как самое сокрушительное явление в истории мира и в нашей собственной жизни. Мы не отвечаем на любовь Господа к нам своей собственной… И, возможно, величайшей ошибкой в нашей жизни является именно то, что мы не чувствуем этой всеобъемлющей любви к нам и не отвечаем Богу любовью взаимной. И поэтому наша жизнь, как христиан, едва тлеет. Когда же мы переживаем тайну любви Божией, мы остаемся радостными даже в самых неблагоприятных обстоятельствах жизни и встречаем саму смерть с христианской надеждой. Святые человеки Божии чувствуют в глубине своего существа, как сильно Бог любит нас, и они горячо любят Его в ответ. Вот почему святые терпеливо переносили и переносят всякую боль, лишения, пытки, аскезу и искушения. Все это ради любви к Богу. Молитва апостола Павла к Ефесянам – это молитва всех святых, дабы все христиане познали любовь Христову, которая превосходит всякое человеческое разумение: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3: 18–19).
Приоритетом для христиан в жизни земной, и особенно для монахов, должна быть постоянная борьба за очищение от страстей и исцеление душевных недугов. Если нас постигает серьезная, смертельная болезнь, мы очень беспокоимся и ищем врачей, лекарства и лучшие больницы. Но мы не беспокоимся в той же степени о своих душевных болезнях. И, конечно, все мы, включая тех из нас, кто находится в рядах монашествующих, не здоровы на всех уровнях нашей жизни. И прежде, чем мы покинем этот мир, давайте же будем просить у Бога благодати, дабы исцелились различные наши душевные недуги. Будем же слезно просить и заступничества святых в этом, и Божией Матери.
Память смертная помогает нам преодолеть наше ветхое «я» и приносит смирение в нашу душу. Когда мы забываем о смерти, мы оказываемся в иллюзии о нашем вечном пребывании на этой земле. И это умножает в нас самонадеянность и стяжательство, в нас развиваются плотские страсти и склонность к эксплуатации других людей. Память смертная, напротив, способствует осознанию наших границ здесь, на земле. Памятуя о смертном часе, мы уже внимательно относимся к нашим действиям, словам и мыслям, соотносим их с вечностью и жизнью после смерти. Память смертная – это духовное состояние, которое приносит душе смирение, мир и радость. Это дар от Бога, и мы должны просить его у Него.
Как нам достичь постоянного хождения пред Богом? Чем больше мы будем преодолевать свою эгоцентричную жизнь, чем больше будем любить Бога, тем больше мы будем думать о Нем. Сам Господь сказал: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21). Изучение слова Божия, творений святых отцов, общение с духовными людьми, любящими Бога; усердная молитва, регулярное посещение богослужений и частое достойное участие в Святом Причастии – все это умножает в нас любовь к Богу, а значит, и память о Нем. Святой Григорий Богослов говорит нам: «Память о Боге важнее дыхания». Постоянное памятование о Боге приносит душе глубокий мир и любовь даже в самых трудных жизненных обстоятельствах.
Братие, чем еще может похвалиться христианин, как не Крестом Христовым? Ибо в нем проявляется вся любовь Божия к человеку. Господь был распят, пригвожден, обесчещен и умер на Кресте из величайшей любви к человеку. Христос был распят на Кресте за каждого из нас. Какая бесконечная тайна любви! Человек же, оказываясь перед лицом этой любви Божией, из-за своей греховности не в состоянии ее постичь. Вот почему наша единственная похвала – Крест Христов. Крест для христиан – единственная наша радость, единственная наша надежда и единственное наше утешение. Но не будем забывать, что ради Креста нашего Господа и мы должны быть распяты с Ним и умереть для наших грехов и для мира. Крест – это не просто символ или знак Христа, Крест должен быть образом жизни Его учеников.
Архимандрит Георгий (Капсанис)
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Pemptousia.com
https://pemptousia.com/author/archimandrite-george-kapsanis/