406
В течение двух недель – с конца июля по середину августа – волонтеры проекта «Родная земля» трудились в миссионерской экспедиции на Дальнем Востоке. Пятеро смелых – это Виктория Шемшур, капитан, и ее коллега Анна Волкова говорили с детьми об информационной безопасности и криптографии. Екатерина Курмесова обучала ребят флористике, Анна Самошина – иностранным языкам, рисованию и музыке. Единственный парень в составе группы, студент 4 курса Сретенской духовной академии, активный участник проекта «Родная земля» Николай Небратенко взял на себя беседы о православии и организацию веревочного городка.
Местные жители и духовенство встречали волонтеров очень тепло, где бы те ни оказывались. Ребят приглашали почаще бывать в этом суровом, отдаленном, но, безусловно, прекрасном крае. Своими впечатлениями от поездки поделился Николай Небратенко.
– Николай, почему в этом году было выбрано именно это направление?
– Изначально проект «Родная земля» охватывал северные регионы нашей страны. Два года назад наши ребята решили поехать на Дальний Восток. Они побывали в Приморском и Хабаровском краях. Во время путешествия по Хабаровскому краю они познакомились в поселке Ванино с батюшкой Игорем и матушкой Галиной Примак, которые пригласили ребят приехать снова, чтобы организовать лагерь. Наш капитан Виктория Шемшур как раз была в той поездке. Виктория стала набирать команду, с которой можно осуществить задуманное и постараться заинтересовать детей православием, поделиться с ними знаниями в разных областях.
Спустя два года появилась такая возможность, и мы поехали на Дальний Восток. В Южно-Сахалинске мы в первую очередь хотели познакомиться с приходской жизнью в этом регионе. Но при этом провели несколько мероприятий. Мы посетили детские дома в Александровске-Сахалинском и в Тымовском районе, для детей мы устроили небольшой концерт, рассказали о церковных праздниках, пообщались с ними, вручили небольшие подарки. И еще мы провели встречу с молодежью в Южно-Сахалинске, обменялись опытом миссионерской деятельности.
В первую очередь мы хотели познакомиться с приходской жизнью в регионе
– Ситуация на Дальнем Востоке отличается от той, что на Русском Севере? Проблемы типичны или есть специфические?
– Я бы сказал, что большинство проблем иного плана. На Севере – это храмы, которые требуют восстановления. Это нехватка священников, когда батюшка один на несколько отдаленных друг от друга приходов и Литургия в тех или иных поселках, деревнях совершается раз или два раза в год. Люди не имеют возможности поехать в другой храм, потому что это очень далеко. А на Дальнем Востоке в принципе храмы есть, и в них есть священники. Хотя понятно, что, как и в любой другой епархии, храмов и духовенства не хватает, но проблема стоит не так остро, как в Архангельской области.
На Дальнем Востоке православие отсутствовало почти весь советский период, и храмы там начали строиться только в 90-х годах. По большому счету православию на Сахалине всего лишь 30 лет. И за это время успели сделать не так много, как в других регионах, где православие хоть как-то продолжало жить. В храмах довольно много людей, но храмов при этом немного. На Дальнем Востоке много сект. Людям не хватает церковной жизни, интересных мероприятий, особенно в Хабаровском крае. В портовом поселке Ванино рядом с Советской гаванью есть не только православные церкви, но также баптистская, адвентистская и церковь «Победа христиан в Иисусе». Как говорит наш капитан Виктория Шемшур: «Концентрация "религиозности" на квадратный километр зашкаливает».
На Сахалине создано «Братство Александра Невского», его возглавляет отец Виктор Горбач. Как раз он нас встречал, мы много общались. Братство проводит огромную миссионерскую, просветительскую работу. На Сахалине с этим всё намного лучше, чем в Хабаровском крае, там православие только недавно появилось, и ему еще сложно.
– Приезжая с первой миссией, вы смогли какие-то наработки передать вашим коллегам, которые живут в этом регионе? Или пока это было больше знакомство и планирование дальнейших совместных проектов?
– В Хабаровский край мы приехали уже с готовой идеей. Мы проводили полноценный лагерь дневного пребывания для детей. Думаем, что наш опыт пригодится местным волонтерам и они уже своими силами организуют такой лагерь, когда соберется нужное количество молодых людей, которые горят этой идеей. А в Южно-Сахалинске такая работа налажена. Они сами проводят и молодежные лагеря, и форумы. И там мы скорее просто поделились тем, что есть у нас. Но и во многом обогатились их опытом, потому что у них там работа даже в чем-то шире, чем наш проект.
– Что интересного подметили в опыте коллег?
– Мне понравился формат проведения детских и подростковых лагерей, когда приглашаются даже ребята нецерковные или малоцерковные. Они выезжают в красивое место на природу, и там в течение нескольких недель работает образовательный лагерь, где ребята получают много знаний из различных сфер. И очень важным блоком является получение знаний о православии. Многие впервые сталкиваются с православием, кто-то открывает его для себя намного глубже, совершаются богослужения. Через этот лагерь прошло немало людей. Многие впоследствии стали активными прихожанами и активными участниками «Братства Александра Невского».
– Вы наметили дальнейший план работы на Дальнем Востоке?
– Нас ждут во всех местах, где мы побывали. И в Приморском крае, и в Приамурье. Все зависит от того, сколько людей будет готово, у кого будет возможность туда поехать и сколько будет команд. В этот раз мы были одной командой и смогли только в одном месте провести лагерь. Но если в следующем году наберутся люди, будет желание и возможности, конечно, мы хотим расширить наше взаимодействие с Дальним Востоком там, где это больше требуется и где есть возможность для проведения. В основном мы планируем проводить детские лагеря, может быть, молодежные лагеря. Это больше образовательный формат.
Если будут люди и возможности, мы хотим расширить взаимодействие с Дальним Востоком
– Вы упомянули в начале нашего разговора, что православию на Дальнем Востоке совсем немного лет и сильны сектанты. Это чувствовалось в вашей работе? Вам не препятствовали?
– Слава Богу, мы не встречали какого-то противодействия. Общаясь с местными жителями, мы встретили нескольких представителей сект. Но они относились к нам дружелюбно. Осматривая города, мы видели, что буквально рядом с церковью находится несколько молитвенных домов сектантов. К слову, в поселке Ванино Хабаровского края только две церкви, то при этом есть несколько молитвенных домов других деноминаций, даже три или четыре.
– Насколько я понимаю, желание работать с этим регионом у Вас огромное и он сейчас представляет особенный интерес?
– По сути, каждый регион занимает свое, особенное место в сердце. На Севере одна специфика, один вид работы. На Дальнем Востоке это несколько иное. Получается, что в каждом месте, где ты побывал, тебя ждут. Конечно, хочется везде побывать и даже расширяться на другие регионы. В каждом регионе требуется что-то свое, разные подходы.
Но главное, чтобы находились люди, которые этим горят и в первую очередь готовы взять на себя организацию этих поездок, потому что есть немало волонтеров, которые готовы поехать, но не хватает тех ребят, которые бы взялись за организацию, не побоялись этого и смогли полноценно организовать эти экспедиции.
– В эту миссионерскую экспедицию вы ездили впятером, но провели большую работу. Много пришлось готовиться к экспедиции?
– Мы готовились более полугода, регулярно встречались, продумывали программу, созванивались с принимающей стороной. Нам никто не был известен на Сахалине. Я сам нашел контакты сахалинского духовенства, людей, которые готовы нас там принять, готовы нам что-то показать, с которыми мы можем взаимодействовать. Мы согласовывали программу, использовали наш опыт проведения миссионерских экспедиций. Для меня это была уже четвертая экспедиция. До этого я ездил три раза на Русский Север, Анна Самошина ездила дважды. Виктория до этого больше пяти лет в разных экспедициях участвовала и была капитаном. Так что мы использовали весь наш опыт. К тому же профессиональные навыки каждого из нас реализовывались в этой экспедиции, это нам очень помогало.
– Для Вас эта экспедиция самая яркая и запоминающая?
– Я бы сказал, что каждая экспедиция запоминается по-своему. Моя первая экспедиция была зимой на Русский Север. Это было нечто потрясающее! Затем была летняя экспедиция на Русский Север. Это тоже то, что невозможно забыть. Экспедицию на Дальний Восток, конечно, хочется назвать наиболее яркой. Я бы не стал выделять какую-то одну экспедицию. Но поездка на Дальний Восток мне запомнится на всю жизнь.
– Что Вам дает участие в проекте «Родная земля»? Ведь каждый семинарист может выбрать себе послушание по сердцу. Вы для себя выбрали это направление. Почему?
– Мне хотелось делиться теми знаниями, которые мы получаем в академии. Хотелось вживую посмотреть на тех людей, которым мы призваны проповедовать после окончания Сретенки. В какой-то степени это знакомство с моим будущим и возможность еще до окончания учебы себя реализовать. В первую очередь мною руководит желание рассказать людям о Боге, поделиться радостью жизни в Церкви. Также хочется пообщаться с людьми, потому что везде заводится дружба. Потом люди из тех мест приезжают в Москву, мы с ними снова встречаемся. Мы сами обогащаемся через это общение, узнаем новое, видим красоту природы, узнаем свою Родину еще лучше. Если бы не эти миссионерские поездки с проектом «Родная земля», думаю, я никогда не побывал бы в Хабаровском крае или на Сахалине, никогда не искупался бы в Белом море или в Атлантическом океане. Это удивительное знакомство с жизнью других людей.
– Вы же еще и колокольным делом занимаетесь, есть послушание в воскресной школе. Но мне кажется, этот проект для вас самый любимый.
– Да. Я бы сказал, что в этом проекте все совмещается. Можно и в колокола позвонить в церквушке на Севере, в которой эти колокола звонят раз в год, или в кафедральном соборе Южно-Сахалинска. И если дети в воскресной школе приходят только на один урок раз в неделю, то в экспедиции ты в течение недели с утра до вечера с ними занимаешься чем-то. И ты можешь сам выбирать, что им рассказывать. Я также занимаюсь волонтерством, поездками в Михайловскую школу-интернат и в Мытищинский реабилитационный центр. Весь этот опыт и все эти направления здесь складываются гармонично и более ярко выражаются.
– Когда Вы только всё успеваете?
– Не всегда все успеваю, но я к этому стремлюсь. Эти активности заряжают, помогают находить больше смысла в учебе и в любой деятельности. Имея опыт общения с людьми, понимаешь, насколько важно и ценно получать образование. Все это очень вдохновляет. Общаясь с людьми, получая от них отклик, радость, благодарность, ты заряжаешься. Если ты мог ехать в поездку уставшим и даже понурым, то возвращаешься из нее всегда радостным, с огромным количеством впечатлений.
Беседовала Наталья Рязанцева
Николай Небратенко