Ангел Хранитель и святой, в память которого получаем свое имя

Московская Сретенская  Духовная Академия

Ангел Хранитель и святой, в память которого получаем свое имя

1998



Мы сегодня отмечаем память Всех святых. Иногда люди приходят с вопросом: «Чем отличается почитание Ангела Хранителя от памяти своего тезоименитого святого или святой?» Сегодня мы поздравляем друг друга с Днем Ангела. И возникают вопросы: «Кто такой Ангел Хранитель? Один ли он у человека или их несколько?» Некоторые говорят, что у человека на правом плече сидит добрый ангел, которого ему дали при Крещении, а на левом плече – злой ангел, который нашептывает дурные помыслы. 

Итак, день ангела, день тезоименитства, память святого – это одно и то же событие или это какие-то разные явления в нашей жизни? Поговорим об этом. 

Каждый из нас, становясь членом Церкви, проходит таинство Крещения, во время которого священник просит Бога приставить к крещаемому Ангела Хранителя. Следовательно, просьба об Ангеле Хранителе звучит уже во время Крещения. По сложившейся традиции, мы не выделяем дату Крещения в своем годовом календаре, и многие люди уже через год не могут точно вспомнить дату своего Крещения. 

Имена, которые даются при Крещении, в наше время, в XXI веке, как правило, не связаны с днем Крещения. Хотя ранее в день Крещения священник давал имя того святого, день памяти которого отмечался. Вспомните имя главного героя повести Н. В. Гоголя «Шинель» – Акакий Акакиевич.

Итак, почему такие имена давались? Потому что крещаемого называли в честь того святого, в день памяти которого он родился. Например, родился человек в память святого Аполлинария Лаодикийского, и его называют по святцам – Аполлинарий. 

К сожалению, современные родители сначала дают имя ребенку и часто даже не задумываются, в честь какого святого он назван.

А ведь святой, в честь которого нас называют, становится нашим небесным покровителем. Типичная ситуация: приходят родители с младенцем к батюшке и говорят: 

– Окрестите ребенка.

– Как зовут вашу девочку?

– Мария.

– А в честь какой святой Марии вы дали имя?

– Ну, просто Мария.

И начинаем смотреть, память какой святой Марии ближе к дате рождения девочки или какую святую Марию в этой семье почитают. 

И начинается уже такая лотерея: 

– А может быть, назовем в честь Марии Магдалины? Может, – Марии Египетской?

Крещение еще не началось, священник готовится к таинству и ищет имя святого по церковному календарю, а папа с мамой не могут между собой договориться. И так происходит выбор небесной покровительницы для дочери по имени Мария. К сожалению, нередко имя выбирается до того, как будет понятно, в честь какого святого назвать ребенка. 

Современные родители сначала дают имя ребенку и часто даже не задумываются, в честь какого святого он назван

Но бывает так, что мы сами выбираем себе небесного покровителя, и с этого момента, как мы его выбрали, теперь он уже должен нам помогать, покровительствовать, давать здоровье, хороших оценок на экзамене, погашение кредита по ипотеке, машину, квартиру, корабль, самолет. Вот так мы выбираем себе небесных покровителей! А ведь мы, в первую очередь, должны установить духовную связь со своим небесным покровителем. 

А бывает и так, что юноша носил одно имя, а потом родители передумали и решили в Крещении назвать его другим именем. Например, Петра окрестить с именем Василий. Когда спрашиваешь родителей, в чем же виноват святой Петр, получаешь ответ, что имя сына в Крещении, по магическим представлениям отца и матери, никто не должен знать. А потом, когда этот Петр, уже пожилой человек, приходит к священнику, он говорит, что не помнит, с каким именем его крестили. Но точно – не со своим собственным. А родители, бабушка и родные уже умерли. А от священника требуется, чтобы он в этой ситуации нашел ответ за пять минут. Хорошо, если такой человек еще жив, а как быть с усопшим, о котором близкие знают то, что он крещен не с тем именем, которое носил при жизни? А с каким именем он крещен – не знает или не помнит никто! 

С подобной ситуацией не сталкивались в древности. У всех, кто принимал Крещение в первые три века от Рождества Христова, перемены имени не было. Аполлоний, став впоследствии святым, оставался со своим именем. 

Главное – не то, сколько имен человек сменил, главное заключается в том, что мы должны установить духовную связь с небесными покровителями, которых призываем на помощь. Важно помнить, что они живые люди. И выходит, что небесных покровителей у человека может быть не один, ни два, а тысяча и десятки тысяч в зависимости от того, какой он духовный образ жизни ведет.

И еще у нас есть ангел, о котором мы просим Господа, чтобы Он при Крещении его даровал. Ангел помогает нам, когда отправляемся в путешествие, начинаем благое дело. И во многом другом. Это одна реальность. 

И другая реальность – это взаимодействие с теми святыми людьми, которые пребывают душой на небесах, но попечением своим не оставили земли. И мы носим одно из их имен, ездим к их мощам в паломнические поездки. На иконостасе у нас есть иконы святых, к которым обращаемся с молитвой и можем рассчитывать на их помощь. Но в том случае, если мы сами будем вести себя должным образом, по-христиански, потому что они тоже люди, и это означает, что они могут нам соблаговолить или отказать в своей помощи, это их право, а не обязанность.

Итак, день ангела и день тезоименитства нами часто соединяются и ассоциируются с одним и тем же днем, потому что мы почитаем своих небесных покровителей – людей, членов Церкви Небесной как ангелов, потому что они уже не имеют бренного тела, но душой единоприродны с ангельской природой и пребывают на Небесах. И сегодня, почитая святых, мы, по сути, почитаем святых, не только имена которых носим, но и всех святых как ангелоподобных жителей. 

Вот теперь вы понимаете различия, что такое Ангел Хранитель и что такое святой, имя которого мы носим, – это не одно и тоже. Хотя святой, имя которого мы носим, может для нас быть личным Ангелом Хранителем. Не в том плане, что он перешел из одного класса небесных существ в другой, а в том, что по Божию благоволению он выполняет соответствующую миссию – становится для нас вестником Божией милости, проводником Божией благодати, Его воли. 


Иеромонах Ириней (Пиковский)