О времени совершения архиерейский хиротоний в Древней Руси

Московская Сретенская  Духовная Академия

О времени совершения архиерейский хиротоний в Древней Руси

929



 На основе анализа источников автор приходит к выводу, что в Древней Руси правило совершения архиерейской хиротонии в праздничный день последовательно соблюдалось. Большинство из выявленных исключений находят удовлетворительное объяснение и могут быть интерпретированы как ошибки, которые появились вследствие переписки и редактирования летописных текстов.

 За содействие в подготовке настоящей статьи автор благодарит А. А. Горского.

 Памяти Артема Викторовича Давиденко посвящается

 1983 г., обратившись к изучению датированных летописных известий XIV–XV вв. для характеристики идейно-политической жизни эпохи и «идеологической направленности» действий феодальной элиты, Н. С. Борисов справедливо подметил, что абсолютное большинство из них связано с жизнью церкви. Анализ источников позволил ему выявить и другую интересную закономерность: поставления архиереев на Руси преимущественно совершались или в воскресенья, или в дни больших религиозных праздников [Борисов, с. 129]. Однако объяснение этой хронологии, на мой взгляд, исследователю не вполне удалось. По его мнению, такой выбор времени обеспечивал присутствие на хиротонии большого количества народа, что способствовало утверждению идеи богоизбранности власти и «закреплению религиозного мировоззрения» в феодальном обществе [Борисов, с. 129, 131].

 В действительности, традиция рукоположения архиереев в воскресные дни восходит к дофеодальной эпохе. Уже в «Апостольских постановлениях» – одном из наиболее авторитетных литургико-канонических памятников древности (ок. 380 г.) – рекомендовалось совершать хиротонию епископа в «день Господень», то есть в воскресенье[1]. Со временем этот обычай превратился в устойчивую практику. Так, по прошествии почти тысячи лет святитель Симеон Солунский (после 1381 – 1429) писал: «С наступлением воскресного дня в церковь собираются все архиереи, участвовавшие в избрании (епископа. – Ю. А.), приходит и архиепископ для совершения рукоположения вместе с ними, или, лучше сказать, сам Христос, через них совершающий таинства, которые Он заповедал» [2]. Насколько это правило было укоренено в церковной жизни Древней Руси? Ответить на этот вопрос призвана настоящая статья. В ней анализируются календарные даты рукоположения архиереев на русские кафедры в XII – середине XIII в.[3]

1. Хиротонии киевских митрополитов, которые в своем подавляющем большинстве были греками, проходили в Византии (по этой причине точные даты их совершения не отразились в древнерусских источниках). Исключениями из правила стали два поставления митрополитов-русинов – Илариона (середина XI в.) и Климента (Клима) Смолятича (1147–1159, с перерывами). К сожалению, календарная дата рукоположения первого нам неизвестна. Что же касается времени хиротонии Климента, то о нем сообщает статья 6655 (1147) г. Лаврентьевской летописи: «Изѧславъ постави митрополита Клима . калугера . Русина ѡсобь с шестью єпс̑пы . мс̑ца . июлѧ . въ . к҃з . на памѧт̑ стаг̑ Пантелѣимана»[4]. В указанном году 27 июля приходилось на воскресенье. В этот же день совершалась память святого великомученика Пантелеимона, небесного покровителя киевского князя Изяслава Мстиславича (1146–1154, с перерывами), стараниями которого Климент и получил сан митрополита. Таким образом, дата поставления второго митрополита-русина не нарушала традиции совершения рукоположения в праздничные дни и при этом имела особое значение для правящего князя.

2–4. Хронологически первое датированное сообщение о хиротонии на Руси относится к 1105 г. В этом году недавно прибывший в Киев митрополит Никифор (1104–1121) рукоположил на вакантные кафедры сразу трех архиереев: Амфилохия на Владимирскую, Лазаря на Переяславскую и Мину на Полоцкую. Все указанные поставления имеют в летописи календарные даты: «В лѣт̑ . ҂ѕ҃ . х҃. г҃ı (1105) . Постави митрополитъ єпс̑па . Анѳилофиӕ Володимерю . мс̑цѧ . авгус̑ . въ . к҃з . дн҃ь . томьж̑ лѣт̑ . постави Лазарѧ в Переӕславль . ноӕбрѧ . въ . в҃ı . тож̑ же лѣт̑ . постави Мину . Полотьску декаб̑ . въ . г҃ı . дн҃ь»[5]. 27 августа и 12 ноября в   1105 г. являлись воскресными днями, а вот 13 декабря приходилось на среду. Последняя дата не отмечена каким-либо большим торжеством в церковном календаре. Следовательно, только рукоположение полоцкого архиерея противоречит традиции совершения хиротонии в   праздничный день. Предполагаю одно из двух: либо это – исключение из правила, либо хронологическая неточность, допущенная летописцем. На мой взгляд, более вероятно второе: торжественный характер чина хиротонии исключал его совершение в постный день, который предусматривал воздержание от пищи и увеселений. Соблюдение однодневных постов среды и пятницы регламентировалось авторитетными сочинениями раннехристианского времени («Учение двенадцати апостолов», «Каноны Ипполита», «Апостольские правила») и было обязательно для духовенства[6].

5.   В начале 1113 г. на место долго болевшего и скончавшегося 23 ноября 1112 г. черниговского епископа Иоанна (ранее 1088 – 1112) был поставлен игумен Киево-Печерского монастыря Феоктист. Датировка этого события в летописях разнится: Лаврентьевская указывает на 11 января, а Ипатьевская – на 12 января.

Лаврентьевская летопись

Ипатьевская летопись

Томь же лѣт . поставиша Феѡклиста єпспомь

Чернигову . мсца генвар . въ . аı . днь[7].

 

…и поставиша Феѡктıста еппкомъ Чернѣгову .

игумена Печерьскаго . мсца генварѧ . въ . вı . днь

. а посаженъ на столѣ . въ . ѳı[8].

 Думаю, что в данном случае хронология Лаврентьевской летописи ошибочна. Автор сообщения в Ипатьевской летописи более осведомлен в южнорусских событиях: ему известны и   дата настолования Феоктиста, и факт его игуменства в Киево-Печерском монастыре[9]. 12 января в 1113 г. было воскресеньем.

 6–7. Под 6622 (1114) г. Лаврентьевская летопись рассказывает о двух епископских хиротониях: «…в то же лѣт поставиша Данила єпспмъ . мсца . генвар . въ . s . на Крщньє Г сне… Том же . лѣт . поставиша Кирила єпспмъ . мсца . нояб . въ . s . днь»[10]. По мнению Н. Г. Бережкова, в данной статье даны события двух мартовских годов – 6621 (1113/1114) и 6622 (1114/1115). К первому году он относит поставление Даниила, а ко второму – Кирилла [Бережков, с. 45]. Даниил был рукоположен митрополитом Никифором I на Юрьевскую кафедру[11]. Его хиротония, как следует из слов летописца, состоялась в праздник Крещения Господня (6 января), который относится к числу двунадесятых. Поставление же Кирилла произошло 6 ноября. В 1114 г. это была пятница, которая, как и среда, является постным днем.

 8. 1 января 1118 г. на Переяславскую кафедру, которая овдовела после кончины епископа Лазаря (16 сентября 1117 г.), был возведен игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве Сильвестр: «В то же лѣт . престависѧ єпспъ блженыи Переӕславьскыи Лазарь . мсца . семтѧбрѧ . въ . sı . днь . и поставиша в него мѣсто . Силивестра . мсца генвар въ . а . днь»[12]. 1 января церковь отмечала один из Великих праздников – Обрезание Господне [Лосева, с. 237][13].

 9. В 1156 г. вместо умершего 21 апреля новгородского владыки Нифонта (1130/1131– 1156) общим решением горожан и правящего князя Мстислава Юрьевича (1155–1157) был избран игумен местного Успенского монастыря Аркадий. Его хиротония, как сообщает Ипатьевская летопись под 6667 (1159) ультрамартовским годом [Бережков, с. 170–171], состоялась 10 августа: «Том же лѣт . поставиша епспа Аркадьӕ Новугороду . мсца августа въ . ı . днь»[14]. В 1158 г. 10 августа было воскресеньем.

 10. Преемником Аркадия на Новгородской кафедре стал священник церкви Св. Власия на Волосовой улице Илья[15]. О его рукоположении Новгородская первая летопись (далее – НПЛ) говорит под 6673 (1165) г.: «Поставленъ бысть Илия архиепископъ новъгородьскыи от митрополита Иоанна, при князи Русьстѣмь Ростиславѣ, мѣсяця марта въ 28, на вьрьбницю, и приде Новугороду мѣсяця маия въ 11, при князи Новгородьстемь Святославе, а при посаднице Захарии»[16]. Время совершения хиротонии летописец определяет точно. В 1165 г. Пасха приходилась на 4 апреля, поэтому отмечаемый в шестое воскресенье Великого поста Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье («вьрьбница»), праздновали 28 марта.

 11. Около 1183 г. киевский митрополит Никифор II (ранее 1183 – после 1 января 1198 г.) поставил на Ростовскую кафедру грека Николая. Это вызвало недовольство владимирского князя Всеволода Юрьевича (1176–1212), который предложил на это место кандидатуру игумена монастыря Св. Спаса на Берестове в Киеве Луку. Под давлением киевского князя Святослава Всеволодовича (1173–1194, с перерывами), к которому обратился Всеволод, митрополит вынужден был уступить: «и постави сего Луку єпспмъ Ростову . и Володимерю . и Суждалю . и всеи земли Ростовьскои . поставлен же быс мсцѧ . марта . въ . аı . днь. на памѧт стаг Соѳроньӕ архиєпспа Ѥрслмьскаго»[17]. 11 марта в 1184 г. приходилось на воскресенье.

 12. Преемником новгородского архиепископа Ильи, который скончался 7 сентября 1186 г., был определен его брат Гавриил. В начале следующего года он отправился на хиротонию в Киев, которую 29 марта совершил митрополит Никифор II: «Поставленъ бысть архиепископомъ новгородчкымъ Гаврила въ 29 марта, а прииде к Новугороду мая въ 31; и ради быша новгородци своему владыцѣ»[18]. В 1187 г. 29 марта было воскресным днем.

 13.    Следующим епископом на Ростовском столе после Луки стал духовник князя Всеволода Иоанн. О его поставлении Лаврентьевская летопись извещает под 6698 (1190) г.: «Посла блговѣрныи хрсолюбивыи великыи кнѧзь Всеволодъ снъ Гюргевъ . внукъ Мономаховъ Володимерь г Кыѥву. Стославу ко Всеволодичю . и к митрополиту Никиѳору . ѡц своѥго дхвнаго Іѡан . на єпспьство… поставлен же быс . мсцѧ . генвар . въ . кг . днь . на памѧт стаг мчка Климента єпспа. а в Ростовъ пришелъ на свои столъ . мсцѧ . феврал . въ . ке . днь. на памѧт стаг ѡца Тарасьӕ. тогда сущю великому кнѧзю Ростовѣ в полюдьи . а в Суждаль въшелъ . мсцѧ . марта . въ . ı . днь . на памѧт стаг мчнка Кондрата. а в Володимерь вшелъ тогож мсца . въ . sı . днь . в пѧток на канунъ стаг Ѡлексѣӕ члвка Бжьӕ . и друга Бжьӕ Лазарѧ»[19]. Календарные даты посещения новопоставленным епископом главных городов земли – Ростова, Суздаля и Владимира, а также упоминание, что в момент его вступления на стол великий князь находился в полюдье, выдают в авторе современника и очевидца. А это, в свою очередь, существенно повышает степень достоверности его хронологических указаний. Н. Г. Бережков, ссылаясь на то, что пятница («в пѧток») выпадала на 16 марта в 1190 г. (день вступления Иоанна во Владимир), считал данную статью ультрамартовской [Бережков, с. 84]. В этом году 23 января приходилось на вторник.

 14. Вслед за кончиной владыки Гавриила (24 мая 1193 г.) Новгородский стол перешел к основателю Спасо-Преображенской обители близ Старой Русы Мартирию. Спустя некоторое время после избрания он отправился на поставление в Киев, где был благосклонно принят князем Святославом и митрополитом Никифором II. «И поставиша и, – сообщает новгородский летописец, – декабря въ 10, на память святых мученикъ Мины и Ермогена и Еуграфа; и прииде в Новъгород генваря въ 16, на поклонение честных веригъ святого апостола Петра»[20]. Память александрийских мучеников Мины, Ермогена и Евграфа праздновалась 10 декабря, в 1193 г. это была пятница – постный день.

 15. 24 августа 1199 г. на озере Селигер по дороге во Владимир на Клязьме преставился владыка Мартирий. На вакантную кафедру, согласно статье 6709 (1201) г. НПЛ, новгородцы избрали игумена Митрофана: «Новгородци богомъ избраньнаго Митрофана въведоша въ архиепископьлии дворъ по Мантурии; и иде в Русь ставится к митрополиту с новгородчкыми мужи и со всеволожими, и поставленъ бысть мѣсяца июля въ 3 день, на святого Укинфа; и прииде в Новъгород септября въ 14, на Въздвижение честнаго креста; и ради быша новгородци своему владыцѣ»[21]. В 1201 г. 3 июля приходилось на вторник.

 16. В 1212 г. после кончины владимирского князя Всеволода (12 апреля 1212 г.) вспыхнула война между его сыновьями: Юрием и Ярославом, с одной стороны, и Константином – с другой. Одним из следствий этого конфликта стало смещение ростовского епископа Иоанна (1190– 1213), которое привело к разделению епархии на две самостоятельные кафедры – Ростовскую и Владимиро-Суздальскую. Первую занял духовник Константина, игумен монастыря Св. Петра в Ростове Пахомий. О его поставлении Лаврентьевская летопись сообщает под 6722 (1214) г.: «Тогож . лѣт . Кнѧз Костѧнтинъ посла Пахомьӕ . игумена стаг Петра . ѡца своѥго дхвнаго в Кыєвъ к митрополиту Матфѣю . и постави и єпспмъ Ростову . ноӕбрѧ . въ . ı . и въниде в свою єпспью . генварѧ . въ ки . на памѧт стаг ѡца Єфрѣма Сурина»[22]. Если следовать точке зрения Н. Г. Бережкова, который считал данную статью мартовской, тогда рукоположение Пахомия нужно датировать понедельником 10 ноября 1214 г. [Бережков, с. 103–104].

 17. Преемником первого владимиро-суздальского епископа Симона, который скончался 22 мая 1226 г., стал игумен придворного Рождественского монастыря во Владимире Митрофан. Известие о его хиротонии читается в статье 6735 (1227) г. Лаврентьевской летописи: «В лѣт . ҂ѕ . ѱ. ле (1227) . мсца . марта . въ . дı . днь . на памѧт . стаг преподобнаг ѡца Венедикта . въ днь вскрсньӕ Гснѧ . в препловленьѥ стаг поста . єда творим поклоненьє чстному крсту . Поставленъ быс єпспомъ Митрофанъ . бывъ игуменъ стыӕ Бца . митрополитом Кирилом . и .д. ми єпспы . поставленъ быс в бгохранимѣмь градѣ Володимери . в чюднѣи стѣи Бци . Суждалю . и Володимерю . Переӕславлю . сущю ту блгородному кнѧзю Гюргю . и з дѣтми своими . и братома ѥго Стославу . Іѡану . и всѣм болѧром . и множство народа . приключисѧ и мнѣ грѣшному ту быти . и видѣти дивна и преславна . и прославиша всемлстваго Ба . и великаг кнѧзѧ Гюрга»[23]. Хронист называет себя свидетелем рукоположения Митрофана, поэтому мы вправе доверять его временным показаниям. Проверка подтверждает эти ожидания. В 1227 г. Пасху праздновали 11 апреля, соответственно, Великий пост продолжался с 22 февраля по 10 апреля. Поэтому день памяти преподобного Венедикта Нурсийского (14 марта) приходился на воскресенье Крестопоклонной недели, окончание которой знаменовало середину Великого поста («препловленье святаго поста»).

 18. В 1229 г. по инициативе новгородского князя Михаила Всеволодовича (1224, 1229 гг.) на место тяжело больного владыки Антония был выбран иеродьякон Юрьева монастыря Спиридон. 17 декабря того же года он отправился на поставление в Киев. Митрополит Кирилл I (1224–1233) рукоположил Спиридона сначала в сан священника, а затем – во архиепископы. Рассказывая о возвращении новопоставленного владыки в город, летописец отмечает: «Поставленъ бысть от митрополита Кирила въ попы в сыропустную недѣлю, а въ архиепископьство на зборъ по чистои недѣлѣ»[24]. «Сыропустной неделей» хронист называет последнее воскресенье перед Великим постом, а «сбором по чистой неделе» – первое воскресенье Великого поста. Таким образом, Спиридон был удостоен священства в воскресенье 17 февраля 1230 г., а через неделю, в воскресенье 24 февраля, состоялась его хиротония во епископы.

 19. Весной 1230 г. ростовские князья Василий, Всеволод и Владимир Константиновичи обратились к родному дяде, владимирскому князю Юрию Всеволодовичу (1212–1238, с   перерывами) и владимиро-суздальскому епископу Митрофану (1227–1238) с просьбой разрешить игумену Рождественского монастыря Кириллу занять Ростовскую кафедру. Согласие было получено, и вскоре кандидата в архиереи торжественно встречали в Ростове[25]. В конце зимы – начале весны 1231 г. Кирилл отправился в Киев, где его встретили князь Владимир Рюрикович (1223–1236) и митрополит Кирилл I (1224–1233). 6 апреля ставленник Константиновичей был рукоположен в сан епископа: «Поставленъ быс Кирилъ єпспмъ . мсца . апрїл . въ . s . днь . в недлю . стхъ муроносиць по пас ჻ Сщен же быс прещеным митрополитом . Кирилом . и съ ѡкрстными єпспы . иже сут сии иже и стиша и с митрополїтом . Перфурии Черниговьскыи єпспъ . Ѡлекса Полотьскыи єпспъ . и ина . в . єпспа . Бѣлогородьскыи . и Гюргевьскыи . и игумени мнози…»[26]. День святых жен-мироносиц является переходящим праздником, который отмечается во второе воскресенье по Пасхе. В 1231 г. это торжество, действительно, приходилось на 6 апреля (Пасха – 23 марта).

  20. После кончины владыки Спиридона (1230–1249) Новгородскую кафедру возглавил Далмат (1251–1273), в прошлом, как полагают, архимандрит и игумен Юрьева монастыря [Карпов, с. 98–99]. О его поставлении НПЛ ничего не сообщает. Необходимую информацию находим в Лаврентьевской летописи, куда она попала благодаря участию в рукоположении Далмата ростовского епископа Кирилла II (1230–1261): «В лѣт . ҂s . ѱ . нѳ (1251) . Поѣха митрополитъ в Новъгородъ Великыи . ко Ѡлексанъдру . съ епспмь Кирилом . и оумоленъ бывъ Новгородци . поставиша блжнаго Далмата єпспомь . мсца маӕ . въ . ке . на памѧт Ѡбрѣтеньѥ главы стаг Іѡна Прд҄тчи»[27]. 25 мая, которое в 1251 г. приходилось на четверг, отмечалось третье обретение главы святого Иоанна Предтечи. Этот праздник не относится к числу двунадесятых и Великих. Значение выбранной даты определяется тем, что в указанном году на нее выпадало Вознесение Господне – один из переходящих двунадесятых праздников, который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг. В 1251 г. Пасху праздновали 16 апреля, а Вознесение – в четверг 25 мая. Почему летописец предпочел память обретения главы святого Иоанна более значимому празднику Вознесения? Дело в следующем. Указание на церковное торжество принадлежит не автору сообщения о поставлении Далмата, а его редактору, который не знал обстоятельств хиротонии новгородского владыки. Он произвел нехитрую операцию: с помощью месяцеслова дополнил известие предшественника сообщением о непереходящем церковном празднике. Представленные наблюдения над хронологией поставления русских архиереев домонгольского периода обобщим в следующей таблице.

п\п Имя архиерея
и время его правления
 Кафедра   Хиротония
 Дата День недели/
праздник
1  Климент Смолятич (1147-
 1159, с перерывами)
 Киевская
 (митрополия)
 27 июля 1147 г. Воскресенье
 Амфилохий (1105-1122) Владимиро-
 Волынская
 27 августа 1105 г. Воскресенье
 Лазарь (1105-1117) Переяславская 12 ноября 1105 г. Воскресенье
 Мина (1105-1116) Полоцкая 13 декабря 1105 г. Среда
5 Феоктист (1113-1123) Черниговская 12 января 1113 г. Воскресенье
6 Даниил (1114-1122) Юрьевская 6 января 1114 г. Крещение
 Господне
 Кирилл (1113/1114 -?) ? 6 ноября 1114 г. Пятница
 8 Сильвестр (1118-1123) Переяславская 1 января 1118 г. Обрезание
 Господне
 9 Аркадий (1158-1163) Новгородская 10 августа 1158 г. Воскресенье
 10 Илья (1165-1186) Новгородская 28 марта 1165 г. Воскресенье
 11 Лука (1184-1189) Ростовская 11 марта 1184 г. Воскресенье
 12 Гавриил (1187-1193) Новгородская 29 марта 1187 г. Воскресенье
 13 Иоанн (1190-1213) Ростовская 23 января 1190 г. Вторник
 14 Мартирий (1193-1199) Новгородская 10 декабря 1193 г. Пятница
 15 Митрофан (1201-1223, 
 с перерывами)
 Новгородская 3 июля 1201 г. Вторник
 16 Пахомий (1214-1216) Ростовская 10 ноября 1214 г. Понедельник
 17 Митрофан (1227-1238) Владимиро-
 Суздальская
 14 марта 1227 г. Воскресенье
 18 Спиридон (1230-1249) Новгородская 24 февраля 1230 г. Воскресенье
 19 Кирилл (1231-1262) Ростовская 6 апреля 1231 г. Воскресенье
 20 Далмат (1251-1273) Новгородская 25 мая 1251 г. Вознесение
 Господне
Таким образом, из 20 (100 %) свидетельств, содержащих календарные даты архиерейских хиротоний, 14 (70 %) приходятся на праздничные дни, в том числе: 11 (55 %) – на воскресенья, 2 (10 %) – на двунадесятые праздники (Крещение и Вознесение Господне), 1 (5 %) – на Большой праздник (Обрезание Господне). В 6 (30 %) случаях хиротонии выпадают на будни, причем 3 (15 %) из них – на однодневные посты (среда и пятница). Эти подсчеты как будто подтверждают справедливость мнения А. З. Неселовского о том, что рукоположение епископа на Руси преимущественно приурочивалось к празднику, но могло совершаться и в «другой какой-либо день недели, даже и не праздничный» [Неселовский, с. 374]. Но не буду спешить с выводами.

 Поскольку подавляющее большинство примеров говорят о существовании праздничной стратегии выбора дня хиротонии, выявленные исключения нуждаются в проверке и объяснении. Так, датировка рукоположения черниговского епископа Феоктиста 11 января 1113 г. в Лаврентьевской летописи вместо правильного 12 января того же года в Ипатьевской показывает, что в процессе переписки летописных текстов могли появляться ошибки.

 В первую очередь, обратимся к случаям, которые относят хиротонию к постным дням недели. Здесь вопрос достоверности стоит особенно остро, поскольку торжество рукоположения в епископы сопровождалось праздничными мероприятиями, в том числе многолюдным застольем с участием духовенства и мирян[28]. Для среды и пятницы этот атрибут праздника был неприемлем[29].

 1. Время хиротонии полоцкого епископа Мины в среду 13 декабря 1105 г., как уже отмечалось, скорее всего, является результатом ошибки летописца. В 1105 г. вместе с Миной епископами стали еще два человека – Амфилохий (27 августа) и Лазарь (12 ноября). Такую активность в совершении рукоположений следует объяснять деятельностью недавно прибывшего на Русь митрополита Никифора (декабрь 1104 г.), который хотел оперативно решить проблему вакантных кафедр. Обращает на себя внимание и последовательность этих поставлений, которая не нарушает очередности годового цикла: Амфилохий получает кафедру в августе, Лазарь – в ноябре, Мина – в декабре. Эти наблюдения позволяют думать, что в случае с полоцким епископом скорее ошибочно указан день поставления, нежели год и месяц. Поэтому полагаю, что хиротония Мины состоялась не 13, а 10 декабря, как это следует из текста Никоновской летописи: «Того же лѣта постави епископа Мину Полотцку, мѣсяца декабря в 10 день»[30]. В 1105 г. 10 декабря приходилось на воскресенье.

 2. Рукоположение Кирилла на неназванную кафедру, согласно известию Лаврентьевской летописи, произошло в пятницу 6 ноября 1114 г.: «В лѣт . ҂s . х . кв (1114) . Быс знаменьѥ въ слнци . въ . а . час дне быс видѣти всѣм людем . ѡстасѧѥго мало . акы мѣсѧць . долу рогома . мсца . марта . въ . ѳı . том же лѣт . престависѧ . блговѣрныи кнѧзь Михаилъ . зовомыи Стополкъ . мсца. април . въ . s . днь . тогож мсца . к . вниде Володимеръ в Кыєвъ . в недлю . в то же лѣт поставиша Данила єпспмъ. мсца. генвар . въ . s . на Крщньє Гсне . том же лѣт . престависѧ Стославъ Володїмеричь . мсца . марта . въ . 31 . Том же . лѣт . поставиша Кирила єпспмъ . мсца . ноӕб . въ . s . днь»[31]. По мнению Н. Г. Бережкова, в статье излагаются события двух годов – 6621 (1113/1114) и 6622 (1114/1115). На это указывает хронологическая непоследовательность в изложении событий: 19 марта – затмение солнца, 16 апреля – смерть киевского князя Святополка Изяславича (1093–1113), воскресенье 20 апреля – вступление князя Владимира Мономаха в Киев, 6 января – хиротония Даниила, 17 марта – кончина переяславского князя Святослава, сына Владимира Мономаха, 6 ноября – хиротония Кирилла. Исследователь предположил, что первые четыре события (с 19 марта по 6 января) относятся к 6621 (1113/1114) мартовскому году. Во-первых, именно этим годом они датированы в Ипатьевской летописи, которая в данном случае демонстрирует бóльшую точность и осведомленность. В ней, например, отмечается, что Святополк разболелся после праздника Пасхи, преставился за Вышгородом, его тело было доставлено в Киев и погребено в соборе Св. Михаила, после чего вдова князя щедро одарила городское духовенство и нищих. Во-вторых, в 6621 (1113) г. 20 апреля (дата посажения Владимира Мономаха на Киевском столе) приходилось на воскресенье («в неделю»).

 Два последних события, с точки зрения Н. Г. Бережкова, имели место в 6622 (1114/1115) мартовском году, поскольку под этим годом упоминается смерть Святослава Владимировича в Ипатьевской летописи и НПЛ.

НПЛ

Ипатьевская летопись

В лѣто 6622 (1114) Преставися Святославъ

в Переяславлѣ. В то же лѣто поставиша

Феоктиста епископа Чернигову[32].

 

 

В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . к҃в (1114) . Престависѧ Ст҃ославъ

сн҃ъ Володимеръ . мс̑ца . марта . s҃ı . дн҃ь .

и положенъ быс̑ во Переӕславлѣ . оу црк҃ви

ст҃го Михаила . ту бо оц҃ь ему далъ столъ

выведы и и Смоленьска[33].

 Рукоположение Кирилла, о котором ни Ипатьевская летопись, ни НПЛ не упоминают, исследователь относит к 6622 (1114) г. на том основании, что о нем говорится после известия о кончине Святослава. Таким образом, сообщение о хиротонии Кирилла определяется «по месту, занимаемому им» в тексте статьи [Бережков, с. 45].

 При всей логичности этих рассуждений проблему датировки известий статьи 6622 г. Лаврентьевской летописи нельзя считать решенной. Во-первых, отнесение смерти Святослава к 1114 г. на основе показаний Ипатьевской и Новгородской летописей вызывает вопросы. Так, в НПЛ вслед за известием о кончине князя идет сообщение о поставлении черниговского епископа Феоктиста, которое, несомненно, состоялось раньше (12 января 1113 г.).

 В Ипатьевской летописи рассказу о смерти Святослава в статье 6622 (1114) г. предшествует известие статьи 6621 (1113) г. о переводе в Переяславль его младшего брата Ярополка: «Того же лѣта посади (Владимир Мономах. – Ю. А.) . сн҃а своего Ӕрополка . в Переӕславлѣ»[34]. Но это перемещение могло состояться только после кончины Святослава, когда Переяславский стол сделался вакантным. Сказанное позволяет предполагать одно из двух: 1) либо Святослав скончался не 16 марта 1114 г., а раньше (до 1 марта 1114 г.), что позволило Владимиру перевести туда более молодого Ярополка; 2) либо порядок изложения событий в статьях 6621–6622 (1113–1114) гг. Ипатьевской летописи нарушен. Так или иначе, хронологические показания Ипатьевской и Новгородской летописей о смерти Святослава Владимировича в 1114 г. нельзя считать вполне надежными.

 Во-вторых, нельзя датировать поставление Кирилла годом смерти Святослава, основываясь исключительно на аргументе местоположения этого известия в тексте[35. Так, в уже упоминавшейся статье НПЛ сообщение о поставлении Феоктиста, которое произошло раньше, стоит после рассказа о смерти Святослава. В Ипатьевской летописи под 6621 (1113) г. сначала говорится о кончине 14 сентября игуменьи Лазарева монастыря, а потом сообщается о женитьбе 1 сентября сына Владимира Мономаха Романа. И таких примеров немало. Поэтому серьезных оснований относить рукоположение Кирилла к 1114 г. у нас нет. Более вероятно предполагать как раз обратное: хронологическую связь хиротоний Кирилла и Даниила, которая определялась политическими расчетами нового киевского князя Владимира Мономаха. Если Даниил занял Юрьевскую кафедру, то Кирилл мог быть определен на Белгородскую[36]. Эти епархии располагались ближе всего к Киеву и играли важную роль в церковной жизни Руси [Щапов, с. 36–37].

 В 1113 г. 6 ноября приходилось на четверг, а вот 16 ноября – на воскресенье. Допускаю, что ошибка появилась в процессе редактирования текста[37]. В связи с этим любопытно, что в статье 6621 (1113) г. Ипатьевской летописи две последние дневные датировки имеют не вполне стандартное написание: 1) «В се же лѣто престависѧ игуменьӕ Лазорева . манастырѧ . ст҃а житьемь . мс̑ца семьтѧбрѧ . въ . д҃ . на десѧтъ дн҃ь…»; 2) «В се же лѣто поӕ Володимеръ . за сн҃а своего Романа . Володаревну . мс̑ца семьтѧбрѧ . въ . а҃ . на десѧтъ дн҃ь»[38]. Если из этих хронологических указаний исключить слова «на десѧть», то они приобретут такой же вид, как и определение даты хиротонии Кирилла: «мс̑ца . ноӕб̑ . въ . s҃ . дн҃ь». Для наглядности приведу эти временные обозначения в таблице. 

Ипатьевская летопись

Лаврентьевская летопись

мс̑ца семьтѧбрѧ . въ . д҃ . на десѧтъ дн҃ь

мс̑ца семьтѧбрѧ . въ . а҃ . на десѧтъ дн҃ь

мс̑ца . нояб̑ . въ . s҃ . на десѧтъ дн҃ь

 

 Таким образом, допускаю, что в процессе переписки словосочетание «на десѧтъ» не было преобразовано в цифру 10 («і»), что привело к изменению даты события, вместо 16 ноября появилось 6 ноября.

 3. О поставлении владыки Мартирия НПЛ младшего извода сообщает в статье 6701 (1193) г.: «И поставиша и декабря въ 10, на память святых мученикъ Мины и Ермогена и   Еуграфа; и прииде в Новъгород генваря въ 16, на поклонение честных веригъ святого апостола Петра»[39]. Синодальный список датирует хиротонию Мартирия несколько иначе: «…И поставиша и мѣсяця декабря въ 10, на святого Данила стълъпника; и приде въ Новъгородъ мѣсяця генваря въ 16, на святого апостола Петра Съпадение веригамъ»[40]. Вместо памяти александрийских мучеников Мины, Ермогена и Евграфа (10 декабря) здесь ошибочно указана память преподобного Даниила Столпника, которую отмечали 11 декабря. Это «разногласие» позволяет предполагать, что в авторском тексте статьи 6701 (1193) г. указание на церковный праздник 10 декабря отсутствовало[41].

 Достоверность хронологических указаний о рукоположении и возвращении Мартирия вызывает вопросы. Так, обращает на себя внимание период, который понадобился владыке, чтобы по совершении хиротонии занять кафедру в Новгороде: на все про все ушло 38 дней[42]. Между тем архиепископу Гавриилу (1187–1193) на это потребовалось 64 дня, а архиепископу Спиридону (1230–1249) – 86 дней[43]. Отсюда заключаю, что какая-то из двух приведенных в статье 6701 (1193) г. дат является неверной. На мой взгляд, ошибочно указан день рукоположения Мартирия. Дело в том, что 16 января 1194 г. (время посажения на Новгородской кафедре) было воскресеньем, в то время как 10 декабря (дата хиротонии) в 1193 г. приходилось на пятницу, постный день.

 Предполагаю следующий механизм искажения первоначальной даты рукоположения Мартирия. В исходном тексте владычной летописи стояло не 10 декабря, а 14 ноября. Но в результате работы редактора число 14, обозначаемое на письме как «д҃і», было «разложено» на «д» и «і», первая цифра трансформировалась в «декабря» (при написании могло сокращаться), а вторая так и осталась числительным. В результате получилось «декабря 10» (без «въ», см. чтение Академического и Толстовского списков). 14 ноября в 1193 г. приходилось на воскресенье. Таким образом, период с момента хиротонии до посажения Мартирия на Новгородском столе составлял не 38, а 64 дня, как и у его предшественника архиепископа Гавриила.

 Итак, три даты, которые относят архиерейские поставления к постным дням недели, являются результатом превратного понимания текста в процессе его переписки и    редактирования. Теперь обратимся к случаю, который попал в группу исключений из-за неверного определения стиля летоисчисления.

 4. О хиротонии ростовского епископа Пахомия Лаврентьевская летопись сообщает в статье 6722 (1214) г.: «Тогож̑ . лѣт̑ . Кнѧз̑ Костѧнтинъ посла Пахомьӕ . игумена стаг̑ Петра . ѡц҃а своѥго дхв҃наго в Кыевъ к митрополиту Матфѣю . и постави и єпс̑пмъ Ростову . ноӕбрѧ . въ . ı ҃. и въниде в свою єпс̑пью . генварѧ . въ к҃и . на памѧт̑ стаг̑ ѡц҃а Єфрѣма Сурина»[44]. Н. Г. Бережков, указывая на мартовский стиль этого известия, относит рукоположение Пахомия к 1214 г. [Бережков, с. 103–104]. По мнению исследователя, «полоса счета мартовских годов в Лаврентьеской летописи» продолжается с 6714 по 6793 г. Исключения составляют статьи 6717, 6725, 6726 и 6740 гг., которые обозначены по ультрамартовскому стилю [Бережков, с. 88]. Доказательств в пользу того, что статья 6722 г. является мартовской, исследователь не приводит. Между тем об этом нужно было подумать уже потому, что первые три ультрамартовские статьи хронологически близки известию о поставлении Пахомия.

 Статья 6722 г. в основном посвящена событиям, связанным с разделением Ростовской епархии. В ней сообщается об удалении от дел епископа Иоанна, рукоположении на Ростовскую кафедру игумена монастыря Св. Петра Пахомия и поставлении епископом Суздаля и Владимира настоятеля Рождественской обители Симона. Первый был хиротонисан по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, второй являлся креатурой его младшего брата, владимирского князя Юрия. Произошедший раздел епархии стал результатом противостояния наследников недавно умершего владимирского князя Всеволода (13 апреля 1212 г.). Старший Константин требовал от Юрия передачи ему Владимира, но последний в союзе с братом Ярославом предпочел отстаивать свои права на этот город силой оружия. В 1212 г. дружины Юрия и Ярослава четыре недели простояли у стен Ростова, активно разоряя его округу. В следующем 1213 г. Константин захватил и сжег принадлежащую Юрию Кострому. В ответ братья вновь подступили к Ростову. Военные действия завершились переговорами и заключением мира (середина 1213 г.).

 Летописец Переяславля Суздальского, значительно лучше осведомленный об этом этапе борьбы Всеволодовичей, нежели составитель Лаврентьевской летописи, прямо пишет, что епископ Иоанн был изгнан со стола владимирцами и князем Юрием: «Того же лѣта володимирци съ княземъ своимъ Гюрьемъ изъгнаша Иоанна изъ епискупьства, зане неправо творяше…»[45]. Отсюда заключаю, что опальный архиерей симпатизировал ростовскому князю Константину и был удален с кафедры в момент острой фазы конфликта, а не после его завершения. Значит, Иоанн лишился стола не позже начала осени 1213 г., что указывает на ультрамартовский характер статьи 6722 г. Приведу еще один аргумент в пользу этой точки зрения.

 Под 6724 (1216) г. Лаврентьевская летопись рассказывает о кончине Пахомия, при этом сообщая, что он занимал кафедру в течение двух лет: «Престависѧ єпс̑пъ Ростовьскыи Пахомии . и положенъ быс̑ в цр҃кви ст҃ыӕ Бц҃а . в своєи єпс̑пьи . сь бѣ блж҃ныи єпс̑пъ избраникъ Бж҃ии . и истинныи бѣ пастырь… побѣдивъ мїрьскую похоть . черньчьствовавъ преже добрѣ исправлено . лѣт̑ . е҃ . в Печерьском̑ манастырѣ . и пакы своє стадо дхв҃но . в манастыри стаг̑ Петра . лѣт̑ . гı҃ . а єпс̑пью державъ . в҃ . лѣт̑ . ѿиде к Бу҃»[46]. Каким стилем обозначена эта статья? По мнению Н. Г. Бережкова, тоже мартовским. В качестве доказательства исследователь апеллирует к известию о поставлении Пахомия в статье 6722 г.: «Пахомий был поставлен на епископство в конце 6722 (1214/5) мартовского года и о двух годах его епископства (хотя бы и неполных) можно было говорить только в 6724 (1216/7) мартовском же году, а не в 6724 ультрамартовском» [Бережков, с. 104–105]. Но, как уже отмечалось, отнесение статьи 6722 г. к числу мартовских ничем не обосновано, а в свете истории конфликта Всеволодовичей и сомнительно.

 На мой взгляд, в данном случае мнение Н. Г. Бережкова ошибочно. Дело в том, что за известием о кончине Пахомия следует сообщение о смене князей в Новгороде: вместо Мстислава Мстиславича туда приходит Ярослав Всеволодович. Эти события НПЛ описывает в статье 6723 (1215) мартовского года.

НПЛ

Лаврентьевская летопись

В лѣто 6723 (1215). Поиде князь Мьстиславъ

по своеи воли Кыеву… Того же лѣта

новгородци, много гадавше, послаша по

Ярослава по Всеволодица, по Юрьевъ внукъ[47].

В лѣт̑ .҂ѕ҃ . ѱ҃ . к҃д (1215) … Тогож̑ . лѣт̑ .

Новгородци выгнаша ѿ себе Мстислава .

Мстиславича . а Ӕрослава Всеволодича

приведоша к собѣ на столъ[48].

 Отсюда следует, что статья 6724 г. Лаврентьевской летописи, как и две последующие (по Н. Г. Бережкову), обозначена по ультрамартовскому стилю. А раз так, то счет лет святительского служения Пахомия надо вести не от 1214, а от 1213 г.

 Все сказанное позволяет считать статью 6722 г. Лаврентьевской летописи ультрамартовской и относить хиротонию Пахомия к 1213 г. В этом году 10 ноября приходилось на воскресенье[49]. Таким образом, рукоположение Пахомия на Ростовскую кафедру не противоречило традиции поставления архиереев в праздничные дни.

 Два последних случая, которые нарушают праздничную стратегию выбора дня хиротонии, нельзя однозначно определить как ошибки переписчиков. Но ввиду того, что суммарно они составляют всего 10 % от общего числа датированных архиерейских поставлений, такая возможность кажется очень вероятной. Исходя из этого, рассмотрим сообщения о рукоположении новгородского епископа Митрофана и ростовского епископа Иоанна.

5. В литературе хиротонию Митрофана обычно относят к 3 июля 1201 г. (вторник) [Хорошев, с. 41; Щапов, с. 64; Печников, с. 471]. Получается, что со времени кончины его предшественника, епископа Мартирия, которая случилась 24 августа 1199 г., владычный стол оставался свободным в течение почти двух лет. Отсюда даже возникла гипотеза об отсутствии в это время на Руси митрополита [Щапов, с. 64–65; Карпов, с. 286–287]. Однако в данном предположении нет надобности. Дело в том, что особенностью летописания архиепископа Митрофана, которое охватывает период 6708–6719 (1200–1211) гг., было использование ультрамартовского стиля [Гимон, с. 98–104]. Поэтому поставление владыки нужно относить не к 1201, а к 1200 г., что соответствует времени, которое обычно уходило на выбор, рукоположение и возвращение нового главы Новгородской епархии.

 В 1200 г. 3 июля приходилось на понедельник. Больших праздников в этот день церковь не отмечала. Поэтому, учитывая период от хиротонии до посажения на столе, который у новгородских архиереев в среднем занимал около двух месяцев[50], считаю, что в данном случае ошибочно указан день, а не месяц[51]. Вероятная дата поставления Митрофана – воскресенье 2 июля. Для архиерея хиротония является особо памятным событием, в этот день он ежегодно принимает поздравления от духовенства и мирян епархии. Поэтому ошибка (даже в один день) едва ли возникла при жизни владыки. Скорее всего, она появилась позже под пером редактора. Предполагаю, что замена 2 на 3 июля произошла вследствие смешения двух важных событий в биографии Митрофана – хиротонии и преставления. Согласно сообщению статьи 6731 (1223) г. НПЛ, глава Новгородской церкви ушел из жизни в понедельник 3 июля (совпадение дня недели и даты!)[52]. Как и время хиротонии, эта дата подлежала обязательной фиксации для совершения ежегодного поминовения архиерея.

 6. О поставлении ростовского епископа Иоанна Лаврентьевская летопись рассказывает под 6698 (1190) г.: «Посла блговѣрныи хрсолюбивыи великыи кнѧзь Всеволодъ снъ Гюргевъ . внукъ Мономаховъ Володимерь г Кыѥву. Стославу ко Всеволодичю . и к митрополиту Никиѳору . ѡц своѥго дхвнаго Іѡан . на єпспьство… поставлен же быс . мсцѧ . генвар . въ . кг . днь . на памѧт стаг мчка Климента єпспа. а в Ростовъ пришелъ на свои столъ . мсцѧ . феврал . въ . ке . днь. на памѧт стаг ѡца Тарасьӕ. тогда сущю великому кнѧзю Ростовѣ в полюдьи . а в Суждаль въшелъ . мсцѧ . марта . въ . ı . днь . на памѧт стаг мчнка Кондрата. а в Володимерь вшелъ тогож мсца . въ . sı . днь . в пѧток на канунъ стаг Ѡлексѣӕ члвка Бжьӕ . и друга Бжьӕ Лазарѧ»[53]. Как уже отмечалось, едва ли это известие возникло спустя продолжительное время после рукоположения и интронизации Иоанна, скорее всего, оно более или менее синхронно описываемым событиям и принадлежит современнику. На счет редактора в данном случае отношу только указания на дни памяти святых, которые последовательно сопутствуют всем четырем календарным датам[54].

 По мнению Н. Г. Бережкова, статья 6698 (1190) г. является ультрамартовской, поскольку 16 марта – дата вступления Иоанна во Владимир – приходилось на пятницу в 1190 г. («в пѧток»). Это наблюдение можно подкрепить еще одним соображением. Иоанн вступил на Ростовский стол 25 февраля. В 1190 г. это было воскресенье, что соответствовало традиции совершения местной интронизации в праздничные дни [Артамонов].

 Иоанн был духовником Всеволода, поэтому, вероятно, князь недолго размышлял о   кандидатуре нового главы Ростовской епархии. Значит, в Киев будущий архиерей должен был отправиться вскоре после кончины своего предшественника, епископа Луки. Последний ушел из жизни 10 ноября 1189 г.[55] Период возвращения Иоанна на родную кафедру составил 34 дня (с 23 января по 25 февраля), что не вызывает возражений. Для сравнения: у ростовского епископа Кирилла в 1231 г. обратный путь занял 40 дней (с 6 апреля по 25 мая). Причем дорога в Киев, если считать, что Иоанн отправился в столицу Руси около 19–20 декабря 1189 г. (спустя 40 дней после кончины Луки), и обратно заняла приблизительно то же время: 34–36 дней. Поэтому думаю, что январь в качестве месяца хиротонии ростовского владыки указан верно. Ошибка – в дате, где неправильно определен не десяток, а единицы. Возможно, при переписке текста цифра 1 («а») была интерпретирована как цифра 3 («г»). Обращение к близким по времени статьям Лаврентьевской летописи обнаруживает ряд похожих хронологических ошибок. Так, например, под 6693 г. вместо правильного чтения «июля 30» указано «июня 31», под 6702 г. вместо «апреля 26» – «апреля 27», под 6709 г. вместо «декабря 22» – «декабря 24»[56]. 21 января в 1190 г. приходилось на воскресенье.

 Полученные результаты по пересмотру датировок архиерейских хиротоний представлены в следующей таблице.

п/п

Имя архиерея и период

его правления

Кафедра

Дата хиротония

Летописная

Фактическая

1.

Мина (1105–1116)

Полоцкая

13 декабря 1105 г.
(среда)

10 декабря 1105 г.
(воскресенье)

2.

Кирилл (1113–?)

Белгородская (?)

6 ноября 1114 г.

(пятница)

16 ноября 1113 г.

(воскресенье)

3.

Иоанн (1190–1213)

Ростовская

23 января 1190 г.

(вторник)

21 января 1190 г.

(воскресенье)

4.

Мартирий (1193–1199)

Новгородская

10 декабря 1193 г.

(пятница)

14 ноября 1193 г.

(воскресенье)

5.

Митрофан (1200–1223)

Новгородская

3 июля 1201 г.

(вторник)

2 июля 1200 г.

(воскресенье)

6.

Пахомий (1213–1215)

Ростовская

10 ноября 1214 г.

(понедельник)

10 ноября 1213 г.

(воскресенье)

 Традиция поставления архиереев в праздничные дни, которая восходит ко времени становления христианской церковной организации, была известна и в Древней Руси. Проведенный анализ 20 календарных дат епископских хиротоний домонгольского периода показал, что только шесть из них (30 %) демонстрируют несовпадение. Причем из этого числа, как очевидные ошибки, должны быть исключены 4 случая (20 %): в трех эпизодах даты выпадают на постные дни, которые не допускают проведение праздничных мероприятий, и   один связан с неверным определением стиля летоисчисления. Два других случая (10 %), в свете складывающегося соотношения 1:10, скорее также надо относить к ошибкам переписки, нежели к исключениям. Таким образом, можно сделать вывод, что в Древней Руси праздничная стратегия выбора времени для архиерейской хиротонии последовательно соблюдалась, а выявленные несовпадения являются следствием редактуры летописных текстов.

Юрий Александрович Артамонов

Артамонов Ю.А. О времени совершения архиерейских хиротоний в Древней Руси // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М., 2021. № 4 (86). С. 168-183.

Литература

Артамонов Ю. А. О времени совершения интронизаций в Древней Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. № 4 (82). С. 26–37. DOI 10.25986/IRI.2020.82.4.005 Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. 376 с.

Борисов Н. С. К изучению датированных летописных известий ХIV–ХV вв. // История СССР. 1983. № 4. С. 124–131.

Бугославский С. А. Текстология Древней Руси. М., 2007. Т. 2. Древнерусские литературные произведения о Борисе и Глебе / Сост. Ю. А. Артамонов. 656 с.

Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 3 (73). С. 118–139.

Гимон Т. В. Новгородское летописание первой четверти XIII в. // Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 80–118.

Карпов А. Ю. Русская Церковь XI–XIII вв. Биографический словарь. М., 2016. 472 с.

Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. 420 с.

Неселовский А. З. Чины хиротесий и хиротоний (Опыт историко-археологического исследования).

Каменец-Подольск, 1906. 375 с.

Печников М. В. Митрофан // ПЭ. М., 2017. Т. 45. С. 471–471.

Хорошев А. С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. 224 с.

Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М., 1976. 228, [3] с.


[1] Patrologia Graeca. Parisiis, 1857. T. 1. Lib. VIII. Cap. IV. Col. 1069–1072.

[2] Patrologia Graeca. Parisiis, 1866. T. 155. Cap. CXCVIII. Col. 408.

[3] Сведения за X–XI вв. отсутствуют.

[4] ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 315.

[5] Там же. Стб. 280–281; ПСРЛ. М., 2001. Т. 2. Стб. 257.

[6] Некоторые послабления допускались только в период Пятидесятницы и дни больших Господских праздников [Виноградов, Желтов].

[7] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 289.

[8] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 274.

[9] Он же указывает точную дату поставления игумена Прохора, преемника Феоктиста: «и поставленъ быс недѣлѣ масленоѣ . в четвергъ . мсца февралѧ . въ . ѳ . днь» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 274). Указание на «четверг» является более поздней вставкой, в 1113 г. 9 февраля приходилось на воскресенье. Отсюда можно видеть, что «правило праздничного дня» распространялось и на поставления монастырских настоятелей.

[10] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 290.

[11] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 277.

[12] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 291.

[13] К числу Великих праздников, кроме Обрезания Господня, церковь относит Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Иоанна Крестителя, День святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи.

[14] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 498.

[15] Великие Минеи Четьи. Сентябрь. Дни 14–24. СПб., 1869. Стб. 321, 328. Кончину Аркадия, по всей видимости, следует относить к 18 сентября 1164 г. [Карпов, с. 58–59].

[16] ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 219.

[17] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 391.

[18] ПСРЛ. Т. 3. С. 229.

[19] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408.

[20] ПСРЛ. Т. 3. С. 232.

[21] Там же. С. 239.

[22] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438.

[23] Там же. Стб. 449.

[24] ПСРЛ. Т. 3. С. 276.

[25] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 453–454.

[26] Там же. Стб. 456–457.

[27] Там же. Стб. 472.

[28] Рассказ о хиротонии ростовского епископа Кирилла (1231–1261) летописец завершает словами: «И ѣша и пиша . того дн҃и в манастыри ст҃ыӕ Бц҃а Печерьскиӕ . много множ̑ство людии» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457).

[29] Нарушение еженедельного поста духовным лицом наказывалось лишением сана (69-е правило святых Апостолов).

[30] 30 ПСРЛ. М., 2000. Т. 9. С. 140. Насколько в данном случае можно доверять показаниям Никоновской летописи? Под 6645 (1137) ультрамартовским годом Лаврентьевская летопись сообщает о хиротонии во епископы двух скопцов Мануила и Феодора. Первый был поставлен на вновь созданную Смоленскую кафедру, второй – на уже существующую Владимирскую (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 304). Южнорусский летописец уточняет, что Мануил, родом грек, был первым смоленским епископом (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 300). Эту информацию подтверждают Уставная и жалованная грамота Смоленской епископии князя Ростислава Мстиславича и Подтвердительная грамота самого Мануила [Щапов, с. 141–146]. Календарные даты этих хиротоний в древних летописях отсутствуют. Но они содержатся в Никоновской летописи, которая относит рукоположение Мануила к 26 апреля, а Феодора – к 6 мая (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 160). В 1136 г. первая дата приходилась на воскресенье, а вторая выпадала на среду. Последняя датировка позволяет считать, что составители Никоновской летописи не корректировали хронологию поставления древнерусских архиереев, руководствуясь традицией ее совершения в праздничные дни. Поэтому 10 ноября 1105 г., время рукоположения полоцкого епископа Мины, не является исторической ретроспекцией XVI столетия.

[31] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 289–290.

[32] ПСРЛ. Т. 3. С. 204.

[33] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 277.

[34] Там же.

[35] Очень вероятно, что в конец статьи 6622 г. Лаврентьевской летописи известие о хиротонии Кирилла попало вследствие работы редактора, который пользовался несколькими источниками.

[36] 36 В Ипатьевской летописи говорится, что Даниил был поставлен вместе с Никитою: «Томъ же лѣтѣ поставиша епс̑па Данила Гургеву . а Бѣлугороду Никиту» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 277). Епископ Никита Белгородский начала XII в. – фигура загадочная. В последующем тексте летописи он упоминается только один раз в качестве участника перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая 1115 г. Автор статьи называет его в числе епископов, но при этом почему-то именует «попом»: «…Митрополитъ Микифоръ съ всими епс̑пы съ Фектистомъ . Черниговьскымъ. с Лазаремъ Переӕславьскымъ . с попомъ Никитою. Бѣлогородьскымъ и с Данилою Гурьговьскымъ» (Там же. С. 280). Лаврентьевской и Новгородской летописям имя Никиты Белгородского вообще неизвестно. Согласно «Сказанию о чудесах святых князей Бориса и Глеба» (начало XII в.), епископ Никита Белгородский принимал участие в перенесении мощей страстотерпцев не в 1115 г., а в 1072 г. [Бугославский, с. 553]. Маловероятно, чтобы с разницей почти в 40 лет люди с одинаковыми именами руководили Белгородской кафедрой и участвовали в перенесении мощей Бориса и Глеба. Поэтому считаю, что в статьи 6621 (1113) и 6623 (1115) гг. Ипатьевской летописи имя Никиты попало по ошибке. Возможно, свою роль в этом сыграло участие в перенесении 1115 г. попа Никиты, представлявшего клир Белгородского собора, (и) или информация о епископе Никите, современнике перенесения 1072г. В любом случае, епископ Никита Белгородский во втором десятилетии XIIв. едва ли существовал. Скорее всего, под этим именем в Ипатьевской летописи скрывается епископ Кирилл, о котором, как о человеке, получившем кафедру в том же году, что и Даниил, упоминает Лаврентьевская летопись.

[37] Возможно, это произошло не без влияния сообщения о смерти Святослава, отмеченной в Ипатьевской летописи тем же числом.

[38] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 276.

[39] ПСРЛ. Т. 3. С. 232.

[40] Там же. С. 40.

[41] Ср. сообщение Лаврентьевской летописи о хиротонии новгородского епископа Далмата.

[42] Только дорога из Новгорода в Киев занимала около двух месяцев. Известно, что будущий владыка Спиридон покинул Новгород 17 декабря 1229 г., а его рукоположение в сан священника произошло 17 февраля 1230 г.

[43] Привлекаю только достоверные данные, которые не противоречат правилу совершения хиротонии и местной интронизации в праздничные дни.

[44] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438.

[45] ПСРЛ. М., 1995. Т. 41. С. 132.

[46] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 439.

[47] ПСРЛ. Т. 3. С. 252.

[48] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 439.

[49] Таким образом, дата хиротонии Пахомия может рассматриваться в качестве доказательства ультрамартовского характера статей 6722 и 6724 гг. Лаврентьевской летописи.

[50] Период времени от хиротонии до вступления в Новгород у владыки Ильи составил 45 дней, у владыки Гавриила - 64 дня, у владыки Спиридона – 86 дней. Среднее арифметическое – 65 дней.

[51] По этой причине не принимаю чтение Никоновской летописи, которая относит хиротонию Митрофана к 3 июня (ПСРЛ. М., 2000. Т. 10. С. 33).

[52] «В то же лѣто преставися архиепископъ новгородчкыи Митрофанъ, мѣсяца июля въ 3, на память святого мученика Аукинфа, понедѣльнику освѣтающю, и положенъ бысть въ святѣи Софѣи въ притворѣ» (ПСРЛ. Т. 3. С. 263).

[53] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408.

[54] Ср. с Московско-Академической и Радзивиловской летописями (ПСРЛ. М., 1989. Т. 38. С. 157), а также с Летописцем Переяславля Суздальского (ПСРЛ. Т. 41. С. 120).

[55] «Тогож̑ . лѣт̑. престависѧ блг҃овѣрныи [и] бл҃женыи єпс̑пъ Лука . Ростовскыи . [и] Володимерьскыи . мс̑цѧ . ноябрѧ . въ . ı ҃. дн҃ь . спрѧтавше тѣло ѥго кнѧзь ве[ли]кыи Всеволодъ Гюргевич̑ . съ игумены и с черньци . с клирошаны . с попы . положиша и оу ст҃оє Бц҃и . в градѣ Володимери въ . аı҃ . ноӕбрѧ…» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 407) [Бережков, c. 84].

[56] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 396, 411, 416; [Бережков, c. 82, 84, 86].