Древнерусская книжность в эпоху святого благоверного князя Александра Невского

Московская Сретенская  Духовная Академия

Древнерусская книжность в эпоху святого благоверного князя Александра Невского

749



Аннотация. В данной статье, основанной на рукописных материалах, автор показывает, что русские книжники, несмотря на тяжелые социальные и политические обстоятельства, создавали в XIII в. выдающиеся памятники книжности, свидетельствующие о высокой духовности русского народа. Древнерусская книжность в это время не только не прекратила свое существование, но продолжала развиваться, и более того, пошла своим, самобытным путем. В это время написано большое количество известных памятников письменности, отличающихся высокодуховным содержанием.

Житие и подвиги святого благоверного князя Александра Невского пришлись на XIII в. Это было время тяжелейших испытаний для

всего русского народа, страдавшего от княжеских междоусобиц, насильственного насаждения католичества «меченосцами» в западных ее пределах, а с Востока — от жестокости войск Золотой Орды. Тяжелым положением Руси пытались воспользоваться датские и шведские феодалы, но в 1240 г. дружина св. блгв. князя Александра Невского и небольшой отряд новгородских ополченцев разгромили рыцарское войско на Неве. Вопреки всем невзгодам, Русь «сохранила свою самостоятельность, вместо того чтобы раствориться на периферии католического мира и стать его буфером в столкновении с тем же Востоком» [Ужанков 1999: 141]. Академик Н. Н. Покровский совершенно справедливо сказал о святом князе Александре Ярославиче, что «этому человеку выпала судьба оценить новую обстановку, соотнести степень угроз на востоке и западе и открыть реальные возможности противостоять этим угрозам» [Покровский 2013: 80].

Чествуя сегодня ратный подвиг святого благоверного князя Александра Невского, мы должны дать оценку и тому, в каком состоянии находилась письменная культура того времени, какие произведения тогда бытовали на Руси, какие новые произведения были созданы, какие события того времени описаны в памятниках древнерусской книжности. Это дает возможность рассмотреть житие святого князя Александра в контексте книжной культуры XIII в.

В это время в тиши монашеских келий переписывалось много книг. Конечно, невозможно точно сказать, сколько в то время их было написано. Но мы знаем, сколько их сохранилось сейчас. В 1960–1984 гг. Археографическая комиссия АН СССР провела колоссальную работу по выявлению и описанию этих книг, в результате чего появился «Сводный каталог книг XI–XIII вв.».

«Было решено, что в Сводном каталоге приводятся сведения только о памятниках описательной письменности — книжности, т.е. о так называемых нарративных источниках, причем учитываются и целые рукописные книги, и их отрывки, включая отдельные листы и даже фрагменты листов. Сведения об актах, так же как и об эпиграфическом, нумизматическом материале и берестяных грамотах, в Сводный каталог не вносятся» [Шмидт 1984: 3]. «Нам известно о тысячах рукописей, находившихся только в княжеских и церковных собраниях; можно говорить и о библиотеках Древней Руси. Многие рукописи погибли в последующие столетия. То, что уцелело в беге времени, — лишь ничтожно малая часть памятников книжности, известных в Древней Руси» [Там же: 7]. Сводный каталог XI–XIII вв. является одним из самых надежных источников о памятниках древнерусской книжной культуры, в него вошло описание 494 ед. хр., находящихся теперь в 23 книгохранилищах бывшего СССР, но есть там и сведения о фрагментах книг в Сербии, Болгарии, Австрии, Ватикане, Чехии и др. Суммируя эту информацию, можно сделать следующие выводы о сохранившихся к настоящему времени рукописных книгах: XI в. — 36 ед. хр., XI–XII вв. — 13 ед. хр., XII в. — 88 ед. хр., XII–XIII вв. — 32 ед. хр., XIII в. — 246 ед. хр., XIII–XIV вв. — 74 ед. хр.

В Сводный каталог XIV в. было добавлено еще 6 рукописных книг конца XII — начала XIII в., XIII в. — 48, XIII–XIV вв. — 13 ед. хр. [Сводный каталог 2002].

Несмотря на то что при составлении Сводного каталога были учтены все известные варианты, тем не менее до сих пор еще возможны открытия новых книг, написанных в Древней Руси. Возможно, когда-нибудь будут обнаружены и не известные нам списки жития св. блгв. князя. Александра. Так, в 2008 г. Отдел рукописей РГБ приобрел девять пергаменных фрагментов конца XII — начала XIII в., которые были изъяты владельцем из переплета Евангелия 1642 г., напечатанного на Московском Печатном Дворе [Ф. 916. № 1]. Ранее они содержались в Прологе пространной редакции весенне-летней половины [Крутова 2012: 55–62]. При сложении фрагментов было установлено, что они содержат фрагменты памяти прп. Петра Агрусского (Л. 1) и памяти прп. Феодосия Печерского (Л. 1 об.), а их текст отличается от дошедших до нас более поздних списков.

Ранних текстов агиографического содержания (русских в частности) до настоящего времени сохранилось очень мало. По данным Сводного каталога, житийных текстов XII в., а также конца XII — начала XIII в. сохранилось только восемь [Сводный каталог 1984].

Наибольшее количество сохранившихся книг, как ни удивительно, приходится именно на тяжелейший XIII век! Среди них первое место по распространенности в списках занимают книги церковные, что совершенно закономерно, потому что они были необходимы для совершения богослужения. Это прежде всего Евангелие, Апостол, Псалтирь, Октоих и др. Но есть и четьи сборники календарного и некалендарного типа, включавшие слова и поучения святых отцов, жития святых — Прологи, Минеи и др. В это время были созданы настоящие шедевры древнерусской книжности. К ним, безусловно, относится и житие святого благоверного князя Александра Невского. К 80-м гг. XIII в. в монастыре Рождества Богородицы, где был погребен святой благоверный князь Александр Невский, был написан первый вариант его жития «книжником из окружения митрополита Кирилла» [Покровский 2013: 81]. К изучению списков жития в различных книгохранилищах обращались многие известные ученые и посвятили анализу текстологических особенностей жития святого благоверного князя Александра свои исследования: В. Мансикка [Мансикка 1913], А. А. Шахматов [Шахматов 1938)], [Лихачев 1947: 36–56], В. И. Охотникова [Охотникова

1987: 354–363], Ю. К. Бегунов [Бегунов 1959: 229–238] и др.

В Отделе рукописей РГБ хранятся поздние списки жития в составе различных сборников: Степенная книга редакции Ионы Думина, митр. Ростовского и Ярославского, 70–80-х гг. XVII в. [Ф. 98. № 221: 647–702]; Минея четья на ноябрь, 1643 г. [Ф. 98. № 19: 633–676]; Сборник, XVIII в. [Ф.178/1. № 9219: 325 об.–343].

Тринадцатый век дал Руси многих русских святых (по скромным подсчетам, их более 70) [Таисия 2004: 798–800], среди них были святители, святые благоверные князья и княгини (в том числе супруга и мать св. блгв. князя Александра), мученики, преподобные. Молитвами их и была спасена Русь.

Но на Руси были известны и жития византийских святых, поскольку в это время осуществлялись у нас и переводы греческих текстов. Например, жития прпп. Нифонта, епископа Констанцского, и Феодора Студита, которые дошли до нас в одном из ранних списков конца ХII — первой половины ХIII в., хранящемся в ОР РГБ [Ф.178/1. № 1832].

Списки Евангелий XIII в. поражают своим художественным оформлением. В качестве примера можно привести знаменитое Симоновское Евангелие 1270 г. [Ф. 256. № 105]. Это один из самых знаменитых памятников древнерусской книжной культуры XIII в., известный под именем заказчика Симона-чернеца из монастыря святого Георгия (или Юрьева) под Новгородом, а также под именем писца Георгия, сына попа, «глаголемаго Лотыша». На последнем листе этой рукописной книги находится запись этого писца об окончании написания рукописи 23 марта 6778 [1270] г., накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

В XIII в. для практических целей церковного и светского судопроизводства и для нравственного наставления судей был составлен русский юридический сборник «Мерило праведное». Его Троицкий список [Ф.304/I. № 15] — древнейший из известных нам. Он был создан в конце XIII — начале XIV в. В его состав вошли церковные каноны, юридические тексты нецерковного происхождения, а также целый ряд учительных текстов. В структуре книги можно выделить две части. В первую вошли слова и поучения о праведных и неправедных судьях и князьях, об их ответственности перед Богом, об обязанности обличения неправедных судей. Это фрагменты библейских текстов, «Шестоднева» Василия Великого,

«Пчелы», произведений святоотеческой литературы, а также некоторых оригинальных русских статей. Во второй части — тридцать глав о суде, составленных из византийских и русских юридических памятников. На Л. 1 об. находится красочная миниатюра, на которой изображен Спас, сидящий на престоле с сосудами в распростертых руках; рядом — надпись «Судия праведный».

В ОР РГБ хранится «Устюжская кормчая» [Ф. 256. № 230] — самый древний и самый известный из сохранившихся славянских списков Кормчих книг. Свое название кодекс получил благодаря своей владельческой записи: «Сия книга глаголемая правило святых отец Устюга Великого Архангельского монастыря домовая». Памятник не датирован точно, но его лингвистические особенности позволяют предположить, что он был создан на территории Ростово-Суздальской земли в конце XIII — начале XIV в.

В XIII в. были созданы и выдающиеся гомилетические произведения. Так, знаменитый древнерусский проповедник святитель Серапион, епископ Владимирский и Суздальский (ум. 1275), в трех из семи своих поучений писал о татарском нашествии. Главная мысль этих проповедей — испытания, посланы русским людям Богом в наказание за их грехи и для их исправления. Эти поучения дошли до нас в составе таких нравственнодидактических сборников, как «Златая цепь», «Измарагд», «Златоуст». Так, в Троицком списке сборника «Златая цепь» конца XIV в. находятся два слова этого мастера проповеди. По мнению историка В. В. Милькова, эти произведения были написаны святителем Серапионом после его назначения на Владимирскую кафедру, незадолго до кончины [Мильков 2000: 299].

В «Слове преподобнаго отца нашего Серапиона» читаем: «…дондеже приде на ны язык немилостив попустившю Богородици землю нашю пусту створиша и грады наши плениша и церкви святыя разориша, отци и братию наша избиша, матери наши и сестры наши в поруганье быша. Ныне же братье се ведуще убоимся прещенья сего страшьнаго и припадем Господеви своему исповедующеся…» [Златая цепь 2003: 79].

В «Поучении преподобнаго Сирапиона», также дошедшем до нас в составе «Златой цепи», проповедник восклицает: «Чего не приведохом на ся, какие казни от Бога не восприяхом? Не пленена ли бысть земля наша? Не взят ли быша град наш? Не вскоре ли падоша отци и братия наша трупием на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша в плен? Не порабощены ли быша горкою работою от иноплеменик? Се уже к 40 лет приближаеть томление и мука. И да не тяжкыя на ны предстануть глади, морове живот наших и в сласть хлеба своего изъести не можем? И воздыхание наше и печаль сушть кости наши. Кто же ны сего доведет наше безаконье, не наши грехи? Не наше слушанье? Наше непокаянье? Молю вы, братие, кождо вас, внидите в помыслы ваша, узрите сердечныма очима дела ваша, возненавидете их и отверзете я, в покаянье притецете — гнев Божий престанеть и милость Господня изъеется на ны, мы же в радости поживем в земли нашей, по отшествии же света сего придем, акы чада, к Отцу своему и наследим Царства Небесное…» [Там же: 81].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, древнерусская книжность в XIII в. не только не прекратила своего существования, но продолжала развиваться и, более того, пошла своим, самобытным путем. В житии святого благоверного князя Александра Невского, как и в других произведениях, написанных в XIII в., отразились трагические последствия монголо-татарского нашествия на Русь. Но русские книжники не ограничивались только их описанием, они продолжали создавать в это время выдающиеся памятники письменности, свидетельствующие о высокой духовности русского народа.

Марина Семеновна Крутова

Крутова М. С. Древнерусская книжность в эпоху святого благоверного князя Александра Невского // Сретенское слово. Москва : Изд-во Сретенской духовной академии, 2023. № 2 (6). С. 89–98.

Источники

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 98.

№ 19. Минея четья на ноябрь, 1643 г. Память 22 ноября. Л. 633–676.

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 98. № 221. Степенная книга редакции Ионы Думина, митр. Ростовского и Ярославского. Втор. четв. 70–80-х гг. XVII в. Л. 647–702.

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф.178/1. № 1832. Житие прпп. Нифонта, епископа Констанцского, и Феодора Студита. Кон. ХII — перв. пол. ХIII в.

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

Ф. 178/1. № 9219. Сборник, XVIII в. Л. 325об.–343.

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

Ф. 256. № 105. Симоновское Евангелие. 1270 г.

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

Ф. 256. № 230. Устюжская кормчая. Кон. XIII — нач. XIV в.

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

Ф. 304/III. № 11. Златая цепь. Кон. XIV в.

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки.

Ф. 304/I. № 15. Мерило Праведное. Кон. XIII — нач. XIV в.

ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 916. № 1. Фрагменты памятей прпп. Петра Агрусского и Феодосия Печерского. Кон. XII — нач. XIII в.

Литература

Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в составе Новгородской I и Софийской I летописей // Новгородский исторический сборник. Вып. 9. Новгород, 1959.

Крутова М. С. Златая цепь (по Троицкому списку): Тексты. Исследования. Комментарии / Сост., изд. текста, коммент. М. С. Крутовой. Москва : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. Вып. 2. 219 с.

Крутова М. С. Пергаменные фрагменты из Пролога начала XIII в.: новое поступление в НИО РГБ // Записки Отдела рукописей. № 54. Москва : Пашков Дом, 2012.

Лихачев Д. С. Галицкая литературная традиция в житии Александра Невского // Труды ОДРЛ: Т. V. Москва; Ленинград, 1947.

Мансикка В. Житие Александра Невского. Разбор редакций и тексты // Памятники древней письменности и искусства. Т. CLXXX. Москва, 1913.

Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. Санкт-Петербург : Алетейя, 2000.

Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып I. (XI — первая половина XIV века.) / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). Отв. ред. Д. С. Лихачев. Ленинград : Наука, 1987.

Покровский Н. Н. Русская Церковь и государство в XIII–XVI веках. Новосибирск, 2013.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии: XIV век / Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения. Археогр. комис. Вып. 1. Москва : Индрик, 2002.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (XI–XIII). Москва : Наука, 1984.

Таисия (Карцова), мон. Жития русских святых / сост. монахиня Таисия.

Москва : Изд-во Правосл. Св.-Тихон. богосл. ин-та, 2004.

Ужанков А. Н. Меж двух зол (Исторический выбор Александра Невского) // Россия XXI. № 2, Москва : Международный общественный фонд «Экспериментальный творческий центр» (Центр Кургиняна), МОФ-ЭТЦ (Москва), 1999. № 2.

Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв. Москва, 1938.

Шмидт С. О. О Сводном каталоге рукописных книг, хранящихся в СССР // Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (XI–XIII). Москва : Наука, 1984.

Щепкин В. Н. Русская палеография. 3-е. изд., доп. Москва : Аспект Пресс, 1999.