Анализ письменного наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской

Московская Сретенская  Духовная Академия

Анализ письменного наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской

1639



52034834115_96bd108693_o.jpg

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Учебный комитет Русской Православной Церкви совместно с Патриаршим советом по культуре организуют в 2023 году Вторую Общецерковную олимпиаду по богословию среди студентов выпускного курса бакалавриата высших духовных учебных заведений и теологических факультетов вузов, имеющих церковную аккредитацию.

В рамках проведения первого этапа олимпиады обучающимся было предложено написать эссе на тему «Анализ письменного наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской». 

Студенты бакалавриата Сретенской духовной академии также подготовили свои размышления, посвященные обозначенной теме. Некоторые из них мы представляем вниманию наших читателей.

Анализ письменного наследия новомучеиков и исповедников Церкви Русской

Время жизни и подвигов новомучеников и исповедников Церкви Русской – значимый период в истории Русской Православной Церкви в годы советской власти уже ушедшего XX в. Многие были замучены и убиты, некоторые подверглись репрессиям и провели весь остаток жизни в ссылках и заключениях только из-за того, что не отреклись от Христа. Новомученики показали нам не только стойкость в защите нашей веры, но и явили пример того, как в непростое время хранить веру, мужество, а при этом внесли и большой вклад в письменное наследие Русской Православной Церкви.

Одним из таких примеров является жизнь святителя-исповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. День его памяти Церковь торжествует 28 октября. Своей жизнью он оставил нам пример того, как во время гонений на Церковь Божию, во время страданий не унывать, а свято чтить Бога. 

Святитель Афанасий, более 30 лет пребывая в заключениях и ссылках, находил время, чтобы служить все службы суточного круга, не оставлять размышлений над православным богослужением (уже заканчивая Московскую духовную академию, будущий святитель подготовил кандидатское сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной»). Со временем на основе этих размышлений им были подготовлены литургические труды, а также составлены отдельные молитвы и даже целая церковная служба: «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви», «Указания при архиерейском служении», «Молитвословия за трапезой», «Последование молебнаго пения о сущих в скорбях и различных обстояниях», «Служба всем святым в земле Российской просиявшим». 

В «Службе всем святым в земле Российской просиявшим» святитель Афанасий дает отсылки к тому время, в которое жил он сам. Таково, например, содержание стихиры 5 гласа на литии, подобен «Радуйся»: 

Прииди́те, Небе́снии предста́телие на́ши, к нам,/ ва́шего тре́бующим ми́лостивнаго посеще́ния,/ и изба́вите озло́бленныя мучи́тельскими преще́нии/ и лю́таго неи́стовства неве́рных,/ от ни́хже, я́ко пле́нницы и на́зи, гони́ми есмы́,/ от ме́ста на ме́сто ча́сто преходя́ще/ и заблужда́юще в верте́пех и гора́х. / Уще́дрите у́бо, прехва́льнии, / и да́руйте нам осла́бу,/ утоли́те бу́рю/ и угаси́те е́же на ны негодова́ние,/ Бо́га моля́ще,// подаю́щаго ва́ми земли́ на́шей ве́лию ми́лость.

В этой стихире святитель просит святых, чтобы они посетили, укрепили тех православных людей, которые претерпевают гонения со стороны безбожной власти. Многие новомученики большую часть своей жизни провели в ссылках и лагерях, о них и говорит в составленной стихире святитель Афанасий: я́ко пле́нницы и на́зи, гони́ми есмы́, от ме́ста на ме́сто ча́сто преходя́ще и заблужда́юще в верте́пех и гора́х.

Действительно, как уже было сказано, 30 лет провел в ссылках и лагерях сам святитель Афанасий. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) одиннадцать лет своей жизни находился в тюрьмах и ссылках. Потому можно сказать, что святитель Афанасий в числе тех, кому испрашивает помощи у русских святых, чтобы они молились за них Богу и помогали во всех трудностях жизни, имеет в виду и себя: да́руйте нам осла́бу,/ утоли́те бу́рю/ и угаси́те е́же на ны негодова́ние,/ Бо́га моля́ще.

Неслучайно и то, что некоторые части «Службы всем святым в земле Российской просиявшим» вошли в состав Службы новомученикам и исповедникам Церкви Русской, что свидетельствует о некой преемственности: новомученики во время страданий обращались за молитвенной помощью к более древним святым, жившим до ХХ века, брали с них пример в несении христианских подвигов. Сейчас, в нашем современном мире, прочувствовать пример святых людей, живших в XV, XVI веках непросто, тогда как жизненный путь и образ новомучеников и исповедников Церкви Русской гораздо ближе нам по времени: они жили совсем недавно, можно посмотреть их фотографии, почитать их автобиографии, труды, воспоминания, посмотреть видеохронику той эпохи. 

Такова стихира на стиховне 2 гласа, подобен «Доме Евфрафов»:

Земле́ Ру́сская,/ гра́де святы́й,/ украша́й твой дом,/ в не́мже Боже́ственный// ве́лий сонм святы́х просла́ви.

Це́рковь Ру́сская,/ красу́йся и лику́й, / се бо ча́да твоя́/ Престо́лу Влады́чню// во сла́ве предстоя́т, ра́дующеся.

Собо́ре святы́х ру́сских,/ по́лче Боже́ственный,/ моли́теся ко Го́споду/ о земно́м оте́честве ва́шем/ и о почита́ющих вас любо́вию.

Но́вый до́ме Евфра́фов,/ уде́ле избра́нный,/ Русь Свята́я,/ храни́ ве́ру Правосла́вную,/ в не́йже Тебе́ утвержде́ние.

В этой стихире как раз отчетливо видна такая преемственность: святые преподобные и мученики, святые из числа князей и царей украшают дом «земли Русской», находятся в Божественном полку, стоят у Престола Господня, а вместе с ними стоят и молятся Богу и новомученики и исповедники Церкви Русской. 

Неслучайно и само именование «дом Евфрафов»: это древнее название Вифлеема, происходящее от имени родоначальника жителей этого города; этот дом был дан потомству Авраама по обетованию Бога. Так же и Святая Русь, как говорится в этой стихире, – «новый дом Евфрафов», и она призвана хранить истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа. 

Слова заключительной фразы: Русь Свята́я,/ храни́ ве́ру Правосла́вную… в годы революции стали для многих православных людей призывом, напоминанием, укреплением, чтобы сохранить веру, быть стойкими во всяких обстоятельствах репрессий и гонений. Эти слова и по сей день призывают нас, чтобы мы свято чтили истину православия и на примере новомучеников и исповедников Церкви Русской, если наступят какие-либо беды, смело шли за Господом. 

Так, можно видеть, что сама жизнь и письменное наследие священноисповедника Церкви Русской святителя Афанасия, епископа Ковровского, показывают нам, современному поколению, пример веры, необходимость твердости в которой проходит красной нитью через всю историю отношений советской власти и Православной Церкви на ее территории. Угнетения, гонения, опустошение и разорение церквей не только не оказали ожидаемого советской властью эффекта, но и зажгли в людях те огоньки надежды на светлое будущее со Христом, которые не давали этим самым людям отчаиваться, а помогали с надеждой, верой и любовью ко Христу оставаться Его верными чадами, которые, как, например, святитель Афанасий всей своей жизнью, верой и трудами показывали, что они – истинная Христова паства. 

Георгий Старунов, 

студент 4 курса бакалавриата Сретенской духовной академии