1155
Преподобный Серафим Саровский – великий русский святой, монах и делатель умной молитвы, широко почитаемый православными христианами как в России, так и за ее пределами.
Родился великий подвижник Русской Церкви в середине XVIII века в купеческой семье, проживавшей в Курской области. До принятия монашества святого звали Прохор. Мальчик рано лишился отца и был воспитан матерью. С самого детства святой чувствовал особое присутствие Божие в своей жизни. Так, известна история о том, как Прохор упал с колокольни собора, который строился его семьей, и остался невредимым. Господь являл и иные чудеса, которые укрепляли будущего святого в вере.
В юном возрасте у Прохора появилось желание полноценно посвятить свою жизнь Богу и пойти по монашескому пути. После паломничества в Киево-Печерский монастырь, юноша, взяв благословение у матери, ушел в Саровский монастырь Тамбовской губернии, где принял монашеский постриг с именем Серафим. Особую любовь святой питал к Матери Божией, в чьем заступничестве находил утешение в многоразличных испытаниях.
Пройдя несколько лет иноческой жизни, преподобный взял на себя подвиг пустынножительства: он уединился в лесной келии в нескольких километрах от монастыря.
Бог даровал своему угоднику различные духовные дары. Несколько лет святой провел в затворе, однако, получив в видении повеление выйти из него, преподобный Серафим открыл двери своей кельи для посетителей. Множество людей получили по молитвам святого исцеления как в физических, так и в духовных болезнях. Старец имел дар прозорливости, никто не уходил от него без нужного совета.
Трудами святого была создана Дивеевская сестринская община, известная в наше время как Серафимо-Дивеевский монастырь.
В 1833 году Серафим Саровский преставился ко Господу, а в 1903-м был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью.
Преподобному написано немало богослужебных текстов, один из них – молитву святому – мы рассмотрим.
Скоропослушный помощник
О, пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от тебе́ тощ и неуте́шен отъи́де, но всем в сла́дость бысть виде́ние ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе́ яви́ся.
Молитва начинается с обращения к святому, предваряемого междометием о. Междометия чаще всего служат для выражения чувства и более характерны для разговорной речи. Однако они нередко встречаются в начале молитв на церковнославянском языке при восторженных обращениях к святым.
Второе предложение указывает на то, что при жизни к святому приходило множество людей, и никто не уходил от него, не получив разрешения своей проблемы.
Тощ – краткое прилагательное от тощий, в данном случае в значении пустой, с пустыми руками.
У церковнославянского существительного сладость два значения: 1. наслаждение, удовольствие; 2. плотское, греховное наслаждение. Понятно, что в молитве его нужно понимать в первом значении.
Лик значит лицо.
Показательно также прилагательное благоуветливый. Оно состоит из двух основ благ- и уветливый. Церковнославянское уветливый – легко склоняемый на свою сторону, а благо – добро.
Глас (голос) святого назван благоуветливым, т.е. снисходительным.
Перечислены также три духовных дарования преподобного: дар исцелений, т.е. чудесного избавления от физических заболеваний, дар прозрения – прозорливости, дар немощных душ врачевания – помощи в духовных проблемах.
Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к Небе́сному упокое́нию, николи́же любо́вь твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившаяся, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния.
Вторая часть молитвы посвящена тому, что святой и после смерти не перестает молится о своих чадах перед Престолом Божиим. По молитвам святого Господь являет чудеса в жизни верующих.
Под небесным упокоением нужно понимать преставление святого.
Николи́же – наречие, которое переводится на русский как никогда.
В русском языке, используя отрицание в предложении, мы обычно употребляем двойное отрицание. В церковнославянских текстах при глаголе не стоит отрицание, поскольку отрицательное местоимение перед ним распространяет свое отрицание и на него. Такие предложения называются предложениями с одиночным отрицанием. Ср. никтоже… отъи́де.
Количество чудес, являемых по молитвам святого, сравнивается с числом звезд. Такая метафора говорит о том, что их невозможно сосчитать. С множеством звезд Бог сравнивал количество потомков Авраама: И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (Быт. 15:5).
Глаголы 1 лица единственного числа являешися и друеши стоят в настоящем времени.
Таким образом, речь идет о чудесах, являемых Богом через преп. Серафима Саровского, которые происходят в наше время.
Ходатай перед Господом
Те́мже и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющыя тя отрева́яй, вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду Сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да научи́т нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу до сконча́ния ве́ка. Ами́нь.
Последняя часть молитвы излагает наши прошения святому. Мы просим святого помолиться Господу, от которого, в свою очередь, и ожидаем исполнения прошений.
В первом предложении мы снова сталкиваемся с одиночным отрицанием, о котором речь шла выше: Николи́же призыва́ющыя тя отреваяй.
Церковнославянское слово отреваяй – причастие от глагола отревати, что значит отвергать, отталкивать. Святой не отвергает никого, кто призывает его в молитве.
Каждое прошение начинается с желательного наклонения: да дарует, да оградит, да научит. Просьба к Господу выражена именно так, ведь это не требование или указание, которые могли бы быть выражены повелительным наклонением, а обращение с надеждой на исполнение просимого.
Завершается молитва просьбой о том, чтобы по молитвам святого Господь научил нас пути в Царствие Небесное: Безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство. Безпреткновенно значит беспрепятственно.
Еще одна просьба такова: Да научи́т нас… воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу – в Православной Церкви большинство молит завершается прославлением Святой Троицы.
Например, см. в утренних молитвах: Восхвалю и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. (молитвы утренние, молитва первая).
Молитва преподобному Серафиму также завершается упоминанием Святой Троицы, ведь все упование христианин в Боге, Которому и святые, и мы воздаем славу.
Под скончанием века можно понимать окончание земной истории. Однако в контексте жизни в Царствии Небесном это нужно толковать как указание на вечность.
В молитве мы просим, чтобы по ходатайству святого Господь направил нас ко спасению через покаяние, что является путем в Царствие Небесное. Конечно, мы можем просить у святых и Бога помощи в житейских делах, но во главе для христианина должно стоять спасение, по слову Иисуса Христа: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33).
Текст подготовил студент бакалавриата СДА Георгий Старунов
Источник: Всегда живой Церковнославянский