Встреча-беседа «“Добро-злые” миры в массовой культуре». Часть 2

21 мая 2025

Деятельность

Встреча-беседа «“Добро-злые” миры в массовой культуре». Часть 2

Часть 1

Встреча клирика храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, доцента и преподавателя Сретенской духовной академии иерея Павла Сержантова с учащимися школ Дзержинска, которая прошла 13 мая 2025 г. в Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом.
54519061738_d80164ef7c_b.jpg
– Что в Вашем понимании добрый человек?

– Добрый человек – тот, кто остается добрым даже когда ему невыгодно, себе в ущерб. Это очень сложно. То есть «назвался груздем, полезай в кузов». Если я дал слово приятелю, я его держу, хотя бы что-то изменилось и мне невыгодно выполнять условия нашей договоренности. 

Знаете, добро и зло чем определяется в человеке? Совестью. Очень интересный феномен совесть. Со-весть – это буквально со-ведение, какое-то знание наряду с мои знанием, отличающееся от него, критикующее его. Я понимаю свои поступки так, а есть и какое-то другое понимание, оно может жестко обличать мои поступки. Благодаря этому возникает объемная картина жизни, совесть становится для меня нравственным ориентиром, и она мне подсказывает, что делать и что не делать. Иногда ее подсказки неприятные и я пытаюсь их игнорировать. Один из Оптинских старцев говорил: «Совесть как будильник». Все мы знаем, поставишь будильник, он звенит, но хочется поспать еще немного, и ты его игнорируешь. Проигнорировал раз, другой, третий, и на будильник перестаешь реагировать вообще. Совесть так же работает. 

Если человек игнорирует голос совести, он перестает на нее реагировать, становится бессовестным. Поэтому одной совести недостаточно, а есть представление о добре, которое Сам Бог открывает в Своих заповедях. Это более надежный источник… Хотя, должен сказать, есть люди совестливые, и они идут твердым шагом по жизни, нравственный ориентир работает исправно.

– А какие Вы можете определить худшие качества, которые есть у человека?

– По какой линейке их померить? Это очень от обстоятельств зависит. Есть весьма противные качества в человеке, обычно предательство считается таким, склонность к предательству, измене. Прощать предательство очень сложно, доверительные отношения разрушаются. Но по большому счету, в принципе любой пустячок в плохом деле может разрастаться и превращаться в чудовищное явление. Юмор, например, может быть очень злой. Я начинаю высмеивать разных людей, а заканчиваю человеконенавистническим юмором в круглосуточном режиме.

photo_ 31.jpgА предательство тяжелее всего заживает… «Отпустить предательство?» – это психологический прием. «Время лечит. Или надо представить обидчика, как шарик гелиевый, отпустить шарик, чтобы он улетел прочь» – так делают, но это полумера. По большому счету следует простить, а не отпустить. Простить предательство очень тяжело, иногда приходится ломать себя, чтобы простить. А с другой стороны, согласитесь, если я, например, на кого-то обиделся, этой обидой живу, она же, как яд действует на мой организм, разрушает меня.Обидчик, может быть, уже забыл наш инцидент, а я на него злюсь, себе напоминаю какой он плохой, какой я пострадавший. Поэтому гнать эту обиду будет облегчением для меня. 

– На одном добре не проживешь…

– Как вам сказать, приоритеты, наверное, должны быть у человека в добре. То есть, допустим, моя забота о самых близких максимальная. Добро не предполагает, что я легковерен: мне что-то рассказали, я тут же побежал делать то, на что намекнули. Это не предполагается. Надо разбираться, действительно помощь нужна или нет? Какая помощь? Я могу ее оказать или нет? И здесь есть такие интересные вещи, например, в православной традиции встречается такое описание, советует духовный наставник: «Если ты видишь тонущего, то бери палку и протяни ему». Почему палку? Потому что, когда человек тонет, он лихорадочно за все хватается, то есть он потонет и тебя утопит, а палка – это возможность, спасая другого, свою жизнь немного из зоны риска вывести. То есть ты должен помочь, но сделать это мудро. 

– Не будет ли являться злом, если ты не помог человеку?

– Если не помог совсем, это, конечно, плохо. Мы живем вместе, так или иначе друг другу помогать надо, просто эта помощь должна быть посильной. Бывает, что человек вообще не может помочь, но просто доброе отношение к нуждающемуся выразил, и это тоже важно. После 1917 г. многие наши соотечественники двинулись в Европу, в Париже жила русская община, и там был один просветитель, он рассказывал историю. На улице стоял нищий, просил денежку, люди шли мимо, кто-то подавал, кто-то торопился пройти мимо, вдруг один из эмигрантов остановился перед ним, произнес две-три фразы этому французу, француз кинулся к нему с благодарностью обниматься. Эмигранта потом спросили: «Что Вы ему сказали? Почему такая реакция?» Он ответил: «Я ему сказал: “Вы меня извините, мне вам совершенно нечего дать. Я тоже беден, но я с большим сопереживанием и уважением отношусь к Вам”». Что он ему дал? Ничего в материальном плане, но по-человечески это была поддержка, и, может быть, поважнее, чем те гроши, которые ему накидали, чтобы он купил себе незатейливую еду. Иногда человеческая поддержка добрым словом, молитвой, в каких-то малоощутимых с внешней стороны реалиях сильна, мы ее можем дать, и ее надо дать. Просто хорошо подумайте об этом нуждающемся человеке, просто посочувствуйте, это кое-что значит. А вообще, конечно, поддержка делом – самое важное, но бывает, что она для нас недоступна…

photo_ 18.jpg– Сейчас в обществе может развиться такая ситуация: Парень избивает девушку, подходит другой парень, защищает девушку. Девушка пишет заявление на того, кто защитил, в итоге окажется виновным ее защитник, потому что никто не просил ее защищать. То есть это добро, но его никто не просил. 

– Это добро пропало напрасно… можно было бы сказать. Но если это перед лицом Бога, то это не пропало напрасно. А если говорить в целом о ситуации, то в семейной ссоре всегда риски, что семья забудет про ссору и окажется на одной стороне, а вы окажетесь на стороне противоположной. Но ведь не обязательно лезть в драку «с ноги», как вам кажется? Можно дать понюхать перца обидчику, чтобы он слезами залился и перестал девушку бить. За это защитника не осудят. 

Будем откровенны, когда я делаю добро, я могу за это пострадать. Да! А когда я делаю зло, я могу пострадать? Конечно. Так что выгоднее? Делать добро, защищать. Но согласитесь, в этой ситуации можно по-разному сделать, можно подойти и снять ссору с рукоприкладством на телефон, объясняя злодею, что запись попадет куда надо, если безобразие не прекратится… Можно начать издалека, чтобы человек немного в себя пришел. Потому что одно дело – семейная ссора в квартире, там ваша территория, вы там стульями и тарелками друг другу угощения прописываете в голову. Это одно. Другое дело, вы в публичном месте это делаете, тем самым приглашаете нас к участию в ваших делах. Я могу принять приглашение, поломав вам сценарий. Присоединяюсь к вам в качестве оператора и свидетеля. Нравится? Если вы знаете, что может быть плохой сценарий, ломайте этот сценарий, боритесь со злом так, чтобы к вам потом претензий не было надуманных. Жизнь сложная, ребята, но она зато интересная. 

Смотрите, о чем мы сегодня говорили? Что жизнь стала мутной, добро-злые сценарии в большом количестве появились. Собственно, уже Пушкин об этом говорил. Но жизнь интересная все равно, слава Богу. 

– Добро-зло будет популяризироваться за счет того, что добро само по себе связано с правилами или соблюдением запретов. А зло, наоборот, – это как бы ты можешь делать все, что хочешь, у тебя свобода действий. Но при этом, ты можешь иметь мнение, что ты совершал плохие поступки. И поэтому люди склоняются к середине. Они не хотят выполнять какие-либо предписания, чтобы называться добрыми, но при этом не хотят считать себя злыми. Поэтому добро-зло будет иметь наибольшую аудиторию, будет популяризироваться.

– Да, это вроде бы компромисс… Глубокое замечание. Хотя здесь в этой логике, есть серьезный просчет. Просчет в том, что добро тебя связывает какими-то предписаниями, а зло обеспечивает свободу, ты можешь делать то, что хочешь. Но дело в том, что, когда человек начинает творить зло по своей воле, он очень быстро подпадает в капкан, начинается его рабство у этого зла. Например, если человек дает выход какой-то своей злобе, ярости, гневу, то это у него входит в привычку, и он уже не может от этого отказаться. И он уже постоянно злится, то есть это порабощает на самом деле, это раз. Второе, насчет предписаний. Бог дает предписание, а человек обязан выполнять, и поэтому человек глядит на небо и думает: «Тебе хорошо там. Мы тут должны выполнять тяжелые предписания, а у Тебя там все в порядке, Ты Всемогущий». Это не про христианство. Потому что христиане верят в то, что Бог стал Человеком и эти предписания выполнял, причем ценой Своей крови в буквальном смысле слова. То есть Он стал одним из нас. Поэтому Бог от нас не отстранен, Он Сам стал этим подзаконным Человеком. И это уже другую цену закону Божию придает. Одно дело, я для других людей законы пишу, а себе позволяю что угодно, а другое дело, когда я пишу законы и сам их соблюдаю. 

photo_ 29.jpg– Но если, совершая зло, человеку это не выходит во вред? Допустим, если человек лжет, он начинает лгать, продолжает это делать, но все равно это не приносит ему вреда. Потому что, как бы он ни лгал, он все равно получает из этого выгоду.

– Иногда бывает, что ложь невыгодна. Иногда человек заврется, уже не помнит, как и что он врал в прошлый раз, и его ловят на этом. Все, конец игры, расплата за ложь. 

– А бывает так, что человек совершает доброе дело, а потом ему оказывается плохо.

– Бывает. Но ведь и зло тоже выходит боком, однако добро благороднее, поэтому тут нет как бы альтернативы добра и зла на равных. Зло в этом смысле все-таки удел мелкой нечисти, то, что мы с вами видим в «Малефисенте».

– Если возвратиться к фильму про «Малефисенту». Таких фильмов много, где рассказывают историю злодея. А почему нет? В них показывают с другой стороны: то есть главный не герой, а злодей. И тут уже вопрос в том, как сам человек воспринимает эту историю. Он может последовать этому примеру, он может наоборот. Выбор за человеком.

– Выбор остается, но кинопродукцию делают маркетологи. Вы заходите в магазин, у вас выбор есть, что покупать, но рядом с кассой товары лежат в определенных позициях, чтобы вы купили ровно то, что надо маркетологам. Когда вы смотрите этот диснеевский фильм 2014 года и 2019 года, там поток событий, поток кадров расставлен так, чтобы вы в потоке пришли к тому, что вам навязывают, а не к тому, что вы сами бы выбрали. Вот в чем дело, это тоже надо понимать. 

– Я бы хотел на счет неравноценного обмена поговорить. Вы сказали, что добро и зло имеют неравноценный обмен, и больше ты получаешь, если совершаешь добро. Но при этом если условный вор украдет кошелек, то он получит деньги, если он не украдет, единственное, что он получит, – это моральное удовлетворение. Да, возможно, если он украдет, его поймают, но в лучшем для него случае при краже он может остаться с деньгами без наказания…

– Рано или поздно его поймают, камеры на каждом углу. А если, например, в деревне какой-нибудь это случится, то там люди говорят: «Да, избу обнесли, но мы знаем кто», – ну, там люди ближе друг к другу живут, друг про друга лучше знают. Что касается воровства: не бывает такого, чтобы человек избрал своим «ремеслом» воровство и не сел. То есть рано или поздно он будет привлечен к ответственности. А если сядет, значит, что он заплатит большую цену за это воровство. 

– А если единичный случай, человек, допустим, один раз украл и не получил наказание. 

– А потом он подумал: «Я один раз своровал, можно второй раз своровать, я же не получил наказание», и за это как раз он…

– А если после этого он не захочет воровать?

– Теоретически да. Какова вероятность, большая ли она? Но теоретически исключить это нельзя. И муки совести нельзя исключить: его не поймали, но от совести он не ушел.

– Если человек совершает, скажем, мелкие грешки, которые не имеют какого-либо наказания особого? Поэтому в этом случае можно ли говорить о том, что неравноценный обмен, ведь при этом, совершая злое, человек получает гораздо больше, чем совершая добро… 

54518986064_ee6fb89c41_o.jpg– Эти мелкие грешки суммируются, и получается приличная сумма. Понимаете? Еще одна история из святоотеческой литературы: молодой монах и старец говорили про мелкие и крупные грехи. Старец попросил молодого: «Принеси несколько крупных камней». Тот принес, они вышли в поле, старец их раскидал в разных местах. Потом попросил: «Собери их, принеси обратно». Тот быстро справился. Старец ему новое задание дал: «Вот тебе сумка заплечная, набери в нее песка». Набрал. Старец проделал дырочку в сумке и начал ходить по полю, выписывая зигзаги. Потом велел ученику: «Принеси мне, пожалуйста, весь песок, который я растерял». Тот ответил: «Это невозможно». Старец говорит: «Крупный грех человеку легче сознать и с ним справиться, расстаться, покаяться. А если какие-то мелочи, вроде песка, то с ними непросто». Для нас это мелочи жизни, пыль, песок, и мы сами не чувствуем, как он разлетается, и нам потом очень сложно его собрать. Потому что миллиарды допущений я сделал: «Да ладно, один раз можно позволить себе… Да никто не видит». А по весу они одинаковые: что камней 15 килограмм, что 15 килограмм песка. 

– Зачем человеку очищаться от грехов, кроме того, чтобы самому себя успокоить и получить удовлетворение?

– Грех – это нарушение воли Создателя. Не просто воли бога-командира, а Бога-Создателя, Того, Кто нас сотворил, Того, Кто знает, как мы устроены. Что такое Его воля? Он знает, как это все в человеческой жизни работает и говорит: «Люди, надо чтобы работало – так делать, а так не делать». Если я это нарушаю, то во мне что-то ломается, поэтому, когда я грешу, я в себе поломки дополнительные вношу, ошибки делаю. Ошибки бывают фатальные, когда вообще вся система «виснет». И ошибки бывают мелкие, когда компьютерные «глюки» мелкие, но они тоже очень сильно досаждают человеку. Вот что такое грехи. Человеку надо от них очищаться для того, чтобы жизнь шла нормально, все работало, а не чтобы каждый раз ждать пока «отвиснет» система, или пока придет кто-то и отремонтирует, или придет и скажет: «Покупайте новый дивайс».

Ребята, очень вас благодарю! Спасибо, что вы были такие неравнодушные, разговорчивые и умненькие. Дай Бог, чтобы все у вас было хорошо, – больше добра и меньше зла!

54518803841_5484331892_o.jpg

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 660

Теги: