Псалом 103 (богословско-филологический анализ избранных мест из всенощного бдения)

25 ноября 2024

Публикации

Псалом 103 (богословско-филологический анализ избранных мест из всенощного бдения)

Дорогие друзья, начинаем публиковать цикл статей, посвященных песнопениям Всенощного бдения. Материалы подготовлены при поддержке студенческого проекта Сретенской духовной академии «Всегда живой церковнославянский».

54068447880_b069e6f8a4_k.jpgВсенощное бдение – торжественная служба, совершаемая в храмах накануне воскресных дней и великих праздников. В состав всенощного бдения, которое возникло в Иерусалимской Церкви в Лавре прп. Саввы Освященного, входит вечерня, иногда великое повечерие, утреня и первый час[1].

Богослужебный день по церковной традиции начинается с вечера. Свое начало она берет еще в ветхозаветные времена и основывается на словах из первой главы книги Бытия: И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:5).
В начале православного богослужения хор исполняет 103-й псалом, который еще называется предначинательным. В настольной книге священнослужителя относительно этого псалма указывается, что с него «начинается вечерня, а с нею – весь суточный круг церковных служб»[2]

Именно анализу данного текста и будет посвящена настоящая заметка. 

54149351820_97f9c919d4_k.jpgЦерковнославянский текст песнопения звучит следующим образом: Благослови, душе моя, Господа. / Благословен еси, Господи. / Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. / Благословен еси, Господи. / Во исповедание и в велелепоту / облеклся еси. Благословен еси, Господи. / Посреде гор пройдут воды. / Дивна дела Твоя, Господи. / Вся премудростию сотворил еси. / Слава Ти, Господи, сотворившему вся. / Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже[3]

Один из вариантов русского перевода звучит так: Благослови, душа моя, Господа! Благословен Ты, Господи. Господи, Боже мой, о как Ты велик! Благословен Ты, Господи. Славословием и благолепием облекся Ты. Благословен Ты, Господи. Посреди гор пройдут воды, дивны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил. Слава Тебе, Господи, Сотворившему все! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже[4]

Краткое славословие

Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Благословен еси, Господи. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Благословен еси, Господи – забегая вперед, отметим, что главной темой 103-го предначинательного псалма является воспоминание творения мира. Поэтому хор во время всенощного бдения торжественно, исполняя его, восхваляет премудрость Бога. 

Отличительной чертой славословия является присутствие рефрена благослови, благословен. Примечательно, что два с виду похожих однокоренных слов являются разными частями речи и имеют следующие значения. Так, благослови: 1) ниспослать благополучие, счастье, помощь; 2) пожелать благополучия, Божьей помощи; 3) воздать хвалу, выразить благодарность[5].

А благословен (от благословенный) – достойный хвалы, прославления, исполненный довольства, счастья[6].

Следовательно, псалмопевец обращается к Божией милости и просит
о ниспослании благодати на человека. 

Стоит обратить внимание, что в контексте славословия псалмопевец указывает на царское достоинство Господа. Это достигается при помощи слов исповедание и велелепота

Первое имеет такие значения: 1) высказывание; 2) проповедование, проповедь[7].

 Существительное велелепота буквально означает восхваление, возвеличение[8].

Важно отметить присутствие указание на то, что Господь возвеличился зело, то есть сильно, очень, весьма[9].

То есть можно заключить: рассматриваемый псалом начинается
с прославления Творца, Его Всемогущества и Любви к человеческому роду. Тем самым мы начинаем новый богослужебный день с того, что выражаем свою благодарность Богу. А наши слова благодарности и хвалы являются возвеличиванием царского достоинства Бога. 

Творение мира

Посреде гор пройдут воды. Дивна дела Твоя, Господи. Вся премудростию сотворил еси – в контексте всенощного бдения на практике исполняются лишь несколько стихов из 103-го псалма. И тем не менее за богослужением мы слышим слова, говорящие о творении мира. Мы вспоминаем третий день творения, а именно то, как по повелению Творца явилась суша: И да явится суша. И стало так (Быт. 1:9). А на созданной земле образовались горы, холмы между которыми появились долины и равнины,
а вода вошла в свои естественные границы, чтобы послужить благим целям Творца. 

54161342490_139cfb94f7_5k.jpgОтличительной особенностью данного стиха выступает употребление глагола пройдут в форме будущего времени. Тем самым псалмопевец придает возникающей перед взором картиной мироздания определенную живость. 

И здесь же мы можем видеть ответ на слова Божия, которыми заканчивается каждый этап творения: И увидел Бог, что это хорошо (Быт. 1:10). Это выражается в констатации факта: дела Божии дивны, то есть буквально удивительны, необыкновенны[10]

А значит, речь идет об указание на невозможность самопроизвольного появления мира. То есть при помощи этих слов мы исповедуем свою веру в Бога, как Творца. 

 Заканчивается данный тематический блок упоминанием премудрости. Не лишним будет привести слова свт. Афанасия Великого, который толкует этот стих: «Чудно же, что премудрость, которою все сотворил Ты, есть Господь, потому что Христос – Божия сила и Божия премудрость»[11]

Следовательно, в словах псалмопевца есть указание на участие в творении мира всех Лиц Святой Троицы.

Прославление Творца

Слава Ти, Господи, сотворившему вся. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже – завершается же рассматриваемый гимн прославлением Господа. При этом ключевой темой вновь является тема творения мира, которая словно пронизывает данный богослужебный текст. Мы славим всю Святую Троицу Отца, Сына и Святого Духа.

 Здесь важно обратить внимание на значение слов ныне и присно, которые буквально означают теперь[12] и всегда[13]

54113941017_8c34375435_k.jpgПредставляется целесообразным отметить, что в конце гимна мы видим трехкратное повторение слова аллилуиа. Буквально означающее «хвалите Бога»[14] представляет собой краткое песнопение, в котором мы прославляем Творца за милосердие Его к людям. Примечательно, что данная форма чаще всего встречается в качестве заключительного припева многих славословий.

Таким образом, главная мысль данного песнопения, которое мы слышим за богослужением на всенощном бдении, заключается в нашем прославлении Бога и выражении Ему благодарности за возможность вступить в новый день. Ибо, как говорит апостол Павел: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1Фес. 5:16-18).

 Помня об этом, будем прославлять Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа за Его милосердие и любовь к нам. 

Иерей Артемий Бугров

Следите за новостями и публикациями студенческого проекта «Всегда живой церковнославянский»


[1] Желтов М. прот., Ткаченко А.А., Никитин С.И., Шлихтина Ю.Р.,Фотопулос К., Гусейнова З.М., Перелишина В.Ю., Старикова И.В., Захарьина Н.Б., Плотникова Н.Ю. Всенощное бдение// Православная энциклопедия. Том. 9. М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2005. С. 668.

[2]Настольная книга священнослужителя. Том. 1. М.: Издание Московской Патриархии, 1977. С. 130.

[3]Часослов. М.: Афонское подворье, 1994. С. 149-151.

[4]Богослужебные тексты и псалмы на русском языке// перевод Анри Волохонского. М.: издательство Пробел, 2016. С. 196.

[5]Словарь русского языка XVIII века. Вып. 2. Л.: Наука, 1985. С. 50.

[6]Там же.

[7]Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 6. М.: Наука, 1979. С. 274.

[8]Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 2. М.: Наука, 1975. С. 57.

[9]Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 5. М.: Наука, 1978. С. 371.

[10]Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 4. М.: Наука, 1977. С. 244.

[11]Афанасий Великий, свт. Толкование на псалмы. М.: Благовест, 2016. С. 334.

[12]Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 11. М.: Наука, 1986. С. 450.

[13]Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 20. М.: Наука, 1995. С. 18.

[14]Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I. СПб.: типография П. П. Сойкина, 1912 С. 130.


Картинка для анонса: Array

Количество показов: 1156

Теги: