Научно-практическая сектоведческая конференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого 13 апреля 2022 г.

Московская Сретенская  Духовная Академия

Научно-практическая сектоведческая конференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого 13 апреля 2022 г.

3832




13 апреля 2022 года в Сретенской духовной академии в очно-дистанционном формате прошла научно-практическая богословская конференция во имя преподобного Иосифа Волоцкого с международным участием, организованная Научным Центром патрологических исследований кафедры богословия Сретенской духовной академии им. проф. А.И. Сидорова и Комиссией по реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы. В оргкомитет конференции вошли председатель Комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия при Епархиальном совете г. Москвы протоиерей Роман Марков (сопредседатель от Комиссии), доцент Сретенской духовной академии Р.М. Конь (сопредседатель от СДА), архимандрит Феофилакт (Безукладников), прот. О. Стеняев, А.И. Солодков, П.К. Доброцветов, В.В. Юдин, А.А. Тумин.

На конференции в рамках пленарного заседания и трех секциях был заслушан и обсужден 31 доклад, а один доклад был представлен в письменном виде в виду отсутствия докладчика.

Конференция, ставшая крупным сектоведческим форумом, собрала в своем составе выступающих и слушателей как известных и многолетних специалистов-сектоведов и миссионеров, так и начинающих исследователей и практиков, аспирантов, магистрантов и студентов бакалавриата духовных школ Русской Церкви, не только из России, но и из стран ближнего (Молдавия) и дальнего (Греция) зарубежья.


Пленарное заседание

Пленарное заседание, которое возглавили и.о. ректора СДА проф., прот. Вадим Леонов и Председатель Комиссии по реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы прот. Роман Марков, началось с приветственного слова и.о. ректора проф., прот. Вадима Леонова к участникам конференции. В нем он отметил значимость и актуальность проведения конференции с целью исследования доктрин и практик лжеучений, образа жизни их последователей, а также разработки полемических аргументов для опровержения лжеучений и свидетельства о Православии.

Участникам конференции поступило приветствие от Преосвященного Евфимия, епископа Луховицкого, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, зачитанное и.о. заместителя Председателя миссионерского Отдела прот. Романом Багдасаровым.

С приветственным словом к участникам конференции также обратился руководитель Научного Центра патрологических исследований кафедры богословия Сретенской духовной академии им. проф. А.И. Сидорова доцент Сретенской духовной академии, профессор Перервинской духовной семинарии П.К. Доброцветов.

От лица Оргкомитета конференции Р.М. Конь доцент СДА, сопредседатель Оргкомитета конференции поблагодарил Первого Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — Митрополита Воскресенского Дионисия за благословение на проведение конференции, а также и.о. ректора профессора, протоиерея Вадима Леонова за поддержку идеи проведения конференции в стенах Академии, советы и содействие по ее проведению. От имени Оркомитета также была выражена благодарность Преосвященному Евфимию за Приветственное слово участникам конференции.

После торжественной части началась работа конференции в рамках пленарного заседания с доклада доцента СДА Р. М. Коня «Сектантство в России: история и современность», в котором им была представлена авторская концепция развития сектантства в России. Продолжилось пленарное заседание докладом прот. Романа Маркова «Практика присоединения к Церкви лиц, отпавших от Православия, сложившаяся в Московской городской епархии», в котором был представлен опыт построения противосектанской работы в епархии г. Москвы, вобравший в себя двадцатипятилетнюю практику церковной реабилитации и совершение Чина присоединения к Православию отпавших от Церкви. С докладом «О противосектанской работе старопигиальных монастырей в Комисии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия при Епархиальном совете г. Москвы» выступил наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт (Безукладников), отметивший важность развития работы по противодействию сектантству в обителях, куда стекается множество верующих, в т.ч. за советом по решению духовных проблем.

Преподаватель Перервинской духовной семинарии Виталий Валентинович Юдин, предложил вниманию участников конференции доклад на тему «Богословские аспекты чинопоследования присоединения к Церкви». Он отметил, что практика чинопоследования присоединения к Православию в епархии г. Москвы основана на учении свт. Мефодия  патриарха Константинопольского (IX в.), изложенном в его «Последовании об отвержении различных лиц и ко Православной и истинной вере возвращающихся», включающем в себя чинопоследование Помазания отпавших Святым Миром. Данное Помазание Миром в данном случае, как сказано в Последовании, не является существенным повторением Таинства Миропомазания, а служит только знамением возвращения благодати, которой лишились отступившие, отвергшись Господа Иисуса Христа и Его Святой Церкви.

Вопрос пастырского отношения к сектантам был рассмотрен преподавателем Сретенской духовной академии прот. Олегом Стеняевым в докладе «Евангельское и святоотеческое учение об отношении к людям других вер». Прот. Олег на основании евангельских примеров и историй из житий святых показал несовместимость с святоотеческим опытом отношения к заблудшим и неоправданность т. н. профилактической жесткой линии поведения противосектантских миссионеров по отношению к сектантам и представителям нетрадиционных религий, и в то же время раскрыл принципы правильного построения и проведения реабилитации лиц, пострадавших от их деятельности.

Старший преподаватель Сретенской духовной академии, Перервинской духовной семинарии, член Комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы, заведующий учебной частью Миссионерской школы прихода во имя преподобного Иосифа Волоцкого Андрей Иванович Солодков представил доклад на тему «Организация и методика реабилитации отпавших от Православия». В нем он поделился более чем двадцатипятилетним деятельности в данной области. В докладе он подчеркнул важность для противосектанского миссионера знания заблуждений и лжеучений той или иной секты для правильного построения процесса реабилитации, т.к. проблема отпадения от Церкви — это проблема не исключительно психологическая, но глубоко мировоззренческая и вероучительная.

После планарного заседания работа конференции продолжилась в трех секциях.


Секция 1. Проблематика подготовки противосектантских миссионеров.

Работа первой секции открылась докладом преподавателя Костромской духовной семинарии священника Евгения Веселова на тему «Использование эсхатологических аргументов в полемике с баптистами и пятидесятниками», в котором автор увязывает эсхатологическую проблематику сект с прочими разделами их богословия и показывает несостоятельность эсхатологических выводов преимущественно в контексте сотериологии и экклезиологии.

Доцент Сретенской духовной академии Р. М. Конь в докладе «Подготовка служителей противосектантской миссии в духовных школах Русской Православной Церкви: прошлое, настоящее и перспективы» представил исторический обзор изучения и преподавания сектоведческой проблематики в духовных школах с XIX века по настоящее время, а также рассмотрел использующиеся в современном учебном процессе и претендующие на церковность новые подходы в русском сектоведении: такие, как теория тоталитарного сектантства, теория нерелигиозного сектантства и теория внутрицерковного сектантства с позиции святоотеческого подхода к сектантству и показал их несовместимость с ним.

Терминологическая проблема современного церковного сектоведения рассматривалась преподавателем Коломенской духовной семинарии  Алексеем Владимировичем Меркуловым в докладе «Формулирование определения понятия “секта” как основополагающий вопрос для теоретического изучения сектантства и осуществления антисектантской деятельности». Вопросу оценки современных тенденций в церковном русском сектоведении уделил внимание диакон Константин Селезнёв, доцент кафедры теологии Псковского государственного университета в докладе «О гуманистическом уклоне учения русского антисектантского движения». Он отметил, что гуманистический правозащитный подход в борьбе с сектантской активностью является характернейшей чертой т.н. «антикультового движения» (АКД) не только в России и в других странах, однако основанные на нем теории неприемлемы для Церкви, призвание которой — проповедь сектантам свободы во Христе и спасения в Святой Церкви.

«Проблема перекрещивания в отношениях Армянской Апостольской и Православной Церквей: история и современность» была представлена в докладе доктора богословия Афинского национального университета Геворга Сергеевича Казаряна (Греция). Докладчик, отталкиваясь от современных случаев перекрещивания лиц армянского вероисповедания, сделав исторический обзор этой проблемы, и, основываясь на рассуждениях о. Сергия Булгакова, о. Иоанна Мейендорфа, митр. Антония Сурожского и в особенности о. Георгия Флоровского, постарался показать, что при их переходе в Православие нет необходимости в перекрещивании, а можно ограничиться третьим чином при присоединении к Православной Церкви.   

Старший преподаватель Оренбургской духовной семинарии Сергей Викторович Пелипенко представил доклад «Использование методик диспута и дискуссии при проведении практических занятий учебного курса предмета НРД (Новые религиозные движения)».

Сотрудник кафедры системного анализа факультета кибернетики Московского инженерно-физического института Дмитрий Вячеславович Забавин предложил методологию опровержения ложных учений, основанной на неоспоримых общедоступных фактах и неизбежных (дедуктивных) следствиях из этих фактов в своем докладе «Дедуктивное богословие: неоспоримые аргументы для проповеди вне Церкви».


Секция 2. Методология и методика реабилитации лиц, отпавших от Православия

Работа второй секции открылась докладом ведущего специалиста Центра по проблемам сект и оккультизма монаха Иоанна (Адливанкина) «О Душепопечительском православном центре во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского: методология реабилитации». В нем он отметил, специфику реабилитации пострадавших от увлечения оккультизмом, а также отметил тенденцию переноса деятельности оккультистов и сектантов в виртуальную сферу, в связи с чем предложил обсудить ряд вопросов с учетом участия людей в виртуальных практиках в контексте применения Чинов присоединения к Церкви.

Андрей Александрович Тумин, член Комиссии по реабилитации отпавших от Православия при Епархиальном совете г. Москвы представил доклад «Церковная реабилитация в некомплиментарной светской среде», в которой отчасти формируются специфические околоцерковные и квазирелигиозные заблуждения, порой выплескивая в информационное пространство новые и новые мифологемы.

 Преподаватель Центра подготовки церковных специалистов Брянской и Севской епархии Павел Михайлович Николаев сделал доклад на тему «Актуальная проблематика православной миссии в неопротестантской среде». Дмитрий Захаркин, руководитель Миссионерского общества во имя мч. Николая Варжанского (г. Москва) в своем докладе «Как вести полемику с последователями псевдоправославного проповедника Игнатия Лапкина» отметил масштабную деятельность И. Лапкина и отметил особенности миссионерской полемики с его последователями. Иерей Анатолий Бочкар, проректор по воспитательной работе Барнаульской духовной семинарии представил доклад «Опасность распространения псевдодуховной оккультной литературы». Диана Игоревна Файдыш, ученый-психолог, возглавляющая международный комитет ученых Американской Психологической Асоциации, в докладе «Мировоззрение психологических теорий как путь к неогностицизму», поставила острую в современном христианстве проблему роли научной психологии в жизни Церкви. Она отметила, что благая цель освоить новые способы помощи человеку часто ведет к подмене смыслов на духовном уровне, а психологизация общества уводит от христианства в сциентизм и оккультизм. Иерей Павел Бочков доктор теологии Прешовского университета (Словакия), настоятель храма свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Красноярского г. Норильска выступил с докладом «Православная Церковь Божией Матери Державная» (“Богородичный Центр”) как неканоническая псевдоправославная группа: история, преемство, состав “иерархии” и современное состояние».


Секция 3. Современное сектантство и оккультизм: история, доктрина, критика.

Николай Корытько катехизатор храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных (Москва) представил доклад «Индуистские организации в России», в котором дал характеристику самых распространенных индуистских организаций в России: «Международного общества сознания Кришны», «Миссии Рамакришны» и «Брахма Кумарис». Священник Октавиан Соломон, преподаватель Кишиневской духовной академии, не смог по независящим от него причинам участвовать и прислал текст своего доклада (в переводе с молдавского языка) на тему «АллатРа: история, идеология и практика».  Магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Дружинин поделился промежуточными выводами своей научной работы в докладе на тему «Йога с точки зрения православного богословия». Он, в частности, отметил, что бытующие представления о нерелигиозной природе йоги неверны, а ее теория и практика не только не сочетаются с исповеданием Православной веры, но и противостоят христианству по своей сути.

В докладе наместника Свято-Троицкого Феодоритова Кольского монастыря игумена Трифона (Михайловского) «Традиции в китайских школах боевых искусств» была затронута проблема распространения в России ушу (боевые искусства) и цигун (работа с энергией ци) под видом спорта или оздоровительных систем, но на самом деле опирающихся на религиозное учение и практику, которые докладчик подверг критическому анализу с православных позиций. Инок Троице-Сергиевой Лавры, аспирант Московской духовной академии Сергей (Загорулько) сделал доклад на тему «Идея спасения в Фалуньгун».  В докладе преподавателя сектоведения и теологии Ставропольской духовной семинарии и Института Дружбы народов Кавказа священника Валерия Переверзева на тему «Идея бессмертия человека у Г. И. Гурджиева» проанализированы гурджиевские идеи и упражнения по обузданию внутренних «механизмов» человека, достижению целостного «Я» и т.н. «кристаллизации бессмертного космического тела», составляющих существо учения Гурджиева о бессмертии, которое, по мнению последнего, якобы может быть достигнуто за счет усилий самого человека. Иерей Илья Горюнов, преподаватель Якутской духовной семинарии в докладе «Тета-хилинг (Theta Healing) история и основные концепции» представил биографию основательницы данного движения Вианны Стайбл и проанализировал формирование ее оккультного мировоззрения, имеющего практическую направленность. Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, преподаватель Сретенской духовной академии и Санкт-Петербургского государственного университета в докладе «Родноверие в XXI веке: мифы и подлоги» подверг анализу основные концепции неоязычества и показал их ненаучность, надуманность и ярко выраженную антихристианскую направленность.

Максим Кузнецов, магистрант Сретенской духовной академии сделал доклад на тему «Значение учения о духовном сердце в православной традиции и пиетизме». Диакон Александр Поляков, магистрант Московской духовной академии представил доклад «Святоотеческое предание как необходимое условие пребывания в Православии по избранным произведениям свт. Игнатия Брянчанинова». Матвей Скивков, магистрант Сретенской духовной академии в своем докладе «К вопросу о возникновении секты иоаннитов» рассмотрел проблематику изучения этой секты.

По окончании конференции доцент СДА Р.М. Конь еще раз от имени Оргкомитета поблагодарил Высокопреосвященного Митрополита Воскресенского Дионисия Первого Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за благословение на проведение конференции, и.о. ректора СДА профессора, протоиерея Вадима Леонова за постоянную поддержку в ее организации и проведении, Преосвященного Евфимия, епископа Луховицкого, председателя Миссионерского Отдела Русской Православной за привественные обращения к ее участникам, а также членов Оргкомитета и всех участников конференции за активное участие и интересные дискуссии, и наметил перспективы дальнейшего развития конференции, которую планируется сделать ежегодной.

<

Конференция продлилась 9 часов и вызвала большой интерес у участников и слушателей. Доклады сопровождались оживленной доброжелательной дискуссией и обменом мнениями об их содержании.

Всем участникам конференции были вручены сертификаты. Полная версия Отчета о проведении конференции будет опубликована в одном из журналов Сретенской духовной академии.