Социальная деятельность Церкви: обоснование в Ветхом и Новом Завете

31 июля 2019

Социальная деятельность Церкви: обоснование в Ветхом и Новом Завете

Социальное служение Церкви часто называют благотворительностью, а особенность благотворительности христианина в том, что это — служение, основанное на вере в Господа и исполнении Его Заповеди о любви (Лк. 6:32-35). Социальная деятельность Церкви в сущности устроена также. Ее работа организована на принципах помощи нуждающимся, которые были известны в Ветхом Завете, и затем сформирована как отдельный институт во времена апостолов.

Содержание:

  • Ветхозаветный закон
  • Жизнь Христа ― пример социального служения
  • Основы социальной работы в Деяниях Апостольских
  • Святые отцы Церкви и благотворительность

  • Ветхозаветный закон

    Упоминание о благотворении в Ветхом Завете встречается уже в книге Второзакония, которая указывает на богоугодность такого дела:совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь (Втор. 16:10). Там же мы встречаем указание, кому необходимо оказывать помощь: если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим (Втор. 15:7), и далее раскрывается принцип благотворительности: когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь (Втор. 15:10). Однако израильский Закон, хотя и определял частные случаи и виды благотворительности, в то же время указывал, кому их необходимо оказывать и кто должен быть благотворителем: с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости (Втор. 15:3). Это говорит о том, что пределы благотворительности оставались только в рамках израильского народа. Иными словами, только на своей земле израильтянин должен был помогать всякому обедневшему: нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей (Втор. 15:11).

    Оказать помощь страннику ― богоугодное дело, за эту десятину Бог благословлял благотворителя

    Во Второзаконии впервые речь заходит о десятине: нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, ― ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими (Втор. 12:17-18). И мы видим, что первоначальная десятина, о которой говорит Закон, шла не в пользу Церкви, как принято считать в настоящее время, а «пришельцам». И поскольку оказать помощь страннику ― богоугодное дело, как было отмечено выше, то за эту десятину Бог благословлял благотворителя: отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать (Втор. 14:28-29).

    Кроме того, во Второзаконии мы встречаем еще и такой вид «благотворительности» как прощение должников раз в 7 лет: всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего... ибо провозглашено прощение ради Господа Бога твоего (Втор. 15:2). Об этом также упоминается в книге Исхода: если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее (Исх. 22:25-26); и в книге Левит: если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли (Лев. 25:35-37).

    Указания на благотворительность в Ветхом Завете мы находим в книге Товита, где говорится о значении милостыни: милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму (Тов. 4:10); и далее еще: милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать (Тов. 12:9). То есть благотворение уже воспринимается как нечто, что избавляет от смерти, очищает от греха и дает долгую жизнь, и ставится наравне с молитвой и постом: доброе дело ― молитва с постом и милостынею, и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото (Тов. 12:8).

    Частое упоминание о благотворительности, ее видах и принципах мы встречаем в учительных книгах Ветхого Завета. В книге Иова мы встречаем речь, где описываются виды благотворительности: я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость… Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно (Иов. 29:12-16).

    В Псалтыри прямо указывается на то, что человек, который заботиться о нищих, считается блаженным: Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь (Пс. 40:2).

    Также и в Книге Притчей Соломоновых можно встретить следующие указания, которые вновь указывают на богоугодность благотворения и говорят о том, что помогая бедным, человек почитает этим Бога: Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся (Притч. 14:31). И Бог не оставит без помощи того, кто оказывает милость бедным: дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий (Притч. 28:27). Кроме того, здесь мы встречаем совершенно новый подход, который хотя и имел своей мотивацией некоторую жестокость, тем не менее уже предвозвещал Новозаветное учение о всеобщей любви: если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою (Притч. 25:21). Говоря о жестокости, имеется ввиду продолжение в следующем стихе: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе (Притч. 25:22).

    Критерии богоугодности жизни христианина ― не исполнение закона, заключающееся в посте, молитве, а в человечности, умении откликнуться на страдание ближнего, которого Господь сделал «братом меньшим»

    И хотя уже складывалась тенденция к благотворительности как всеобщему благому делу без ограничений по направлению своей деятельности, все же в Ветхом Завете в большей степени четко определялись ее границы. В книге Премудрости Иисуса сына Сирахова находятся следующие строки: если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего (Сир. 12:1-2). Кроме того, здесь мы видим, что совершение благотворения считается заповедью, которую нужно соблюдать: кто оказывает милость, тот дает взаем ближнему, и кто поддерживает его своею рукою, тот соблюдает заповеди (Сир 29:1). Причем делается акцент на том, что благотворительность ― это дело первое и неотложное: к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золоту (Сир. 29:11-14).

    Также в пророческой книге Исаии встречается отдельный вид благотворительности, который не упоминался ранее, и дает указание заботиться о пленных: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58:6-7).

    Таким образом, можно заключить, что в Ветхом Завете благотворительность и помощь бедным считались одной из главных задач человека, наряду с постом и молитвой, и была возведена до уровня заповеди, исполняя которую человек почитает Бога. И можно выделить следующие типы благотворительности, упоминаемые в Ветхом Завете и являющиеся обязанностью ветхозаветного человека:

    - помочь бедному (Иов. 29:16; Лев. 25:35; Втор. 15:7-11; и др.);

    - накормить голодного (Тов. 1:17; и др.); напоить жаждущего (Притч. 25:21);

    - одеть нагого (Тов. 1:17; Ис. 58:7);

    - помочь больному и калеке (Иов. 29:15; 2 Мак. 8:28);

    - поддержать вдову и сироту (Иов. 29:12-13; 31:16-17; Притч. 31:8и др.);

    - оказать гостеприимство бездомным, странникам (2 Цар. 17:27-29; Ис. 58:7);

    - позаботиться об узниках (Ис. 58:6; 61:1).

     

    Жизнь Христа ― пример социального служения

    Если в Ветхом Завете благотворительность относится к определенной заповеди, совершать которую должен всякий христианин, и имеются прямые указания на принципы и масштабы благотворения, то новозаветная благотворительность основана, в первую очередь, на примере Христа и Его апостолов, которые завещали совершать дела милосердия Церкви. И здесь уже нет разграничения между людьми, которым необходимо помогать, поскольку благотворительность носит характер рекомендации, исполнять которую обязывает не Закон, а любовь. В первую очередь, об этой любви к людям мы встречаем у апостола Матфея: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:35-40). Тут также, как и в Ветхом Завете, Господь прямо сравнивает нищих и бедных с собой, тем самым показывая, что благотворительность остается одним из важнейших средств для спасения. То есть критерии богоугодности жизни христианина ― не исполнение закона, заключающееся в посте, молитве, усердном посещении храма, а в человечности, умении откликнуться на страдание ближнего, которого Господь сделал «братом меньшим».

    Два главных принципа в служении ближнему: нелицеприятие и персональный подход

    Та же мысль встречается и в притче о милосердном самарянине: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе (Лк. 10:30-35). Здесь снова указывается на то, что, будучи простым человеком, оказав помощь незнакомцу, попавшему в беду, этот самарянин заслуживает большей награды от Бога, чем те, кто служит у Его престола и исполняет «букву Закона», потому что священник и левит поступили, руководствуясь, вероятно, соображениями ритуальной чистоты, нарушение которой могло помешать их участию в богослужении. Самарянин же, оказался правым потому, что остановился, отложив остальные дела (а они у него были, ибо наутро он поспешил, вверив пострадавшего заботам содержателя гостиницы) для того, чтобы спасти жизнь человека, которая в его иерархии ценностей оказалась выше всего остального.

    Однако, утверждая абсолютную ценность добродетели милосердия, ничего не говорится в пользу организованного социального служения как института помощи страждущим. Свидетельством необходимости такого служения является, прежде всего, сама деятельность Христа. Большую часть своего служения Спаситель посвящал именно страждущим: исцелению больных, изгнанию нечистых духов, очищению прокажённых. Этими делами Он бывал занят с утра вплоть до позднего вечера: Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных (Мф. 8:16). Своим служением Господь свидетельствовал о Себе как о воплощённом Боге. Некоторые из чудесных исцелений Господь сопровождал нарочитыми высказываниями и действиями, которые окружающим могли показаться кощунственными: исцеляя расслабленного, носимого четырьмя, Он провозгласил ему отпущение грехов (Мк. 2:2-5), другому расслабленному при овчей купели (Ин. 5) Он, вопреки заповеди субботнего покоя, повелел взять свою постель. Имея возможность исцелить слепорождённого в субботу одним словом (и при этом не нарушая соответствующую заповедь, как это понимали книжники), Он предпринимает телесные действия, дабы ещё раз продемонстрировать Своё авторство, и, соответственно, Своё право толковать заповедь о субботнем покое (Ин. 9). Так, Своими делами Он доказывал Своё право учить «со властью» (Мф. 7:29).

    Сами апостолы занимались организационной деятельностью, и совершаться это должно было добровольно, с искренностью и полной верой в Бога

    Но не только необходимость свидетельства о Себе, как о Боге, двигала Христом при совершении чудес. Были эпизоды, когда Он не требовал исповедания веры перед совершением исцеления, а чудо воскрешения сына Наинской вдовы было совершено даже без каких-либо просьб к Нему: Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить (Лк. 7:12-15). Также известное чудо насыщения народа хлебами в пустыни, упоминаемое всеми Евангелистами, имело своей целью не дать народу «ослабеть в пути» (Мк. 8:3-9; Мф. 15:32-39; Лк. 9:11-17; Ин. 6:1-14), то есть оно происходило из сострадания Господа людям.

    Тем не менее, совершая чудеса, Христос по-разному наставляет исцеленных: кому-то запрещает говорить о произошедшем; кому-то, напротив, указывает пойти и рассказать; кому-то открывает, что причиной недуга является грех, а кому-то говорит обратное. Таким образом, он утверждает два главных принципа в служении ближнему: 1) нелицеприятие, то есть независимость оказания или неоказания помощи от нашего отношения к человеку, от его личностных особенностей; 2) персональный подход, когда личностные особенности важны для принятия решения о том, как лучше помочь своему ближнему.

    Кроме того, Господь учит нас организационным принципам социального служения. Упомянутая ранее притча о милосердном самарянине, указывает именно на конкретные действия и переводит разговор от теоретических рассуждений, «кто есть ближний мой или кого мне надо любить?», к практическим указаниям ― как надо поступать по любви к ближнему. И, кроме нравственного содержания, эта притча показывает образ организованного, последовательного служения: использование определенных медицинских манипуляций и веществ (масло и вино), транспорта (посадил на своего осла), привлечение других лиц к уходу за раненым (содержателя гостиницы), управление финансами (два динария ― гостиничному, и обещание возместить непредвиденные расходы). Эти подробности нельзя выпускать из вида, хотя они, казалось бы, и вторичны по отношению к основной мысли притчи ― о том, что ее главный персонаж просто не прошел мимо.

    По примеру притчи о милосердном самарянине можно также рассмотреть и эпизод с насыщением четырех людей семью хлебами. Этот фрагмент описывается всеми евангелистами, но приведем для примера самый краткий и информативный из них: приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. И сделали так, и рассадили всех. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов (Лк. 9: 12-17). В этом эпизоде, помимо совершения чуда, Спаситель проявил явные организаторские качества, которые обычно затмеваются самим наличием чуда. Но в Евангелии не может быть ничего лишнего, поэтому в тексте подробно описывается, как это чудо было совершено, чтобы показать реальность произошедшего. Спаситель указал, как рассадить людей, поставил специально для этого Своих учеников, далее приказал раздать хлеба и рыбу людям, а в конце ― собрать остатки. Безусловно, мы видим в лице Спасителя главный пример по организации всякого социального служения и заботы о нуждающихся, но поскольку мы, в отличие от Господа, не властны преодолевать законы природы своими человеческими усилиями, тем не менее, прилагая все наши человеческие ресурсы ― разум, волю, расчёт и даже хитрость для исполнения Христовой заповеди о любви к ближнему, мы часто становимся свидетелями и участниками похожих событий: при отсутствии изначальных средств, но при начале искреннего служения внезапно эти средства появляются, и зачастую с избытком.

     

    Основы социальной работы в Деяниях Апостольских

    Если в Евангельских эпизодах, рассмотренных ранее, Спаситель личным примером показывал важность благотворения частными лицами, то в Апостоле даются указания на организацию и виды социальной работы Церкви, поскольку начало Церкви было заложено в день Пятидесятницы. Апостолы продолжили совместное служение Богу и людям, предусматривающее не только литургическую жизнь, но и «диаконию» (от греч. διάκονος ― служитель), которая включала в себя заботу о нищих, неимущих и нуждающихся.

    Изначально христианские общины жили по принципу «первохристианского коммунизма», о чем свидетельствует книга Деяний Апостолов: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее (Деян. 4:32). Сами апостолы занимались организационной деятельностью, распределяя между членами общины то, в чем каждый имел нужду: ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4:34-35). И совершаться это должно было добровольно, с искренностью и полной верой в Бога. Об этом говорит апостол Пётр при обличении Анании, который, продав имение и принеся выручку апостолам, утаил из нее часть для себя, что уже указывает на сомнение в Боге, ради которого он решил продать свое имущество: муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5:1-4).

    Церковная благотворительность начала принимать организованный характер после прекращения гонений в IV веке

    По мнению профессора Деметриоса Констанелоса, «наказание Анании и Сапфиры положило начало отказа от данной практики»[1]. Кроме того, само по себе увеличение числа христиан вынуждало апостолов, которые уже не могли отдавать полную силу на заботу об общине, внести некоторые корректировки в эту систему. Для этого были избраны специальные люди (перводиаконы), на которых лежала ответственность за организацию социального служения: когда умножились ученики, произошел у еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу (Деян. 6:1-3). Таким образом был заложен отдельный институт в Церкви, на который возлагалась ответственность за социальное служение.

    Об этом институте мы встречаем упоминания в посланиях апостола Павла. Его рассуждения о Евхаристии в Послании к Коринфянам наталкивают на мысль, что Евхаристия была тесно связана с «агапами» (трапезами любви), а поскольку любовь проявлялась в помощи ближнему, то это были своеобразные благотворительные трапезы (1 Кор. 11:20-34). Трактуя этот отрывок, архиепископ Аверкий (Таушев) пишет следующее: «Богатые приносили яства, а бедные, ничего не имевшие, приглашались ими и таким образом вкушали пищу все вместе. Апостол обличает коринфян прежде всего в том, что, когда они собираются в Церковь, между ними бывают разделения, то есть, что они делятся на группы или по семьям или по знакомым, забывая бедных, чем разрушалась самая цель установления этих вечерь любви»[2].

    Следующее упоминание о служении милосердия и благотворительности мы видим в собирании апостолом Павлом средств на нужды Иерусалимской Церкви: не говоря прямо об этих средствах, он указывает, что необходимо следовать примеру Христа, который будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9).

     

    Святые отцы Церкви и благотворительность

    Почти все раннехристианские авторы упоминают в своих трудах о важности и необходимости благотворительности. В частности, это можно встретить в труде Ерма Пастырь, в котором он пишет: «Когда богатый подает бедному то, в чем тот нуждается, бедный молит Господа за богатого, и Господь подает богатому все блага, ибо ″бедные, моля Господа за богатых, бывают услышаны, и умножают богатства их, а богатые, помогая бедным, ободряют их души″[3]. Также об этом говорит в своих сочинениях Климент Александрийский[4], «Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Тертуллиан Карфагенский и другие древние авторы»[5].

    По мнению исследователей, церковная благотворительность не прекращалась даже в эпоху гонений на христианство со стороны государства. Однако этот период можно охарактеризовать, как носящий стихийный характер, поскольку Церковь не имела возможности централизации социального служения и осуществление его от своего лица.

    После изменения политики государства по отношению к Церкви, когда ей больше не нужно было скрываться от преследований, постепенно стала развиваться организованная социальная деятельность Церкви, которой всячески способствовало государство.

    Церковная благотворительность начала принимать организованный характер после прекращения гонений в IV веке. Как пишут об этом исследователи, «Церковь стала заниматься строительством больниц, сиротских домов, домов для престарелых, богаделен, а также контролем за их деятельностью. С этого времени благотворительность не ограничивалась частной милостыней, но стала служением, которое осуществлялось через особые учреждения. Фактически весь византийский период Церковь непрерывно осуществляла свою благотворительную деятельность»[6].

    Мотивацией к благотворительности у ветхозаветного человека являлось обязательство выполнять Закон

    Главными учителями, которые призывали к совершению благотворительности, начиная с IV века, стали святые отцы, дающие не только её теоретическое обоснование, но и на личном примере показывающие значимость благотворительности. История доводит до нас сведения о частных примерах людей, чей авторитет признается Церковью, и некоторые люди, заботящиеся о необеспеченных группах людей, возведены за свои добрые дела в лик святых. Примеров такой благотворительности множество, а наиболее известные приведены ниже.

    В частности, известны слова свт. Иоанна Златоуста, которые приводит в своем исследовании Игнац Зейпель: «Как бедность есть единственная защита бедняка, и никто не может требовать от него того, чего он не имеет, так пусть бедность будет также единственным мотивом, устанавливающим право на вспомоществование»[7].

    Известный пример мы встречаем в Надгробном слове святителя Григория Богослова Василию Великому, где приводятся не только примеры личного благодеяния свт. Василия, но и организации им социального служения. Свт. Григорий пишет: «Во время жестокого голода святитель словом и увещанием подвиг имущих открыть свои хранилища, он собрал в одно место голодающих и накормил их, выставив котлы, полные овощей, солений и проч., а затем, по примеру Самого Христа, с помощью служителей удовлетворил их телесные и душевные потребности, к насыщению присоединив честь и облегчив их участь тем и другим»[8]. То есть, по мнению свт. Григория Богослова, к социальной деятельности можно призывать людей, показывая ее своим личным примером. Безусловно, что авторитет святителя уже и в исследуемый период играл значимую роль в организации социального служения, что сказалось на успешном призыве к благотворительности во время голода, описываемого Григорием Богословом. Тем не менее, святитель Василий и сам личным примером указывал на необходимость осуществления социального служения и благотворительности.

    Таким образом, уже в Ветхом Завете мы видим, что Господь заповедует людям совершать добрые дела, которые выражаются в милосердии к нищим, больным и убогим. Мотивацией к благотворительности у ветхозаветного человека являлось обязательство выполнять Закон, а также обетование Богом награды за его милосердие еще при жизни. Новый Завет призывает христиан совершать дела милосердия не для исполнения Закона, а по любви, и не только в отношении ближних, но и в отношении всех людей. При этом любая земная благодарность или награда за такую помощь не одобряется, так как она уменьшает загробное воздаяние.

    Оформление благотворительности в институт социального служения происходит в момент появления апостольской Церкви. Вначале, когда первохристианская община была не так велика, апостолы сами занимались организацией помощи нуждающимся. Затем были избраны специальные церковнослужители ― диаконы, которые выполняли служение по организации помощи бедным и больным.

    чтец Андрей Панкратов

    Ключевые слова: социальная деятельность, закон, Церковь, заповедь, вера, милосердие, притча, пример Христа, апостольское послание,



    [1] Константелос Д. Истоки христианской православной диаконии: Христианская православная благотворительность в церковной истории [Электронный ресурс] // URL: http://social-orthodox.info/pages/1_1_demetrios_konstantenos.htm (дата обращения: 20.02.2018).

    [2] Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. ― М.: Библиополис, 2012. ― С. 219.

    [3] Ерм, ап. Пастырь [Электронный ресурс] // URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/past_germy/ (дата обращения: 17.09.2017).

    [4] Климент Александрийский. Увещевание к язычникам // Кто из богатых спасется. ― СПб., 2010. ― С. 125.

    [5] Литвинова Л. В. Благотворительность // Православная Энциклопедия. Т. V. ― М., 2002. ― С. 327-328.

    [6] Константелос Д. Истоки христианской православной диаконии: Христианская православная благотворительность в церковной истории [Электронный ресурс] // URL: http://social-orthodox.info/pages/1_1_demetrios_konstantenos.htm (дата обращения: 20.02.2018).

    [7] Ульгорн Г. Христианская благотворительность в Древней Церкви. ― СПб., 1899. ― С. 254; См. также: Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов Церкви [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/xozyajstvenno-eticheskie-vzglyady-otcov-cerkvi (дата обращения: 26.04.2018).

    [8] Григорий Богослов, свт. Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/43 (дата обращения: 26.02.2018).



    Автор:  Андрей Панкратов

    Картинка для анонса: Array

    Количество показов: 6365