Московская Сретенская Духовная Академия
«Не попасть во вражьи сети»: о предостережениях в сердечной молитве
27 июля 2018
Образование
«Не попасть во вражьи сети»: о предостережениях в сердечной молитве
Не многим дано дойти до молитвы сердечной, дело это обычно касается монашествующих. Но и подвижникам приходится проходить через множество испытаний, духовных истязаний, чтобы Господь открыл им такое Божественное делание. У старца Паисия в труде об Иисусовой молитве представлены все возможные ступени возрастания и даны самые строгие предостережения по этому поводу. А в письмах Оптинских старцев находится доказательство преемства от прп. Паисия.
Содержание:
Иисусова молитва по своему качеству
В пятой главе своего произведения об Иисусовой молитве[1] преподобный Паисий Величковский говорит о том, что такое эта священная молитва по качеству своему и по действию. Старец через наставления о молитве показывает нам, к какому великому и неизреченному преуспеянию во всяких добродетелях возводит она подвижника, чтобы еще более появилось ревности и усердия у тех, кто хочет проходить это Великое делание. Ссылаясь на преподобного Иоанна Лествичника, он цитирует следующие наставления о молитве: «Молитва, по качеству своему, есть общение и соединение человека с Богом; а по действию ― утверждение мира, примирение с Богом, матерь и опять дщерь слез, очищение грехов, мост проводящий через искушения, стена против скорбей, уничтожение браней, Ангельское дело, пища всех бесплотных, будущее веселие, беспредельное делание, источник добродетелей, причина дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещения ума, секира на отчаяние, доказательство надежды, прекращение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, уменьшение раздражительности, зерцало преуспеяния, показание меры, обнаружение состояния, указание будущего, назнаменование славы. Молитва для истинно молящегося есть судилище, суд и престол Господень, еще прежде будущего Суда»[2].
Далее преподобный Паисий указывает на труды святого Григория Синаита, где в главе 113-й излагается также о неизреченной радости от плодов занятия этим Божественным деланием.
Обращаясь к Оптинским старцам, мы находим некоторые наставления в письмах у преподобных Макария и Амвросия относительно тех великих дарований и утешений в делании молитвы Иисусовой:
1. У прп. Макария:
«О молитве же прочтите у св. Григория Синаита; в числе 15 глав на 84 листе 8-ю главу, и далее на 84 листе на обороте 7-ю, о прелести; из коих уразумеете величество молитвы и может быть смотрительно Господь не попущает вам стяжания оныя, да не постражде вреда. И старец Паисий писал к Феодосию, арх. Софрониевскому, радуется, что книги “Добротолюбия” изданы будут в свет, но и сожалеет, что попавшись многим в руки и по неискусству принявшись за умное делание, т. е. за молитву, могут пострадать вред; от которого да избавит вас премилосердный Господь»[3].
Как мы видим, в данном письме прямое указание на Добротолюбие, в частности на св. Григория Синаита, где говорится о величестве молитвы Иисусовой и прямое указание, что перевод, а также некоторые наставления, были сделаны прп. Паисием Величковским.
2. Далее, письмо старца Амвросия, где он указывает на большую важность занятия Иисусовой молитвой и приводит умилительный рассказ:
«Батюшка рассказывал о силе Иисусовой молитвы: “У одного священника был скворец, который постоянно слышал от своего хозяина молитву и повторял довольно часто. Вот раз на улице налетел на него коршун, а он по привычке говорил в это время эту молитву, что же? ― коршун не посмел его тронуть. Бессмысленно повторил молитву Иисусову, и то спасла!”»[4]
Продолжая наставления о молитве Иисусовой, прп. Паисий дает в пример слова св. Симеона, архиепископа Фессалоникийского: «Эта Божественная молитва, это призывание нашего Спасителя: ″Господи Иисуси Христе, Сыне Божий, помилуй мя″, есть и молитва, и моление, и исповедание веры, и подательница Святаго Духа, и дарование Божественных даров, и очищение сердца, и изгнание бесов, и вселение Иисус-Христово, и источник духовных мыслей и Божественных помышлений, и избавление от грехов, и врачевание душ и телес, и податель Божественного просвещения, и источник милости Божией, и дарователь смиренных откровений Божественных тайн, и самое спасение; потому что есть ношение спасительного имени нашего Бога. Это-то самое и есть наречение на нас имени Иисуса Христа, Сына Божия»[5].
Далее, прп. Паисий пишет о том, что и прочие богоносные отцы, назидая в молитве Иисусовой, изъявляют о ее действии, о происходящей от нее неизреченной пользе и о преуспеянии через нее в Божественных дарованиях Святого Духа.Кто не разжжется ревностию Божиею ко всегдашнему деланию молитвы? Разве только тот, кто связан узами телесных попечений и кто самым делом и опытом не вкусил душевною гортанию неизреченной Божественной сладости этого полезнейшего делания
И в заключение старец задает вопрос о том, «что видя такую великую пользу и сокровище дарований духовных, кто не разжжется ревностию Божиею ко всегдашнему деланию молитвы? Разве только тот, кто связан узами телесных попечений и кто самым делом и опытом не вкусил душевною гортанию неизреченной Божественной сладости этого полезнейшего делания. И не знает какую эта вещь имеет внутри себя сокровенную духовную пользу. А кто знает, тот оставил все красоты мира оплевав их и телесный покой и наслаждения, и соединенный с сладчайшим Иисусом, ничего другого не хочет иметь в этой жизни, как только постоянно упражняться в райском делании сей молитвы»[6].
Прп. Паисий показывает нам, какое огромное значение в жизни каждого христианина имеет Иисусова молитва. Рассматривая наставления о молитве Иисусовой, где святые Оптинские старцы говорят о важности и величии этого Божественного делания, мы привели в пример несколько писем, в которых также указывается на труды святых отцов о значении молитвы и ее величии.
Обучение «входить умом в страны сердечные»
В следующей главе своей работы прп. Паисий дает наставление о том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой божественной молитвы. Старец Паисий говорит о том, что в древние времена всесвятое делание умной молитвы воссияло на многих местах, где только имели пребывание святые отцы. По этой причине и наставления в этом вопросе были о неизреченной духовной пользе, а нужды писать о самом опыте этого делания приличествующем новоначальным не было. Но когда некоторые из наставников в этом Божественном Делании увидели, что руководителей истинных и непрелестных становилось все меньше и меньше стали опасаться чтобы не устранилось истинное учение о начале этой мысленной молитвы, поэтому написали и самое начало и опыт, как должно обучаться новоначальным и входить умом в страны сердечные, и там истинно и не прелестно действовать умом молитву.
«Этих-то отцов самое Божественное учение об этом предмете нужно представить на среду» ― поясняет преподобный Паисий. И далее он приводит цитаты трех святых отцов: преподобного Григория Синаита, Симеона Нового Богослова и Никифора Постника ― о том, как должно совершать молитву умом в сердце, что дает такая молитва, и каково само последование совершения такой степени молитвы. Приведем одну из цитат преподобного Никифора Постника, о входе умом в сердце: «Прежде всего пусть будет жительство твое безмолвно, беспопечительно и со всеми мирно. Потом, войдя в клеть твою, затворись, и сев в каком-нибудь углу, сделай, что я тебе скажу. Знаешь, что дыхание, которым дышим, есть этот воздух; выдыхаем же его ничем иным, как только сердцем. Оно ― то причина жизни и теплоты тела. Привлекает же сердце воздух, чтобы посредством дыхания выпустить вон свою теплоту и доставить себе прохладу. Причина этого действия, или лучше сказать ― служитель, есть легкое, которое, будучи создано Создателем ― редким, как насос какой, удобно вводит и выводит окружающее, то есть воздух. Таким образом, сердце, привлекая посредством воздуха холод и испуская теплоту, совершает непрестанно то отправление, ради которого оно устроено к составлению жизни. Ты же, сев и собрав ум свой, понудь войти в сердце вместе с дыханием. Когда же он войдет туда, то последующее за сим уже будет уже не невесело и не нерадостно»[7].Если сразу, как сказано, войдешь умом в сердечное место, которое я показал тебе, то воздай благодарение Богу, и прославь, и взыграй, и держись этого делания постоянно, и оно научит тебя тому, чего ты не знаешь
И ниже: «Поэтому, брат, приучи ум не скоро выходить оттуда; потому что сначала он очень скучает от внутреннего затвора и тесноты. Когда же приобвыкнет, то уже не терпит скитаться вне, потому что Царствие Небесное находиться внутри нас: его-то, когда рассматриваем там и взыскуем чистою молитвою, то все внешнее делается мерзким и ненавистным. Если сразу, как сказано, войдешь умом в сердечное место, которое я показал тебе, то воздай благодарение Богу, и прославь, и взыграй, и держись этого делания постоянно, и оно научит тебя тому, чего ты не знаешь. Надо же знать тебе и то, что ум, пребывая там, должен не молчащим или праздным стоять, но эти слова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! иметь непрестанным делом и поучением, и никогда от этого не переставать. Это содержа ум не высящимся, сохранит его неуловимым и неприступным для прилогов вражиих, и возводит его повседневно в любовь и желание Божественное. Если же, потрудившись, брат, много, не возможешь войти в страны сердца, как мы тебе повелели, то сделай, что скажут тебе, и при помощи Божией найдешь искомое. Известно тебе, что словесность каждого человека находится в персях: здесь, внутри персей, и при молчании уст, мы говорим и рассуждаем, и произносим молитвы и псалмы и прочее. Этой-то словесности, отняв от нее всякий помысл (можешь это, если захочешь), дай говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, ― и понудься это, вместо всякой другой мысли, постоянно взывать внутри. Когда же ты это подержишь некоторое время, то этим отверзется тебе и сердечный вход, как мы тебе написали, без всякого сомнения, как мы и сами узнали из опыта. И придет к тебе, с многовожделенным и сладким вниманием, и весь лик добродетелей: любовь, радость, мир и прочие»[8].
Прп. Паисий приводит наставления святых отцов и, подводя итог, пишет: «Итак, вот вышепомянутые святые отцы, как показано, представляют очень ясное учение и опыт обучения умному деланию для новоначальных. А от этого учения можно уразуметь и учение прочих святых об этом делании, изложенное более прикровенно»[9].
Как мы видим из этой главы, старец Паисий, давая назидание в прохождении молитвы умом в сердце, приводит только наставления святых отцов, а сам не дает никаких советов. Изучая вопрос о молитве Иисусовой по святым отцам, мы находим у святителя Игнатия Брянчанинова следующие слова: «Монахи Молдавского Нямецкого монастыря передавали мне, что знаменитый старец их, архимандрит Паисий Величковский, получивший сердечную благодатную молитву по особенному смотрению Божию, а не общим порядком, по этой самой причине не доверял себе преподавание ея братиям: он поручал это преподавания другим старцам, стяжавшим дар молитвы общим порядком»[10].Преподобные Оптинские старцы, как видно из рассмотренных посланий, строго следовали преданиям святых отцов
Рассмотрим несколько писем Оптинских старцев. Первое письмо прп. Макария, где он говорит о наставлениях святых отцов в молитве Иисусовой: «Святый же Златоуст, убеждая всех к простой, умной молитве, не упоминает о художном ея образе, потому, что оный принадлежит только редким, как говорит св. Исаак Сирин (в слове 16): “едва един от тысячи (и из проходящих умное делание) сподобляется достигнуть чистой молитвы. Многие бо и чистой молитвы не сподобляются. К таинству же оному, еже по оней и на он пол достигну вый, едва обретается в роде и роде благо датию Божиею”. Художный образ молитвы требует многих условий, потому редкие и способны проходить оный, как это видно из писаний преподобных Каллиста и Игнатия (в 2-й части Добротол.): во-первых, требует духовного, опытного наставника к оной и послушания ему искренняго, и хранения совести к Богу, к людям и к вещам, и правильной цели к прохождению ея со смирением направлением к исполнению всех заповедей Божиих, для очищения сердца от страстей и греха; а не по горделивому усердию и самочинно стремится к молитве, имея целию искание высоких дарований духовных. С таким направлением не только в прохождении художной молитвы, но и на обыкновенном пути благочестия многие впадают в прелесть. Потому что главная причина прелести, во всяком случае, есть гордость и самочиние. Еще должно заметить и то, что святые отцы первых веков, если где говорят об образе внутренней молитвы, то говорят не ясно, а прикровенно; чтобы не подать повода ко вреду для неведущих, или дерзновенных самочинников. Таких мест немало у св. Иоанна Лествичника. Например, он в 27 степени говорит: “Память Иисуса, т. е. молитва, да соединится с дыханием твоим и тогда познаешь пользу безмолвия”. И св. Симеон новый богослов, говоря об Антоние Великом, пишет: “Что бы делал он, пребывая в темном гробище языческом, если бы ему не известен был образ внутренней молитвы?” Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 11 марта 1858 года»[11].
Из рассматриваемого письма мы видим, что наставления в прохождении молитвы Иисусовой были даны из творений святых отцов об умном делании в книгах “Добротолюбия”. Преподобные Оптинские старцы, как видно из многих выше рассмотренных посланий, строго следовали преданиям святых отцов.
Следующее письмо старца Амвросия Оптинского, где он также обращает внимание на труд “Добротолюбие” и просит прежде занятия молитвой Иисусовой внимательного ознакомления с наставлениями святых отцов в прохождении этого Божественного Делания: «Жалуешься, что молва мешает тебе упражняться в молитве Иисусовой. Что делать. Живя в общежитии, нельзя совершенно избавиться от молвы и попечения. Также пишешь, что ты устную молитву не в силах всегда творить, а за умную молитву приняться опасаешься, как бы не впасть в прелесть. Святой Григорий Синаит в “Добротолюбии” в 7-й и последней главе о прелести пишет так: “Не должны есмы боятися или воздыхати Бога призывающе. Аще же неции и совратишася, вреждени бывше умом, веждь яко от самочиния и высокомудрия сие пострадаша. Иже бо в повиновении с вопрошением и смиренномудрии взыскуяй Бога, никогда же примет вред благостию Христа, всем человеком хотящего спастися. Аще же и случится искушение, ко искусу и венцу бывает, скорейшу имея попущающа Бога помощь, имиже весть образы. Праве боживущаго и непорочне жительствующаго и удоляющагося человекоугодия и высокомудрия, аще и безчисленна подвигнет искушения на него весь бесовский полк, не имать его вредити, яко же глаголют отцы. Дерзостне же и своесоветне ходящий сии и вред убо страждут. Три добродетели подобает опасно соблюдать: воздержание, молчание и самоукорение, стречь смирение”. Всю главу эту прочти сама со вниманием. И прежде молитвы сердечной постарайся иметь молитву умную, держа внимание в персех и заключая ум в самых словах молитвы. Такая молитва проще и удобнее, и если в этой молитве будет успех, то, по свидетельству некоторых, она переходит в сердечную. А больной человек ― какую может держать и сколько может, столько и должен проходить со смирением. Пишешь, что ты о безуспешности своей объяснила своим духовникам и получила ответ, что высоко берешься. Отчасти это справедливо, так как это сопровождается примесью некоторого смущения. Пред духовниками своими можешь приносить только покаяние в таких выражениях, какие им доступны, а советоваться со всеми неудобно, особенно в таком деле, о каком ты пишешь»[12].Несмотря на трудность и продолжительность достижения высшей, непрестанной духовной молитвы, все же молитва доступна для всякого человека и может быть услышана, на какой бы ступени нравственного состояния он не находился
Делая краткий вывод заключительной VI-й главы произведения прп. Паисия, можно уяснить следующее:
1. Почему святые отцы первых веков оставили будущим поколениям наставление об Иисусовой молитве;
2. Непосредственно само учение о молитве умом в сердце, приводя цитату прп. Никифора Постника.
3. Какова причина того, что прп. Паисий Величковский дает наставления только цитируя святых отцов, а сам в этой главе никаких советов о делании молитвы умом в сердце не излагает.
Делая общий вывод приведенных выше наставлений, мы можем заключить следующее: что сердечный вид молитвы святые отцы старались излагать с большой осторожностью, чтобы те, кто следовал в молитве без наставников принимали эти советы предостережения и тем самым избегали сетей прелести вражией.
Проанализировав работу по исследованию вопроса о молитве Иисусовой, подведем некоторые итоги. Преподобные Оптинские старцы строго следовали преданиям святых отцов о том, какое значение имеет молитва Иисусова на пути спасения. Изучая письма и наставления, сделанные ими, мы видим частое обращение к трудам Паисия Величковского и к “Добротолюбию”, которое является его переводом творения святых отцов с греческого на славянский. Изучив и сопоставив каждую главу небольшого труда о молитве Иисусовой преподобного Паисия, мы можем сделать вывод о том, что преемство в умном делании от старца к его Оптинским ученикам очевидно. Исследуя вопрос о молитве, мы видим, что уже в XIX веке умное делание не имело такого распространения, как в древности. На этот период времени оно было крайне умалено. Это видно из того небольшого количества наставлений о молитве Иисусовой, сделанных Оптинскими старцами в исследованной нами литературе. И в основном это были назидания к монашествующим.
Изучив труд преподобного Паисия о молитве Иисусовой, мы уяснили следующие главные и необходимые вопросы в прохождении Божественного Делания:
1. Происхождение молитвы.
2. Виды молитвы.
3. Предуготовление к молитве.
4. Предостережение в прохождении этого подвига.
5. Непосредственно обучение умом в сердце этой Божественной молитве.
Нужно сказать, что по последнему пункту наставлений у Оптинских старцев практически не найдено, за исключением ссылок на “Добротолюбие” и одно письмо у прп. Макария Оптинского, где упоминается о преподобном Паисии. Очевидно, что старцы Оптинские давали наставления в занятии и прохождении умно-сердечной молитвы, но это были частные беседы, не направленные на широкий круг читателей.
Несмотря на трудность и продолжительность достижения высшей, непрестанной духовной молитвы, все же молитва доступна для всякого человека и может быть услышана, на какой бы ступени нравственного состояния он не находился. Все будет зависеть от того чувства, которое будет вложено в молитву, а также от смиренного сознания своего недостоинства, уничтожающего преграды между Богом и человеком. Лишь бы только обратился человек к Богу и тогда будет услышан.
Святой прав. Иоанн Кронштадтский пишет: «Бог для того хочет от нас всегдашнего обращения к Нему в молитве, чтобы нас, одичавших грехом и удаляющихся от Него чад Своих, привлечь к Себе, отчистить и заключить в объятия Своей любви, чтобы показать, как у Него всегда благо нам. Так и добрые родители поступают со своими злонравными детьми. Господь так милосерд, что не гнушается никогда нашею молитвою, но милостивно приемлет всякую, и несовершенное в ней Сам исправляет, - только бы мы обращались к Нему искренно и не совсем забывали бы Его»[13].
И в заключение нашей работы приведем замечательное стихотворение о молитве Иисусовой одного из последних Оптинских старцев ― иеромонаха Никона Беляева:
Молитва Иисусова.
Ее начало ― тесный путь.
Душе тревожной негде отдохнуть:
Болезни и труды, великие страданья,
Смущений вихрь, презренье, порицанье
Подвижника встречают; видит он,
Как скорби восстают со всех сторон,
И он стоит, исполненный сомнений,
Тревожных тяжких дум, недоумений,
Томлением объятый и тоской.
Неведомы ему ни радость, ни покой,
Помощи не ждет он ниоткуда,
Как только от Спасителя Христа.
А злобные враги кричат ему отвсюду:
“Ура! Да снидет со Креста!”
Мой друг о Господе! Дерзай!
Не прекращай великой тяжкой битвы,
И поле бранное отнюдь не покидай ―
Не оставляй Божественной молитвы!
Пребуди в подвиге до смерти, до конца.
Победа ждет тебя, духовного борца.
Души твоей да не смятутся кости,
Да не колеблются ее твердыни и столпы,
Когда приступят к ней злокозненные гости ―
Бесовских помыслов несметные толпы.
Всемощным именем Господнем их рази;
Гонимы им, рассеятся врази!
Покрывшись мудрости исполненным смиреньем,
Сей ризою нетленной Божества,
Невидимым врагам душевного спасенья
Не доставляй победы торжества!
Безропотно терпи обиды и гоненья.
Не оставляй прискорбного пути -
Духовных благ священного залога;
Живи для вечности, для Бога, ―
Единой истинной и вечной красоты, ―
Всю жизнь Ему всецело посвяти.
Откинув ложные надежды и мечты,
Мужайся в подвиге суровом,
И узришь жизнь во свете новом.
И час пробьет, настанет время,
Духовная твоя умолкнет брань,
Страстям невольная мучительная дань,
И с радостию ты поднимешь бремя
Напастей, бед, гонений и скорбей,
В душе твоей, свободной от страстей,
Исчезнут тяжкие сомненья и тревоги,
И свет духовный воссияет в ней,
Наследнице небесного чертога,
Мир чудный водвориться ― рай,
И с Господом ее свершится единенье.
Исчезнет без следа твоя печаль,
И ты увидишь, полный изумленья,
Иной страны сияющую даль,
Страны живых, страны обетованья, ―
Грядущего за подвиг воздаянья,
Желаний твоих край...[14]
Богу Премилостивому слава, честь, поклонение и благодарение в бесконечные веки. Аминь.
Иеромонах Лука (Ауле)
Ключевые сллова: прп. Паисий Величковский, Оптинские старцы, умное делание, преемство, сердечная молитва, письма-наставления, личный опыт, цитаты святых отцов, путь ко смирению, предостережения старцев
[1] Паисий (Величковский), прп. Об умной или внутренней молитве [Электронный ресурс] // URL: https ka.ru/otechnik/Paisij_Velichkovskij/molitva/ (дата обращения: 06.05.2018)
[2] Четвериков С., прот. Правда христианства. ― М.: Крутицкое патр. подв., 1998. ― С. 328.
[3]Макарий, преп. Собрание писем. ― М.: Введенская Оптина пустынь, 1862. ― С. 524.
[4]Иоанн (Маслов), схиархим. Прп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. ― М.: Академ. Печатный двор, 2000. ― С. 283.
[5] Четвериков С., прот. Правда христианства. ― М.: Крутицкое патр. подв., 1998. ― С. 330.
[6] Там же.
[7] Четвериков С., прот. Правда христианства. ― М.: Крутицкое патр. подв., 1998. ― С. 332.
[8] Там же.
[9] Там же. С. 335.
[10]Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты: В 2-х томах. ― М.: Сретенский монастырь, 1994. Т.1. ― С. 284.
[11] Макарий, преп. Собрание писем. ― М.: Введенская Оптина пустынь, 1862. ― С. 676.
[12]Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского. ― М.: Введенская Оптина пустынь, 2002. ― С. 182.
[13]Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе. ― М.: Благо, 2002. ― С.814.
[14]Никон (Беляев), иером. Дневник. ― Житомир: NI-KA, 2003. ― С. 149.
Автор: Иеромонах Лука (Ауле)
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 13661
Теги: