«Леонид бо мученик веры ради за Христа закалается»: увидеть святого через слова богослужения

3 марта 2018

Образование

«Леонид бо мученик веры ради за Христа закалается»: увидеть святого через слова богослужения

Что включает в себя служба святому? Тексты со сложными названиями и еще более трудным содержанием? На самом деле, во всех тропарях, кондаках, стихирах и седальнах содержится масса интересной и, главное, важной информации о святом. Услышать их могут помочь эти комментарии к службе новомученику — епископу Марийскому Леониду, который жил не так уж давно, а потому и житие его кажется нам ближе и понятнее.

Священномученик Леонид (Антощенко), Марийский, епископ

Содержание:

  • Гимнография и ее жанры
  • Служба священномученику Леониду с комментариями
  • Гимнография и ее жанры

    Гимнографические жанры, употребляемые Церковью, разнообразят и украшают богослужение, наполняя его музыкальным, а главное — смысловым колоритом[1]. Конечно же, они используются и в службе новомученику — епископу Марийскому Леониду (Антощенко), который был расстрелян в 1938 году и в 2002 причислен к лику святых. А сейчас поговорим о жанрах церковной гимнографии подробнее.

    Эти жанры являются традиционным продолжением богослужения в Ветхом Завете. При царе Давиде пением и музыкой сопровождались жертвенные приношения. И в современной церковной жизни невозможно представить себе богослужение, в котором нет песнопений. Важно отметить, что православное богослужение, в отличие, например, от католической Церкви, не сопровождается какими-либо музыкальными инструментами. В Православной Церкви единственным источником музыки является человеческий голос. «Господь изготовил прекрасный живой музыкальный инструмент, человека, по Своему подобию»[2], — говорит свт. Климент Александрийский. А другой учитель Церкви — Иоанн Златоуст, сравнивая человеческий голос с музыкальным инструментом, пишет следующее: «Наш язык — струна живой кифары, издающей разнообразный глас, но достигающей стройного благочестия»[3].

    В понятии византийской мысли сами авторы гимнографий — гимнографы — представляются идеальными «орудиями» прославления Бога. Так, церковный историк XIV в. Никифор Каллист восхваляет известных гимнографов:

    «Вот певцы Божественных песней:

    Духовная лира — Косьма Чудный;

    Новый Орфей — Дамаска дар;

    Феодор Студит — прекрасный орган мусикии;

    Сирена чудная — Иосиф Песнописец;

    Бряцающий гармонию — Андрей;

    И Феофан — приятная свирель;

    Георгий, Лев, Марк, Кассия»[4].

    Это прекрасное поэтическое сочинение можно продолжить строками преп. Никодима Святогорца:

    «Феоктист Студит — десятиструнная Псалтирь;

    Павел Анфийский — звонкая лира Духа;

    Иоанн Евхаитский — медоречивая и чарующая свирель Святаго Духа;

    Николай Катаскепин — духовная и стройная кинира;

    Афанасий Константинопольский — священный и звенящий тимпан;

    Калиник Ираклийский — пастушеская свирель сладчайшая;

    Мануил ритор — восклицающий кимвал;

    И Фекла — сладчайшее эхо»[5].

    Церковные жанры являются разновидностями гимнов. Еще в древние времена песнопения, посвящаемые богам, именовались гимнами. Самый ранний автор византийской гимнографии прп. Роман Сладкопевец о своих акростихах писал: «Гимн смиренного Романа»[6].

    Церковный историк И.А. Гарднер, впоследствии епископ Филипп, делит церковные жанры на шесть групп[7].

    1.      К первой части можно отнести песнопения догматического характера, так называемые догматики. Известным автором таких текстов является преп. Иоанн Дамаскин.

    2.      Ко второй части принадлежат песнопения повествовательно-исторического характера, где говорится о событии двунадесятого праздника либо о житии празднуемого святого. Сюда можно отнести стихиру на стиховне в службе на Богоявление: Днесь небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося Безгрешный, да очистит мир от лести вражия, и крещается от раба Владыка всяческих, и очищение водою роду человеческому дарует. Тому возопием: явлейся Боже наш, слава Тебе.

    3.      К третьей группе относятся нравственно-дидактические песнопения, через которые гимнограф хочет предоставить слушателям нравственные образцы жизни. Примером может послужить стихира понедельника первой седмицы Великого Поста: Постимся постом приятным, Благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголание лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный.

    4.      В четвертую группу входят песнопения созерцательного содержания, где для внешнего глаза невидимы все совершенные деяния и чудеса празднуемого святого или двунадесятого праздника, то есть исполненные благодатию Духа Святого. Например, стихира на Рождество Христово творение прп. Иоанна Дамаскина: Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы, днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается, силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится, волсви Владыце дары приносят, пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

    5.      К пятой группе примыкают песнопения символического или экзегетического плана. В них истолковывается или цитируется Священное Писание. Примером является стихира на Сретение Господне: Младенца видев Тя, вопияше чудный Симеон: Превечнаго Слова, от Отца рожденна, страшуся и боюся руками моими объяти, Владыко, но с миром раба Твоего ищай, ныне отпусти, яко Милосерд.

    6.      К последней, шестой группе, относятся песнопения ясно выраженного славословного (доксологического) и молитвенного (евхологического) характера. Здесь сразу вспоминается великое славословие: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, помилуй нас. Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.

    Как отметил выпускник Калужской Духовной семинарии иеродиакон Никон (Скарги) в своей дипломной работе, к этой группе хорошо подходят стихиры, построенные на подобен 5-го гласа «Радуйся[8]. Этот напев, кстати, будет использован и при создании службы священномученику Леониду.

    Церковные жанры являются разновидностями гимнов

    Понятно, что часто встречаются песнопения, содержащие в себе признаки песнопений разных типов. К таким можно отнести тропарь Рождества Христова, в котором сочетаются и историческо-повествовательный, и славословный характер: Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе[9].

    Очевидно, нижеследующая служба будет сопрягать в себе тексты разного характера: историческо-повествовательного, созерцательного, символического и славословного. 

    Служба священномученику Леониду с комментариями

    Память священномученика Леонида, епископа Марийского, празднуется в день его кончины — 8 января (или, по старому стилю, 26 декабря — на следующий день после Рождества Христова).Богослужение начинается с Великой вечерни.Курсивом будут выделены части последования богослужения (вечерни и утрени), а обычным шрифтом — комментарии к ним.

    ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

    На «Господи, воззвах» стихиры, глас 8.

    Подобен: О преславного чудесе:

    Эти строки для людей, малознакомых с терминологией церковного устава, можно объяснить так: стихиры на «Господи, воззвах» (церковные песнопения, что припеваются к отдельным отрывкам вечернего псалма «Господи воззвах») имеют подобен (то есть поются подобным образом) «О преславного чудесе». Их особенность в том, что текст должен быть поделен на определенное количество колен, для того чтобы напев был полным и благозвучным. В данном подобне таких колен должно быть девять. И это число соблюдено.

    О преславнаго чудесе! / Церкви Русския украшение / и земли Марийския утешение велие, / священномучениче Леониде, / ибо таковаго заступника имамы на небеси. / Пред Престолом Божиим предстоящаго / с прочими новомученики Церкви нашея / служити сподобшагося. // Моли Христа Бога нашего, во еже спастися нам.

    Первая стихира имеет обычное для своего подобна начало: «О преславного чудесе». Далее кратко описываются подвиги святого на поприще служения — как в целом для Церкви, так и в частности для Марийской земли. Применяются различные словосочетания хвалебного содержания. После этого вспоминаются и другие новомученики, прославившиеся в данной области. Оканчивается стихира распространенным образом: верующие просят святого о заступничестве перед Богом.

    О преславнаго чудесе! / Видяще Церковь за Христа гонимую, / архиереи со священники и мирския убиваемыя, / храмы окраденныя и разрушаемыя, / и богохульством сердца власти безбожныя наполняемыя, / сих не убоялся еси, святителю Леониде, / и даже до крове пострадал еси, / научая присно вере // любовию чтущих святую память твою.

    В данной стихире еще более конкретно описывается подвиг святого, который заключается в том, что святитель не испугался внешнего — гонимой от безбожной власти Церкви, умерщвления архиереев, священников и мирян, но и даже собственной смерти, тем самым показывая пример веры тем, которые его любят и сегодня вспоминают.

    О преславнаго чудесе! / Церкви догматов хранителю, / заповедей Христовых исполнение, / биения и лишения за веру претерпевый, / в темнице усердный проповедниче, / смерти от власти безбожныя приемниче, / священномучениче Леониде, / ныне, пребывая купно с мученики земли нашея, // моли Христа Бога, во еже спастися нам.

    Третья же стихира вновь описывает подвиги святого. Но на этот раз сперва приводятся личные, духовные: хранитель церковных догматов, исполнитель заповедей Христовых, а уже после — земные и даже телесные: избиения и притеснения, проповедь в тюрьме. И оканчивается стихира обращением к святому, чтобы он, находясь с иными местными мучениками, молил Бога о спасении верующих.

    Слава, глас 5 Подобен: Радуйся:

    Славник (стихира, которая поется после слов «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу») также имеет подобен — «Радуйся». Он уже не связан со строгим количеством колен, то есть при необходимости возможно подстроить напев под объем текста, но данная стихира все же содержит стандартное количество колен. Здесь их девять:

    Приидите ныне чада Церкви Русския, / воспевающе Рожденнаго нам Спаса Христа / и новаго Его мученика Леонида прославим. / Пред губящими тело, но душу не могущих убити / пример стойкия веры нам показавшаго. / Хлад, глад и лишения различныя на земли претерпевшаго, / и Небеснаго Царствия новым гражданином явльшагося, / да умолит ныне Родившагося Богомладенца Христа, // подающаго душам нашим мир и велию милость.

    Композиция стихиры следующая. Идет обращение не к святому, а ко всем чадам Русской Церкви. Это призыв воспеть не только священномученика Леонида, но и не забывать о Рождении Богомладенца Христа, ведь празднование памяти святого приходится на попразднство[10], а точнее, на следующий богослужебный день после Рождества. Далее представлено перечисление подвигов святого.

    И ныне, попразднства.

    Вход. Прокимен дня. И чтения.

    В современных службах новомученикам используются как новозаветные, так и ветхозаветные чтения. Из Нового Завета читаются фрагменты из Деяний (Деян. 4:6-31), где повествуется о суде над апостолами Петром и Иоанном, второе послание к Тимофею (2 Тим. 4:1-8) и послание к евреям (Евр. 11:33-40)[11].

    На литии стихиры, глас 3:

    Како не дивитися подвигу твоему, Леониде приснопамятне? / Како не пети твоя честныя страдания? / От юности возлюбившаго Христа, / и в мире, и темнице безленостно воспевати Его тщащагося / Таин Спасовых дерзновеннаго служителя, / в темнице и заключении ссущих пастыря добраго. / Сим подвигом дивящеся зовем: / посещай чад твоих, // верою и любовию чтущих святую память твою.

    Стихира написана на 3-й глас. Ее начало подобно догматику (краткому песнопению догматического содержания, посвященному Богородице) 3-го гласа «Како не дивимся»[12]. Начинается все с риторических вопросов к святому, а далее идут ответы на них. При этом восхваляются подвиги мученика. Оканчивается песнопение призывом к святому не забывать посещать верующих.

    На стиховне стихиры, глас 1.

    Подобен: О дивное чудо:

    Стихиры на стиховне (названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику) составлены на подобен 1-го гласа «О дивное чудо». Примечательно, что все три стихиры имеют начала такие же, как и стихиры Успения Богородицы.[13] Первая — «О дивное чудо», вторая — «Дивны твоя тайны», третья — «Твое славят Успение». Так как церковная традиция Успением называет только преставление Богоматери, то здесь поются слова: «Твое славят преставление».

    О дивное чудо! / Святителю Христов Леониде, / имея пламенную любовь к Создавшему тя, / и благое произволение служити Ему, / образ иноческий на себе приял еси / и именем святаго мученика Леонида именовался еси, / Емуже в подобящеся за Христа пострадал еси даже до крове. / Сему великому подвигу твоему дивящеся, / прославляем вернии, / Бога Спаса Христа, / даровавшаго нам // таковаго молитвенника о душах наших.

    В этой стихире представляются некоторые события из жития святого. Говорится о принятии монашеского пострига с именем Леонид, в честь мученика Леонида (память которого совершается 8 августа вместе с мучеников Елевферием)[14]. Приводится параллель с ним. Оба являются мучениками за веру в Христа.

    Дивны твоя тайны Господи! / На земли яко агнец закалается, / на небеси же во славе воскресает / Аки Лазарь бездыханен полагается, / но яко Илия на высоту возносится/ Леонид приснопамятный, / в лице мученик предстоит / и молится о земли Марийстей: / сохрани Господи град Твой и люди, / услыши верных глас / от Тебе просящих, // подати велию милость.

    В представленной стихире приводится параллель с библейскими образами и персонажами. Распространенным образом беззащитного убийства в церковной гимнографии является агнец. Сам Христос является Агнцем. Так и святой Леонид подобно агнцу закалывается, но как Лазарь Четверодневный воскресает, но не телом, а душой. И как пророк Илия возносится ею на небо. Оканчивается стихира призывом верующих к святому о заступничестве города и живущих в нем.

    Твое славят преставление, / архиерее и священицы, / монаси и мирстии, / Леониде священне, / ангелом сопричастниче, / и имиже на высоту возносится / и молится о земли и людех, / да помилует ны Господь / от смерти позорной // и дарует живот вечный.

    В данной стихире говорится о том, что кончину святого почитают все: архиереи, священники, монахи и миряне, которые просят святого Леонида ходатайствовать пред Богом за людей и крае, чтобы избавил их от позорной смерти. Святой называется сопричастником ангелов, которые и вознесли душу убитого мученика.

    Слава, глас 5 Подобен: Радуйся:

    Славник составлен на подобен 5-го гласа «Радуйся», как и стихира на «Господи воззвах».

    Радуйся, земле Марийская, / имея святыя своя, / Леонида вернаго архиерея, / Адриана и Михаила, / Сергия и Николая, / и Анатолия пресвитеры, / купно Святей Троице предстоящих, / и песнь ангельскую поющих: / Свят еси Отче и Сыне, и Душе Святый, / помилуй землю сию, // Юже избрал еси в просвещение языков.

    В славнике вспоминаются все святые, которые прославлены на Марийской земле: приснопоминаемый епископ Леонид и пять пресвитеров: Адриан, Михаил, Сергий, Николай и Анатолий, имена которых стоят в хронологическом порядке своего прославления. Говорится о том, что эти святые предстоят Святой Троице и молятся об их временной земле, избранной Богом для просвещения язычников.

    Тропарь, глас 4:

    Царевококшайска архипастырь добрый показался еси, / священномучениче Леониде, / Церкве Христовы утверждение и Евангелия исполнение: / гонений бо мученически сподобився, / еще же уз и темниц, / Апостольское теми исправил еси житие твое, / пострадав даже до крове, / исповедал еси Христа Бога Совершенна, / Егоже усердно моли // о творящих твою память верно.

    Тропарь используется тот, который был написан по случаю прославления новомученика Леонида (Антощенко)[15].

    УТРЕНЯ

    На утрени Седален по 1-м стихословии.

    Крест яко меч, Евангелие же яко щит имея, ты, Леониде, честный архиерее, премудро сими управляше, ко спасению овцы заблудшыя веде, сего ради явился еси яко пастырь добрый и друг Христов.

    В этом седальне (так называется тропарь, который поется во время чтения кафизм, т.е. псалмов, и во время которого разрешается сидеть) говорится о том, как святой мученик мудро использовал Евангелие в своей жизни и приводил заблудших христиан к спасению, тем самым явился добрым пастырем и другом Христа.

    Седален по 2-м стихословии.

    Духовныя миссии во граде Петра главою явился еси, святителю Христов Леониде, сироты приимаше и вдовы утешаше, опииство и всякия скверны из людий верныя искореняше, заповедем спасительным я научаше, Тем же к ти молебно прибегаем вси: и ныне град твой защити и нас верных чад твоих в вере православней утверди.

    В данном седальне кратко описываются некоторые подвиги святого Леонида. Говорится об окормлении святым духовной миссии в Петербурге и об основных видах ее деятельности: о принятии сирот, утешении вдов, помощи страдающим недугом пьянства, научению их заповедям. Оканчивается седален обращением к святому, чтобы он защитил город и живущих в нем утвердил в православной вере.

    Величание: Величаем тя,/ священномучениче Леониде,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа во утверждение на Руси Православия/ претерпел еси. [16]

    Псалом избранный:[17] Бог нам Прибежище и Сила. Господи, воздвигни силу Твою и прииди, во еже спасти ны. Глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся. Вси языцы обыдоша мя и именем Господним противляхся им. Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся, яко овцы заколения. Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение.

    По полиелеи седален, глас 8: Притецем, вернии, в память страстотерпца Христова, песньми и пении венец похвальный тому принесем, молит бо Владыку Христа Бога нашего дати нам оставление прегрешений наших, творящым радостно святую память его.

    В седальне по полиелее очевиден призыв ко всем верным о восхвалении страстотерпца. И дальше приводится причина: ибо молит Бога о прощении грехов всех тех, кто его вспоминает.

    Степенна 1-й антифон 4-го гласа.

    Прокимен, глас 4: Проидохом сквозе огнь и воду/ и извел еси ны в покой. Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро.

    Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 36.[18]

    Седален по 50-м псалме, глас 6: Воин Царя Небеснаго / явился еси нам, / твердо веру свою исповеда, / мучениче Леониде, / и яко на поле брани с богопротивною силою во всеоружии ста, / и мужественно на землю паде, / на небеси же во славе прослави тя / Г радоначальник Новаго Иерусалима Христос, / мы же дивящеся страшному таинству Его: / победившаго смерть и живот нам даровавшаго поем: / Слава в вышних Богу / и на земли мир, // в человецех благоволение.

    Вновь, как и прежде, здесь идет описание страданий святого мученика. Он олицетворяется с воином, но не земного царя, а Небесного, который встает на бой с противоборствующей Богу силой и, упав на землю, тотчас прославляется на небе. Дальше идет восхваление Христа с помощью образов, связанных с Его Воскресением и Рождеством.

    Канон святаго, глас 4:

    Песнь 1

    Ирмос: Моря чермную пучину/ невлажными стопами/ древний пешешествовав Израиль/ крестообразныма Моисеовыма рукама/ Амаликову силу в пустыни победил есть.

    Ирмосы (первые строфы в каждой из девяти песен канона, в которых прославляются священные события или лица) для службы священномученику Леониду взяты из последования священномученику единому XX века.[19]

    Приидите, людие, Леонида новаго мученика Христова духовно воспоим: паству свою чрез пучину греховную проведшаго, якоже некогда Моисей люди Израильския сквозе Чермное море, Богу хвалебную песнь поюще.

    Первая стихира канона призывает людей восхвалить вспоминаемого сегодня святого мученика Леонида. Далее приводится параллель с ветхозаветным Моисеем, который провел израильский народ через Красное море. Ирмос первой песни канона всегда посвящается этому событию, поэтому и здесь окончание подобно окончанию ирмоса.[20]

    Якоже некогда люди Израильстии притесняеми от фараона бысте, такожде и ты, богомудре Леониде, от власти безбожныя, Христа исповедания ради. Верных людий земли Марийския, послушания ради, окормлял еси, Богу хвалебную песнь поюще.

    В следующей стихире также сохраняется тематика первой песни. Суть в том, что как в ветхозаветное время был гоним богоизбранный народ от власти фараона, так и святой мученик от безбожной власти спустя тысячи лет. Вторая половина стихиры говорит о том, что, несмотря на эти притеснения, епископ Леонид продолжал окормлять свою паству, восхваляя при этом Бога.

    Древляго человекоубийцы и врага рода человеческаго козни попираются Леонид бо мученик веры ради за Христа закалается и кровьми своими верных утверждает, Богу победную песнь поющих.

    Унижаются и попираются ногами все ловушки диавола, так как ни на одну из них не попался мученик Леонид, но, наоборот, он утверждает еще больше людей своей страдальческой кровью — так говорится в стихире.

    Богородичен: Приявшая под свой Покров землю Марийскую, Пресвятая Владычице, не остави ныне ея молитвами новаго мученика Леонида и пребывай с верными людьми Твоими, любовию чтущими неизреченное Твое Рождество.

    В богородичне идет обращение к Божией Матери о призрении конкретной земли, чтобы Она не оставила ее, но по молитвам новомученика Леонида пребывала со своими людьми, которые с любовью чтут Рождество Ее Сына. Здесь снова присутствует тематика попразднства Рождества Христова.

    Песнь 3

    Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи:/ Ты моя Крепость, Господи, / и прибежище и утверждение.

    Аврааму праведному подобяся, мучениче святе, веру истинную соблюл еси, еяже ради смерть подъял еси, утвержден быв на камени исповедания Христова.

    В первой стихире песни мученик Леонид называется подобным ветхозаветному Аврааму в вере в Бога, ради которой не испугался принять смерть.

    От юности твоея пламенную любовь ко Господу в сердце твоем имея, юже и до последняго издыхания сохранил еси, ангельскаго образа благодать приях, ныне у Престола Бога нашего предстоя, моли о пастве твоей, чтущей любовию святую память твою.

    Вторая стихира говорит о горячей любви к Господу, которая сравнима с огнем, пламенем. Подвиг святого заключается в том, что он смог сохранить это пламя до своего последнего вздоха в ангельском, монашеском образе. Сегодня он стоит перед небесным Престолом и молится обо всей своей пастве.

    Желая озарити светом Христовы веры люди хинския, живущыя во граде Петра, ты, святе Леониде, учил еси я исповедати веру православную, в нейже утвержден был еси.

    В следующей стихире снова поднимается тема духовной миссии, главой которой в Петербурге был при жизни епископ Леонид. Здесь вспоминается о главном предназначении любой миссии — научить правильно веровать в Бога.

    Богородичен: Госпоже Царице Небесная, Огнь Божества во чреве Твоем неопально приимши, Материю Живота всех явилася еси, Егоже моли со святыми земли Марийския даровати Отечеству нашему мир и велию милость.

    В последней стихире в обращении к Богородице вспоминается собор новомучеников Марийских.

    Песнь 4

    Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте,/ Солнце Праведное,/ ста в чине своем, / достойно взывающи: / слава силе Твоей, Господи.

    Пророк Божий Аввакум, усмотряя чудесное и спасительное Пришествие в мир Спаса нашего, со трепетом содержимь бываше. Ты же, священномучениче Леониде, Христа исповедати не убоялся еси пред убивающими тя.

    Четвертая песнь канона имеет в себе песнь пророка Аввакума[21]. В первой стихире сначала кратко говорится об этом событии, а далее приводится подвиг бесстрашия перед убийцами святого Леонида.

    За Христа закалается и со ангелы днесь радуется, сопричастником мучеников является и святителем слава показуется, богомудрый Леонид, исповедник веры явлься.

    В следующей стихире присутствует параллель земной жизни и последующей небесной мученика Леонида.

    Черемисския обычаи возненавидел еси в сердце твоем, архиерее священне, служащыя твари обличил еси и Творцу служити же и угождати наставил еси: сего бо ради восхваляем тя, память твою празднующе.

    Марийский край местами хранит древнее язычество, которое включает в себя идолопоклонство и кровное жертвоприношение. Именно об этих обычаях и говорится в данной стихире. Приняв в свою власть эту землю, епископ Леонид обличал язычников и наставлял поклоняться истинному Богу.

    Богородичен: Слава в вышних Богу! Воспеваем купно со ангелы и прославляем Пречистую Матерь, ибо родила нам ныне Младенца, рожденнаго прежде всех век.

    В богородичне вновь отражена тема попразднства Рождества.

    Песнь 5

    Ирмос: Ты, Господи, мой Свет/ в мир пришел еси,/ Свет святый, обращаяй из мрачна неведения,/ верою воспевающыя Тя.

    Пришествие в мир Спаса Христа проповедуя, якоже древле пророк Исаия, не убояся гонящих тя, мучениче Леониде, но молился еси Богу о прощении греха их.

    Пятая песнь традиционно вспоминает пророка Исаию[22]. И первая стихира показывает параллель пророка с мучеником Леонидом.

    Окормлением велией паствы исполнено бысть служение твое, святе Леониде, во узах бо верныя письмены ободрял еси, писаше: конец ведомь есть, добре плод обещан.

    В следующей стихире приводится часть жития: как владыка окормлял свою паству, отправляя ей письма. Оканчивается стихира словами святого: «Конец нам известен, награда обещана».

    Телом в темнице водворяяся, но умом и душею с Богом пребывая, уподобился еси мученицем, богомудрием преподобным, священнодействием святителем подражание еси ты, славне Леониде.

    В последней стихире святому в этой песни говорится о подобии владыки Леонида мученикам — в страдании, преподобным — в богомудрии, святителям — в священнодействии.

    Богородичен: Невещественная существа соделавый, плотию яко Человек из Тебе, Богомати, днесь рождается. Тому воспоем: слава в Вышних Христу Богу.

    В богородичне снова отражена тема попразднства Рождества.

    Песнь 6

    Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи,/Церковь вопиет Ти,/ от бесовския крове очищшися,/ради милости от ребр Твоих/ истекшею Кровию.

    Яко незлобива овча посреде волков явился еси, и неправедно осужден быв, но яко некогда Иона во чреве китове Бога моли, тако и ты, Леониде всечестне.

    Шестая песнь канона напоминает о пребывании пророка Ионы в чреве водного зверя[23]. Пророк молился три дня, прежде чем Господь позволил зверю отпустить его. Так верующие в этой стихире просят молиться и мученика Леонида.

    Воскресе Христос, поя в темнице, вся верныя собрал еси, богомудре, веру им даровав, да прославят смерть Победившаго и живот всем Подающаго.

    Здесь вспоминается ночное пасхальное богослужение, совершаемое епископом Леонидом в заключении.

    Попечения вся творя, Господеви служити наипаче потщался еси, мучениче, и от Того венец нетленный приял еси: сего бо ради тя почитаем яко путевождя к небесным обителем.

    Из жития видно, сколько послушаний добросовестно исполнял владыка в разные периоды своей жизни. И несмотря на это, больше всего старался в служении Богу — так говорится в стихире.

    Богородичен: Создавый по образу Своему человека, за многое благоутробие обновляет сего, из Тебе, Дево Богомати, совершенно в того одеявся.

    Кондак, глас 1[24]: Божественнаго Твоего, Христе, / разумев истощания силу, / новый угодник Твой, Господи, Леонид мудрый, / исповедник и мученик явися днесь/ сей убо ведый, яко Ты, Спасе мира, / образ дал еси учеником Твоим, / первый пострадати хотя даже до смерти Крестныя, / избра Тебе последовати во времена последняя, / свидетельствовав доброе исповедание. // Темже вопияше: Ты мучеников еси, Христе, утверждение.

    Кондак, как и тропарь святому, заново не писался.

    Песнь 7

    Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей/любовию благочестия паче,/ нежели пламенем опаляеми взываху:/ благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

    На пытании власти безбожныя веру твою испытуя, и вины ложней никакоже приемля, ты же вопрошающей тя власти безбожней ничесоже отвещаваше, подая нам образ исповедания веры.

    Седьмая и восьмая песни канона предлагают вспомнить трех отроков — Ананию, Азарию и Мисаила[25], которые не отреклись от своей веры, за что были брошены в горящую печь, но не опалялись, сохраняемые ангелом. В этой стихире также говорится, что мученик Леонид не побоялся правителей, не признал клеветы, за что и был расстрелян.

    Обагрися земля Марийская кровию твоею, святе, сие бо пророчески предвидя, из перстех в землю ознаменовал еси погребение свое зде, Леониде страдальче.

    В этой стихире воспоминается пророческое действо святителя, когда он прибыл на место своего последнего служения — на Марийскую кафедру.

    Радости неизреченныя сердца наша исполнишася, внегда обретохом теплаго предстателя пред Господем, Леонида благознаменитаго, егоже воспевая, Христа превозносим во вся веки.

    19 сентября 2002 года Марийская епархия причислила к лику святых своих епископа Леонида (Антощенко). И тогда, и сегодня, вспоминая это великое событие, все верующие Марийского края исполнены радости.

    Богородичен: Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущым: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

    Данный богородичен взят из последования часов Пасхи, так как он напоминает, с одной стороны, о великом вселенском событии Рождества, а с другой — о светлых пасхальных днях, ассоциирующихся у верующих с этим кондаком[26].

    Песнь 8

    Ирмос: Руце распростер Даниил,/львов зияния в рове затче, / огненную же силу угасиша, / добродетелию препоясавшеся, / благочестия рачители отроцы взывающе: / благословите, вся дела Господня, Господа.

    Ныне Царевококшайск град веселится и с ним вся земля Марийская ликует, прославляющи чадо свое, Леонида всехвальнаго, егоже воспевая, Христа превозносим во вся веки.

    Здесь столица Марийской земли (Йошкар-Ола) названа своим первоначальным именем, которое она носила до 1919 года[27].

    Иже славы Господь и всея твари видимыя и невидимыя устроитель прослави угодника Своего, Леонида страстотерпца, превозносяща Его во вся веки.

    В данной стихире прославляется Бог всяческих, который сподобил епископа Леонида к принятию мученического венца.

    Венцедавца Христа присно в житии твоем прославляя, от Того сподоби и нам милость обрести, поющим: благословен Отец и Сын, и Святый Дух Господи.

    В этой стихире воздается слава всей Пресвятой Троице.

    Богородичен: Царя Христа, Егоже нам роди Богородица Мария, и по Рождестве пребысть Дева Чистая, вся дела, Господа пойте и превозносите Его во веки.

    И опять прославляется Божия Матерь в Рождении всему миру Спасителя Христа.

    Песнь 9

    Ирмос: Камень нерукосечный / от несекомыя горы, Тебе, Дево, / краеугольный отсечеся, / Христос, совокупивый разстоящаяся естества, / тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

    Егоже не устраши мук терпение, ни темничное заключение, придите вси воспоим днесь Леонида благохвальнаго, той бо ныне дерзновение имать ходатайствовати о нас, сего бо ради его вси вернии, ублажаем.

    Подобно первой стихире первой песни канона верующие снова слышат призыв к прославлению угодника Божия Леонида.

    Дерзновение имаши яко страдалец Христов, мучениче священне, Леониде, поминати нас не престай, творящих приснорадостную и всепразднственную память Твою.

    После же призыва напоминается о том, чтобы и святой не забывал молиться о тех, кто помнит о нем.

    Небеса ти отверзошася и ангели Божии сретоша чистую душу твою, внегда от безбожных умерщвление прияти сподобился еси, Леониде честне, темже тя ублажаем.

    Подведя итог, стихиры канона святому заканчиваются описанием того, что произошло после смерти святителя: небо открылось, и ангелы встретили чистую мученичеством душу еще одного праведного угодника Божия.

    Богородичен: Жезл прозябла еси из корене Иесееова, Богородительнице, цвет Божества, Христа, нам рождши, Пречистая днесь, яко Бога Невместимаго и ныне яко Младенца повиваемаго.

    И заканчивается канон прославлением Богородицы и Рожденного Пречистого Богомладенца Христа.

    Стихиры на хвалитех на 8, глас 4.

    Подобен: Дал еси знамение:

    Стихиры на хвалитех (стихиры, которые поются на утрене после канона, чередуясь со стихами из псалмов, начинающимися словом «хвалите») представлены в службе на подобен «Дал еси знамение». Это спокойный и в то же время мажорный, праздничный напев, который после канона станет подходящим для продолжения службы.

    Дал еси знамение / людем земли нашея: / в перси и землю десницей своей указав, / ибо провидел еси / яко тело твое на сем месте / погребено будет, / сего не убоявся, / и сотворяя паству твою / беспрестано прославляти Спаса Христа, // даровавшего тебе мученичен венец.

    Первое колено стихиры имеет то же начало, что и самоподобен. Приводится описание события из жизни епископа. Подъезжая к месту своей последней кафедры — на Марийскую землю, он сказал: «Из груди в землю». В стихире явно показывается пророческое предвидение святого места своего погребения.

    Явил еси знамение / во граде святаго Петра: / храм в честь Рождества Спасова постави, / сим же образом бысть / храма души твоея: / умерщвлен бо быв / в день Его Рождества, / Егоже ныне // Рождшагося прослави.

    Следующая стихира также имеет описание из жития. Приводится закономерность: трудами владыки в Петербурге был построен и освящен храм в честь Рождества Христова, в великий день для всего мира — праздник Рождества Христова — и был расстрелян епископ Леонид.

    Чудно есть знамение, / на земли пред судищем неправедным / архиерей Бога Вышняго предста, / вину ложну не призна / и кровь за Христа пролия, / по смерти же паки пред Судиею праведным предста, / венец мученичен прият/ и во обителех Славы ныне поселишася / и Богови поя: // Слава Ему в вышних.

    В этой стихире вкратце описываются последние события из жизни святого: он оказался перед несправедливым судом, не признал клевету на себя, пролил кровь за Христа, но после смерти предстал уже перед справедливым Судом, где получил венец и поселился в славных обителях и поет Богу: «Слава в вышних!» Последнее является связью памяти святого с попразднством Рождества.

    Слава, глас 2

    Пение пасхальное услышавши внезапу в нощи, / люди верныя притекоша на глас / и видя тя в облачении поющаго: / Воскресение Твое Христе Спасе, / нас на земли сподоби / чистым сердцем тебе славити / зело возрадовашася духом / и начаша прославляти с тобою Бога, / смертию смерть поправшаго // и живот всем дарующаго.

    Славник имеет напев на 2-й глас. В стихире вновь приводится описание события из жизни святого. Так, в пасхальную ночь, будучи в заключении, люди услышали пение. И увидели в облачении священника, который пел пасхальную стихиру: «Воскресение Твое Христе Спасе». Это и был епископ Леонид.

    Таковы песнопения священномученику Леониду, епископу Марийскому, на которых построено богослужение этому святому новомученику. Из них можно узнать множество фактов биографии владыки и увидеть параллели с другими святыми нашей Церкви и событиями священной истории.

    диакон Андрей Иванов

    Ключевые слова: новомученики, Леонид Марийский, священномученик, служба, гимнография, стихира, тропарь, седален



    [1] См. подробнее: Мошкова Л.В., Ткаченко А.А., Пентковский А.М. и др. Гимнография// Православная энциклопедия. Том 11. — С. 489-513; Минеи: образец гимнографической литературы и средство формирования мировоззрения православных. — Olsztyn, 2013; Василик В.В. Происхождение канона (богословие, история, поэтика). — СПб., 2006; Рыбаков В., прот. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. — М., 2002; Рыбаков В., прот. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. Характеристика песнотворческой деятельности преподобного Иосифа // URL: http:// www.pravlib.narod.ru(дата обращения: январь 2016 года); Игнатия (Пузик), мон. Церковные песнотворцы. — М., 2005; Барсов Т.В. О форме греческих церковных песнопений // Христианское чтение. 1876. № 3-4. — С. 431-540 и др.


    [2] Климент Александрийский, свт. Увещание к язычникам. — СПб., 2006. — С. 50-51.


    [3] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. — М., 2013. — С. 623.


    [4] Никон (Скарги), иерод. Основные принципы построения поэтических текстов в церковной гимнографии. (Дипломная работа) — Калуга, 2012. — С. 10


    [5] Феоклит Дионисиатский. Преп. Никодим Святогорец. Житие и труды. — М., 2005. — С. 236-237.


    [6] Успенский Н.Д. Православная Литургия: историко-литургические исследования. — М., 2007. — С. 56.

    См. также: Асмус М.В. Творчество Романа Сладкопевца (кон. V в. — ок. 560 г.)// Вестник РГНФ. 2000. №3. — С. 189-200; Цветков С., диак. Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни// Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М., 1884-1885; Успенский Н.Д. Св. Роман Сладкопевец и его кондаки // URL: http:// www.spbda.ru(дата обращения: декабрь 2015 года).


    [7] Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Том 1. - М., 2004. С. 60.

    См. также: Песнопения и музыка в древней христианской церкви // Христианское чтение. 1898. №10. — С. 451-476.


    [8] Никон (Скарги), иерод. Основные принципы построения поэтических текстов в церковной гимнографии. Дипломная работа. - Калуга, 2012. С. 14-15.


    [9] См. подробнее: Праздник Рождества Христова в церковных песнопениях // Христианское чтение. 1890. № 11-12. — С. 529-544.


    [10] Патриарший календарь на 2016 год. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. — С. 291.


    [11] Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — С. 26-28.


    [12] Октоих. — М.: Издательство Московской Патриархии, 1981. — С. 45.


    [13] Минея август. Часть 2. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. — С. 34-35.


    [14] Патриарший календарь на 2015 год. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — С. 176-177.


    [15] Сайт Марийской епархии // URL: http://mari.eparhia.ru/holly/leonid/ (дата обращения: март 2016 года).


    [16] Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — С. 30.


    [17] Ирмологий. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. — С. 237.


    [18] Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — С. 31.


    [19] Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — С. 32-38.


    [20] Православное общество «Азбука Веры»: словарный раздел. Канон //

    URL: http://azbyka.ru/dictionary/09/irmos-all.shtml(дата обращения: 15 марта 2016 года).


    [21] Православное общество «Азбука Веры»: словарный раздел. Канон// URL:http://azbyka.ru/dictionary/09/irmos-all.shtml (дата обращения: 15 марта 2016 года).


    [22] Православное общество «Азбука Веры»: словарный раздел. Канон// URL:http://azbyka.ru/dictionary/09/irmos-all.shtml (дата обращения: 15 марта 2016 года).


    [23] Православное общество «Азбука Веры»: словарный раздел. Канон// URL: http://azbyka.ru/dictionary/09/irmos-all.shtml (дата обращения: 15 марта 2016 года).


    [24] Сайт Марийской епархии // URL: http://mari.eparhia.ru/holly/leonid/ (дата обращения: март 2016 года).


    [25] Православное общество «Азбука Веры»: словарный раздел. Канон //

    URL: http://azbyka.ru/dictionary/09/irmos-all.shtml(дата обращения: 15 марта 2015 года).


    [26] Триодь Цветная. — М.: Правило веры, 2003. — С. 10-11.


    [27] Йошкар-Ола// URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: март 2016 года).



    Автор:  Андрей Иванов, диакон

    Картинка для анонса: Array

    Количество показов: 14422

    Теги: