Московская Сретенская Духовная Академия
О необходимости постоянного памятования о Боге
7 декабря 2017
Образование
О необходимости постоянного памятования о Боге
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня — отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Каждого из нас в свое время Господь ввел в храм. Для всего же рода человеческого наиважнейшее значение имело введение во храм именно чистой Девы Марии в младенческом возрасте. Мы слышали сегодня стихиру праздника: «Во Святых Святая, Святая и Непорочная, Святым Духом вводится, и святым Ангелом питается, сущи святейший храм Святаго Бога нашего, всяческая освятившаго Входом Ея и обожившаго естество земных поползшееся»[1]. Эта и другие стихиры праздника говорят нам о безграничном величии Богоматери. Главное же о том, что Дева Мария через Свое послушание Богу, через искреннее стремление исполнить волю Божию послужила спасению рода человеческого. Но не будем забывать, что мы чтим Ее и за Ее внутреннее достоинство, за Ее нравственное совершенство, за Ее высшую степень святости, доступную человеку.
Се, раба Господня(Лк. 1:38), — сказала она Архангелу Гавриилу, готовая исполнить волю Божию не только о славе, о которой мы с вами сегодня слышали: Ибо отныне будут ублажать Меня все роды(Лк. 1:48), но и о страданиях. Ведь Богородице были открыты не только конец, но и начало и середина пути Ее и Ее Сына. Ей были заранее открыты слова Симеона Богоприимца, предсказавшего жизненный путь Сына, Спасителя рода человеческого: И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:45).Она знала, что будет страдать, как говорили святые отцы, станет первомученицей, потому что Она все слова и события, связанные с Ее Сыном, слагала в сердце и таким образом сораспиналась душой за Сына. Она знала, что Ей надо будет мужественно перенести не только славу, последующую за Голгофой, но и несправедливость людей к Христу, Его распятие, Его крестные страдания, Его погребение. И на это все Она отвечает: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38).Каждого из нас в свое время Господь ввел в храм. Для всего же рода человеческого наиважнейшее значение имело введение во храм именно чистой Девы Марии
Через искреннее послушание Господу Она стала храмом Божиим. Богомудрые отцы нам говорят, что «входом Ея осветилось и обожилось все наше с вами падшее, поскользнувшееся, поползшееся (то есть на полу лежащее) греховное естество»[2]. И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены (Еф. 2:5), — говорит апостол Павел.
Началом нашего спасения был Ее вход в храм. Мы слышали в тропаре праздника: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»[3].
А кто такой «Зиждитель»? Бог, Который покрывает, ждет, наполняет, согревает, сохраняет, ведет ко спасению «ими же веси судьбами» весь род человеческий.
Род человеческий был задуман и предназначен Богом для жизни с Ним, но «упал» в грех через Адама. Бог же сохранял и вел человеческий род, чтобы вновь вернуть ему возможность богообщения, вернуть человека, но уже не в потерянный рай, а в Свое Царствие. И это было невозможно без Боговоплощения, так Сын Божий стал одним из нас, чтобы показать нам путь на Небо. Невозможно это было и без Богородицы.
Когда мы с вами читаем акафист Божией Матери, то в восьмом кондаке поем такие слова: «Странное рождество видевши, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего во ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте, Тому вопиющия»[4].
Вот чему послужила Матерь Божия — тому, чтобы родился смиренный человек — высокий Бог, Который возведет нас на Небеса. Такая же цель жизни и у каждого из нас.
Матерь Божия приняла освящение благодатью Святого Духа, получила его в храме Божием, в котором воспитывалась, но Она имела и внутри Себя храм Божий. Апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16).
Бог обитает на каждом месте владычества Своего, и, чтобы быть с Богом, надо не только быть на всенощной или на литургии раз в неделю. Бог — Тот, Кто есть всегда и везде. И самое главное — Он может быть и должен быть в нашей душе, в нашем сердце, то есть внутри нас.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне (Мф. 6:6), — говорит Господь. Что это за комната? Внутрь пребывание. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Мы имеем с собой, внутри себя, храм Божий, и имеем священника — наш царственный ум, и имеем жертвенник — наше сердце, и на нем можем приносить богоугодные жертвы для Живого Бога: молитвенные, смиренные, покаянные воздыхания»[5]. Всегда возможно быть с Богом. Нам преподобный Исаак Сирин пишет: «Войди внутрь себя и там сотвори брань с сатаною, и ты увидишь лестницу, возводящую тебя на Небо»[6]. И это дело не одних только священников и монахов. Нет! Для того чтобы быть с Богом, не нужны ни время, ни здоровье, ни возраст, нужно только одно – усердие в молитве и любовь к Богу. Больше ничего. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, обращаясь к мирянам, изъясняет: «И вы можете уподобиться монахам за любой работой. Прервитесь на три минуты и мысленно прочитайте хотя бы 10, 20 или 30 Иисусовых молитв: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!" Делайте это как можно чаще, растворяя свои мирские дела и попечения, и это будет для вас богослужением»[7].Мы имеем с собой, внутри себя, храм Божий, и имеем священника — наш царственный ум, и имеем жертвенник — наше сердце
Также в одном из своих писем, обращаясь к женщине- христианке, он сообщает: «Начинаешь ли делать какое-либо дело, скажи: "Господи, благослови!" Делаешь какое-то дело, говори: "Господи, помоги!" Сделала это дело, например, сварила суп, скажи: "Слава Тебе, Боже!" — и это уже будет не суета, а будет делание духовное, приносящее плоды Духа»[8].
Поэтому с нами должна быть эта всегдашняя память о Боге: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк. 12:30). И один из старцев Оптиной пустыни, обители, что сливается в своей молитве с небожителями, с Ангелами, старец Амвросий Оптинский, говорил: «Вся наша жизнь должна уподобляться колесу, которое только одной точкой касается земли, а все остальное направлено вовне. А мы как заляжем, так и лежим и встать не можем»[9].
Таким образом, если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви и в мире. Мы способны на долготерпение и на благость, мы становимся кроткими, ведь как можно гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим связывают нас с Ним тесной, глубинной связью. «Сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, да нас на Небеса возведет». Аминь.
Всеволод Перепелкин
Студент 4 курса бакалавриата
[1] Минея Праздничная // Введение во храм Пресвятой Богородицы. Великая вечерня. – М.: Правило веры, 2016. – С. 264.
[2] Мелхиседек (Артюхин), архим. Проповеди на двунадесятые праздники. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). – М.: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. – С. 393.
[3] Минея Праздничная // Введение во храм Пресвятой Богородицы. Утреня. – М.: Правило веры, 2016. – С. 270.
[4] Минея Праздничная // Введение во храм Пресвятой Богородицы. Утреня. – М.: Правило веры, 2016. – С. 279.
[5] Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. – М.: Благовест, 2011. – С. 126.
[6] Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М.: Сретенский монастырь, 2012. – С. 647.
[7] Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. В пяти томах. – М.: Правило веры, 2012. – С. 311.
[8] Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. В пяти томах. – М.: Правило веры, 2012. – С. 783.
[9] Собрание писем Оптинского старца Амвросия. – Оптина Пустынь, 2015. – С. 95.
Автор: Всеволод Перепелкин
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 4914
Теги: