Московская Сретенская Духовная Академия
Подвиг духовной борьбы на примере святых мучеников
13 ноября 2017
Образование
Подвиг духовной борьбы на примере святых мучеников
Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них (Пс. 15:3)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня святая Церковь чтит память святых мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста, претерпевших страдания от персидского царя Сапора. Их житие повествует о потрясающих сознание чудесах Божиих, которые всемогущий Господь явил в своих верных последователях за их мужественное исповедание христианства.
Этот жестокий царь был закоренелым язычником и, как показывает житие святых, в своем упорстве и духовной слепоте был подобен египетскому фараону, жестокость сердца которого осталась непреклонной перед множеством дивных Божиих чудес во время исхода израильского народа. Однако святые мученики проявили не меньшую твердость и непреклонность перед мучителем в исповедании своей веры, ибо краеугольным камнем их веры был Христос. Совершенно справедливо утверждение, что неверующих людей не бывает, ибо принцип веры действует в человеке всегда, к чему бы он не стремился в своей жизни. Даже в науке, несмотря на важный постулат «ничего не принимать на веру», исследователями все равно движет убеждение, что они, так или иначе, достигнут желаемого результата. Другими словами, ученые верят в принципы научного познания.Неверующих людей не бывает, ибо принцип веры действует в человеке всегда, к чему бы он не стремился в своей жизни
Верил в свой успех и персидский царь, который жестокими истязаниями склонял к отречению поминаемых сегодня христиан. Но, как небо отстоит от земли, так вера этого царя отличалась от веры святых мучеников. По его приказу святых били палками, жгли каленым железом, варили в горячих котлах, топили в море – одно лишь упоминание этих истязаний вызывает трепет, ибо они действительно ужасны. И из всех этих истязаний Господь выводил своих исповедников невредимыми, более того, поражал царя ужасом, по слову святых лишал гонителя речи, сотрясал языческий храм по молитве мучеников, воочию являя величие и превосходство христианской веры над языческой. Из этого видно, насколько Господь хотел обратить к вразумлению царя и окружающий народ.
И если эти чудеса и способствовали обращению трехсот человек по слову жития, то царь до последнего остался в своем жестосердии. Насколько удивляет величие дел Божиих и твердость исповедников, настолько ужасает и злоба персидского царя. Святой Акиндин, обращаясь к мучителю, прямо сказал ему, что в нем сидит бес, ибо видел это духовными очами, к тому же это являли и его дела. И это показывает нам, кто стоит за всеми этими гонениями. В житии святых мучеников мы ясно видим исполнение слов Апостола Павла: Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:12). И подобная борьба предстоит каждому христианину в той или иной степени, если он действительно стремиться к соединению со Христом.По приказу царя святых били палками, жгли каленым железом, варили в горячих котлах, топили в море
Для нас важно увидеть, какими добродетелями святые просияли в своем подвиге, чтобы понять, какие из них особенно важны в духовной борьбе. Прежде всего, это их твердая вера, причем истинная, неискаженная. Нам важно не только всецело уповать на Бога, но и утверждаться в вероучительных истинах Православной веры по настоянию апостола Петра: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ (1Пет. 3:15).
Также святые явили пример необычайного мужества, без которого всякое исповедание остается тщетным. И в духовной брани эта добродетель имеет большое значение. Преподобный Никодим Святогорец призывает христиан «вести брань со всеми своими страстями непрестанно и мужественно», при этом он учит «никогда отнюдь не устрашаться» этой борьбы.
Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19) – призывает Спаситель, и святые мученики удивляют нас исполнением этой добродетели. И житие нам ясно показывает, как святые многократно обращаются в молитве к Богу, укреплявшему исповедников. Пример их подвига научает нас тотчас усердно молить Бога об укреплении, как только мы начнем ослабевать в терпении, ибо без молитвы терпение оскудеет, как впрочем, и любая другая добродетель. Ведь, по словам святителя Филарета Московского «молитва – высшая потребность души и источник всякого блага».
Венцом вышеотмеченных добродетелей является пламенная любовь святых к Богу. Теплохладность должна быть чужда христианину, однако окружающий нас мир всегда готов поглотить нас в своей суете. Пожалуй, в наше время особенно трудно сохранить горячность веры, поэтому для нас так важны примеры подвигов святых мучеников, показывающие, какие чудеса являет Господь в тех, кто Его искренно любит.
Духовная брань предстоит нам каждый день, а потому нам важно подкреплять себя примерами торжества Православной веры в период тяжких гонений. А жития святых мучеников являются, пожалуй, самым наглядным и ярким примером стойкости веры в духовной борьбе.
Андрей Головач
Студент 4 курса бакалавриата
Список использованной литературы
1. Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/1_17
2. Филатет Дроздов, свт. Мысли и изречения. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/mysli-i-izrechenija
Ключевые слова: проповедь, гомилетика, мученики, Христос
Автор: Андрей Головач
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 4698
Теги: