Подвиг духовной борьбы на примере святых мучеников

13 ноября 2017

Образование

Подвиг духовной борьбы на примере святых мучеников

Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них (Пс. 15:3)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня святая Церковь чтит память святых мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста, претерпевших страдания от персидского царя Сапора. Их житие повествует о потрясающих сознание чудесах Божиих, которые всемогущий Господь явил в своих верных последователях за их мужественное исповедание христианства.

Неверующих людей не бывает, ибо принцип веры действует в человеке всегда, к чему бы он не стремился в своей жизни

Этот жестокий царь был закоренелым язычником и, как показывает житие святых, в своем упорстве и духовной слепоте был подобен египетскому фараону, жестокость сердца которого осталась непреклонной перед множеством дивных Божиих чудес во время исхода израильского народа. Однако святые мученики проявили не меньшую твердость и непреклонность перед мучителем в исповедании своей веры, ибо краеугольным камнем их веры был Христос. Совершенно справедливо утверждение, что неверующих людей не бывает, ибо принцип веры действует в человеке всегда, к чему бы он не стремился в своей жизни. Даже в науке, несмотря на важный постулат «ничего не принимать на веру», исследователями все равно движет убеждение, что они, так или иначе, достигнут желаемого результата. Другими словами, ученые верят в принципы научного познания.

Верил в свой успех и персидский царь, который жестокими истязаниями склонял к отречению поминаемых сегодня христиан. Но, как небо отстоит от земли, так вера этого царя отличалась от веры святых мучеников. По его приказу святых били палками, жгли каленым железом, варили в горячих котлах, топили в море – одно лишь упоминание этих истязаний вызывает трепет, ибо они действительно ужасны. И из всех этих истязаний Господь выводил своих исповедников невредимыми, более того, поражал царя ужасом, по слову святых лишал гонителя речи, сотрясал языческий храм по молитве мучеников, воочию являя величие и превосходство христианской веры над языческой. Из этого видно, насколько Господь хотел обратить к вразумлению царя и окружающий народ. 

По приказу царя святых били палками, жгли каленым железом, варили в горячих котлах, топили в море

И если эти чудеса и способствовали обращению трехсот человек по слову жития, то царь до последнего остался в своем жестосердии. Насколько удивляет величие дел Божиих и твердость исповедников, настолько ужасает и злоба персидского царя. Святой Акиндин, обращаясь к мучителю, прямо сказал ему, что в нем сидит бес, ибо видел это духовными очами, к тому же это являли и его дела. И это показывает нам, кто стоит за всеми этими гонениями. В житии святых мучеников мы ясно видим исполнение слов Апостола Павла: Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:12). И подобная борьба предстоит каждому христианину в той или иной степени, если он действительно стремиться к соединению со Христом. 

Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, АнемподистаДля нас важно увидеть, какими добродетелями святые просияли в своем подвиге, чтобы понять, какие из них особенно важны в духовной борьбе. Прежде всего, это их твердая вера, причем истинная, неискаженная. Нам важно не только всецело уповать на Бога, но и утверждаться в вероучительных истинах Православной веры по настоянию апостола Петра: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ (1Пет. 3:15).

Также святые явили пример необычайного мужества, без которого всякое исповедание остается тщетным. И в духовной брани эта добродетель имеет большое значение. Преподобный Никодим Святогорец призывает христиан «вести брань со всеми своими страстями непрестанно и мужественно», при этом он учит «никогда отнюдь не устрашаться» этой борьбы.

Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19) – призывает Спаситель, и святые мученики удивляют нас исполнением этой добродетели. И житие нам ясно показывает, как святые многократно обращаются в молитве к Богу, укреплявшему исповедников. Пример их подвига научает нас тотчас усердно молить Бога об укреплении, как только мы начнем ослабевать в терпении, ибо без молитвы терпение оскудеет, как впрочем, и любая другая добродетель. Ведь, по словам святителя Филарета Московского «молитва – высшая потребность души и источник всякого блага».

Венцом вышеотмеченных добродетелей является пламенная любовь святых к Богу. Теплохладность должна быть чужда христианину, однако окружающий нас мир всегда готов поглотить нас в своей суете. Пожалуй, в наше время особенно трудно сохранить горячность веры, поэтому для нас так важны примеры подвигов святых мучеников, показывающие, какие чудеса являет Господь в тех, кто Его искренно любит.

Духовная брань предстоит нам каждый день, а потому нам важно подкреплять себя примерами торжества Православной веры в период тяжких гонений. А жития святых мучеников являются, пожалуй, самым наглядным и ярким примером стойкости веры в духовной борьбе.

Андрей Головач

Студент 4 курса бакалавриата


Список использованной литературы

1.     Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/1_17

2.     Филатет Дроздов, свт. Мысли и изречения. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/mysli-i-izrechenija


Ключевые слова: проповедь, гомилетика, мученики, Христос

Автор:  Андрей Головач

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 4348