Утешения в скорбях от одиночества, алкоголизма, наркомании и насилия. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 8

9 сентября 2017

Образование

Утешения в скорбях от одиночества, алкоголизма, наркомании и насилия. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 8

После разговора о зле и страданиях в общем, чему были посвящены предыдущие статьи, перейдем к разговору о конкретных скорбях, с которыми встречаются наши современники. Их классификация была составлена на основании опроса, проведенного среди священников. О первых пунктах этой типологии мы и поговорим в настоящей статье в ключе утешения страдающих людей священниками.


Содержание:

  • Разработка классификации скорбей и утешений по результатам опроса духовенства
  • Утешение в страданиях от одиночества, алкоголизма и наркомании
  • Утешение терпящих жестокость и насилие

Разработка классификации скорбей и утешений по результатам опроса духовенства

Для выявления необходимых рубрик настоящей статьи необходимо использовать классификацию страданий, приведенную ранее, а также рассмотреть результаты «полевых» исследований, проведенных в марте 2017 года. Они представляют собой опрос в социальных сетях среди священников[1]. Суть его заключалась в одном: «С какими скорбями к Вам чаще всего подходят люди?»

В задачи не входило широкое интервьюирование. Было получено 50 ответов от священников, чей пастырский стаж варьируется от двух месяцев от рукоположения до 35 лет служения. На основании ответов священников был составлен список из 110 позиций в отношении скорбей, с которыми люди обращаются к пастырю. Данные обобщены и приведены в единой таблице ниже.

Место

Скорби

Позиций

% от общего числа позиций

I

Супружеские (семейные) проблемы (непонимание, разочарование, измена, развод, аборты, разница в вере)

28

25,5 %

II

Алкоголизм (кого-то из близких родственников)

15

14 %

III

Болезни тела (свои, детей, родных)

12

11%

IV

Проблемы в отношениях с детьми (преимущественно непослушание, их судьба)

11

10 %

V

Болезни души (духовные неудачи, отсутствие покаяния, страдания от грехов, преимущественно уныние и блуд; недоверие Богу)

10

9 %

VI

Потеря близких (смерть)

8

7 %

VII

Жизненные неудачи (внезапная потеря работы, безработица, финансовое неблагополучие, обвинение всех вокруг в своих проблемах)

8

7 %

VIII

Межличностные отношения (ссоры, предательства)

6

5,5 %

IX

Психические (неврозы, страхи, депрессии)

5

4,5 %

X

Переживания за родственников (их неблагополучие или отказ родных посещать храм)

4

3,5 %

XI

Наркомания

2

2 %

XII

Зависимость детей (подростков) от компьютерных игр

1

1 %

 На основании данной таблицы можно сделать ряд выводов.

Во-первых, людей чаще всего волнуют вопросы, связанные с их личными неудачами в семейной жизни (неудачный брак, или брак с алкоголиком). Много жалуются на проблемы с воспитанием детей. А с проблемами, касающимися духовной жизни, и с просьбами о разрешении тяготящих состояний от грехов обращается лишь незначительная часть.

Проблема одиночества состоит не в том, что человек пребывает один в квартире

Во-вторых, если не принимать во внимание страдания от семейных неудач, проблем с детьми, проблем во взаимоотношениях с близкими, психических проблем, наркомании и разного рода зависимостей (что должно быть предметом других исследований), то, если рассматривать скорби в категории «за что мне эта боль», нужно сказать, что преимущественно скорбят люди от болезней, случающихся внезапно или от рождения (это свои болезни, болезни детей, болезни родственников — близких и дальних). Кроме того, скорбят люди от потери близких и от разного рода жизненных неудач, которые то и дело внезапно или постепенно случаются в жизни и изменяют ее.

Также во внимание необходимо принять классификацию утешений, разработанную священником Григорием Дьяченко и использованную в книге «Помощник и покровитель»[2]. Он разделяет утешения таким образом (ниже — обобщенно):

1)     утешения в общем (тех, кто ропщет на свою судьбу и не может терпеть скорби);

2)     утешения бедных (а такжеозабоченных житейскими невзгодами, лишением должностей, недовольных своими доходами, столкнувшихся с кражами);

3)     утешения больных (изнемогающих в духе терпения при перенесении болезней, потерявших надежду на выздоровление, слепых, а также утешение тем, кто служит больным);

4)     утешение и ободрение находящихся в опасности (наступление и распространение эпидемических болезней, при нашествии врагов, в связи с войнами, в связи с отправкой в дальний путь, утешения тоскующих по Родине, отчаянных, задумывающих покуситься на свою жизнь, а также заключенных в темнице);

5)     утешение умирающих (а также тех, кто боится умереть внезапно);

6)     утешение скорбящих по случаю потери близких сердцу (утешения общие для скорбящих об умерших; утешение родителей, скорбящих о смерти детей; утешение вдов; сирот; мужей, лишившихся жен);

7)     утешение по случаю семейных несчастий (по случаю семейного несогласия, утешение беременных женщин, а также ропщущих на многочадие, бездетных, родителей в печали о мертворожденном младенце; родителей, скорбящих по детям; скорбящих от нетрезвых родных; скорбящих от того, что не могут иметь роскошных и модных одежд; а также ропщущих на трудности содержания семьи, излишние житейские попечения, изнурительные труды; а также утешение слуг, скорбящих на дурное обращение с ними господ);

8)     утешение и ободрение изнемогающих в борьбе со страстями (в борьбе с духом пьянства, с блудной страстью, в связи с сребролюбием, гордыней, унывающих и оклеветанных и оскорбленных);

9)     утешение страждущих от маловерия и религиозного сомнения;

10)утешение и ободрение христиан, испытывающих мучительную борьбу с грехом;

11)утешение разных лиц в их духовных скорбях (кому изменили родные и друзья, утешение иноков и пастырей церкви в их скорбях).Таким образом, принимая во внимание данную классификацию утешений, а также учитывая современные нужды верующих (по результатам опроса) и классификацию из предыдущих статей, в исследовании сформирована своя узкая рубрикация скорбей, к которым разработаны соответствующие утешения.

Итак, далее утешения будут в представлены в такой последовательности:

I. Утешение в страданиях от одиночества и, как следствие, от алкоголизма и наркомании. (Не беря во внимание страдания от супружеских (семейных) проблем, однако, можно выделить, как следствие развода, к примеру, состояние одиночества, которому можно предложить пастырское утешение. А следствие одиночества — и алкоголизм, и наркомания).

II. Утешение в страданиях от жестокости и насилия (учитывая, что тема утешений в алкоголизме является темой для отдельного исследования, однако, с ней можно также связать некоторые вытекающие последствия алкоголизма — это жестокость и насилие. Кроме того, в подобных утешениях, особенно в страхах перед войной и терактами, нуждается нынешнее общество).

III. Утешение в болезнях, случающихся в течение жизни.

IV. Утешение тех, кто тяжело болен от рождения (дети) и тех, кто скорбит о больных детях (в связи с тем, что страдания от непослушания детей и зависимости их от компьютерных игр, социальных сетей или вредных привычек — тоже отдельная тема, однако, для настоящего исследования важно рассмотреть утешение родителей в страданиях их детей от болезней).

V. Утешение в страданиях от грехов (в этой рубрике без углублений представлено общее осмысление страданий за грехи, а также страдания рассмотрены с точки зрения возможности вернуться к Богу потерявшим веру в Него).

VI. Утешение во внезапных скорбях (осмысляя разного рода жизненные неудачи, случающиеся то и дело неожиданно, а также другие события, которые приходят в жизнь человека внезапно, необходимо обозначить этапы их восприятия с пастырской точки зрения).

VII. Утешение в потере близких (беря за основу скорби, с которыми чаще всего обращаются люди к священникам, следует представить обзор утешений для тех, кто столкнулся с утратой близких, в т.ч. в катастрофах, и рассмотреть воскресение как главное утешение всех скорбящих).


Утешение в страданиях от одиночества, алкоголизма и наркомании

Даже живя в густонаселенном городе, в многомиллионном мегаполисе, когда человека окружает много людей и когда у него много соседей в доме, все равно он может быть бесконечно одинок. И проблема одиночества состоит не в том, что человек пребывает один в квартире. Но, как говорит митрополит Афанасий Лимасольский, «величайшее одиночество человека заключается в отсутствии Бога в душе»[3]. Потому что, когда нет единения с Богом, то нет и единения с людьми, а есть только замкнутость на себе. И в таком случае человек ищет выход, только ища любви к себе, «думая, что это избавит нас от одиночества». Однако выход только в том, чтобы обрести Бога, и, таким образом, когда Он «будет с нами…, мы не будем чувствовать одиночество»[4].

Здесь же возникает проблема алкоголизма и наркомании. И, по словам митрополита Афанасия, суть ее в том, что она проистекает от ада одиночества, где «Причина — невозможность общения с другим человеком», и особенно — с Богом, когда человек, склонный к наркомании, и, к примеру, потеряв родных или будучи с рождения сиротой, «не знает о Царствии Божием, об этой великой действительности, перед которой все наши трудности — ничто»[5]. То есть прямая пастырская обязанность в утешении страждущих от наркомании или алкоголизма — рассказывать, прямо или косвенно, о радости общения с Богом всеми возможными для того или иного состояния больных методами.

«Господь соделал… Свою Мать нашей Небесной Матерью»

Главное здесь — чтобы наркоман или алкоголик сам принимал участие в решении своей проблемы, и, если есть взаимодействие с больным, то существует множество доступных и медицинских, и духовных способов решить его проблему. Однако, «если он не хочет, — единственное, что мы можем сделать, это усиленно за него молиться, окружать любовью и правильно себя с ним вести»[6]. И бороться нужно до конца, работая с наркоманом или алкоголиком, в том ключе, чтобы он вкусил сладость подлинной «свободы, для которой создан Богом», чтобы не становиться рабом вещей. Это митрополит Афанасий говорит в связи с тем, что молодежь, и не только молодежь, ищет свободу не на тех путях, «но мы знаем из опыта, что, когда» такие больные «обретут мир, Христа, тогда они действительно найдут себя и осознают величие своего существования»[7].

По слову митрополита Николая (Ярушевича), не стоит унывать страдающим, потому что у Господа много ходатаев, святых людей, так что «с высоты неба к нам протянуты тысячи незримых рук святых людей с целью помочь нам во всех наших земных нуждах и обстояниях». Особенно же от страданий для тех, кто ощущает одиночество «Господь соделал… Свою Мать нашей Небесной Матерью»[8], и поэтому утешением одиноким может быть обращение к бесчисленному сонму святых, во главе которых — Скорая Помощница Матерь Бога Слова.


Утешение терпящих жестокость и насилие

Поднимая вопрос страдания от жестокости и насилия, митрополит Антоний Сурожский приводит поучительную историю его друга, который был в плену во время Второй Мировой войны. Владыка как-то раз спросил его, «потерял ли он веру, или его одолело отчаяние, и он ответил: “Нет. Но пока я был в концентрационном лагере, я чувствовал, что у меня есть право и власть заступаться за тех людей, которые так мучили нас, потому что в каждое мгновение я был страдальцем и имел божественную власть простить”»[9].

В связи с этим митрополит Антоний цитирует одного из епископов, погибших в сталинское время: «Для христианина — привилегия умереть мучеником, потому что только мученик сможет в день Суда встать перед судным престолом Божиим в защиту своих преследователей и сказать: в Твое имя и по Твоему примеру я простил их, Тебе больше нечего взыскать с этих людей!» И здесь же владыка продолжает: «Это до конца творческий подход к страданию, и на уровне страдальца, и на уровне зла, которое не равнозначно страданию»[10].Комментируя выше сказанное, можно точно сказать, что даже страдания, которые люди терпят в связи с насилием, войнами и любым действием, направленным против доброй воли человека, — это также благословение Божие, хотя и проистекает из злой воли приносящих страдания людей.

Здесь же можно привести размышление преподобного Амвросия Оптинского, который говорит, что, посылая страдания на человека безвинно, Господь преследует цель дать возможность этому человеку, по примеру Христа, пострадать за других. Потому что Сам Спаситель сначала пострадал за людей, потом же Апостолы Его, как и Он, мучились за Церковь, за людей. Потому иметь «совершенную любовь и значит страдать за ближних»[11]. И на войне, как ни странно, совершается такое страдание, опять же, при должном отношении к нему страдающего.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), говорит, что скорбь, которая привнесена в жизнь человека другим человеком (любым из видов насилия), хотя и со злого умысла, однако это — действие всемогущей десницы Божией. Люди, хотя и наносят скорбь и скорбные обстоятельства друг другу, но даже могут не подразумевать, что вершат суд Божий. В связи с тем, что «власы глав наших изочтены у Бога», то и скорбь приближается к человеку «по попущению Бога»[12]. Святитель Игнатий аргументирует свои мысли и предотвращает уныние от скорби так: обращаясь в письме к «некому священноиноку», он говорит: «Скажите… унывающим помыслам, скажите Вашему пронзенному скорбью сердцу: чашу, юже даде ми Отец, не имам ли питие я? (Ин. 18, 11)». И в конечном итоге «обратим взоры наши к Богу, повергнем к ногам Его воздымающиеся и мятущиеся помыслы наши, скажем с благоговейной покорностью: да будет воля Твоя!»[13]

Это не значит, что Бог хочет войны! 

Однако это не значит, что Бог хочет войны! Митрополит Афанасий Лимасольский говорит, что «войны происходят лишь от того, что в мире есть зло и ненависть, эгоизм и корысть. Церковь же «молится о мире всего мира», но в мире «довлеет закон диавола, который есть злоба и вражда, а не Евангелие, которое есть закон Бога»[14]. А так как Господь — Великий Промыслитель, то Он, как пишет святитель Филарет Московский в Пространном Катехизисе, «сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям»[15].Художник Джон МакНотонПродолжая рассматривать смысл страданий от жестокости и насилия, следует привести размышления архимандрита Андрея (Конаноса), который призывает в утешении советовать, что, когда человек встречает в жизни «несправедливость», то не нужно вопрошать «как» и «почему» люди, совершающие откровенное зло, благоденствуют. Он говорит это потому, что если благополучие таких людей, их «здоровье не служат поводом для благодарения Бога, душевного покоя, славословия, милостыни, то все, что они имеют, обернется для них катастрофой»[16]. То есть если в страдании от войн искренне ненавидеть человека, который является совершителем насилия, то этим перечеркивается всякая польза от страдания. Потому что, как говорят единогласно святые отцы, нужно ненавидеть грех, но не человека.

Каким бы ни было вмешательство Бога в жизнь человека, все равно в случае войн, любой жестокости и насилия «Бог протестует, поскольку люди это делают», и «это великое бесстыдство: когда мы сами делаем ужасные вещи, говорить, что виноват в этом Бог»[17]. Бог лишь «дал нам свободу. Он показал нам путь любви и подлинного счастья», но в любой злобе «виноваты мы»[18].

Говоря в общем о страданиях в связи с войнами и в сопоставлении этих страданий с волей Милосердного Бога, святитель Николай Сербский приводит сравнение с матерью в праведном гневе. К наказанию розгами ни одна мать не прибегнет без самой крайней нужды. Но когда исчерпаны все возможные средства для вразумления, только тогда в ход идут розги. И это происходит только лишь по причине «встревоженной материнской любви, чтобы не пропало ее дитя; чтобы, наконец, другие дети не пошли по неверному пути»[19].

«Это великое бесстыдство: когда мы сами делаем ужасные вещи, говорить, что виноват в этом Бог».

Далее святитель Николай продолжает: «Вы не наблюдали, как после такого наказания ребенок и мать плачут вместе? Мать плачет из сострадания, желая своими слезами утешить ребенка…» или «когда после розог, дитя уже смеется, а мать плачет?» И восклицает святитель Николай: «О, святая материнская любовь! Кто из нас, будучи уже в зрелом возрасте, не благословляет свою мать за то, что наказывала его в детстве? И кто не видит в материнском наказании еще бо́льшее доказательство ее заботливой любви?»[20].

В связи с этим святитель Николай говорит о значении войны, что она есть «не что иное, как розги, которыми Бог хочет спасти детей Своих от окончательной гибели». И, конечно же, «Божия любовь несравненно больше материнской любви и… Господь допускает наказание только из заботливой любви к человеку»[21].

Итак, здесь речь шла о страдании как очевидном наказании, вразумлении за грехи и призвании всех людей, затронутых страданиями войны, к покаянию, изменению. Однако существуют страдания не от войн, но страдания, то и дело касающиеся каждого человека. И, нужно сказать, что возмездие — не есть прерогатива Бога: святой Исаак Сирин сказал: «Там, где возмездие, там нет любви, а где любовь — там нет возмездия»[22].

Страдания от других причин и утешения в них будут рассмотрены в следующих статьях.

чтец Никита Якубов

Ключевые слова: страдания, скорби, утешение, классификация, опрос, одиночество, алкоголизм и наркомания, жестокость, насилие, война.



[1] Опрос для Священников // URL: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf9ntLBYTEorkrVw9FdwmJr10PLieliaJzUcXltoE03vU1b8g/viewform (дата обращения: 01.04.2017 года).

[2] См.: Дьяченко Г., свящ. Помощник и покровитель. Духовная помощь христианину. Отдел одиннадцатый. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003. — 975 с.

[3] Пусть говорит Бог: Из бесед греческих духовников / Сост., предисл. И пер. с новогреч. А. Ю. Никифоровой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — С. 72.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же. С. 73.

[7] Там же.

[8] Николай (Ярушевич), митр. Сила любви. Избранные проповеди. — М.: Правило веры, 2000. — С. 515.

[9] Антоний Сурожский, митр. Труды. Книга первая. — М.: Практика, 2012. — С. 142.

[10] Там же.

[11] Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Т. 2. — М.: ДАРЪ, 2014. — С. 411-412.

[12] Творения святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского. Т. VII. Собрание писем. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003. — С. 204.

[13] Там же.

[14] Пусть говорит Бог: Из бесед греческих духовников / Сост., предисл. И пер. с новогреч. А. Ю. Никифоровой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — С. 76-77.

[15] Филарет (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви //  URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_18 (дата обращения: 25.12.2016 года).

[16] Пусть говорит Бог: Из бесед греческих духовников / Сост., предисл. И пер. с новогреч. А. Ю. Никифоровой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — С. 163.

[17] Там же. С. 77.

[18] Там же.

[19] Николай Сербский, свт. Война и Библия // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/vojna-i-biblija/ (дата обращения: 11.10.2016 года).

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Цит. по: Осипов А. И. О невинных страданиях // URL: https://azbyka.ru/o-nevinnyx-stradaniyax (дата обращения: 10.10.2016 года).



Автор:  Никита Якубов

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 18783

Теги: