О гордости для людей богатых, благополучных и власть имеющих, а также для тех, у кого есть дети

4 июля 2017

Образование

О гордости для людей богатых, благополучных и власть имеющих, а также для тех, у кого есть дети

Как уже было сказано в предыдущих статьях, гордые помыслы могут возникать в человеке и укореняться в нем в силу различных обстоятельств. При этом первопричинами появления страсти гордости являются действие диавола и склонность человека ко греху. А остальные ее источники можно условно разделить на два типа: связанные с телом человека и относящиеся ко всему, что вне его, Об этом — статья, которую вы видите перед собой.JOAArbVjmzs-1170x1024.jpgТело человека является причиной множества горделивых помыслов. Однако гордость может быть питаема и тем, что непосредственно внешности и личных качеств не касается. Это — могущество и знатное происхождение, богатство и благополучие, наконец, влияние окружения, пороки и то, что было усвоено в детском возрасте.

Люди, избалованные властью, могуществом и силой, легко становятся надменными

Вавилонская башня как образ превозношения над Богом

Примером горделивого возношения стали вавилонские строители, задумавшие возведение башни. В своем стремлении они были подобны деннице, который желал возвыситься и достичь неба (и в этом стать равными с Богом). Этот библейский эпизод свидетельствует о бессмысленности и надрыве сил строителей при отсутствии результата. Вавилонская башня есть символ гордыни[1]. Об этом повествует книга Бытия: И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт. 11:4). Внутренняя цель строителей башни говорит сама за себя — «и сделаем себе имя» (Быт. 11:4). То, что эта мысль строителей была изначально гордой, подтверждают святые отцы. Блаженный Августин пишет: «После потопа некоторые гордецы из людей, словно в стремлении вооружиться против Бога — как если бы нечто могло высотою противостать Богу и служить хранителем их гордыни, – возвели башню, которую не смог бы разрушить даже потоп, если бы он случился в будущем… Бог увидел их гордыню и смешал им языки, чтобы они не понимали друг друга при разговоре; и возникло через гордецов множество наречий»[2]. Подобную мысль мы находим в творениях святителя Кирилла Александрийского, который пишет: «Бог всяческих не одобрял их предприятий и не допустил исполнения их; но так как они задумали нечто надменное, то Он, руководясь врожденною благостью, останавливает их предприятия смешением языков, означая этим, что намерения, превышающие возможность человеческую и неисполнимые, Он не оставляет ненаказанными»[3].

Власть и военное превосходство над другими

Люди, избалованные властью, могуществом и силой, легко становятся надменными. Пример гордого возношения властью, противостоящей Самому Богу, показывает Священное Писание. Так фараон на предложение Моисея, сделанное от лица Бога, отпустить богоизбранный народ, отвечал: Кто такой Господь, чтобы я послушался гласа Его? (Исх. 5:2). Царь Ассирийский, гордый успехами в умножении своих владений и расширении свой территории, говорил в сердце своем: силою руки моей и моею мудростью <…>переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин;  <…> так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул (Ис. 10:12-14).

Священное Писание также приводит в пример царя Озию, причиной гордости которого стало осознание собственной силы и военного превосходства над другими народами (см. 2 Пар. 26:16). Духовно-нравственную сторону преступления царя Озии раскрывает святитель Иоанн Златоуст: «Озия, забывшись вследствие успеха своих дел и возгордившись счастьем, стал превозноситься выше своего достоинства. Быв царем, он подумал, что ему можно священнодействовать, вторгся во храм, вошел в святое святых, и, когда священник препятствовал и запрещал ему входить туда, он не остановился, но продолжал безумствовать, презирая слова священника. За такое бесстыдство Бог поразил его проказой на челе, так что он, пожелав чести больше надлежащей, потерял и ту, которую имел; ибо не только не получил священства, но, сделавшись нечистым, лишился царства, и со стыда все время проживал тайно в некотором доме»[4].

Основной чертой такой гордости, по мысли святителя Григория, является забвение Бога, сосредоточенность человека на себе.

В гордости, порожденной военными успехами и могуществом, Священное Писание обличает и Иудейского царя Амасию (см. 2 Пар. 25:19), и царя Давида (см. 2 Цар. 24:10), и сына Навуходоносора Валтасара (см. Дан. 5:22-28). Указания на подобные же ложные основания гордости можно увидеть и в творениях святых отцов.

Высокое положение в обществе: чины и звания

Святитель Григорий Богослов, обличая императора Юлиана-отступника, указывает на то, что причинами поразившей его гордости стали сознаваемое им собственное могущество и сила[5]: «Если ты гордишься оружием, то от кого, храбрейший воин, у тебя оружие?»[6]. Царское достоинство становится, как отмечает святитель, причиной горделивой дерзости императора[7]. Свои причины — положение в обществе и сопровождающие его преимущества — для безосновательного надмения, по слову святителя, обнаруживаются и у «возведенных на высокие степени чести, высоко взгромоздивших свой начальнический стул, а брови поднимающих еще выше места своего лицедействия»[8]. В таком своем превозношении они, как говорит святитель, являются «не помышляющими о Боге, Который выше всего, и о недоступной высоте истинного царства, не рассуждающими, что и сами они, имея нужду в таковой же милости, должны начальствовать над подчиненными как над сослужителями»[9]. Основной чертой такой гордости, по мысли святителя Григория, является забвение Бога, сосредоточенность человека на себе.

Приобретение чинов становится причиной гордости и величания людей, вслед за которыми у них появляется недолжное отношение к ближним: «Они, забывая свою природу, величаются чинами, в которые возводятся по выборам. <…> низших себя людей считают подножием, превозносясь пред теми, которые дали им чин, гордясь против тех, чрез кого в собственном своем мнении стали что-то значить!»[10]. О подобном писал и святитель Игнатий (Брянчанинов), говоря, что опасны развитием гордости и сами мечты о власти[11] и предлогом к гордости чаще всего служит даже простое начальство и с ним соединенное властительство[12].

Честь и могущество, почитающиеся, как показывает Священное Писание и церковная история, одними из основных причин гордости не имеют той силы, которая им присваивается людьми. Они являются лишь средством, которое использует диавол в своем противлении Богу в борьбе за душу человека.

Честь и могущество не имеют той силы, которая им присваивается людьми.


Благородное происхождение

Люди, знатные по происхождению, наследовавшие от предков громкое имя, иногда поддаются убеждению, что имеют право на то уважение и почести, какое заслужили их предки личными своими достоинствами, — хотя не наследовали ни их ума, ни их доблестей. Об этом писал преподобный Нил Сорский[13].

В искушении гордости чаще всего впадают люди, быстро поднявшиеся на высоту власти и почестей из низшего сословия: эта высота кружит им голову[14]. Мудрый Соломон указывал, что в ряду четырех вещей, которые земля не может держать на себе, находятся раб, когда он делается царем, и служанка, когда она занимает место госпожи своей (см. Притч. 30:21).

О благородстве как основании для превозношения упоминает и святитель Тихон Задонский: «Благородства ли ради гордишься? Оно предков твоих, а не твое; они заслужили, а не ты: чужим хвалиться также безумно, как щеголю чужим платьем красоваться»[15]. Кроме того, как говорит святитель, благородство не поможет избегнуть смерти, которая не различает «царя от воина, славного от бесчестного, благородного от худородного»[16]. Также подвижник упоминает о том, что подлинных оснований для превозношения у человека нет главным образом и потому, что все, имеющееся у человека не его заслуга, но милость Божия[17].

Такое неверное понимание принадлежащих наследникам прав может относиться и к родству духовному. Причиной гордости, как свидетельствует святитель Григорий Богослов, может стать и сама принадлежность человека к христианам, неподтвержденная добродетельной жизнью: «Видите этих любителей конских ристалищ: они получают название по цвету и по той стороне, на которой становятся. Но вам известны имена эти и без моего напоминания. Если в таком же смысле называешься ты и Христианином, то весьма маловажно твое именование, хотя бы ты и гордился им»[18]. Это — недолжное отношение христиан к милости Божией, призвавшей их через благовестие.

Имущество

Об изобилии как поводе для гордости предупреждал пророк Моисей по слову Божию народ Израиля: Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них], и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, — то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие (Втор. 8: 12-14, 17). 

Питающие самомнение богатство и благополучие служат одновременно теми причинами, которые приводят гордеца к забвению о Боге, уклонению от Него

Святитель Григорий Богослов подробно перечисляет те предметы и обстоятельства, которые заставляют человека превозноситься над ближними: «Что скажем на это мы, которые <…> гордятся множеством рабов и скотов, расширяются по равнинам и горам, одним уже владеют, другое приобщают, а иное намереваются приобщить к своему владению, уподобляясь упоминаемой Соломоном “пиявице” (Притч. 30:15), которая ничем не может насытиться?..»[19] О материальном достатке как основании для гордости писали и святители Василий Великий, Иоанн Златоуст[20] и Тихон Задонский[21].


Пресыщенность

По слову Господа, достаток и довольство приводят к превозношению, а вслед за ним пресыщеню и забвению о Боге — подателе этих благ: Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня (Ос. 13:6).

Также, предостерегая людей от самодовольного пресыщения, святитель Феофан Затворник указывает: «Бегайте сытости, — такое состояние, в коем лукавое сердце говорит в себе: довольно, ничего больше не требую; потрудились, поустановились порядком, можно и льготу себе дать»[22]. Это относится к телесной сытости и к довольству своим внешним состоянием, «но вполне приложимо это и к сытости духовной и к довольству своим внутренним состоянием. И следствие то же — богозабвение. Когда всего вдоволь, зачем и Богу молиться, и думать о Нем? Хоть до этого и не вдруг доходят самодовольные, но в зародыше именно это у них есть. Непосредственное действие сытости есть ослабление внимания и допущение льгот. Кто это допустит, пойдет катиться вниз, как катятся по склону скользкой горы. Вот и беда. Бдите убо!»[23].

Не обходят своим вниманием неверно понимаемые людьми подаваемые им милости от Господа и святые отцы. Святитель Григорий Богослов указывает на то, в свое время в Церковной истории одной из причин превозношения христиан могло стать прекращение гонений и появление у них соответствующих прав: «Благополучие христиан, достигшее высшей степени и потому требовавшее перемены, — свобода, честь и довольство, от которых мы возгордились»[24].

Питающие самомнение богатство и благополучие служат одновременно теми причинами, которые приводят гордеца к забвению о Боге, уклонению от Него. Однако можно видеть, что горделивые чувства и в этом случае появляются в человеке не сами по себе, но оказываются принесены диаволом, всегда искушающим человека и находящим все новые способы для насаждения в нем многозаботливости, пустых мечтаний, которые бы отвлекали его от должных ему мыслей о Боге.

Страсть гордости настолько омрачает весь человеческий состав, что система ценностей нарушается

Пороки и нечестие как основание для гордости

В Священном Писании Господь через пророка Давида прямо говорит о недолжном надеянии на неправые дела, которые становятся источником тщеславия: Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте [к нему] сердца (Пс. 61:11), и в другом месте: Что хвалишься злодейством, сильный? (Пс. 51:3).Псалмопевец Давид неоднократно называет подобные причины для превозношения, в том числе он пишет о том, что нечестивый хвалится похотью души своей (Пс. 9:24). Более того, в псалтири говорится и о том, что отступление от истинного Бога и явное идолопоклонство становятся поводом к превозношению себя: Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами (Пс. 96:7).

Пророк Исаия передает слова Господа, сказанные израильтянам, в которых также называет воспринимаемые как основания для гордости противные установлениям Божиим дела: Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то, то беззаконие это будет для вас как угрожающая падением трещина… (Ис. 30:12).

На основании сказанного, можно видеть, что люди находят повод к гордости в том, чего нужно стыдиться. Страсть гордости настолько омрачает весь человеческий состав, что система ценностей нарушается. Гордость своими греховными поступками рождается от неправильного восприятия духовной жизни. Причина в том, что человек не видит духовного авторитета в лице Бога, а потому служит исключительно себе, обожествляя в себе свои страсти. 

Влияние окружения

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, можно найти такие слова: Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему (Сир. 13:1).

Через пророка Малахию Господь обращается к Своему народу, указывая на одолевающее их смущение горделивыми нравами, которые отличают народы, не покорившиеся Богу. Богоизбранный же народ подвергается соблазну подражать надменной гордости и совершаемым ими злу, поскольку ему кажется, что жизнь нечестивых более благополучна. При этом в словах пророка можно видеть не только признание самой возможности подражать таким нечестивым поступкам, но и готовность отказаться от пути следования заповедям Божиим: Дерзостны предо Мною слова ваши… Вы говорите: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его… И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (Мал. 3:13-15).

Царь Соломон в Книге Притч также показывает губительность влияния прегрешающих, прежде предавшие заповеди Божии оказываются в согласии с теми, кто не исполняет Закон: Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них (Притч 28:4). Под влиянием окружения совершилось падение Израиля (см. 4 Цар. 17:8). Даже пророк Божий, Асаф, признается Богу, что едва удержался от зависти тем, кто благоденствует, хотя и надмевается имеющимися у них благами и не исполняет заповедей Господних: «А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых… гордость, как ожерелье, обложила их… И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? (Пс. 72: 2-3, 6, 12-14).

Святитель Нил Синайский так говорит об этом: «Демоны нередко наводят на смиренномудрых унижение и поношения, чтоб, не стерпя незаслуженного презрения, оставили они смиренномудрие; но кто в смирении мужественно переносит бесчестие, тот сим самым возносится паче на высоту любомудрия»[25].

Как можно видеть, Священное Писание Ветхого Завета раскрывает поучительные примеры ложного превозношение тем, что должно было служить поводом для покаяния и слезного обращения к Богу о прощении. В Новом Завете апостол Павел предупреждает: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15:33).

Причины формирования страсти гордости в детском возрасте

С раннего детства страсти гордости и тщеславия беспощадно поражают человека. Сербский Патриарх Павел писал: «Специалисты говорят, что нередко чистый и сытый ребенок в пеленках начинает плакать. Почему? Потому что хочет привлечь к себе внимание матери, отца, бабушки, дедушки, всех, чтобы быть центром Вселенной»[26].

Родители учат ребенка быть выше проблемы, учат ничего не бояться, формируют в нем внутреннее превосходство над окружающими

Зачастую сами взрослые допускают множество ошибок в обращении с детьми. Родители учат ребенка быть выше проблемы, учат ничего не бояться, формируют в нем внутреннее превосходство над окружающими. На таком основании ребенок начинает видеть в себе достаточно самостоятельную, автономную и сильную личность. Превозношение сначала происходит на уровне сверстников, а заканчивается тотальным превосходством над всеми людьми. И если его сразу не поставить на место, он укрепляется в убеждении о собственном превосходстве. Апогеем всей этой страшной ситуации является одобрительное отношение со стороны родителей. Одобрение это происходит не из молчаливого согласия, а от похвалы в адрес своего ребенка. Родители начинают хвалить свое дитятко даже за то, чего у него нет. А для того, чтобы закрепить видимое превосходство, родители в пример ставят одноклассников или друзей, которые по их субъективному мнению хуже их дочери или сыночка. Вот здесь и начинают давать первые ростки страсти гордости и тщеславия.Епископ Александр Милеант справедливо замечает: «Ребенку приятно, когда отец похвалит его за успех и усерднее старается делать то, что правильно. Поощрение всегда было важным воспитательным средством. Однако, как многое в нашей испорченной природе уклоняется от намеченного Творцом назначения, так и жажда похвал ради похвал может свернуть нас с правильного пути. Добиваясь похвал, человек может предпринимать великие дела — не ради самих добрых дел, а, как говорится “для экспорта”, то есть ради того впечатления, которое они производят на людей. Такое настроение ведет к лицемерию и ханжеству. Чувство, которое толкает человека казаться лучше, чем он есть на самом деле, называется тщеславием»[27]. Замечательное стихотворение оставил нам наш современник игумен Виссарион (Остапенко), отрывок из которого уместно привести:

Чтобы чад своих спасти,

Надо мудро их пасти —

Где любовью, где кнутом,

Чтоб не мучились потом.

Обходитесь с ними строже.

А хвалить — избави Боже!

Чтоб не вздумали скучать,

Надо к делу приучать[28].

Умственные задатки ребенка могут так же сыграть с ним злую шутку. В школе такой ребенок находится всегда на ключевых ролях. Он отличник учебы, пример для класса, объект восхваления со стороны педагогов и родителей. Такого ребенка ставят в пример своим одноклассникам. Благодаря умственным способностям, интеллектуальному развитию, в ребенке проявляется некое превозношение над окружающими. С самого раннего возраста такой ребенок видит перед собой необъятные горизонты возможностей, а — купающегося в славе, пределом его желания является стремление стать победителем. Но зачастую Бог останавливает это, разбивая мир иллюзий о камень реальности. И тогда либо происходит внутренний надлом и разочарование в жизни, либо происходит разочарование в себе и принесение покаяния.

Родители ответственны за воспитание своего ребенка. От того, как они настроят скрипку невинной детской души, зависит и их будущее, и будущее общества. Святой праведный Иоанн Кронштадтский грозно предупреждал: «Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца»[29].

Преподобный Симеон Новый Богослов дает совет, как избежать гордости и тщеславия: «Нужно всякого человека с мальства, прежде чем познает он что-либо другое, научить познанию себя самого, — из чего он есть, что есть и чем покончить жизнь, то есть что засеменяется он тленным нечем и невзрачным, образуется среди нечистот, растет подобно траве сельной, составляется из многих смешений, удоборазлагаемых, что вся жизнь его есть борьба со смертию, а во внутренностях своих еще прежде смерти носит он то, что есть смрад и зловоние. Ибо кто не знает себя, что такое он есть, мало-помалу впадает в гордость и делается буиим и несмысленным. И что можно найти несмысленнее человека, который, будучи весь покрыт проказою, гордится потому только, что носит светлые и позлащенные одежды, хотя сам в себе срамен и полон безобразия? А когда выйдет он из ума по причине гордости своей, тогда делается орудием диавола во всех своих словах и делах и становится врагом Богу»[30].

Родители должны сформировать основу поведения своего чада таким образом, чтобы ребенок реализовывал свои желания по отношению к нуждам ближних

Иногда родители много времени уделяют внешнему виду ребенка и удовлетворяют все детские просьбы. Покупают ему дорогую одежду, лучшие игрушки. И вот в ребенке начинает происходить перемена мыслей. Дети через свою одежду, игрушки, начинают тщеславиться, видят свое превосходство и искоса смотрят на других детей, которые одеты хуже или не имеют таких же игрушек. Родители подливают масло в огонь, начинают хвалить ребенка, подводить его к зеркалу, называют самым красивым и т. д. Сегодня ребенок уже с раннего возраста, особенно девочки, желают блеснуть своей красотой перед сверстницами. Для достижения своих целей они начинают использовать косметику, парфюмерию и т.д. И родители так же в этом потакают. Православный психолог вот что пишет по этому поводу: «Зарождается тщеславие, как правило, в детстве, еще до школы. Приходят гости, родители ставят ребенка на табуретку: “Прочитай стихотворение!” И все умиляются: “Ах, какой умный, какой талантливый!” Ребенок привыкает, что он в центре внимания, что все его хвалят… Так начинается слом личности, проявляются разные страсти, в том числе и тщеславие»[31].

Важно, чтобы родители положили все свои силы на борьбу со страстями гордости и тщеславия в ребенке. Если они видят, что ребенок капризный, неуступчивый, обидчивый, хвастливый, не любит наставлений и сам всех учит, все делает напоказ, то это тревожный звоночек задуматься над исправлением своего ребенка.

Ириней (Орда), епископ Екатеринбургский и Ирбитский писал: «Чтобы внушить детям отвращение ко всякого рода тщеславию, самомнению, суетности, указывайте им на то, какой великий грех перед Богом гордость, что она, по словам Священного Писания, начало всякого греха… и мерзость перед Богом (Сир. 10, 15). Показывайте им это на примере злых духов (они, известно, за гордость свержены с неба), на примере наших прародителей в раю (учите их, к чему приводит гордость, как страшно Господь наказывает за нее и как высокомерие предшествует падению. При этом не забывайте учить их, как богоугодна добродетель, смирение и скромность, как Бог возвышает смиренного, как это мы видим на примере Матери Божией и святых. Но высочайшим образцом, как всех прочих добродетелей, так и смирения, должен быть для них Сам Спаситель, Который сказал о Себе Самом: Научитесь от Меня, так как Я смирен и кроток сердцем (Мф. 11, 29)»[32].Родители должны сформировать основу поведения своего чада таким образом, чтобы ребенок реализовывал свои желания по отношению к нуждам ближних. Это их обязанность — воспитывать детей так, чтобы они научились ценить и уважать других людей. Нужно воспитать в ребенке здоровое чувство успеха в отношении достижений ближнего, научиться искренне благодарить Бога и людей.

Итак, Священное Писание и святые отцы говорят о многообразных основаниях страсти гордости. Фактически все, что должно прославлять Бога (внешние, природные качества человека, достоинства и добродетели), посредством чего человек призван стремиться к Богу и служить во славу Ему (высокое положение в обществе, благородное происхождение, богатство и благополучие), враг, приступая и искушая его, делает основанием для превозношения и удаления от Бога.

Укоренение человека во зле приводит к тому, что даже в пороках и делах неправедных он видит основание для превозношения. В то же время Священное Писание в прямых поучениях и образах говорит о том, что такое горделивое превозношение тех, кто окружает человека, зачастую становится для него примером и со временем он также укореняется в этой страсти.

 

Ключевые слова: гордость, богатство, благополучие, благородство, положение в обществе, пресыщенность, детский возраст.



[1]Феодор Поздеевский, архим. Смысл христианского подвига (Из чтений по пастрыскому богословию). — М.: Типография Свято-Троицевой Сергиевой Лавры, 1911. — С. 86.

[2]Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Т. 1. Книга Бытия. / Под ред. Эндрю Лаута в сотрудничестве с Марко Конти /  Русское издание под редакцией К. К. Гаврилкина. — Тверь: Герменевтика, 2004. — С. 208.

[3]Кирилл Александрийский, свт. Творения. Т. 1. — М.: МФТИ. 2000. — С. 19.

[4]Иоанн Златоуст, свт. Толкование на 6-ю главу пророка Исаии, п. 1. Беседы на разные места Священного Писания. Т. 1. — СПб., 1861. — С. 126.

[5] Ср. слова святителя Григория, вспоминающего былые подлинные заслуги императора: «Ты очистил пределы царства от варваров и усмирил внутренних мятежников; на одних действовал убеждениями, на других оружием, а в том и другом случае распоряжался, как будто бы никто тебе не противодействовал. Важны твои победы, добытые оружием и сражениями; но еще важнее и знаменитее приобретенные без крови. К тебе отовсюду являлись посольства и просьбы; одни покорялись, другие готовы были к покорности. … Рука Божия направляла тебя во всяком намерении и действии. Благоразумие было в тебе удивительнее могущества, и могущество удивительнее благоразумия; благочестие же еще удивительнее самой славы за благоразумие и могущество. Как же в этом одном оказался ты неопытным и неосмотрительным? … Какой демон внушил тебе такую мысль?». (Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2т. Т. 1. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — С.81.

[6]Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2т. Т. 1. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — С. 81.

[7]Там же. С. 90.

[8]Там же. С. 278.

[9]Там же. С. 304.

[10]Василий Великий, свт. О Смиренномудрии // Его же. Творения. Т. 2. — СПб., 1911. — С. 237. (Беседы. Беседа 20).

[11]Игнатий (Брянчанинов) свт. Зрение греха своего // Его же. Полное собрание творений. Т. 2. — М., 2001. — С.134.

[12]Игнатий (Брянчанинов) свт. Размышление, заимствованное из первого послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни // Его же. Полное собрание творений. Т. 2. — М., 2001. — С. 130.

[13]Нил Сорский, преп. Устав скитской жизни. — М.: Троице- Сергиева Лавра, 1991. — С. 48-49.

[14]Нечаев Василий, прот. Гордость. — М., 1884. — С. 13.

[15]Тихон Задонский, свт. Житие, слова, наставления пастве, родителям и детям, священникам. Плоть и дух. Т. 1. — М., 2003. — С. 695.

[16]Там же.

[17]Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Т. 3. — М., 2003. — С. 378. См. также: «Не присваивай себе того, что тебе дал Бог, и не стремись показать, что имеешь то, чего у тебя нет. Говори себе: “Бог по моей слабости дал мне некоторые дарования, чтобы я не расстраивалась и не чувствовала себя несчастной. Теперь я должна эти дарования развить, чтобы обогатиться духовно. Слава Тебе, Боже мой! Благодарю Тебя, что Ты сжалился надо мной и мне помог”. Ты считаешь своими все дарования, которые имеешь, но твои ли они на самом деле? Что же имаши, егоже неси приял? (1 Кор. 4:7) Вот где нужна сообразительность, вот где нужно поработать головой, чтобы понять, что все дарования от Бога. Стоит Благодати Божией нас оставить, мы ничего не сможем делать» (Там же).

[18]Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2 т. Т. 1. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — С. 211.

[19]Там же. С. 388.

[20]Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. Т. 2. 2-е изд. — СПб., 1906. — С. 214.

[21]Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное от мира собираемое. — Т. 2. — М., 2003. — С. 937.

[22]Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Конкретное духовное руководство. О молитве особо. Духовникам и благочинным монастырей, протоиереям. — М.: Правило веры, 2012. — С.40.

[23]Там же. С.40.

[24]Григорий Богослов, свт. Собрание творений: в 2 т. Т. 1. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — С. 87.

[25]Нил Синайский, прп. О тщеславии // Его же. Творения. — М., 2000. — С. 20-22. (К монаху Агафию. Отделение 3).

[26]Павел (Стойчевич), патр. Пешком в вечность: Избранные проповеди. Интервью. — М.: Сретенского монастыря, 2016. — С. 84.

[27]Александр (Милеант) еп. Нищета, которая обогащает. О добродетели смирения. Миссионерский листок. № 125. 2001.

[28]Половинкин А.И. Православная духовная культура. — М.: Владос, 2003. — С. 4.

[29] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Т. 1. — С. 154. // URL: http://кронштадтский-пастырь.рф/den-za-dnem-chitaem-trudy-svyatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/173-osteregajte-detej-svoikh-so-vseyu-zabotlivostyu (дата обращения: 26.06.2017 года).

[30]Симеон Новый Богослов, прп. Слово 31 (№2). Слова. — М., 1892. — Репринт. С. 268-269.

[31]Шеховцева Л.Ф. Тщеславие: внимание любой ценой // Интернет-журнал Фома. Интернет-ресурс. // URL: http://foma.ru/tshheslavie-vnimanie-lyuboy-tsenoy.html (дата обращения: 02.06.2016 года).

[32]Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Поучение об искоренении в детях гордости. // Поучения. Екатеринбург, 1901. — Репринт. Оропос Аттинис-Греция, 1991. — С. 47-52.

Автор:  Иеродиакон Кирилл (Попов)

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 33301

Теги: