«БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»: О ГОРДОСТИ ПО ТЕКСТАМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

13 июня 2017

Деятельность

«БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»: О ГОРДОСТИ ПО ТЕКСТАМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию. Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми.

СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1.

В Священном Писании страсть гордости (греч. ὑπερηφανία) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления — гордыни.

·           Высокомерие:

Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (ὕβριν)[1] и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых (Притч. 8:13).

Злой от высокомерия (ὕβρεως)[2] делает зло, а знающие себя самих — мудры. (Притч. 13:10).

Что принесло нам пользу высокомерие (ὑπερηφανία)[3], и что богатство среди гордости доставило нам? (Прем. 5:8).

Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием (ὕβριν)[4] Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его (Ам. 6:8).

·           Надменность:

И Я накажу всю вселенную за зло (Ἐντελοῦμαι τῇ οἰκουμένὅλῃ κακ — букв. определю (слав. заповем) всей вселенной зло), а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (ὕβριν)  беззаконных и смирю надменность (ὕβριν)[5] гордых (ὑπερηφάνων). (Ис. 13:11).

Это им за надменность (ὕβρεως)[6] их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя (Соф. 2:10).

Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность (ὕβριν)[7] славных и унизить все славное на земле (Ис. 23:9).

Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности (φρύαγμα)[8] сильных, и будут осквернены святыни их (Иез. 7:24).

Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности (ἀλαζονείαις)[9], тщеславитесь (καυχᾶσθε)[10]: всякое такое тщеславие (καύχησις)[11] есть зло (Иак. 4:15-16).

·           Напыщенность (напыщенный):

Ибо люди будут самолюбивы (φίλαυτοι)[12], сребролюбивы, горды, надменны, наглы, напыщенны (τετυφωμένοι)[13](2 Тим. 3:2-5).

·           Кичливость:

Слышали мы о гордости (ὕβριν)[14] Моава, — весьма горд (ὕβρισεν)[15] Он, о надменности (ὕβριν)[16] его и кичливости (ὑπερηφανίαν)[17] его, о превозношении (ὑψώθη)[18] и спеси сердца его (Иер. 48:29).

Эта страсть совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке, созданном по образу и подобию Творца.

При этом в тексте Священного Писания гордость представлена описательно — четкого определения этой страсти нет. Для того чтобы выделить целостное определение, важно рассмотреть те качества и отличительные особенности гордости, которые выделяет Священное Писание. В его текстах отмечается, что эта страсть совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке, созданном по образу и подобию Творца (см. Быт. 1:26). Таким образом, она не свойственна ни Богу, ни первозданному человеку, ни ангелам.

В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: Гордость (ὑπερηφαν)[19] не сотворена для людей (Сир.10:21), а также: Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить (Сир. 15:20), поэтому гордость не происходит от Бога: всё, что в мире — похоть плоти, похоть очей и гордость  (ἀλαζονεία)[20] житейская, — не есть от Отца (1 Ин. 2:16). По этой причине гордость становится главным признаком противления Богу и отличительной чертой нечестивых: Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех (Притч. 21:4).

Среди шести пороков, которые настолько неугодны Богу, что премудрый Соломон для выражения отношения к ним Творца использует слово «ненависть», гордость занимает первое место: Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые (ὀφθαλμὸς ὑβριστο)[21], язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч. 6:17-18). В Псалтири пророк и псалмопевец Давид говорит: гордого (ὑπερηφάν)[22] очами и надменного сердцем не потерплю (Пс. 100:5).

Апостол Павел уточняет, что опасность гордости заключена в том, что в форме превозношения она закрывает возможность познания Бога — в противоположность смирению, разрушающему гордость: Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение (ὕψωμα)[23], восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10:4-5).

В ожесточении сердца гордецы пренебрегают Богом, доходя до Его отвержения: В надмении[24] своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» (Пс. 9:25). Они не опасаются гнева Божия, будучи уверенны в своей безнаказанности — говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла», «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда» (Пс. 9:27, 32).

Страсть гордости ведет к полному отвержению Бога, вследствие чего Он, как неоднократно отмечает Священное Писание, противится гордым.

Страсть гордости ведет к полному отвержению Бога, вследствие чего Он, как неоднократно отмечает Священное Писание, противится гордым: Бог гордым (ὑπερηφάνοις)[25] противится (Иак. 4:6, также: Притч. 3:34, 1 Петр. 5:5). Пребывающий в состоянии надменности сердца настолько отвратителен в нравственном отношении перед лицом Божественного милосердия, что Писание именует его мерзким: Мерзость (κθαρτος)[26] пред Господом всякий надменный (ὑψηλοκάρδιος) сердцем[27] (Притч. 16:5) — эти слова указывают на то, что гордость и надменность являются отступлением от Богом указанного человеку пути[28]. Священное Писание говорит, что гордость приводит к тому, что люди теряют Божью милость, отпадают от Него (Рим. 11:18-20).

По этой причине этот грех противен не только в очах Бога, но и ненавистен людям, поскольку неправильно поступает тот, кто совершает дела с высокомерием: Гордость (ὑπερηφαν)[29] ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих… (Сир. 10:7).

Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий.

Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (ὕβριν)[30] и пути лукавых; возненавидела и я развращенные пути злых (Притч. 8:13).

Потому Священное Писание определяет, что гордость непременно подвергается суду Божию и влечет отвратительное наказание[31].

Особенно часто об этом говорится в книгах пророческих: Поникнут гордые (ὕψος)[32] взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое (ὑβριστ)[33] и высокомерное (ὑπερήφανον)[34] и на все превознесенное (ὑψηλὸν)[35], — и оно будет унижено… (Ис. 2:11-12), Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых (ἀνόμων)[36], и уничижу надменность (ὕβριν) притеснителей[37] (Ис. 13:11).

В некоторых текстах Священного Писания прямо указывается, какие конкретно наказания посылает Бог превозносящимся: Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее (Откр. 18:7-8).

В Священном Писании говорится не только о том, что гордецов ожидает праведный суд Божий, но и о том, что Сам Господь выступает Судией над нечестивыми, преступающими заповеданное им: Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение (τῆς ὑπερηφανίας)[38] (2 Мак. 7:36); Ты, все создавший и всем управляющий, праведный Владыка: Ты судишь тех, которые делают что-либо с дерзостью и превозношением (τοὺς ὕβρει καἀγερωχίᾳ)[39] (3 Мак. 2:3).

Также отмечается, что иногда Бог ради вразумления гордецов не наказывает грешников за другие грехи, чтобы праведное наказание тщеславные и надменные не рассматривали как повод для своего превозношения и не коснели в гордости: Не отмщай нам за нечистоту их, и не накажи нас за осквернение, чтобы не тщеславились беззаконники в мыслях своих и не торжествовали в превозношении (ὑπερηφανίᾳ)[40] языка своего, говоря: мы попрали дом святыни, как попираются домы скверны (3 Мак. 3:14).

Священное Писание показывает, что гордость становится источником всякого нечестия и зла.

Священное Писание показывает, что гордость становится источником всякого нечестия и зла. Например, от высокомерия (ὕβρεως)[41]происходит раздор (Притч. 13:10); по гордости (ὑπερηφανεύεσθαι)[42] своей нечестивый преследует бедного (Пс. 9:23); уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба; сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его (Пс. 9:28-31). 

И в то же время гордый обкрадывает и наказывает сам себя. Гордость губительна для человека, поскольку страсть помрачает ум, лишает его мудрости. Так, пророк Иезекииль, возглашая слово Божие к начальствующему в Тире, свидетельствует о том, что гордость становится причиной утраты гордецом мудрости: От красоты твоей возгордилось (ὑψώθη)[43] сердце твое, от красоты твоей ты погубил мудрость твою (Иез. 28:17).

Потеря мудрости свидетельствует о том, что человека поражает глупость. Кто надеется на себя, тот глуп (Притч. 28:26), и слова гордеца бичом обрушатся на него же: в устах глупого бич гордости (ὕβρεως)[44]; уста же мудрых охраняют их (Притч. 14:3).

Страсть гордости имеет настолько разрушающее воздействие, что овладевает всем человеческим составом, парализует его волю и подавляет свободу мысли.

Страсть гордости имеет настолько разрушающее воздействие, что овладевает всем человеческим составом, парализует его волю и подавляет свободу мысли. Гордость, проникая во все естество человека, поражая его, как показывает царь и пророк Давид, проявляется и во внешнем облике его, его словах и поступках: Оттого гордость (ὑπερηφανία)[45], как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле (Пс. 72:6-9). Гордость не стыдится саму себя, но, напротив, гордящиеся обнаруживают свое нечестие и неправду, как выказывает кто-либо носимую им одежду[46].

Гордость приводит человека к ложному представлению о самом себе — к обольщению: Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя (Гал. 6:3) и, как результат, к поражению своим «мнением»[47] и обману самим собою: Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3:17).

Существенным качеством гордости является ее ненасытность. Не довольствующаяся никакими успехами, она, напротив, все более и более ищет похвалы и возвеличивания.

Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником.

«Первый грех, по Писанию, — говорит св. Исихий Иерусалимский — есть гордыня»[48]. Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником, — Денницу, который увлек и многих других ангелов, подчиненных ему и последовавших за ним. Об этом свидетельствует пророк Исаия: А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:12-13). Толкуя этот отрывок из Священного Писания, многие святые отцы соотносили его с диаволом, но были и те, которые считали, что речь в данном случае идет о вавилонском царе.

Так свт. Амвросий Медиоланский под гордыней понимал диавола[49], преп. Иоанн Кассиан данную цитату тоже соотносил с ним[50], а свт. Иоанн Златоуст особо отмечает, что некоторые толковники, его современники, этот отрывок приводят в отношении как диавола, так и вавилонского царя. При этом сам свт. Иоанн придерживается толкования, которое употребляется «относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10:18)»[51]. Так он пишет: «Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло»[52]. Блаж. Иероним Стридонский прямо приписывает эти слова в книге пророка Исаии Люциферу[53].

Блж. Августин настаивает на том, что этот библейский отрывок нужно применять исключительно к диаволу, а не к вавилонскому царю[54]. И римский толкователь Кассидор так же соотносит эти слова с сатаной[55]. И этот ряд святых отцов и толкователей можно было бы продолжать. Хотя есть и другая точка зрения, трактующая это место из Писания не в иносказательном, а в историческом смысле, относя эти слова к Вавилонскому Царю (Например, преп. Ефрем Сирин[56], А.П. Лопухин[57]).

В этом кратком повествовании отпадения денницы от Бога не встречается детальное объяснения «механизма» зарождения злого намерения в сознании Ангела, а описывается лишь его побудительный мотив.

Можно отметить, что достоинства, какими денница был украшен от своего Творца, внушили ему горделивое помышление, будто он не ниже самого Бога и может существовать независимо от Него: «В преисподнюю низвержена гордыня (δόξα)[58] твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:11-12). В данном случае для обозначения гордыни используется слово «δόξα». И это может современного человека смутить, поскольку «δόξα» используется в положительном смысле, однако в древнегреческом языке слово«δόξα» рассматривается и в смысле, как небольшая или пустая слава или «воображать себя лучше чем»[59].

Причина падения диавола заключается в его свободном произволении уподобиться Богу.

Толковники и святые отцы соотносят эти слова пророка исключительно с диаволом. Так известный экзегет Ориген пишет: «То, что говорится во многих местах, и особенно у Исайи, о Навуходоносоре, тоже нельзя понимать в отношении к этому человеку; потому что Навуходоносор-человек не падал с неба, не был денницею и не восходил утром над землею»[60]. Причина падения диавола заключается в его свободном произволении уподобиться Богу. Видя свое исключительное положение среди прочих ангелов, могущество и сила, данная Деннице, стерла между ним и Богом все «границы»

Толкователь Священного Писания Ориген писал: «Это пророчество весьма ясно показывает, что с неба ниспал тот, кто прежде был денницею и восходил утром. Если же он был существом мрака, как думают некоторые, то как же тогда говорится, что он был денницею? Или каким образом мог восходить утром, не имея в себе ничего светоносного... Следовательно, дьявол был некогда светом... И только потом совершил измену и ниспал, и слава его обратилась в прах».[61] Следовательно, мотивация диавола, до его выпадения из духовного мира, должна была быть благостной, а после превратилась в свою противоположность.

Святой преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры» пишет следующее: «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла… Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу»[62]. Слова: «от блага ко злу» и указывают на то, что, имея сначала благостную мотивацию по любви приближаться к Богу, он, потеряв ощущение дистанции между Творцом и творением, впал в гордыню.

Диавол из-за гордости первым согрешил среди бестелесных разумных существ —ангелов, до появления человека. Он же первым согрешил и среди всех разумных существ, после появления человека, так как из-за зависти к блаженству человека способствовал его падению своими лживыми речами[63]. Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло (Быт. 3:5).

Поверив ложному обещанию у прародителей, как прежде у самого Денницы возникло гордостное решение, противное воле Божией, и в этом проявилось «явное отступление от Бога и враждебное восстание против Него»[64].

Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом.

Так, гордость сделала первого ангела врагом Богу и низринула его с неба. Потому Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом, и предупреждает словами апостола: чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1Тим. 3:6).

О том, что гордости не было в первозданном мире, что она возникла, как показывает Священное Писание, в результате отвержения Бога падшими ангелами и человеком, повторившим этот грех и выбравшим жизнь вне Бога, и определяется одно из основных свойств гордости — отвержение Бога.

Священное Писание при изображении людей, обладаемых страстью гордости, описывает различные проявления этого состояния, которое отражается во всем существе человека.

Описывая внешний вид такого человека, Священное Писание указывает физиолого-психические особенности. Описывая его глаза (очи, взор), Писание отмечает: очи надменные (Пс.17:28), глаза гордые (Притч 6:17), о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! (Прит.30:13), мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза (Прит.27:20), нет страха Божия пред глазами его (Пс.35:2), перемигиваются глазами при замышлении зла (Пс.34:19), прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство (Прит.16:30), глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери (Прит.30:17), глаза его подсматривают за бедным (Пс.9:21), закрывает глаза свои от нищего (Прит.28:27), ненасытимы и глаза человеческие (Прит.27:20).

Описывая уста, язык, и речь: уста, говорящие высокомерно (Дан.7:8), уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? (Пс. 11:4-5), уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем (Пс. 30:19), злобно разглашают клевету, говорят свысока (Пс. 72:8), слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят (Пс. 58:13), слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро (Пс. 35:4); речи надменные, дерзкие слова (1 Цар. 2:3), царь Давид писал «гордые скрыли силки для меня» «изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их» (Пс.139:4), они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие (Пс. 93:4), надменно говорят устами своими (Пс. 16:10), скрежещет на него зубами своими (Пс. 36:12).

Говоря о сердце, Священное Писание отмечает: надменность сердца (Притч 21:4), сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6:18), они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань (Пс. 139:3), огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6:10, Матф. 13:15, Деян. 28:27), и гордость Израиля унижена в глазах их и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его (Ос. 7:10); говорят от сердца притворного (Пс. 11:3), оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам (Пс. 80:13), ходили каждый по мыслям злого сердца своего, служа иным богам, совершая злые дела пред очами Господа Бога нашего (Вар. 1:22).

Священное Писание также достаточно подробно описывает портрет гордого человека.

Священное Писание также достаточно подробно описывает портрет гордого человека. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. (Прит.6:12-14). Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. Выкатились от тука очи их, и бродят помыслы в сердце их! (Пс. 73:6-7).

Священное Писание указывает характерные особенности проявления гордости в отношении с ближними, выражающееся в презрении. Когда Саула избрали на царство, Священное Писание отмечает презрение, с которым отнеслись некоторые люди к этому выбору: А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того (1 Цар. 10:27).

Гордые радуются преткновениям других: А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими (Пс. 34:15, 16).

Царь Давид говорит о превозношении нечестивых, что в сердце у них: Хорошо! [хорошо!] по душе нашей! … мы поглотили его (Пс.34:25). Враги мои говорят обо мне злое: когда он умрет и погибнет имя его? И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует. Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им. (Пс. 40:6-11).

Гордость проявляется в ссорах, распрях и раздорах. От высокомерия происходит раздор (Притч. 13:10); Надменный разжигает ссору, (Притч. 28:25), коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры (Притч. 6:14), ссора надменных — кровопролитие, и брань их несносна для слуха (Сир. 27:15) и др.

Признаком гордости является и упрямство, упорство.

Признаком гордости является и упрямство, упорство. И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим (Пс. 77:8).

Проявлением гордости является надменность. И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы (Мал. 3:15). Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи (Пс. 39:5) Также и преследование других людей — одно из ее проявлений. По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют (Пс. 9:23); да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня (Пс. 35:12), Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его (Пс. 36:32).

В Священном Писании страсть гордости рассматривается, как отрицательное качество в человеке, влекущее его к погибели.

Таким образом, на основании отмеченных Священным Писанием качеств и отличительных особенностей гордости, можно заключить, что гордость — это греховная страсть, не присущая человеческой природе по естеству, возникшая под влиянием диавола, через грехопадение и соблазны мира, проявляющаяся в пренебрежении, забвении и потере страха Божия, удалении от Него, выражающаяся во все большем превозношении себя над другими, обусловленная неимоверной ненасытностью, которая не остается без наказания от Бога. В Священном Писании страсть гордости рассматривается, как отрицательное качество в человеке, влекущее его к погибели.

монах Кирилл (Попов)

Ключевые слова: гордость, Священное Писание, превозношение, надменность, высокомерие, напыщенность, кичливость, нечестие, зло.


[1] Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1266. («Наглость, дерзость» — слав. «с досаждением»).

Перевод греческих слов здесь и далее дается согласно: 1) Симфонии словарных форм, размещенных на сайте, где представлены тексты Септуагинты и Новый Завет с подстрочным переводом (Электронный ресурс) // URL: http://manuscript-bible.ru/index.htm (дата обращения: 01.03.2016); 2) Греческо-русскому словарю А. Д. Вейсмана.

[2]Там же.

[3]Там же. С. 1280. («Высокомерие»).

[4]Там же. С. 1266. («Высокомерие, наглость, дерзость» — слав. «укоризна»).

[5]Там же. (греч. ὕβριν «надменность, наглость, дерзость», ἀνόμων «беззаконный, противозаконный; нечестивый, преступный» — слав. «укоризну беззаконных»).

[6]Там же. («Надменность, наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» — слав. «досаждение»).

[7]Там же. («Надменность, наглость, дерзость» — слав. «гордыня»).

[8]Там же. С. 1328. («Высокомерное презрение к кому-л, гордость» — слав. «величание»).

[9]Там же. С. 48. («Бахвальство, хвастливость» — слав. «гордынех»).

[10]Там же. С. 696. («Хвастаться, похвальба, гордость» — слав. «хвалитеся»).

[11]Там же. («Хвастовство, похвальба» — слав. «хвала»).

[12]Там же. С. 1314. («Самолюбивый»).

[13]Там же. С. 1264. («досл. Окутывать дымом, перен. наполнять чванством; помрачать, сводить с ума»).

[14]Там же. С. 1266. («Надменность, наглость, дерзость» — слав. «гордыня»).

[15]Там же. («Надменность, наглость, дерзость» — слав. «гордыня»).

[16]Там же.

[17]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «кичение»).

[18]Там же. С. 1304. («Превозношение (себя), высокомерие» — слав. «возношение»).

[19]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» слав. «гордыня»).

[20]Там же. С. 48. («Бахвальство, гордость, заносчивость»).

[21]Там же. С. 1266. («Глаз наглый» - слав. око досадителя).

[22]Там же. С. 1280. («Высокомерный, надменный, презрительный» слав. «гордым».)

[23]Там же. С. 1304. («Превозношение (себя), высокомерие» слав. «возношение»).

[24]Синодальный перевод ориентируется на древнееврейский текст стиха псалма, где употреблено слово со значением «вышина, высота, рост»; перен. «величие, слава; надменность высокомерие, гордость» (см.: URL: http://manuscript-bible.ru/S/S/h13.htm#1363). В то время как церковнославянский перевод тождественен тексту Септуагинты: παρώξυνεν τὸν κύριον «раздражи Господа».

[25]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1280. («Высокомерный, надменный, презрительный»).

[26]Там же. С. 37. (Букв. с греч. «нечистый; испорчен и порочен»).

[27]Там же. С. 1302. («Гордый, букв. высоко + сердце» — слав. «высокосердный»).

[28]Примечательно, что в следующих стихах упоминается: Начало доброго пути делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы… (Притч. 16:6).

[29] Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыня»).

[30]Там же. С. 1266. («Наглость, дерзость» — слав. «досаждения»).

[31] Феофан Затворник, свт. Толкование на 118 псалом. — М.: Правило веры, 2008. — С. 110.

[32]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — С. 1304. («Высота, вышина; высокое положение, вознесенность» — слав. «высота»).

[33]Там же. С. 1280. («Разнузданный, наглый, дерзкий; дерзостный по отношению к кому-л.» — слав. «досадителя»).

[34]Там же. С. 1266. («Высокомерный, надменный, презрительный; роскошный, пышный» — слав. «горделивого»).

[35]Там же. С. 1280. («Высокий, возвышенный; высокомерный, надменный» — слав. «высокого»).

[36]Там же. («Наглость, дерзость» ἀνόμων «беззаконный, противозаконный; нечестивый, преступный» — слав. «укоризну беззаконных»).

[37]Там же. С. 1266. («Наглость, дерзость» — слав. «укоризна гордых»).

[38]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыни»).

[39]Там же. С. 1266. (Греч. τοὺς ὕβρει «наглость, дерзость» καὶ ἀγερωχίᾳ «гордость, надменность» — слав. «с укоризною и гордостию»).

[40]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордость»).

[41]Там же. С. 1266. («Наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» — слав. «с досаждением»).

[42]Там же. С. 1280. («Возгордиться, надмеваться» — слав. «гордитися»).

[43]Там же. С. 1304. («Возносить, возвышать; превозноситься, кичиться (свой) красой» — слав. «вознесеся»).

[44]Там же. С. 1266. («Наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» — слав. «досаждения»).

[45]Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» — слав. «гордыня»).

[46] Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям. — М.: Синтагма, 2000. — С. 569.

[47]Игнатий Брянчанинов, свят. Аскетические опыты. Том Ι. — М.: Сибирская Благозвонница, 2012. — С. 97.

[48] Исихий Иерусалимский, преп. Сочинения. — М.: Директ-Медиа, 2014. — С. 19.

[49]«Сколь прочна гордыня, чей создатель — дьявол, которого пророк изображает говорящим: Вознесу престол мой над облаками и буду подобен Всевышнему». (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Ветхий Завет. Том X: Книга пророка Исайи 1-39 / Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Стивэна А. Маккиниэна / Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. — Тверь: Герменевтика, 2011. — С. 128).

[50]«И потому Творец вселенной и врач Бог, зная, что гордость есть причина и начало болезней, захотел уврачевать противное противным, так чтобы то, что распалось от гордости, было восстановлено смирением. Ибо гордый диавол говорит: взойду на небо (Ис. 14, 13); а смиренный говорит: смирилась до земли душа моя (Пс. 43, 26)». (Иоанн Кассиан, преп. О духе гордости // Его же. Писания. — Сергиев Посад, 1993. — С.147. (О постановлениях киновитян. Кн. 12).

[51]«Некоторым это кажется сказанным относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10:18). Не отвергнем этого толкования: возможен и иной смысл этого выражения, тем не менее, примем это толкование, так как оно теперь полезно». (Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 6. Кн. 1. — СПб.: Издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1900. — С. 141.)

[52] Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 6. Кн. 1. — СПб.: Издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1900. — С. 141-142.

[53]«Ибо Люцифер говорил в сердце своем: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Ветхий Завет. Том X: Книга пророка Исайи 1-39 / Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Стивэна А. Маккиниэна / Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. — Тверь: Герменевтика, 2011. — С. 127).

[54]«А что касается написанного у Исайи: Как упал с неба денница, сын зари, — и прочих слов, которые под образом вавилонского царя сказаны об этом лице или к этому лицу, то они, несомненно, должны пониматься как относящиеся к дьяволу на основании самого контекста этой речи…». (Там же. С. 127).

[55] «И дьявол посчитал себя великим, когда изрек: Поставлю престол свой на севере и буду подобен Всевышнему. Гордые и сегодня считают себя значительнее других. Но никто не может быть назван действительно великим, кроме одного Бога». (Там же. С. 129).

[56] «Царь Вавилонский возрыдал заутра, в тот день, который воссиял по совершении семидесяти лет, и в который Евреи получили избавление, а царство Вавилонское рушилось». (Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 5. — М.: Отчий дом, 1995. — С. 350).

[57] «Пророк, со своей стороны, подтверждает удивительный для всех факт погибели царя вавилонского». (Лопухин А.П. Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т. 6. — 1909. — С. 312).

[58]Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь, 1899. — С. 340 («Слава, сияние» — слав. «слава»).

[59]Там же. С. 340-341.

[60]Творения Оригена, учителя Александрийского. О Началах. — Казань: Типография Императорского Университета, 1899. — С. 357.

[61]Творения Оригена, учителя Александрийского. О Началах. — Казань: Типография Императорского Университета, 1899. — С. 357.

[62] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. — С. 55.

[63] Добросельский П. В. О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. — М.: Благовест, 2008. — С. 45.

[64]Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М.: Правило веры, 1996. — С.105.

Автор:  Иеродиакон Кирилл (Попов)

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 62356

Теги: