Московская Сретенская Духовная Академия
О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 2. Хронология Пятикнижия Моисея
21 марта 2017
Деятельность
О реальности библейских событий: Священное Писание и археология. Часть 2. Хронология Пятикнижия Моисея
Священное Писание повествует о Боге и его деятельности, творческой активности. Доказательство подлинности библейских текстов, повествующих о Нем, возможно в рамках археологических и иных исследований, что и будет показано во второй статье настоящего цикла, в которой рассматривается проблема датировки некоторых событий, описанных в Пятикнижии Моисея.Пятикнижие Моисеево, или Закон Моисеев, является одной из самых важных книг Ветхого Завета. Она — основной источник истории богоизбранного народа от начала времен до смерти пророка, ее автора. В статье будут рассмотрены некоторые события, описанные в книгах Бытие и Исход, входящих в Пятикнижие.
О сотворении родоначальников рода человеческого Адама и Евы и их грехопадении повествуют следующие стихи:
1) И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26).
2) И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2:7).
3) И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку (Быт. 2:22).
4) Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь змею: за то, что ты сделал это, проклят ты (Быт. 3:13–14).
Археологическое подтверждение этим стихам можно найти на клинописных табличках шумеров. В развалинах одного из месопотамских городов ученые нашли несколько таких табличек. На одной из них было описание творения первой женщины Нин-ти — это выражение с шумерского языка можно перевести как «женщина из ребра» или «женщина, творящая жизнь». На второй табличке нашли иллюстрацию грехопадения первых людей, по мнению ученых на ней изображены дерево со змеем, а по обеим сторонам таблички — две фигуры[1].
Кроме того, не секрет, что по всему миру археологи находят множество останков людей, причем физиологически останки различаются друг от друга (рост и прочие признаки). Ученые выработали целую систему различения останков. Среди этой системы можно выявить неандертальцев и homosapiens, в связи с чем рассмотрим следующие стихи из Библии. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал (Быт. 6:1–2). Святитель Кирилл Александрийский понимает под дочерьми «каинанок»: «Из дщерей человеческих, то есть происшедших от Каина»[2]. И преподобный Ефрем Сирин пишет: «Человецами многими Моисей именует здесь племя Каиново»[3]. И под людьми и под дочерьми разумно понимать племя Каина. Под «сынами Божиими» следует понимать благочестивых сифитов (потомков Сифа). На этой экзегезе стоят святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин, блаженные Августин и Иероним, а также святитель Кирилл Иерусалимский. Для сравнения в Священном Писании «сынами Божиими» называют благочестивых людей (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Прем. 16:26; Лк. 3:38; Рим. 8:19; Гал. 3:26)[4].Не секрет, что по всему миру археологи находят множество останков людей, причем физиологически останки различаются друг от друга.
Из вышеперечисленных положений выросла целая гипотеза. Интересно мнение археолога П. В. Волкова, который попытался соотнести библейский отрывок и находки останков. Известно, что неандертальцы были маленького роста и коренастые, а «сапиенсы» — высокие. Поэтому археолог сделал вывод, что, возможно, неандертальцы были потомками Каина, а сапиенсы — Сифа. Ефрем Сирин пишет об отрывке из книги Бытия: «В потомстве же Каиновом люди стали малорослы; потому что проклята была земля, не давала им силы своей и доставляла только слабые и лишенные силы произведения, как бывает и ныне, что земля, плоды и травы иногда дают силу, а иногда не дают оной. Поелику потомки Каиновы, как проклятые, как сыны проклятых и как живущие на земле проклятой, собирали и ели в это время произведения земли, лишенные силы, то и сами были также бессильны, как и то, чем они питались»[5] (ср. Быт. 6:4).
Известно также, что современная археология имеет свою периодизацию и выделяет такой период, как «поздний палеолит» (12–10 тысяч лет до н.э.). П. В. Волков говорит о том, что именно в позднем палеолите наблюдается смешение археологических культур и есть факты метисации (о чем и говорится в Быт. 6:2). А примерно 12 000 лет назад происходит климатическая катастрофа, после чего в археологии наблюдается существование культуры только человека современного типа, то есть потомков Ноя[6].В позднем палеолите наблюдается смешение археологических культур и есть факты метисации (о чем и говорится в Быт. 6:2).
Рассмотрим отрывок из Библии. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. (Быт. 7:13–14).
Ноев ковчег является основной находкой, подтверждающей истинность ветхозаветных библейских событий. Сообщения о ковчеге были упомянуты ещё в древности Иосифом Флавием в своем знаменитом труде «Иудейские древности». Он пишет, что много людей приносило частицы Ноева ковчега с горы Арарат.
В середине 19 века турецкая экспедиция нашла огромный черный деревянный каркас, торчащий из ледника. Зайдя внутрь, участники экспедиции пришли к выводу, что ковчег имеет отделения, который предназначены для перевозки скота[7].
В 1939 году русский эмигрант Владимир Росковицкий, пролетавший над Араратом в 1916 году и видевший большой корабль, написал об этом в своих воспоминаниях и опубликовал их[8].
Датировкой материала ковчега начали заниматься после экспедиции французского альпиниста Ф. Наварры, члены которой поднялись на Арарат в 1955 году. Частицы Ноева ковчега Наварра отправил в разные институты Европы и Египта для последующего изучения и определения датировки материала. Институт леса в Мадриде основывался на методе твердости дерева и его цвете. Ученые института пришли к выводу, что образцу не менее 5000 лет. Факультет антропологии и доисторических исследований Университета Бордо во Франции, используя метод лигнитизации (начальная стадия образования угля) пришел к выводу, что нужно отнести образец к разряду «глубокая древность». Ученые Центра лесных исследований и анализа в Париже пришли к выводу, что частицам ковчега 45 000 лет[9].
И здесь снова, как видим, возникает проблема датировки, так как разные ученые устанавливают разный возраст частиц. Даже свидетельства и исследования второй половины XX и XXI века не внесли окончательную ясность в вопрос местонахождения Ноева ковчега, хотя в 2009 году группа китайских христиан исследовала местность Арарата и обнаружила руины ковчега, о чем сняли документальный фильм. После этого они провели ряд конференций в Китае, Гонконге и Голландии[10].
Тем не менее, сам потоп подтвержден данными археологии как исторический факт. Это произошло следующим образом. В 11 главе книги Бытия упоминается город Ур Халдейский, из которого вышел Аврам по повелению Божию. Археолог Леонард Вулли раскопал древний город Ур в 1923 году и в ходе работ случайно доказал наличие библейского потопа. Ведя раскопки царского кладбища в Уре, он сначала вырыл небольшую шахту вглубь, натыкаясь на различные культурные слои. И в определённый момент он наткнулся на слой ила. Глубина слоя составляла 3,5 метра. Прокопав ещё глубже, археолог вновь встретил керамику, гончарные изделия и прочее. Жена Леонарда Вулли высказала предположение, что здесь был потоп, который описан в Библии.Ноев ковчег является основной находкой, подтверждающей истинность ветхозаветных библейских событий.
Чтобы подтвердить догадку, ученый взял больший участок земли. Во время раскопок этого отрезка Леонард Вулли писал следующее: «Здесь пласт черепков оборвался. Под ним, как и следовало ожидать, лежал слой чистого ила, нанесенный потопом»[11]. Так Леонард Вулли убедился в наличии потопа и города Ур Халдейский. Потому что далее в своей книге он с уверенностью употребляет слова «Великий потоп».Теперь обратимся к упоминаемым в 18 главе книги Бытия городам Содому и Гоморре, которые Господь испепелил. Есть гипотеза, что остатки сооружений, найденных на дне северной части Мертвого моря, могут относиться к вышеперечисленным городам. Глубина дна составляет более ста метров[12].
Также в книге Бытия упомянуты ветхозаветные патриархи: Авраам, Исаак, Иаков и их жены Сарра, Ревекка и Лия, которые похоронены в пещере Махпела в центре современного Хеврона[13]. Что же касается второй жены Иакова — Рахили, то ее гробница «на пути в Вифлеем» в данный момент огорожена для безопасности туристов и евреев из-за обитающих в окрестностях враждебных арабов, так как они приходят на мусульманское кладбище, которое образовалось вокруг гробницы с начала 18 века и действует по сей день. Внутри здания находится действующая синагога, где проходят молитвы и изучение Торы[14].
Тем не менее, сам потоп подтвержден данными археологии как исторический факт.
Касаясь древневосточных практик устроения брачных отношений, можем привести следующий стих: И взяла Сара, жена Авраамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Авраамова в земле Ханаанской, и дала ее Аврааму, мужу своему, в жену (Быт. 16:3). В документах, найденных в древнем городе Нузи, который находился в северной части Месопотамии, так же, как и в книге Исход, упоминается практика выбора бесплодной женой наложницы мужу, которая должна была родить наследника. Вот как об этом говорилось в брачном договоре семьи Тегаптили (16 век до Р.Х.): «Если у жены будут дети, муж не имеет права брать вторую жену. Если же у нее детей не будет, она сама выберет мужу рабыню, а детей, рожденных от этого союза, воспитывает как своих собственных»[15].
В 34 главе книги Бытия упоминается некий Сихем, сын Еммора Евеянина. Вероятно, Еммор, князь земли той, назвал город в честь своего сына. В дальнейшем город Сихем будет столицей Самарии. Ныне библейский Сихем ассоциируют с современным городом Наблусом (Шхемом), который находится вблизи развалин Сихема. Раскопки Сихема начались с 1913 года и продолжались до 2012 года. На месте раскопок обнаружили оборонительные сооружения, а горы Гаризим и Гевал окружают два вышеупомянутых города. Достопримечательностью города Шхем является могила Иосифа, упоминаемого в 37 главе книги Бытия[16].
Кроме того, на северо-западной части горы Гаризим расположен колодец Иакова. Именно здесь произошла встреча Господа Иисуса Христа и самарянки (см. Ин. 6:5–8).
Теперь обратимся к книге Исход. Прежде всего, следует заметить, то дата исхода евреев из Египта до сих точно не определена. Она варьируется в диапазоне 1700–1200 гг. до н.э., но есть веские основания сузить этот временной промежуток. Во-первых, 1700–1680-е годы считаются учеными временем правления гиксосов (группы западносемитского населения) в Египте[17]. Именно в этот период вероятность возвышения Иосифа в Египте была велика. Во-вторых, первое упоминание в Египте о народе «Израиль» было сделано на стеле фараона Мернептаха[18]. В-третьих, следов культуры древних евреев на территориях хананейских городов до ХIII столетия не наблюдается. Ученые просто не смогли их найти[19].Поэтому большинство исследователей приходит к выводу, что исход евреев из Египта был возможен в середине ХIII века до н.э. А фараоном, о котором говорится в Исходе, по мнению ученых, считается Раамсес II.В документах, найденных в древнем городе Нузи, который находился в северной части Месопотамии, так же, как и в книге Исход, упоминается практика выбора бесплодной женой наложницы мужу, которая должна была родить наследника.
О десяти казнях египетских, предшествовавших выходу евреев их Египта, можно сказать следующее. Есть версия, что документ «Папирус Ипувера», повествующий о резко обрушившихся социальных бедствиях в Египте, мог повествовать именно о тех самых казнях. Документ хранится в голландском музее[20].
Таким образом, при помощи археологии, как видим, можно доказать реальность немалого числа исторических событий, описанных в Священном Писании, в частности, в Пятикнижии Моисея. Конечно же, проблема их датировки остается нерешенной, однако причины несовпадений, пусть и отчасти, можно объяснить.
Петр Савельев
Также предлагаем Вашему вниманию цикл фильмов, которые посвящены различным библейским событиям и личностям:[1] См.: Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет. — СПб.: Сатис, 2008. — С. 489.
[2] Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. T. II. — М.: Сибирская Благозвонница, 2011. — C. 4.
[3] Ефрем Сирин, прп. Толкование на Священное Писание. T. I. — М.: Отчий дом, 1995. — С. 5.
[4] См.: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. Т. I. — М.: Дар, 2009. — С. 89.
[5] Ефрем Сирин, прп. Толкование на Священное Писание. T. I. — М.: Отчий дом, 1995. — С. 263.
[6] Загадка неандертальского человека // URL: http://www.bogoslov.ru/text/780581.html (дата обращения: 25.05.2016 года).
[7] См.: Ростислав Снигирев, прот. Библейская археология. — ТСЛ, 2007. — С. 117.
[8] См.: Вячеслав Ушаков, прот. Библия и Современная наука: опыт согласования. — Киев, Мир знаний, 2014. — С 67.
[9] Дерево с горы Арарат — Ноев ковчег? // URL: http://www.bogoslov.ru/text/1374720.html (дата обращения: 25.05.2016 года).
[10] См.: Вячеслав Ушаков, прот. Библия и Современная наука: опыт согласования. — Киев, Мир знаний, 2014. — С 68.
[11] Леонард Вулли. Ур Халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — С. 19.
[12] См.: Райт Д. Э. Библейская археология. — СПб.: Олега Абышко, 2003. — С. 73.
[13] Пещера Махпела // URL: http://guide-israel.ru/attractions/8621-peshhera-maxpela (дата обращения: 25.05.2016 года).
[14] Гробница Рахили // URL: http://guide-israel.ru/attractions/40278-grobnica-raxili (дата обращения: 25.05.2016 года).
[15] Ростислав Снигирев, прот. Библейская археология. — ТСЛ, 2007. — С. 140.
[16] Шхем // URL: http://eleven.co.il/article/14968 (дата обращения: 25.05.2016 года).
[17] См.: Деопик Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой Земли. — М.: Мемфил, 1997. — С. 148.
[18] См.: Ростислав Снигирев, прот. Библейская археология. — ТСЛ, 2007. — С. 192.
[19] См.: Геннадий Егоров, свящ. Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций — М.: Издательство ПСТГУ, 2011. — С. 71.
[20] См.: Демидчик А. Е. Безымянная пирамида: государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. — СПб.: Алетея, 2005. — С. 29.
Автор: Петр Савельев
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 11986
Теги: