Очерки по истории русского морского духовенства. Часть II. Организация административного управления при Петре I.

2 января 2017

Очерки по истории русского морского духовенства. Часть II. Организация административного управления при Петре I.

Как писал А. Карташев в своей статье «Русская церковь периода Империи» про времена Петра I: «Государство восприняло <…>  идеологию так называемого «естественного права». У государства своя, независимая от церкви задача, не небесная, а земная, - «общее благо» граждан. Выражаясь языком нам современным – позитивная земная культура. <…> Религия, церковь, духовенство – это только специальные функции общего дела граждан во имя «общего блага». Именно в таких непростых для Церкви условиях формировался институт военного и морского духовенства, который явил собой новую симфонию церковного служения и государственной деятельности.Худ. Кушевский Юрий Правление Петра I ознаменовано множеством перемен не только в государственной, но и церковной жизни. В своей статье «Русская церковь периода Империи» А. Карташев пишет: «Естественно, что в новом периоде  жизнь русской церкви глубоко изменилась соответственно новому национально-государственному ходу вещей.

   Изменилось само государство, его идеология. <…> Кончилась русская теократия. Кончилась византийская «симфония», т.е. согласие церкви и государства как равноправных союзников в достижении единой цели: руководства христианского народа к Царству Божию. Государство восприняло <…>  идеологию так называемого «естественного права». У государства своя, независимая от церкви задача, не небесная, а земная, - «общее благо» граждан. Выражаясь языком нам современным – позитивная земная культура. <…> Религия, церковь, духовенство – это только специальные функции общего дела граждан во имя «общего блага»[1].

   Именно такое подчинение всего и вся государственному аппарату для создания «позитивной земной культуры», как ни странно, пошло на пользу формированию института военного и морского духовенства, который явил собой новую симфонию церковного служения и государственной деятельности.

Появляется должность флотского обер-иеромонаха, вполне соответствующая должности обер-полевого священника в сухопутных войсках.

  Первоначально структура флотского духовенства не была законодательно закреплена. По мере развития флота совершенствуется и административная система ведомства.

   Появляется должность флотского обер-иеромонаха, вполне соответствующая должности обер-полевого священника в сухопутных войсках. Она впервые регламентируется воинским уставом от 30 марта 1716 г. Глава 29 данного устава так определяет его положение: «Обер-полевой священник при фельдмаршале, или командующем генерале быть должен, который казанье чинить, литургию, установленные молитвы и прочие священнические должности отправлять. Оный имеет управление над всеми полковыми священниками, дабы со всякою ревностью и благочинием свое звание исполняли, которые долженствуют по часту у оного быть, дабы ведать могли, что оным повелено будет чинить. Такожде в сумнительных делах имеют от него изъяснение получать»[2].

   Петровский Морской Устав от 13 января 1720 года уже включает в себя отдельную главу «О священнослужителях», которая определяет положение, обязанности и формы деятельности морских священников. Данный Устав существовал практически без изменений до императора Павла I, который внес в него свои изменения.

   Изначально все корабельные священники подчинялись местной епархиальной власти согласно порту приписки, хотя и оказывались оторваны, в виду объективных причин, от епархиального и монастырского надзора. Для контроля над флотскими иеромонахами Морским Уставом 1720 г. назначается «начальный священник» (обер-иеромонах), который должен был «быть на корабле Аншеф командующего и иметь управление над всеми священниками во флоте»[3]

   Флотские обер-иеромонахи, как и армейские обер-полевые священники являлись полноправными представителями духовной и административной власти в Вооруженных Силах и обладали достаточно широкими полномочиями и обязанностями.

   Обер-иеромонах подчинялся командующему флотом и находился в ведении Святейшего Синода, практически не зависел от епархиального архиерея. Он обладал полномочиями к наказанию и вразумлению провинившихся подчиненных иеромонахов, а в случае их не исправления должен был отсылать корабельных священников на суд архиерея той епархии, из которой он поступил на флот[4]

   В случае своей болезни, или отсутствия по каким-либо причинам, обер-иеромонах должен был назначить исполняющим обязанности одного из подчиненных священников, оставив ему необходимые указания.

   Первым обер-иеромонахом на флоте исследователи считают Гавриила Федоровича Бужинского, возглавлявшего духовенство Ревельской эскадры в 1719 и 1720 гг. Известно, что он был выдающимся проповедником, о чем пишет историк Н. Архангельский: «27 июня 1719 г., по случаю празднования полтавской виктории, он произнес благодарственное о сем слово Триипостасному Богу при Ангунте в походной церкви Преображенскаго полка, где флот Российский, корабельный и галерный, стоял на якорях»[5].

   Обер-иеромонах Гавриил так же известен как духовный писатель-гимнограф. Его перу принадлежит служба и канон бл.кн. Александру Невскому, составленные по случаю перенесения мощей из Владимира в Петербург, а так же служба в честь ништадтского мира, с 1726 года назначен епископом Рязанским и Муромским.

   Эскадренные обер-иеромонахи в 1720 годах назывались префектами. Перфект ревельской эскадры считался первым среди начальствующих, в связи с тем, что в его подчинении находилось до 14 корабельных иеромонахов. Ревельская эскадра была самой крупной и значимой в Балтийском флоте на тот момент.

   Встречались случаи, когда флотским обер-иеромонахам на некоторое время подчинялись и сухопутные подразделения. Например, в ведении обер-иеромонаха галерной эскадры при городе Або (ныне - Турку, Финляндия), находились не только корабли, но и Финляндский корпус. Начальствующие иеромонах этой эскадры, как и ревельской, не приписывался к конкретному кораблю, и место его пребывания определялось флагманом[6].

   С 1722 года полковые священники Финляндского корпуса были переподчинены местным епархиальным архиереям из-за дислокации полков в различных городах, однако, как отмечает А. Беляков: «Наблюдения флотскими обер-иеромонахами за сухопутным войском бывали и позднее. Случалось это тогда, когда корабли и полки действовали под одним командованием или в промежутке между кампаниями»[7].

   Интересно отметить, что обер-иеромонахи флота, руководящие корабельными священниками, иногда могли возглавлять епархиальное духовенство в пунктах базирования эскадры[8].

   До 30 х. годов XVIIIв. положение должности обер-иеромонаха, особенно в ревельской эскадре, можно назвать постоянным. Позднее назначения на эту должность делаются только на период морских кампаний, исключительно для наблюдения над снаряженными в поход священнослужителями.

В эпоху Петра I не только должности морского духовенства, но и само пастырское окормление флота нельзя назвать постоянным.

  Еще одну интересную характеристику эпохе дает К. Капков: «В течении XVIII века священники, как и представители податных сословий, могли подвергаться телесным наказаниям. Уже одно это обстоятельство сильно отделяло священника от офицера-дворянина и ставило его в униженное положение»[9].

   Армейское и флотское командование часто воспринимало священнослужителей как своих подчиненных и не допускали ограничения своей власти. До XIX в. встречались случаи, когда военное начальство самовольно увольняли или не принимали присланных священников, без ведома Синода или епархиального архиерея[10].

   Таким образом, следует сказать о наличии проблем не только во взаимоотношениях с церковными – епархиальными и синодальными властями, но и во взаимоотношениях с военным начальством и офицерским чином.

   В эпоху Петра I не только должности морского духовенства, но и само пастырское окормление флота нельзя назвать постоянным. Сохраняются сложности с отбором и назначением священников, а так же зависимость военного духовенства от епархий, как в административно-правовом, так и в кадровом смысле.

   Такое положение дел будет сохраняться до прихода к власти императора Павла I и послужит поводом для новых реформ.


Александр Харитонов, семинарист III курса



[1] Карташев А.В. Русская церковь периода Империи (электронное издание).

[2] Котков В.М. Военное духовенство России. Страницы истории (Электронное издание). 

[3] Книга Устав Морской: О всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море. – М.: Новатор, 1993. – С. 75-76.

[4] Беляков А. П. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной России (электронное издание).

[5] Архангельский Н. История Православной Церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии (электронное издание).

[6] Беляков А. П. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной России (электронное издание).

[7] Там же.

[8] Чимаров С. Ю. Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы России. – СПб.: Нестор, 1999. – С. 45.

[9] Капков К. Г. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII – начала XX веков. – М.: Летопись, 2009. – С. 42.

[10] Там же.



Автор:  Александр Харитонов

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 5136