Московская Сретенская Духовная Академия
Летопись жизни Сретенской духовной семинарии
9 декабря 2010
Деятельность
Летопись жизни Сретенской духовной семинарии
Понедельник
29 ноября
Апостола и
евангелиста Матфея (60)
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
Студенты 2-го курса под руководством проф. Л. И. Маршевой продолжили заниматься «поновлением» текста богослужебного Апостола. На этот раз второкурсники проделали большой объем работы, переработав три зачала (Деян., 1 зач., 1:1-8; Флп., 240 зач., 2:5-11; Гал., 213 зач., 5:22-6:2).
Факультативная лекция проф. А. К. Светозарского посвящалась деятельности сект в дореволюционной России и причинам их распространения.
Лекция к.м.н. Г. И. Копейко для 5-го курса по основам пастырской психиатрии была посвящена бредовым состояниям. По словам Григория Ивановича, подавляющее большинство случаев из повседневной жизни, которые люди воспринимают как соприкосновение с духовным миром, на самом деле являются расстройством психики и требуют не только внимательного отношения пастыря, но и обращения к врачу.
Вечером в спортзале семинарии прошла очередная тренировка футбольной команды. Спортивные мероприятия, проходящие в стенах Сретенской духовной школы, отличаются атмосферой взаимной братской любви и уважения к сопернику.
Вторник 30
ноября
Свт. Григория чудотворца,
еп. Неокесарийского (26-270). Прп. Никона,
игум. Радонежского (1426)
Студентам 4-го курса прот. Вадим Леонов прочитал лекцию по догматическому богословию на тему: «Связь Голгофской и Евхаристической жертвы».
Представители Сретенской Духовной Семинарии (протоиерей Николай Скурат, иеромонах Иоанн (Лудищев) и Игорь Максимов) присутствовали на семинаре, посвященном лицензированию и аккредитации духовных школ. Семинар проходил в стенах Московской Духовной Академии.
Вечером в актовом зале семинарии состоялась студенческая конференция на тему: «Допустимое и неприемлемое в церковной миссии сегодня», которую возглавил ректор семинарии архимандрит Тихон (Шевкунов). Среди гостей присутствовал старейший клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Антоний (Гулиашвили). С докладом выступил студент 3-го курса Ярослав Пантак. Он рассказал о миссии на рок-концертах, среди байкеров и других субкультур, сопровождая свой рассказ показом видеофрагментов и наконец об использовании современного искусства для миссионерства. Доклад вызвал живую дискуссию. Студенты обратили внимание, что в представленных видеоматериалах не было сказано ни одним из миссионеров ни одного слова о Христе, задавались вопросы: «Какова цель проповеди?; Как мы будем говорить о Евангелии, не упоминая Христа?; Почему никто не проповедует в театре? Где грань экспериментальной проповеди?»
Присутствовавший на конференции архимандрит Антоний (Гулиашвили) сделал довольно интересное замечание: «Со слов выступающего, надо сеять там, где камни. А я думаю, что наоборот: надо потрудиться, разгрести камни, ибо камни на земле находятся, а потом сеять». Речь представителя Грузинской Православной Церкви понравилась слушателям. В конце встречи отец Тихон подвел итоги:
– Темой наших бесед, нашей проповеди должен быть Христос и Его слово – то, что мы читаем в Библии, в Новом Завете. Мы должны говорить смело, но это огромная ответственность, которая должна исходить прямо из сердца христианина. Смирение, искренность, простота, любовь к людям и желание нести Слово Божье – вот что должно руководить миссионером.
Среда 1
декабря
Мч. Платона (302). Мчч.
Романа диакона и отрока Варула (303)
Сегодня в Никольском соборе Николо-Перервинского монастыря архиеп. Верейский Евгений совершил 2 хиротонии воспитанников Сретенской Духовной семинарии. Студент 5-го курса диакон Михаил Волков был рукоположен во пресвитера, а студент 4-го курса Георгий Ключников – во диакона.
Для 4-го курса доцент Р.М. Конь прочитал лекцию по сектоведению на тему: «Вероучение баптистов».
Студенты 3-го курса в рамках занятий, посвященных Отечественной войне 1812 года, посетили выставку «Наполеон и Лувр» (из собраний музеев Франции), проходившую в Государственном Историческом Музее.
Антон
Смирнов
Заметки
семинариста
Беседа
с архимандритом Антонием (Гулиашвили)
В старцах –
мудрость, и в долголетних – разум
(Иов.12:12)
В день памяти святителя Филарета я пришел на вечернее богослужение; в этот день была братская служба. Когда я зашел в алтарь, то увидел собор братии, благоговейно и со вниманием выслушивающих молитвы перед исповедью, которые читал о. наместник. Помолившись, о. Тихон исповедал всю братию и нескольких студентов, которым выпала возможность пономарить в этот день. Служба шла так размеренно и спокойно, что я даже не заметил, как начался первый час, во время которого ко мне подошёл проректор семинарии о. Иоанн и пригласил на беседу к архимандриту Антонию (Гулиашвили). О. Антоний – давний и частый гость Сретенской обители, возрождение которой происходило на его глазах. Он был духовным чадом о. Иоанна (Крестьянкина), даже, как некоторые говорят, его любимым чадом. Именно это и сблизило о. Антония с о. Тихоном, который тоже духовно окормлялся у великого старца о. Иоанна. Через несколько часов в небольшой келье о. Антония собралось около семи человек. В углу теплилась лампада перед образом Спасителя. Все расселись вокруг батюшки. Беседа началась с шутки о. Антония: «Ну что, на растерзание я готов». Тогда мы стали задавать множество вопросов. Спросили о том, каким должен быть внешний вид священника. О. Антоний ответил, что священнослужитель не должен бриться, допустимо лишь подравнивание бороды, и рассказал историю, связанную с о. Иоанном (Крестьянкиным). «После всенощной о. Иоанн часто звал меня и говорил: “Ты пойди, попей чайку, потому что после двенадцати уже нельзя, мы завтра служим, – и приходи в келью, побеседуем, поворкуем”. Всенощная в монастыре кончалась в половине одиннадцатого. И вот, значит, я пойду, попью чайку и бегом к батюшке «ворковать». Поначалу это было для меня очень тяжело, потому что наши разговоры затягивались порой до четырех, до половины пятого утра, а в пять часов уже благовест. Батюшка прошел через лагеря, привык, бедненький, в лагере к темноте, шушуканью, перешептыванию, поэтому он зажигал свечи и лампаду в маленькой избушке, и мы сидели рядом на диване. Когда надо было сказать что-то особенное тайное, он по лагерной привычке свой носик и бородку приближал прямо мне к уху, а так как он не стриг усы, то они меня щекотали. Ради о. Иоанна, конечно, можно было потерпеть все, счастьем было хотя бы прикоснуться к о. Иоанну, а я имел честь часами разговаривать с батюшкой в течение тридцати пяти лет. Хотя должен признаться, что это щекотание мне мешало, а порой и раздражало. Конечно, я не смел тогда этого батюшке сказать, а сейчас многое бы отдал, лишь бы снова почувствовать прикосновение его усов к своей щеке».
О. Антоний высказал негативное отношение к тому, что в повседневной жизни священник позволяет себе не носить подрясник и рясу. Он привел случай из личной жизни: «Я стал священником в 1965 году, это были времена Никиты Сергеевича Хрущева, мне было 26 лет. Святейший патриарх Ефрем, который меня рукополагал, одевая на меня подрясник и рясу, сказал: “Эту рясу с тебя должны снять или в тюрьме, или в гробу”. Его слова стали для меня законом».
Мы попросили о. Антония рассказать о Глинских старцах, которых он знал лично, и он рассказал об о. Андронике. «О. Андроник был старец настолько святой жизни, что мы боялись к нему прикоснуться. Он, оттого что проводил все время в молитве, пригнулся чуть ли не до земли, подобно прп. Серафиму Саровскому. Достаточно нам было задать вопрос, как он двумя словами отвечал на него. Он бы немногословный. Часто в общественном туалете монастыря не было уборщика, молодые послушники не «опускались» до того, чтобы убирать туалеты, они же – будущие архиереи. Так вот, о. Андроник ночью тайком приходил и мыл туалет. Утром все встанут – а туалет чист. Проследили и узнали, что это игумен Андроник делал. Еще один случай из периода, когда он находился в заключении. На допросе зашел какой-то начальник, спросил у следователя: “Что ты с этим стариком возишься?”, – и ударил батюшку. О. Андроник упал, потерял сознание, отвезли его в больницу, а когда привели в сознание, врачи спрашивают его: “Что с тобой случилось?” – “Да я шел по дороге, – отвечает, – упал, потерял сознание”. Вот такой доброты был старец!
О себе самом о. Антоний рассказал следующее: «Меня перевели в Манглисси, это сельская местность в горах, там нет никого, кто бы помогал во время службы. А у меня была послушница псаломщица Анна. Я спросил у неё, поедет ли она со мной, и Анна сразу согласилась. А когда пришла домой, поняла, что не может ехать, потому что у нее сестра больная. Решила пойти к о. Андронику и поступить по его благословению. Она подошла к его келье, постучалась, произнесла молитву “Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. Открывается дверь, и о. Андроник ей сразу: “Иди и до смерти будь с батюшкой”. Это она уже потом рассказала о. Иоанну и мне. Анна поехала со мной, до самой смерти была со мной, я ей закрыл глаза».
Вот такие интересные и поучительные истории рассказывал нам о. Антоний до двух часов ночи. После беседы батюшка всех помазал елеем и каждому за шиворот налил св. воды, по традиции о. Иоанна (Крестьянкина). Мы пожелали ему доброго пути, утром он уезжал к себе на родину в Грузию, и пошли по кельям спать.
Четверг 2
декабря
Свт. Филарета, митр.
Московского (1867)
Утром совершалась братская служба, на которой пел семинарский хор.
После лекций семинаристы смогли поклониться мощам вмч. Екатерины, привезенным со святой горы Синай в храм Христа Спасителя.
Для воспитанников семинарии началось самое ответственное время – сессия.
Пятница 3
декабря
Предпразднство
Введения.
Святителя Прокла, архиеп.
Константинопольского (447)
В храме Христа Спасителя состоялось заседание Патриаршего Совета по культуре. Некоторые наши воспитанники помогали в проведении этого мероприятия.
Вечером совершалось всенощное бдение. Все студенты молились в храме. Как радостно было слышать слова Рождественского ирмоса «Христос рождается, славите», напоминающие о приближении спасительного праздника Рождества Христова.
Суббота 4
декабря
Введение во храм
Пресвятой Богородицы
Было совершено две божественных литургии, на которых все воспитанники причащались св. Христовых Тайн. На ранней службе пел семинарский хор. После праздничного обеда кто-то пошел в баню, поехал домой, кто-то готовился к последующим зачетам, а кто-то просто отдыхал.
Вечером совершалось всенощное бдение.
Воскресенье
5 декабря
Неделя 28-я по
Пятидесятнице. Попразднство Введения.
Апп. от 70 – ти Филимона, архиппа и мц.
Равноап. Апфии
После поздней литургии была отслужена лития по приснопоминаемому Святейшему Патриарху Алексию II (1929-2008).
После праздничного обеда некоторые студенты провели занятия в нашей воскресной школе и в других воскресных школах Москвы.
Часть студентов, поющих в семинарском хоре, вместе с иеромонахами Симеоном и Игнатием посетили онкологический центр, где после причащения больных детей наши воспитанники дали небольшой концерт.
Материал
подготовили студенты СДС
Виталий
Бровко, Илья Никишов иПоспелов
Антон.
9 декабря 2010 г.
Автор: Сретенская академия
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 17337
Теги: