«Под свою анафему падоша…» – что это значит?

27 марта 2016

Образование

«Под свою анафему падоша…» – что это значит?

Подходит к концу вторая седмица Великого поста. В предыдущее воскресенье Церковь праздновала Торжество Православия – победу истины. Какие выводы можно сделать каждому христианину для себя лично? Не бывает ли такого, что мы сами себя предаем анафеме?

 getImage.jpg

– Отец Алексей, есть такие слова в чинопоследовании Таинства исповеди: «под свою анафему падоша…». Понятно, что такое анафема для еретиков. Но ведь эти слова мы слышим каждый раз на исповеди. Что они значат?

– Вообще, что такое анафема? Анафема – это, в прямом смысле слова, отлучение. Правильно? Слова молитвы священника во время таинства Исповеди такие: «Владыко, ослаби, остави, прости грехи… согрешения вольная и невольня…  аще что яко человецы плоть носяще и в мире живуще… или под свою анафему падоша, или под клятву ведошася...». В самом широком смысле эти слова могут значить следующее. В жизни человек часто бывает недоволен  окружающим миром, ближними, Богом – в силу различных обстоятельств, например, раздражительности, собственной гордости. В такой ситуации он впадает в некое духовное забытье и начинает проклинать все, что находится вокруг него: «Проклят день, когда я родился», «Да будь оно все неладно!» или «Да катись оно все в тар-тарары» и т.д. Я думаю, подобные вещи мы часто слышим в окружающем нас мире. Это и есть ни что иное, как та анафема, которую человек изрекает сам на себя. И Господь дает ему возможность того, о чем человек просит. Это очень страшно.

Анафема значит отделение: отделяя себя от Церкви, человек подпадает под свою собственную анафему

Человек создан Богом изначально для того, чтобы возделывать и хранить Рай, как, собственно, и всю вселенную. А тут он вместо того, чтобы хранить и возделывать мир – через заповеди Божии, через свое собственное преображение – начинает проклинать все и вся. Как мы знаем, творческую силу, какая есть у Сына Божия, Господь в некоторой степени дал и человеку. Мы знаем, что «Благословением родительским утверждаются новые семьи», как говорится, «С благословением матери в огне не горят и в воде не тонут».

Нечто подобное можно сказать и в отношении слов анафемы, когда человек проклинает свою жизнь. Господь говорит: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), и именно поэтому Господь дает возможность человеку вкусить от плода собственных дел. То есть человек, проклиная окружающий мир, сам и подпадает под следствия этого проклятия. Часто бывает так, что некоторые люди не могут преодолеть некоторые черты своего характера, какие-то обстоятельства жизни – и оказываются либо без работы, либо без семьи, или, может быть, дети, близкие от него отворачиваются, и ни какие средства не могут исправить этого горестного положения. Я знаю одного человека, который за что бы ни брался – все у него разваливалось… И в целом это был не плохой человек, старался помочь людям, старался жить праведно. Но словно проклятие висело над ним. Потом он сознался, что в детстве часто изводил своих родителей, за что родной отец несколько раз его проклял. Сначала он этого не понимал, но когда вырос все беды этого стали очень явны. То же можно сказать и в отношении собственного проклятия. И конечно одно из средств исцеления – примирение со Христом. В проклятии человек сам отлучил себя от источника жизни, в исповеди он достигает этого примирения. Более того его жизнь должна быть такой, чтобы и те, кто проклял его могли за добродетельную жизнь благословить этого человека.

Вместо того чтобы хранить и возделывать мир, человек начинает его проклинать

Это следствие отделения: человек отделяет себя либо от общества, либо от Церкви. С обществом – понятно, но если это общество церковное… Отделить себя от Церкви – еще страшнее, потому что таким образом человек сам себя лишает тех благодатных даров, которые Господь посылает.

Наверное, неслучайно слова об анафеме находятся в молитве примирения, которую читает священник. Почему? Потому что так же как через проклятие, через грех человек оказывается в изоляции от действия Божественной благодати. Именно поэтому важно примириться! Но мы ведь очень часто не обращаем внимания на свои слова. Поэтому вопрос, который вы задали, очень полезен в практической жизни каждого человека. 

Пост напоминает нам о смысле жизни, который мы часто теряем из виду

– Завершается вторая седмица Великого поста, впереди еще шесть недель до Пасхи Христовой. Что бы вы пожелали читателям нашего сайта?

– Все очень просто. Пост напоминает нам о смысле нашей жизни, и, более того, помогает реализовать смысл нашей жизни. Очень часто мы его теряем из вида – не только православные миряне, которые ходят в храм, но в том числе и семинаристы, люди, получающие богословское образование. Даже среди духовенства, бывает, такое случается: не то чтобы сбивается ориентир, но иногда мы забываем о том существенном, ради чего живем.  

Мы живем ради Бога и ради того, чтобы быть с Богом. Потому что Бог и есть счастье. А наша греховная жизнь нам мешает приблизиться к Господу, поэтому пост направлен на то, чтобы очистить себя от греха, чтобы иметь возможность быть вместе с личным, живым Богом. Это главное существо поста: очистить себя, чтобы, уподобившись Богу, быть рядом с Ним, быть частью Божественной жизни, быть счастливым, по-славянски – блаженным. Это главное пожелание каждому человеку и, прежде всего, нашим студентам.

 

Беседовал Валентин Фролов

Автор:  Иерей Алексей Лымарев

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 18171

Теги: