К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ «ИСТОРИЯ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДАТЫ И СОБЫТИЯ, НО И МУДРЫЕ УРОКИ» Беседа с преподавателем СДС Дмитрием Сафоновым

19 июня 2009

Публикации

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ «ИСТОРИЯ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ДАТЫ И СОБЫТИЯ, НО И МУДРЫЕ УРОКИ» Беседа с преподавателем СДС Дмитрием Сафоновым

В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.

Дмитрий Владимирович Сафонов
Дмитрий Владимирович Сафонов
– Дмитрий Владимирович, расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли к вере.

– Будучи еще школьником – в 12–14 лет, – я слушал радиопрограммы, которые вел владыка Антоний Сурожский. В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, я отправился на Кузнецкий мост, где тогда была книжная «толкучка», покупать Библию. Накопил 50 рублей – большие деньги по тем временам. Продавец, опасаясь быть пойманным, завел меня в какой-то подъезд, мы поднялись на последний этаж. Это была моя первая Библия. Я начал изучать Священное Писание. Еще в школе, в старших классах, я увлекся церковной историей: у нас в десятом-одиннадцатом классах было углубленное изучение истории, которую нам преподавали великолепные специалисты, в том числе кандидаты наук. Учился я в школе № 884, которая теперь называется гимназией № 1552 и в которую в этом году пойдет мой сын, старший из моих троих детей. Мы с моими одноклассниками с 1989 года начали работать в Исторической библиотеке, где мне удалось ознакомиться с большим количеством религиозной и церковно-исторической литературы. 14 августа 1990 года, в день тысячелетия крещения Киева, которое произошло, по мнению многих историков, 1 августа 990 года, я принял крещение в Богоявленском кафедральном соборе – в одном из немногих храмов Москвы, где была крещальня с полным погружением. И началась моя церковная жизнь.

 Расскажите о вашем образовании.

– Я окончил Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета. Слушал многие курсы в МГУ и ПСТБИ. Будучи студентом, я ходил на специализацию, посвященную церковным источникам и архивам. К нам постоянно приглашали замечательных специалистов, имеющих непосредственное отношение к Церкви. Так, каноническое право преподавал протоиерей Владислав Цыпин (тогда, в 1992 году, я с ним и познакомился).

Параллельно в начале 1990-х годов я слушал лекции отца Глеба Каледы и других священников. И мой интерес к истории Церкви становился все более и более крепким. Тогда это была история Русской Церкви XVI века. Я писал дипломную работу, посвященную митрополиту Макарию, изучал в Ленинке подлинные рукописи, связанные с деятельностью святителя, работал в архивах. И я очень благодарен члену-корреспонденту Академии наук Сергею Михайловичу Каштанову, ныне здравствующему, у которого имел возможность учиться столько лет. Он – источниковед, специалист в области дипломатики.

По окончании вуза в 1996 году я поступил в аспирантуру, где проучился до 2000 года, параллельно работал, в течение года с небольшим, в архиве, затем, с 1998 года, преподавал в нескольких православных школах Москвы.

– Скажите, а почему, получив основательное светское образование, вы решили пойти учиться в семинарию? И как началась ваша работа в духовных учебных заведениях?

– Как и многие преподаватели Московских духовных школ, я окончил Московскую духовную семинарию и академию, будучи ее преподавателем. Нужно сказать, что я с 1999 года преподавал историю Русской Церкви в семинарии при Николо-Угрешском монастыре, куда мне посоветовал пойти ныне покойный отец Димитрий Румянцев. В 2000 году профессор Алексей Константинович Светозарский, с которым мы вместе читали исторические курсы в православной гимназии во имя преподобного Серафима Саровского, порекомендовал меня в Сретенскую духовную школу. Тогда из-за загруженности приходским служением перестал читать на первом курсе общецерковную историю протоиерей Валентин Асмус, и меня пригласили его заменить. До этого я несколько лет слушал курс лекций отца Валентина, который он читал в ПСТБИ. До 2005 года я читал этот курс на первых двух курсах семинарии, затем только на первом. Помимо этого сначала я вел на первом курсе историю Русской Православной Церкви. Затем, когда семинарию покинул профессор А.Ф. Смирнов, я стал читать с третьего по пятый курс историю России. Сейчас за мной закреплены третий и четвертый курсы, так как на пятом курсе историю России XX века читает профессор О.Ю. Васильева. Я также читал спецкурс, предметом которого была история и нынешнее состояние расколов и псевдоцерковных, антииерархических движений в нашей Церкви.

В первые годы семинария располагалась не в монастырском корпусе, а в арендуемом здании неподалеку. Было всего три маленьких аудитории. Непростое, но насыщенное время. Считаю, что очень многое для Сретенской семинарии сделала заведующая канцелярией Татьяна Анатольевна Хайдина, которая выполняла значительную часть административной работы в те годы. В прошлом году, 13 ноября, она преставилась ко Господу, приняв постриг с именем Христина. Нужно сказать, что ее преемник, наш выпускник Д.В. Дементьев, также много делает для учебного процесса; благодаря его усилиям в семинарии не существует «пропавших часов»: все лекции, на которые не могут приехать преподаватели, заменяются. Мне, в частности, таким образом удается достаточно полно изложить свой курс истории России, хотя по плану ему отводится только один урок в неделю.

А в МДАиС я пришел шесть лет назад. Тогда в рамках реформ духовных школ академия перешла на новую систему обучения. Первоначально меня пригласили читать для академистов курс религиоведения и источнико- архивоведения. Я читаю эти курсы до сих пор. С 2004 года я стал вести на первом курсе МДС общецерковную историю.

– Как вы мыслите задачи преподавания общецерковной истории и истории России?

– Очень важно, на мой взгляд, прививать студентам традиционно православные взгляды, избегать каких-то непроверенных или излишне либеральных воззрений. Семинаристы должны получать навык изучения традиций Православия, впитать опыт святых отцов, жизни Церкви, причем жизни сложной. Были святые, но были и ересиархи. Но святость всегда побеждала. Церковь достойно выходила из самых драматических ситуаций. Сегодня перед нами стоит сложнейшая задача – вынести уроки из церковной истории. Уверен, свои курсы преподаватели общецерковной истории должны строить на основе достижений современной науки и богословия. Много полезного в этом смысле можно почерпнуть из «Православной энциклопедии», материалы которой я активно использую в своих курсах. В своей практике я активно использую также и лекции отца Валентина Асмуса. Внимание к общецерковной истории в рамках духовного образования традиционно высокое, чего нельзя сказать об истории России. Зачастую эту дисциплину в семинариях относят к второстепенным предметам. Я стараюсь преподать историю России как историю Промысла Божия о России. История – это не только даты и события, но и мудрые уроки. Для нас, православных людей, это еще и продолжение священной истории. И будущие пастыри должны научиться осмысливать прошлое в контексте нашей русской православной историографии. Без осмысления истории Отечества мы не сможем осознать себя православными людьми. На нас обрушивается пропаганда, ложная информация, часто нас убеждают, что прошлое было не таким, как мы его представляем. Но мы должны быть стойкими, знать прошлое и отстаивать свою точку зрения. Поэтому нужно изучать свою историю и уметь смотреть на нее через призму Православия. При этом очевидно: история гражданская неотделима от церковной. Это единое целое. В общем, я убежден, что российская история должна быть одним из приоритетных предметов в духовных школах, обязательным для всех студентов; так, как история преподается в нашей семинарии и в МДС, она является неотъемлемой частью духовного образования.

– Что вы можете сказать о студентах Сретенской духовной семинарии? Чем они отличаются от воспитанников Московских духовных школ?

– Студенты разные бывают. Если говорить о воспитанниках Сретенской духовной семинарии, для начала нужно сказать об уникальном свойстве пастырей Сретенской обители. И, прежде всего, выделить наместника монастыря и ректора семинарии архимандрита Тихона (Шевкунова), который обладает исключительным духовным чутьем. Я бы так сказал: у него уникальная способность видеть человеческую душу. И поэтому в Сретенской семинарии никогда не задерживаются циники, карьеристы, те, кто пренебрегает святыней или просто не уважает окружающих. Да, встречаются слабые студенты, у которых может быть плохая школьная подготовка. Но если у них есть желание учиться, все у них получается. Уровень преподавания в Сретенской школе достаточно высок. Целая группа ее выпускников учится в Московской духовной академии: Юрий Филиппов, Максим Янышевский, которые пишут работы под моим руководством. Алексей Жамков сейчас учится на историческом отделении, хотя поступал сначала на библейское. Отец Ириней (Пиковский) тоже академист, уже год преподает в Сретенской семинарии. Прошлогодний выпускник Павел Карев учится в МДА на богословском отделении, Владимир Хажомия – на церковно-практическом. Я имею возможность сравнения и вижу, что наши выпускники, попадающие в МДА, в исторической области подготовлены лучше других. Они хорошо знают историю России, им не надо ничего напоминать, они сразу приступают к изучению источников. Да, и в Сретенской семинарии я могу судить о взрослении учащихся, поскольку преподаю на первом, третьем и четвертом курсах. Так что, оставляя студентов на первом курсе, я вновь принимаю большинство из них на третьем. Часто я вижу очевидный рост – духовный и научный. Поэтому я всегда поощряю студента, если он старается, делает усилие, хочет повысить свой результат. Вот, допустим, пришел в семинарию со слабыми школьными знаниями Василий Ануфриев (сейчас монах Питирим), не сразу у него стало получаться, но он много занимался и закончил изучение истории России с отличным результатом. Вместе с тем не могу не сказать следующее: да, многие с огромным интересом слушают лекции, все записывают, пытаются уловить каждое слово, поскольку они понимают, что такой уникальной возможности у них больше не будет. Многие, но не все. Иные студенты, к сожалению, думают так: «Ну, вот к нам приезжают профессора, преподаватели, они должны нам все рассказывать. А мы, если у нас будет желание, будем слушать, запоминать, а нет настроения, то и не надо». Вот это очень огорчает. Студенты, в том числе из далеких провинциальных городков, учатся бесплатно, слушают известных специалистов, занимаются в хорошо укомплектованной библиотеке, живут в благоустроенных корпусах – это очень много в наше коммерциализированное время. И семинаристы не должны просто отсиживать занятия – они обязаны стремиться к духовному, научному совершенствованию.

– В Московской епархии существует не одна семинария. В чем заключается специфика Сретенской духовной школы?

– Сретенская духовная семинария быстро заняла особую нишу – очень важную. Главнейшее ее отличие заключается в уникальной духовной атмосфере – в семейном единстве. Здесь к людям относятся с христианской любовью, без формализма. К тому же студенты, как я уже говорил, живут в хороших бытовых условиях. Немаловажно и то, что студенты-москвичи имеют возможность регулярно бывать на своих приходах. Многие из них, такие как Тихон Кречетов и другие, достаточно духовно зрелые люди, им нет необходимости постоянно жить в семинарии, как это делают, скажем, студенты МДС. Они имеют возможность участвовать в приходской жизни, работать в архивах и библиотеках. Повторю снова: Сретенская семинария заняла свое прочное место в системе духовного образования.

– Дмитрий Владимирович, расскажите о вашем знакомстве с отцом Тихоном.

– Познакомился я с батюшкой летом 2000 года, во время вступительных экзаменов. Это был второй набор. И я, в хорошем смысле слова, был просто заворожен обаянием его личности: его добротой, любовью, которую он испытывает ко всем нам. Я очень благодарен ему за доверие, ведь я пришел в Сретенскую духовную школу начинающим преподавателем, не имея еще духовного образования и научной степени, и мне было поручено сразу несколько курсов. Привлекал отец Тихон меня и к работе на сайте Православие.ру – в качестве редактора. Надо сказать, что мои первые большие статьи, посвященные патриарху Тихону, увидели свет именно на сайте Сретенского монастыря. Потом я уже их дорабатывал, чтобы опубликовать в печати. Делали мы и передачу «Церковь и мир» для радио в 2003 году. Тогда же была задумана книга «Русская Православная Церковь. XX век», которая увидела свет в 2007 году. Для нее я написал несколько разделов. Считаю своим долгом поблагодарить отца Тихона, который включил меня в группу паломников, посетивших в прошлом году Святую Землю. Для меня это было чрезвычайно полезно, поскольку я интересуюсь историей и настоящим Святой Земли, на которой русские люди появились еще в начале XI века. Я являюсь членом Императорского православного Палестинского общества, но у меня не было возможности побывать на Святой Земле. И вот благодаря семинарии и монастырю я посетил те святыни, о которых я много читал и которые мечтал увидеть воочию. Это, конечно, бесценно для меня. Я всегда поражаюсь энергии отца Тихона и его способности «заразить» своими творческими, или, как сейчас говорят, креативными, задумками окружающих и побудить их к плодотворной работе.

 Изучение всех предметов заканчивается экзаменами и зачетами. Что вы можете сказать о них?

– Надо сказать, я всегда к этому достаточно принципиально относился. Мне кажется, что в процессе образования нет места какой-то лжи, фальши. Если я замечаю шпаргалки, человек отправляется на пересдачу. В последнее время меня все больше и больше огорчает следующее обстоятельство: к сожалению, у некоторых студентов сложилось спокойное отношение к плагиату, отсутствует уважение к интеллектуальной собственности. И вот с этим нужно жестко бороться. И я всегда своим студентам говорю, что реферат или диплом не должен содержать чужого текста или мыслей без ссылок.

– С каким багажом Сретенская духовная семинария подошла к своему десятилетнему юбилею?

– Сделано немало, но все-таки больше предстоит сделать. Успехи в основном касаются духовного воспитания и обучения, но очень важно также повышать научный уровень. У нас есть практика защиты курсовых работ на четвертом курсе, что помогает студентам перед дипломным сочинением. Но мне кажется, нужно выработать более серьезные требования к семинарскому диплому. Руководитель должен представлять отзыв, касающийся в большей мере того, смог ли студент выполнить задания руководителя. А оценивать саму работу должны независимые оппоненты, которые могут быть нелицеприятны, могут выявить возможный плагиат, какие-то ошибки. Уровень письменных работ, в том числе и выпускных, должен соответствовать вузовскому. Необходимо издавать сборники трудов преподавателей и студентов; хотелось бы, чтобы семинария заказывала и издавала учебные пособия своих преподавателей.

– Дмитрий Владимирович, вы работаете в Сретенской семинарии почти девять лет. И, судя по интервью, знаете всех ее воспитанников.

– Да, я преподавал у всех выпускников семинарии. И мне посчастливилось преподавать на курсе, который у нас обычно называют «монашеским» или «легендарным». Там учились нынешний проректор иеромонах Иоанн (Лудищев), отцы Арсений (Писарев), Лука (Ауле), Д.В. Дементьев и другие. Все они с большим вниманием относились к моему предмету, и у меня не было никаких проблем. По окончании преподавания с некоторыми из них я познакомился поближе. Очень меня поддержал отец Лука. Я помню, как он, жертвуя силами и временем, по первой моей просьбе поехал причащать моего годовалого сына, которому должны были делать тяжелую операцию. С отцом Арсением мы вместе работали при подготовке радиопрограммы «Церковь и мир». Наши выпускники растут, становятся руководителями, занимают церковные должности, принимают священный сан. Но они сохраняют уважение по отношению к своим бывшим преподавателям. И это очень радует и вдохновляет.



Беседовал Вячеслав Гольцов 
студент 3-го курса СДС
19 июня 2009 года

Автор:  Священник Дмитрий Сафонов

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 12612

Теги: