Московская Сретенская Духовная Академия
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ. ЧАСТЬ 1
15 апреля 2009
Образование
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ. ЧАСТЬ 1
Палестина – родина христианства. Здесь совершились самые главные события мира. Сын Божий сошел на землю, приняв человеческую плоть. Бог заключил с человечеством Новый Завет, о котором ранее предвозвестил через пророков. На этой земле мы были искуплены от вечной смерти ценой страданий и мучительнейшей смерти Господа нашего Иисуса Христа. Своим Воскресением Спаситель мира попрал смерть и победил диавола. Земля эта хранит священнейшие воспоминания о земной жизни Пресвятой Богородицы. В святом граде Иерусалиме родилась Церковь, когда в пятидесятый день по воскресении Спасителя сошел Святой Дух на апостолов.
Карта Иерусалима |
Для нас, христиан, Палестина является духовным отчеством. Здесь не только наши корни, наше прошлое, но и наше будущее. Земля Обетованная есть прообраз обетованного Царствия Небесного. Мы стремимся туда – к месту нашего вечного пристанища. В земной жизни мы всего лишь странники. В какой бы стране христианин ни жил, как бы ни любил свое земную родину, но он никогда не сможет забыть, что подлинное его отечество – на небесах. Потому так велико стремление верующего человека посетить Палестину. Ни одну страну не посещает столь великое множество паломников. Ни одна земля не вызывает такие религиозные переживания.
История и вечность
Благо ли, что сейчас путь к Святой Земле является столь быстрым и легким? Очевидно, что умножилось число путешественников. Человек нашего столетия вполне доволен, но я уверен, что благочестивый христианин прошлых веков был бы сильно разочарован. Он бы не согласился лишиться подвига. Не только моление у великих святынь, но само путешествие, трудное и опасное, рассматривались в древности как дело спасительное. Было немало людей, которые преодолевали это расстояние пешком. Некоторые не возвращались на родину, погибая от рук разбойников, о которых немало говорится в Библии. Другие умирали от болезней.
Пешие паломники из России. Фотография начала XX века |
Самолет наш приземлился, когда уже день клонился к вечеру. Сев в автобусы, мы поехали в Иерусалим. По пути остановились у источника в Эммаусе, где воскресший Господь явился апостолам Луке и Клеопе. Умывшись там, направились на St. George Street (ул. святого Георгия). Прежде чем приблизиться к дорогим нам святыням, мы поднялись на гору Скопус (евр. Гар а’Цофим – гора Наблюдателей), которая расположена на высоте 826 метров над уровнем моря. Название это греческое, от глагола скопео – «смотреть». В древности здесь был наблюдательный пункт римских легионов. Именно здесь, в семи стадиях (одна стадия – 200 м) от Иерусалима, Тит устроил первый лагерь, готовясь к осаде города: «На следующий день Тит, после того как ночью присоединился к нему легион из Эммауса, снялся с лагеря и двинулся вперед до места, называемого Скопом. Отсюда открывается вид на город и исполинское здание храма, вследствие чего это примыкающее к северу от города плоскогорье весьма кстати названо Скопом» (Иосиф Флавий. Иудейская война. 5. 2: 3).
Вид на ночной Иерусалим. Фото: Г.Балаянц / Православие.Ru |
Но не только поражает разительное отличие плодородных земель и каменистой пустыни. География Палестины уникальна и в другом отношении. Иерусалим, стоящий на высоком горном плато, является одной из самых высоких столиц мира. Удалившись от Иерусалима на несколько километров на восток, путник оказывается в самом низком месте земного шара: Иорданская долина на 798 м ниже уровня моря.
С горы Скопус хорошо виден современный город, в котором сейчас проживает более 600 тысяч человек. В этой обширной панораме взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря 12-метровой зубчатой каменной стене, возведенной турецким султаном Сулейманом (1520–1566) по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов, с которого и началась его слава, был оставлен строителями стены за границами Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей. Вечное и временное…
Вход Господень в Иерусалим |
Монастырь св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Ворота Сиона – у горы Сион. Поскольку здесь находится гробница царя Давида, арабы называют их Баб Наби Дауд (ворота пророка Давида).
В северо-восточной стене находятся Стефановы ворота.Они напоминают о подвиге первомученика апостола Стефана. Он мужественно исповедал Иисуса как провозвещенного пророками Христа перед членами синедриона. «Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями» (Деян. 7: 57–58). На месте мученичества архидиакона Стефана в его честь стоит греческий православный храм. Ворота Стефана называются также Львиными. Название произошло от находящихся на каждой стороне ворот геральдических эмблем султана мамелюков, правившего в XIII веке.
Иерусалим. Старый город ночью. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Через Мусорные ворота вывозили отходы на загородную свалку. Они упоминаются в книге Неемии как Навозные: «И проехал я ночью через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, и осмотрел я стены Иерусалима разрушенные и его ворота, сожженные огнем» (Неем. 2: 13). У арабов название другое: Баб-эль-Магарбех (ворота мавров). Связано это с появлением в городе переселенцев, прибывших из Северной Африки в XVI веке.
Через Дамасские ворота шла дорога в древний город Дамаск, который упоминается уже в первой библейской книге (см.: Быт. 14: 15). В результате раскопок под нынешними воротами были найдены ворота II века по Р.Х. Сооружение представляет собой наилучший пример оттоманской архитектуры в Израиле. Вокруг были произведены раскопки для того, чтобы изучить ранее существовавшие на этом месте ворота. Мы часто проходили этими воротами, посещая Старый город.
Имеются еще Новые ворота, которые были сделаны в 1887 году, чтобы сократить путь между христианским кварталом и учреждениями Церкви за пределами города.
Ворота устраивались достаточно широкими и высокими в расчете на колесницу или на верблюда с погонщиком. Они были не единственной возможностью для жителя Иерусалима войти в город. В древности были еще так называемые «иглиные уши» – небольшие отверстия в стене, через которые запоздалый пастух мог войти со своей заблудившейся овечкой или козочкой. Нашим паломникам довелось проходить через такое отверстие. В нижней части русского храма святого Александра Невского находится часть древней стены римской эпохи, в которой было такое «иглиное ухо». Обнаружено оно было при раскопках, проводившихся под руководством архимандрита Антонина (Капустина). Спаситель наш использовал эту реалию для духовного назидания (см.: Мк. 10: 25; Лк. 18: 25). Верблюду невозможно пройти через такое отверстие.
Святися, святися, Иерусалиме... |
С глубоких патриархальных времен здесь жил иевусеи – народ, начало которому дал правнук патриарха Ноя Иевусей, сын Ханаана (см.: Быт. 10: 15–16). Их главный город Иевус впервые упоминается в книге Иисуса Навина (см.: Нав. 15: 8). При разделе земель он достался колену Вениамина, но находился на самой границе с коленом Иуды. Почти пять веков после вступления евреев в Землю Обетованную они жили совместно с иевусеями. После семи лет и шести месяцев царствования Давид завоевал гору Сион, и город стал принадлежать иудеям. Давид перенес сюда столицу из Хеврона (см.: 2 Цар. 5: 5).
В Сионской горнице. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru |
Храм Соломонов. Фрагмент древней карты Иерусалима |
Господь вразумлял нечестивых царей и жителей Иерусалима через Своих пророков и предупреждал об ожидающих город наказаниях: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли? Ибо уже несется голос от Дана и гибельная весть с горы Ефремовой: объявите народам, известите Иерусалим, что идут из дальней страны осаждающие и криками своими оглашают города Иудеи» (Иер. 4: 14–16). Слепота последних четырех царей, правивших после праведного Иосии, привели город и страну к катастрофе. В начале 588 года Навуходоносор осадил столицу иудейского царства. Халдейский царь не сразу решился на этот шаг. В это время было несколько восстаний среди покоренных народов. Навуходоносор готов был идти на столицу аммонитян Равву. Находясь в затруднении, царь прибег к жребию. И жребий пал на Иерусалим. Обреченные жители сопротивлялись 1 год 5 месяцев и 27 дней, ожидая помощи от египетского фараона. Первый пролом был сделан в северной стене у «средних ворот» (Иер. 39: 3), которые исследователи отождествляют с Ефремовыми воротами. Произошло это 9 таммуза (соответствует нашему июлю) 586 года. Узнав об этом, царь Седекия с войском бежал по восточной дороге через «ворота между двумя стенами, что подле царского сада» (4 Цар. 25: 4). Поскольку царские сады находились на юго-восточной стороне за стенами города у Силоамского источника, то исследователи отождествляют ворота, через которые вышел царь и сопровождавшие его, с воротами источника, о которых пишет Неемия (см.: Неем. 2: 14). Седекия был схвачен на Иерихонской дороге и доставлен в ставку Навуходоносора – Ривлу. Город был взят 17 таммуза, разрушен и опустошен, а 9 ава сгорел великолепный Храм. О размерах бедствия свидетельствует пророк Иеремия: «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему» (Плач. 1: 1–2).
Иерусалим. Старый город ночью. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Разрушение Иерусалима в 70 году не было последним потрясением в его истории. Едва восстановленный, он через 65 лет вновь пережил потрясение. Восстание евреев против римлян 132–135 годов получило название Второй иудейской войны. Вождь его Шимон (Симон), взявший прозвище Бар-Кохбы (евр. сын звезды), смог овладеть Иерусалимом. Он был провозглашен царем. Повстанцы начали даже чеканить монету. Положение было настолько серьезным, что из Британии был вызван полководец Юлий Север. После того как Иерусалим был взят, император Адриан приказал символически распахать город. Он стал называться Элия Капитолина – в честь императора, полное имя которого было Публий Элий Траян Адриан. Евреям в Палестине было запрещено отправление культа. Заслуживает внимания факт: третье разрушение Иерусалима произошло, как и два первых, 9 ава.
Победа святого Константина Великого и установление христианской государственности положили начало новой эпохе древнего города. Благодаря усилиям равноапостольной Елены устраняются языческие мерзости на месте христианских святынь. В самых памятных местах священной новозаветной истории возводятся храмы. Быстро идет христианизация Палестины. Самое великое событие – обретение Креста Господня и построение храма Воскресения Христова.
Гонитель христиан император Юлиан Отступник (361–363) решил содействовать иудеям в восстановлении Храма. Он не только разрешил им строительство, но даже выделил средства. Во время работ на храмовой горе из земли вышел огонь и попалил строителей. Об этом свидетельствует современник – святитель Григорий Богослов. Он говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест, и одежды зрителей запечатлены были крестами. Подтверждает факт и языческий историк Аммиан Марцеллин: «Страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом, сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих» (Деяния. Кн. 23. Гл. 1).
В VII веке Иерусалим, населенный преимущественно христианами, подвергся еще одному завоеванию: полководец халифа Омара осадил его в 636 году. Жители защищали город два года. Когда силы истощились, святитель Софроний пришел в стан завоевателей. Иерусалимский патриарх сказал, что Иерусалим сдается. Но при одном условии: самому Омару. Халифу он сказал: «Се, мерзость запустения на месте святе!».
Город после этого неоднократно завоевывался. Казалось бы, при таких потрясениях и исторических невзгодах ничего не могло уцелеть от древности. Но паломник, впервые приехавший на Святую Землю, с радостью и изумлением находит множество святынь. Часть еще находится под землей. Слой порой достигает 10–12 метров. Чтобы увидеть, например, воды знаменитой Вифезды, где Спаситель исцелил расслабленного, надо спуститься глубоко под землю.
У паломника вызывает самые благоговейные переживания все то, что напоминает в Иерусалиме об искупительном подвиге нашего Спасителя и Божией Матери
(Окончание следует.)
Иеромонах Иов (Гумеров)15 апреля 2009 года
Автор: Иеромонах Иов (Гумеров)
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 14868
Теги: