Московская Сретенская Духовная Академия
Встреча-беседа «Закон и справедливость. Что важнее?». Часть 4
1 ноября 2025
Встреча-беседа «Закон и справедливость. Что важнее?». Часть 4
А сейчас снова вернемся к тем книгам, которые нам или мы сами читали в детстве. Наверное, все вы помните такие истории Николая Носова как «Живая шляпа», «Фантазеры», о приключениях Мишки…
Есть у него и рассказ под названием «Огурцы», в котором рассказывается о том, как мальчики шли они с рыбалки, увидели поле с огурцами, Котька взял и нарвал огурцов: «полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца». Принес маме, но обрадовалась ли мама? Конечно, нет, потому что это – воровство. И сторожу придется отвечать за то, что украдены огурцы с колхозного поля, которое он сторожит. Котька думал, что он доброе дело делает, маме принесет огурцы, но ворованные огурцы – это хуже самого плохого подарка. Поэтому Котька вернулся, отдал огурцы сторожу, сторож его немножко пожурил, но потом оценил его благородный поступок, что он все-таки вернул то, что взял без спроса. Это очень важно, когда у человека есть возможность исправить плохой поступок, который он совершил.
Ещё один наш писатель-классик – Лев Николаевич Толстой. На этом портрете он предстает в несколько непривычном для нас облике, здесь он – ещё молодой офицер во время своей службы Кавказе. Он говорил: «Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью».
Посмотрите, сколько удивительных, мудрых мыслей о совести мы узнали или вспомнили сегодня, это слова тех, кто по праву не одним поколением считается великими писателями, великими поэтами, великими философами, великими юристами. И все они говорили об одном и том же.
Вот еще один герой детских книжек – Дениска, приключениям которого посвящены «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Есть и несколько экранизаций этих поучительных историй, в которых много рассуждений о совести, много таких ситуаций, которые учат детей, для которых эти произведения написаны, поступать по совести. Например, есть рассказ, который называется «Все тайное становится явным». А ведь это фактически дословная цитата из Священного Писания (в Евангелии она звучит так: Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк. 8:17). Удивительно, детская книжка и рассказ с таким названием. И, конечно, неслучайно Виктор Драгунский его использовал.
Есть и рассказ «Ровно 25 кило». На детском празднике, куда пришли Денис с Мишкой, проводились самые разные конкурсы в комнате аттракционов, среди них было и взвешивание. Взвешивали любого желающего, и у кого оказывалось ровно 25 килограмм, тот получал приз – годовая подписка на журнал «Мурзилка». Дениска встал на весы, а у него 24 килограмма 500 грамм. И что сделал Дениска? Пошел и выпил в буфете бутылку ситро, а в ней – 500 миллилитров, а «пол-литра воды – это и есть полкило», подсказал Дениске Мишка, который только что не смог получить заветный приз, потому что выпил такую же бутылку ситро и стал весить 25 килограмм 500 грамм. Не без труда Дениска выпил газировку, но на этот раз всё получилось: весы показали ровно 25 килограмм, годовая подписка на «Мурзилку» была выиграна.
Поступил ли Дениска по совести, по закону, по справедливости, честно? Не совсем. Об этом и рассказ: с одной стороны, нигде не было сказано, что перед взвешиванием запрещено что-либо есть или пить, то есть формально Дениска поступил по правилам, если бы он камень или гирьку положил в карман, это уже было бы не очень хорошо. Но хотя, казалось бы, правил Дениска не нарушил, а совесть его не была спокойна, начала его мучить, потому-то он и сказал своему другу: «Мишка, мне как-то не хочется нести эту подписку домой, раз во мне только двадцать четыре с половиной кило».
Есть и такой рассказ, как «Подзорная труба». Устав от постоянных шалостей и проказ Дениски, однажды мама ему говорит, что она «изобрела и сконструировала подзорную трубу для родителей, вроде подзорной трубы для моряков, только гораздо лучше»: «Теперь, когда я буду уходить из дому, я всегда буду видеть тебя, Денис. Я могу удаляться от дома на расстояние от пяти до восьми километров, но чуть я почувствую, что давно тебя не видела и что мне интересно, что ты сейчас вытворяешь, я сразу – чик! Направляю свою трубу в сторону нашего дома – и готово! – вижу тебя во весь рост». И Дениска понимает, что с таким изобретением для него наступили «чёрные дни»: не сможет он уже ни с урока сбежать пораньше, ни ответить обидчику, ни наловить головастиков на Чистых прудах… Моя жена очень любила обращаться к этому произведению, когда росли наши старшие сыновья. Она им говорила, и лет до четырнадцати они верили, что у нее тоже есть подзорная труба.
Вот такие бывают ситуации, когда героям предстоит выбор, как поступать, по закону или по совести. Но, говоря о совести и о нравственности, нельзя не упомянуть о таком понятии, как «мораль».
Что такое мораль? Мы знаем словосочетание «читать мораль», кто-то может сказать: «Вот мне опять читают морали» – совершенно негативное восприятие, что опять в который раз наставляют, поучают. Сама же по себе мораль – это совокупность принятых в обществе правил поведения, которые основаны на общих представлениях о добре и зле, о правильном, неправильном, плохом и хорошем. При этом нарушение норм морали иногда не наказывается по закону, но однозначно осуждается обществом. Когда человек грубит, ведет себя неучтиво по отношению к окружающим, он нарушает нормы морали. Или вызывающе одевается – это тоже явное нарушение норм морали. Поэтому соблюдение моральных принципов, это тоже очень важная часть нашей жизни.
Ещё один прекрасный французский писатель, Франц де Ламартин, сказал: «Совесть есть закон законов», то есть высший закон, закон законов.
Мы уже говорили с вами о воспитании, о сказках, о морали и нравственности, о совести, но встретим ли мы подобные слова в законах? Пожалуйста, давайте посмотрим.
Статья 6 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) так и называется – «Принцип справедливости». Это очень интересно, оказывается, даже в Уголовном кодексе нашей страны сть прямое упоминание о справедливости и даже сформулированы положения, раскрывающие принцип справедливости.
А посмотрите, какую мысль предлагает нам для раздумий выдающийся немецкий философ Иммануил Кант (уроженец города Кёнигсберга, который теперь называется Калининградом, где в здании Кафедрального собора расположен музей, посвященный жизни и творчеству Канта): «Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей». Эммануил Кант, кстати, похоронен в Калининграде.
Обратимся к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), и снова увидим в самом заголовке одной из статей: Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел. То есть и в этом законодательном документе обращает на себя внимание прямое указание на справедливость, которая упоминается, наряду с законность, как основное условие рассмотрения административных дел.
О судебном процессе мы уже с вами упоминали сегодня, но высшим судом французский писатель Виктор Гюго называл никакой другой суд, а именно суд совести!
Есть в нашем государстве и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), его 297 статья определяет (обратим внимание!) законность, обоснованность и справедливость приговора. Как юрист с тридцатидвухлетним стажем, адвокат, который много практиковал в судах, рассмотрел много дел, скажу вам, что если при вынесении приговора по тому или иному делу не будет выполнено хотя бы одно из этих трех условий: «законность, обоснованность, справедливость» – приговор должен быть отменен. Если справедливости нет в решении – оно незаконно, если законность не соблюдена – оно тоже незаконно, необоснованный приговор – также не является незаконным. Поэтому прямо написано, что приговор суда должен быть в том числе и справедливым.
Сегодня в ходе нашей беседы мы обращались к мыслям и словам людей самых разных, в том числе и лиц духовных, святых. Одним из таких людей был святой Марк Подвижник, который видел связь нравственного облика человека и его духовной жизни, так он говорил: «Добрая совесть приобретается молитвой, а чистая молитва – совестью».
В некотором роде созвучную его мысли формулировку можно найти в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), пункт 5 статьи 10 которого говорит, что «добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагается».
То есть мы все с вами по Гражданскому кодексу считаемся добросовестными изначально, даже если кто-то задумал что-то нехорошее, все равно до определенного момента, пока не совершено правонарушение, мы все рассматриваемся как добросовестные участники всех этих взаимоотношений. Так говорит закон, и это очень важно.
Продолжение следует...
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 997
Теги: