Московская Сретенская Духовная Академия
Закон греха и смерти
5 октября 2025
Закон греха и смерти
Следующая очень важная для нас идея, которая находит свое отражение в аскетических творениях отцов, — это закон греха и смерти. Что это такое? У отцов он называется по-разному: принципом Божественной правды, законом нравственной ответственности, законом Божественной справедливости. Вы можете встретить разные наименования этого закона, суть же его очень простая и ясная: всякое свободное разумное существо, совершая нравственный поступок, обязательно несет за него ответственность. Помните, подобный закон существует даже в механике: действие равно противодействию? Вот так же и в духовной жизни: нравственный поступок любого разумного свободного существа обязательно навлекает на него соответствующее воздаяние.
Еще в раю Бог предупредил нашего прародителя Адама о существовании подобного закона, сказав ему: в день, в который ты вкусишь от него (древа познания добра и зла), смертью умрешь (Быт. 2:17). Бог не говорит, что «Я тебя убью» или «кто-то тебя умертвит», — нет: сработает закон нравственного бытия, и ты станешь смертным существом, поэтому не делай этого! В Священном Писании Нового Завета говорится об этом также немного иными словами: Сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15). Это, по сути, описание того же самого закона нравственной ответственности: грех рождает смерть. Точно так же и добродетель, совершенная человеком, порождает блаженство и приближает к Богу.
Эту мысль можно выразить в виде такой причинно- следственной связи: грех → смерть.
Но чтобы более тонко разобраться в этом вопросе, давайте разобьем эту связь греха и смерти на конкретные этапы: грех → духовная смерть → тление (страдания, болезни, страсти) → телесная смерть → ад.
Если под грехом мы понимаем конкретный поступок человека, то сразу после совершения греха человек переходит в состояние духовной смерти. Что такое духовная смерть? Это отчужденность от Бога. Челове пока еще не умирает, он физически жив и даже жив душевно, но его связь с Богом уже нарушена: он не слышит призывов Божиих, совесть его омрачена, возможность приобщиться к благодати Божией уменьшена.
Если человек не восстановился на этом этапе, то начинается процесс тления (важное понятие, которое часто встречается у святых отцов, но современные люди его почти не используют). Под тлением у святых отцов понимаются процессы разрушения человека на телесном и душевном уровне. То есть страдания, болезни, переживания, неврозы, какие-то психические расстройства — это все процесс тления, разрушения человека. Если человек утратил свою связь с животворящим Богом, то обязательно начинается медленное умирание, или тление.
Если не удалось восстановить человека на этом этапе, то процесс завершается физической смертью — разлучением души с телом, после чего душу ожидает ад.
По этому же принципу диавол загонял в преисподнюю все человечество до Христа, и никто из людей не мог сойти с этой колеи: кто-то продвигался по ней быстро, потакая своим страстям, кто-то сопротивлялся (праведники Ветхого Завета), но никто не мог избавиться от этого. Только Господь Иисус Христос воспринял на Себя наши страдания, ответственность за наши грехи. Он избавил от этой неизбежности ада Своих последователей — тех, кто с Ним соединены через Его Церковь. Поэтому без Христа и Церкви от ада спастись невозможно.
Этот нравственный закон бытия теоретически можно преодолеть, если человек совершит в своей жизни добрых дел значительно больше, чем злых, покроет свою греховность теми добродетелями, которые совершил и усвоил в течение жизни. Но практика показывает, что никто из людей на это не способен, никто даже из великих праведников этого не достиг. Поэтому у пророка Давида, одного из величайших праведников Ветхого Завета, мы встречаем такие удивительные слова. Ты не оставишь души моей в аде, — говорит он, обращаясь к Богу, — и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс. 15:10). Святой патриарх Иаков, услышав о погибели своего сына Иосифа, сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (Быт. 37:35), то есть и я туда сойду, и сын мой там уже находится. Праведники Ветхого Завета это понимали. Но только Христос, взяв на Себя ответственность за наши грехи, пострадав за нас, избавляет Своих последователей — тех, кто с Ним реально соединены, — от этого неизбежного ада.
Протоиерей Вадим Леонов
Фрагмент из книги "Где начинается святость? Греховные страсти в человеке и борьба с ними"
под авторством епископа Пантелеимона (Шатова), протоиерея Вадима Леонова,
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 847
Теги: