Московская Сретенская Духовная Академия
Сретенская духовная академия представилась небольшой, но достаточно крепкой семьей
22 сентября 2025
Сретенская духовная академия представилась небольшой, но достаточно крепкой семьей
– Какое образование Вы получили до поступления в Академию, где учились?
– 9 классов я отучился в общеобразовательной школе в родном маленьком городе Вологодской области. Образованием стал интересоваться только с седьмого класса, как и проявлять разного рода активность. Очень много в то время для меня значил гиревой спорт, который дал определенную закалку и крепость характера. И первый жизненно важный выбор, который мне пришлось сделать, – это было решение, пойти тропой профессионального спортсмена со средним образованием или попытаться поступить в хорошее учебное заведение с продолжением обучения в семинарии. Все же церковная стезя оказалась ближе.
Я поступил в гимназию имени преподобного Сергия Радонежского, расположенную в Троице-Сергиевом Варницком монастыре под Ростовом Великим.
Формально здесь получают обычное среднее общее образование, но на деле это место позволяет почувствовать себя в условиях, приближенных к условиям семинарии, и подготовиться к поступлению туда. Гимназистам, кроме обычных школьных предметов, дополнительно преподаются основы православной веры, история Церкви, литургика, церковнославянский язык, а также латинский и древнегреческий языки. Была также и внеурочная деятельность, во время которой желающие могли изучать новогреческий язык, более углубленно классические языки: латинский и древнегреческий, богослужебный устав, а еще театральное искусство, столярное мастерство. Также учащиеся регулярно посещают утренние и вечерние молитвы, молятся в начале и в конце каждого урока, каждой трапезы.
Гимназия побудила меня со всей серьезностью подойти к образованию. Первые же триместры показали высокие результаты, но учиться было тяжело, так как в это время мне еще поручали самые разные послушания: староста корпуса, староста класса, ответственный за тренажерный спортзал, младший ризничий, ответственный за уборку одного из храмов и другие.
Однако мне очень нравилось и работать на уроках, и трудиться за послушаниями. Преподавателям при их широких знаниях и опыте удавалось пробудить интерес к своему предмету. Моими любимыми предметами стали история, русский язык, литература, история Церкви. Безмерно благодарен всем, кто вкладывал в нас свои силы и труд. В гимназии достаточно хороший уровень образования и высокие результаты экзаменов, так что выпускники поступают в самые престижные вузы страны, такие как МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ ВШЭ.
Есть в гимназии также и богослужебная практика, во время которой ребята учатся пономарскому делу, поют в церковном хоре, несут послушания чтецов, звонарей, ризничих и уставщиков. Может быть, во многом поэтому в гимназии для меня по-другому открылся богослужебный устав Русской Православной Церкви. Спустя полгода обучения у меня получилось стать уставщиком, что очень сильно помогло в будущем и помогает до сих пор.
А в одиннадцатом классе мне довелось, даже лучше сказать – посчастливилось, попасть в богослужебный хор. Есть еще и второй состав хора, который предназначается для концертных выступлений, что позволяет развиваться в области музыки. Желающим также предоставляется возможность заниматься с преподавателем по вокалу. Именно здесь обнаружил в себе небольшие музыкальные способности и особую любовь к церковной музыке, что сыграло свою роль в Сретенской академии, где меня тоже включили в состав хористов.
Обучение в Варницкой гимназии стало в моей жизни решающим этапом. Перед каждым это учебное заведение открывает множество дорог. Кроме того, за два года обучения приходит понимание, готов ли ты жить в церковной среде и посвятить свою жизнь Церкви.
– Как появилось решение поступать в духовную школу, почему выбрали Сретенскую духовную академию?
– В храм я ходил с детства. Сначала приводила бабушка, затем сам почувствовал потребность посещать богослужения. С седьмого класса у меня появилось такое внутреннее осознание, что, если Бог даст, мне бы очень хотелось стать священнослужителем. Однако в десятом классе встал вопрос не только о том, какое духовное учебное заведение выбрать, но и о том, стоит ли начинать свое образование именно с этого. Некоторые советовали, что, возможно, стоит сначала получить светское образование. Это заставило задуматься, как же мне быть, но в итоге решил в данном вопросе полностью положиться на волю Божию.
В светском направлении моим ориентиром стала история, которую хотелось изучать в СПбГУ, чтобы потом иметь возможность преподавать мой любимый предмет в школах.
Что касается того духовного учебного заведения, где мне хотелось бы учиться, то до одиннадцатого класса у меня было желание поступать исключительно в МДА, однако лично побывав и в этой академии, и в Сретенской, понял, что крайне важны уклад, атмосфера и отношение к окружающим. Сретенская духовная академия представилась небольшой, но достаточно крепкой семьей, где всегда можно найти помощь и поддержку.
Ну и само место – Сретенская обитель с ее историей – меня впечатлили. Мое уважение к деятельности и творчеству владыки Тихона, который и по сей день окормляет обитель и Академию, также сыграли свою роль.
Меня поразили богослужения в Сретенском монастыре. Редко, когда получалось так погружаться в молитву. Прекрасное пение Сретенского хора, звучные голоса священнослужителей и отчетливое произношение чтецов – все создает атмосферу благодатного богослужения. Древний собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери восхищает своей историей. Более закрытое пространство, темные от времени иконы и фрески заставляют обращать внимание на свое внутреннее состояние. Собор Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви русской – другой: просторный, открытый и светлый, в нем всегда возникает ощущение свободы и торжественности.
Два дня перед вступительными экзаменами прошли в напряженной подготовке с полным погружением в материал. В рамках письменных испытаний нам нужно было подготовить сочинение и выполнить несколько заданий на общий уровень знаний.
Настал день контрольного этапа – собеседования. Как только вошел в аудиторию, где собралась комиссия, и за моей спиной закрылась дверь, зазвонил телефон, который был в кармане на беззвучном режиме и все время моего ответа не успокаивался. После собеседования все-таки поднял трубку, обратив внимание на информацию определителя номера, где была надпись, сообщавшая, что абонент из культурной столицы России. Мужчина представился сотрудником СПбГУ (куда я также подавал документы) и сказал, что на исторический факт я не прохожу (это действительно было видно по конкурсу), но есть вариант с поступлением на новый факультет теологии. Разговор вышел несколько неприятным, так что вскоре на объявлении результатов вступительных испытаний в Академии у меня на душе появилась твердая уверенность, что сделал правильный выбор, поступая в духовную академию. И за прошедший год – все время моего обучения – эта уверенность не пошатнулась, а наоборот, укрепилась.
– Чему посвящен учебный день студента духовной Академии, как он строится?
– Утро студента начинается с молитв, которые читаются в соборе, в них принимают участие все студенты и братия монастыря. На молитвах семинаристы читают синодики – специальные тетради с именами людей, о которых сугубо молятся в обители. В определенные дни в монастыре совершается братский молебен, в котором также участвуют студенты. Мне особенно нравятся эти дни, потому что на молебне совершается полунощница и все, кто находится в храме, выстраиваются в центре и поют красивое песнопение «Се жених грядет в полунощи…».
После молитв семинаристы идут в трапезную на завтрак, а после – время утренних послушаний, которые могут быть самыми разными: уборка в аудиториях и в коридорах, на жилых этажах и на лестницах, кто-то следит за порядком на монастырской площади и в саду, а кто-то отправляется со специальными поручениями.
Затем начинаются учебные занятия. Учеба также сопровождается молитвой: в начале пары общее пение молитвы «Царю небесный», а в конце – «Достойно есть». Интересно переходить из аудитории в аудиторию: все они уникальны и имеют оригинальное оформление. Это тоже влияет на настрой во время занятий, погружает в атмосферу изучаемых предметов, ведь слушать лекцию о раннем христианстве под стилизованной колонной эпохи Античности и выступать на семинаре напротив портретов известнейших поэтов и писателей всех времен в аудитории «Литература» – огромная разница.
Верными Наставниками и Учителями (именно с большой буквы!) являются для студентов дорогие и любимые преподаватели. Мы безмерно чтим их труд и благодарны за то время, которое они уделяют нам, своим воспитанникам. Именно благодаря учителям, их профессионализму и самоотдаче мы день за днем возрастаем в знании преподаваемых нам предметов. А предметов в Академии изучается немало: церковнославянский язык, история Церкви, патрология, догматическое богословие, литургика…
В этих стенах царит учебная атмосфера: все здесь направлено на образование. Дни выходят крайне насыщенными, полными учебных трудов и послушаний, но при этом захватывающими и интересными. На втором курсе бывает от трех до пяти пар в день. После третьей пары – обед, а после пятой – ужин. Перед едой и после нее – молитва. Общая трапеза по традиции проходит в тишине, только специально назначенный чтец читает святоотеческую литературу.
Вечером могут быть или послушания, или богослужение, но всегда остается свободное время на выполнение домашних заданий, подготовку к занятиям и отдых. Москва в это время имеет особенный вид, который позволяет собраться с мыслями после целого учебного дня. Можно погулять по городу, посетить культурные достопримечательности, выставки, концерты и музеи, заняться спортом или просто посидеть в парке на скамеечке.
Завершается день тоже молитвой. Так проходит обычный день в стенах Сретенской духовной академии. Центром жизни студентов является молитва: жизнь Академии начинается с общей молитвы, и заканчивается ей. И, конечно же, особенное место в жизни всех нас занимает богослужение.
В Сретенском монастыре Литургия совершается каждый день. Студенты принимают непосредственное участие в литургической жизни монастыря: поют, пономарят, читают. Общие службы посещают все студенты и братия: в субботу вечером, в воскресение утром и в дни особых праздников. Кроме того, в пятницу вечером в храме соборно читается акафист Пресвятой Богородице, в котором также принимают участие семинаристы.
Вообще, все мои сокурсники очень рады тому, что мы учимся в таком замечательном месте. Месте, где можно приобрести добрых и надежных друзей, где царит братская, по-настоящему семейная атмосфера, где всегда могут помочь, утешить, ободрить и поддержать. Дни здесь проходят действительно крайне плодотворно. Очень благодарен академии за все, что она дает всем нам.
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 902
Теги: