«Неповрежденно соблюдать правило веры»

5 сентября 2025

«Неповрежденно соблюдать правило веры»

5 сентября по новому стилю в церковном календаре чтится молитвенная память священномученика Иринея Лионского, богослова II века, отца Церкви. Его сочинения повлияли на формирование учения раннего христианства. В этот день приобщимся к его богословским воззрениям.

1, превью (1).jpg

Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога.

*

Слава человека есть Бог, а приятелище деятельности Божией и всей премудрости и силы Его есть человек.

*

Именно в Церкви Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа. От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий. Ведь там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина.

*

Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине.

*

Хотя Церковь рассеяна по всей вселенной, но от апостолов и учеников их приняла веру во Единого Бога, Отца Вседержителя и во Единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков провозвестившего Домостроительство спасения. Приняв такую проповедь и такую веру, Церковь, как мы сказали, хотя и рассеяна по всему миру, тщательно сохраняет ее, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце, и согласно проповедует об этом, учит и передает, как бы имея единые уста. Хотя в мире бесчисленные наречия, но сила предания одна и та же.

*

Как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода, так и мы, бывшие прежде иссохшим деревом, никогда не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше. Потому нам необходима роса Божия, чтобы мы не сгорели и не сделались бесплодными.

*

Мы получаем некоторую часть Его Духа для нашего усовершения и приготовления к нетлению, мало-помалу приучаясь принимать и носить Бога: это апостол и назвал залогом, т. е. частью обещанной нам Богом славы, когда в Послании к Ефесянам говорит: «В Нем и вы, услышав слово истины, Евангелие вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего» (Еф. 1: 13–14). Сей залог, живя в нас, делает нас духовными и смертное поглощает бессмертием.

*

Тех, которые имеют залог Духа и не служат похотям плотским, но покоряются Духу и во всем поступают разумно, апостол справедливо называет духовными, потому что Дух Божий живет в них.

2.jpg

Всем, заботящимся о собственном спасении, необходимо неуклонно, и твердо, и уверенно совершать свое хождение в вере, чтобы, сделавшись беспечными и выбившись из колеи, не остаться погрязать в вещественных похотях или, даже заблудившись, не потерять правильного пути.

*

Так как человек – живое существо, состоящее из души и тела, то для него необходимо и прилично соблюдать то и другое в добром состоянии; и так как из них обоих происходят прегрешения, то и чистота тела служит предохранительным средством, которым люди удерживаются от всего вредного и от всяких неправедных дел, и чистота души является средством соблюсти веру в Бога неповрежденною, ничего не прибавляя и не отсекая от нее.

*

Какую собственно пользу вообще может доставить чистота тела, если в душе нет истины? Ибо эти (т. е. истина и душа) и радуются вместе друг с другом, и соединяются, и являются соратниками в борьбе, чтобы поставить человека перед Богом.

*

Мы должны неповрежденно соблюдать правило веры и исполнять заповеди Божии, веруя в Бога и боясь Его, так как Он – Господь, и любя Его, так как Он – Отец.

*

Христос смешивает и соединяет Духа Бога Отца с творением Божиим, чтобы человек был по образу и по подобию Божию.

*

Таково правило нашей веры и основание здания, и крепость хождения: Бог Отец, не происшедший, не объемлемый, невидимый, Единый Бог, Творец всего; это – самое первое положение нашей веры. Второе же положение – слово Божие, Сын Божий, Христос Иисус наш Господь, являвшийся пророкам соответственно с образом их пророчества и следуя определению Отца, через Которого все произошло, Который также в конце времен, чтобы привести все к совершенству и соединить, сделался человеком между людьми, видимым и осязаемым, чтобы упразднить смерть, и показать жизнь, и произвести общение единения между Богом и человеком. И третье положение – Дух Святой, Которым пророки пророчествовали и отцы научились божественному, и праведники приведены были на путь праведности, и Который в конце времен новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога.

*

Те, которые носят в себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына и без Сына невозможно приступить к Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына – через Святого Духа. Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец.

*

Бог прославлен Своим Словом, Которое есть вечный Сын Божий, и Святым Духом, Который есть Премудрость Отца всего; и силы этих (последних), Слова и Премудрости, которые называются херувимами и серафимами, прославляют Бога непрестанной хвалебной песнью; и всякое существо, какое только есть на небесах, воздает честь Богу, Отцу всего. Он весь мир образовал Словом, – и в этом мире суть также и ангелы, – и всему миру Он дал законы, чтобы каждое (существо) пребывало в своей (области) и не переступало установленных Богом пределов, каждое совершая возложенное на него дело.

3 (1).jpg

Человека Он создал Своими руками, взяв от земли чистейшее, тончайшее и самое нежное, и Свою силу в определенной мере смешал с землею; ибо Он дал творению Свои собственные формы, чтобы также и видимое (в нем) было богообразно. Ибо созданный человек был поставлен на земле как образ Бога. И чтобы он сделался живым, Он вдунул в его лицо дыхание жизни, так что как по дуновению, так и по творению человек подобен Богу.

*

Чтобы человек не возомнил о себе много и надменно не превозносился – как будто бы он, вследствие данного ему господства и свободы, не имел (над собою) владыки и таким образом погрешил бы против Бога, своего Творца, преступая свой предел, – и не пришел к самодовольной гордой мысли против Бога, ему дана была Богом заповедь, чтобы он знал, что своим владыкой имеет Господа всего. Также и некоторый предел поставил ему (Бог), чтобы он, если соблюдет заповедь Божию, постоянно пребывал таким, каким был, т. е. бессмертным.

*

Бог Отец был исполнен милосердия; Он послал творческое Слово, Которое, пришедши, чтобы спасти нас, пребывало в том же месте и в той же среде, в которой мы потеряли жизнь.

*

Не жертвы освящают человека, ибо Бог не нуждается в жертвоприношении, но чистая совесть приносящего освящает жертвоприношение и делает то, что Бог принимает его, как от друга. Так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения.

*

Тот, Кто вначале не существовавшего (человека) привел в бытие, когда хотел, тем более может по Своей воле опять возвратить уже существовавших в жизнь, Им даруемую. А плоть будет способна принять и вместить силу Божию, когда она в начале приняла на себя художество Божие.

*

Питаемые от Евхаристии тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как слово Божие дарует им воскресение во славу Бога и Отца, Который это смертное облекает бессмертием и тленному дает нетление.

*

Как земной хлеб через призывание на него Бога уже не есть обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из земного и небесного, так и тела наши, приобщаясь Евхаристии, уже не тленны, но имеют надежду воскресения.

*

Бог прост, несложен, равночленен, всегда Себе равен и подобен, весь будучи разумение, весь дух, весь мысль, весь чувство, весь разум, весь слух, весь глаз, весь свет и весь источник всякого блага.

*

Бог, будучи Сам источник Духа, делает Дух источником человеческой жизни, тем самым возвращая человека к первозданной цельности, к способности быть причастником Божиим.

*

Бог благ, и милосерд, и терпелив, и спасает, кого должно, и благость у Него не лишена справедливости и премудрости, не умаляется; ибо спасает, кого должно спасти, и судит достойных суда.

Подготовила Александра Калиновская

Источники:

Доказательство апостольской проповеди / Священномученик Ириней Лионский. – Москва: Благовест, 2011.

Святоотеческое наследие и церковные древности / А. И. Сидоров. – Москва: Сибирская Благозвонница, 2011

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 733

Теги: