Московская Сретенская Духовная Академия
Понимание греха и греховности
27 июня 2025
Понимание греха и греховности
Тема греха — одна из основных в проповедях архиепископа Иоанна (Максимовича). Святитель затрагивает ее в церковные праздники, в Недели перед Великим постом, в дни святой Четыредесятницы.
Обращаясь к своей китайской пастве в праздник Рождества Божией Матери в 1948 году[1], владыка Иоанн отмечал, что грех есть удаленность от «благодатного общения с Богом, Источником жизни». Грех отсекает человека «от Источника Жизни — Бога»[2].
Архиепископ Иоанн обращал внимание пасомых на то, что основная причина греха — это гордость[3], ибо первый из ангелов Денница восхотел стать равным Всевышнему, а первый человек Адам пожелал возвыситься и стать таким же, как Бог. Но через Пресвятую Богородицу воплотился и пришел в мир Сын Божий, спасший человечество, «весь мир избавился от тления», то есть от власти греха. При этом в другой проповеди святитель отмечал: «Господь пришел исполнить правду Божию, грех Адамовой гордости загладить смирением»[4]. Владыка говорил: «Адам хотел возвыситься перед Богом, а Бог смиряется пред человеком»[5].
Уклонение от греха, по мнению святителя Иоанна, — это залог приближения к Богу. Вот что сказал он в проповеди, произнесенной в Сан Франциско в 1962 году по случаю Рождества Христова: «Призывает нас ныне Церковь встречать Христа, Грядущего с неба. Что же делать, чтобы встретить Его подобно волхвам, а не как Ирод? Желающий жизни, удерживай язык твой от зла и уста твои от коварных слов. Уклоняйся от зла и твори добро, ищи мира и стремись к нему (ср. Пс. 33, 14–15)»[6].
Вступающим на путь борьбы с грехом владыка Иоанн советовал прежде всего просить в этом помощи у Бога. Он увещевал свою паству: «Помолитесь о прощении грехов»[7]. «Грех глубоко вошел в человеческую природу, как бы слился с нею. <…> Нет у самого человека достаточно сил для того [для борьбы с грехом], но помогает ему благодать Божия, подаваемая Богом через созданную воплотившимся Сыном Божиим Церковь»[8].
Одной из центральных тем обращений владыки Иоанна (Максимовича) к верующим является также покаяние и исповедь. У святителя есть несколько проповедей, в названии которых используется слово «покаяние». Во-первых, это «Слово о покаянии», во-вторых — «Покаяния отверзи мидвери, Жизнодавче»[9]. Вероятнее всего, они были произнесены в дни подготовки к Великому посту или постом.
Покаяние святой архипастырь определял как изменение образа мыслей, метанойю (греч. μετάνοια), перемену ума, в дальнейшем — изменение образа жизни и самого человека[10]. Святитель Иоанн подчеркивал, что внутреннее перерождение — процесс чрезвычайно сложный и трудоемкий[11]. Для этого нужно «сознание необходимости изменения, желание его и нужна благодатная помощь»[12]. При этом владыка отмечал, что, «чем сознательнее и решительнее начинаем покаяние, чем шире раскрываем двери души, тем успешнее достигаем цели»[13].
Людей, погруженных в грехи, высокопреосвященный Иоанн описывал метафорически через образ темной комнаты, которая внезапно озаряется солнечным светом[14]. «Пока он [человек] рассматривал комнату в темноте, она ему представлялась в одном виде: многого, находя щегося там, он не видел и даже не предполагал, что оно там находится. Многие вещи представлялись ему совсем не так, как они на самом деле». Владыка заключал, что то же самое случается и в нашей духовной жизни: когда мы погрязаем в грехах и наш разум сосредоточен только на мирских делах, мы перестаем замечать состояние своей души. По причине нашей греховности и помраченности «равнодушны мы к тому, каковы мы внутри, и постоянно идем по ложному пути, сами того не замечая».
Следовательно, покаяние — это «луч света». Используя этот образ, владыка Иоанн призывал людей к раскаянию: покаявшись, как отмечал он, человек увидит всю свою внутреннюю мерзость, грехи, ложь. Святитель подчеркивал, что, «если мы осознаем <…> свое духовное ничтожество, свою греховность, от души пожелаем своего исправления, — близки мы к спасению»[15].
Святой архипастырь считал, что пример истинного покаяния явила нам преподобная Мария Египетская, которая была «грешницей, известной всей Александрии, с детства»[16]. Примечательно, что владыка, говоря о преподобной Марии, обращает внимание пасомых на то, как именно святая обрела покаяние: она «молилась покаянно перед иконой Божией Матери». Так святитель приводит людей к мысли: главное средство стяжать покаяние — молитва.
Владыка полагал, что сам человек не в состоянии увидеть собственную греховность и достичь покаяния. Потому «надо молиться о покаянии и о радости очищения, чтобы луч света коснулся души и она полюбила свет, молиться, чтобы с чистым сердцем встретить Христа воскресшего, чтобы хоть в малой степени вкусить тогда радость Царства Небесного»[17].
Более того, архиепископ Иоанн осмысливал покаяние через пример благоразумного разбойника. Святитель подчеркивал, что разбойник спасся именно потому, что покаялся. Глядя на распятого Спасителя, разбойник осознал свое греховное состояние, ему открылось понимание собственных прегрешений, своего падения[18].
Святой архипастырь говорил: «Вот перед вами два пути — путь благоразумного разбойника и путь того, который тяготою хуления снисшел во ад»[19]. Два разбойника на кресте про образовали собою возможность выбора для каждого человека: путь благоразумного разбойника предполагает искреннее покаяние, в то время как отвержение раскаяния и хула ведут к лишению райского блаженства. Тем самым владыка призывает пасомых к покаянию и говорит, что полное, с глубоким смирением, раскаяние в своих грехах а также «твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание Его <…> — вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая!»[20]
Владыка Иоанн приводил в пример благоразумного разбойника и с той целью, чтобы мы успели покаяться до смерти, поскольку благоразумный разбойник знал о своем осуждении на смерть, о том, что она вот-вот наступит, а у нас такого знания может и не быть. Святитель обращается к словам преподобного Феодора Студита: «Таков его [разбойника] конец! Каков же будет наш — не знаем, и какою смертью мы умрем, не ведаем: внезапно ли придет или с каким-либо предуведением?»[21]
В контексте покаяния святитель Иоанн неизменно упоминал исповедь. Он подчеркивал, что «к исповеди надо готовиться. Заразу надо вынимать всю, ибо, если оставить частицу, начнется нагноение»[22].
Владыка учил, что исповедь — это мостик, который ведет нас к соединению с Телом Христовым, после того как мы отринем свои прегрешения: «Все греховное до некоторой степени удаляет нас из Церкви и от Церкви; вот почему над каждым кающимся читается в молитве при исповеди: “Примири, соедини Святей Твоей Церкви”»[23].
Согласно архиепископу Иоанну, победа над грехом достигается через пребывание в Церкви. А пребывание в Церкви есть участие в таинствах и стяжание через них благодати Божией для отриновения нашей греховности и исцеления души. Соответственно, главное таинство Церкви — Святая Евхаристия — очищает человека и соединяет его со Христом. Но удобопреклонность человека ко греху не позволяет ему оставаться чистым — он вновь впадает в грехи, и, как следствие, его связь с Богом нарушается. Вот почему для очищения[24] нам необходимо таинство Покаяния.
Фрагмент книги «Святитель Иоанн Шанхайский: уроки пастырства»,
под авторством аспиранта Сретенской духовной академии,
диакона Николая Степанова
[1] Святитель Русского Зарубежья вселенский чудотворец Иоанн / сост. Леднев А., Лукьянов Е. М., 1997. С. 403–412.
[2] Герман (Подмошенский), игум.; Серафим (Роуз), иером. Блаженный святитель Иоанн Чудотворец. М., 2008. С. 520.
[3] Ср.: «Начало греха — гордость» (Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам. Беседа 1, 2 // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб.: Издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1905. Т. 11. Кн. 2. С. 575); «Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни» ( Иоанн Кассиан, прп. О постановлениях монастырских. Кн. 12. Гл. 5. М., 2016. С. 324).
[4] Святитель Русского Зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. С. 426–430.
[5] Там же.
[6] Герман (Подмошенский), игум.; Серафим (Роуз), иером. Блаженный святитель Иоанн Чудотворец. С. 539.
[7] Святитель Русского Зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. С. 455.
[8] Там же. С. 485.
[9] Триодь Постная. В двух частях. Ч. 1. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1992. С. 3.
[10] Святитель Русского Зарубежья вселенский чудотворец Иоанн. С. 441–442.
[11] Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья. С. 305.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Святитель Русского Зарубежья вселенский чудо творец Иоанн. С. 441–442.
[15] Святитель Русского Зарубежья вселенский чудо творец Иоанн. С. 442.
[16] Владыка Иоанн — святитель Русского Зарубежья. С. 305.
[17] Святитель Русского Зарубежья вселенский чудо творец Иоанн. С. 447.
[18] Святитель Русского Зарубежья вселенский чудо творец Иоанн. С. 458.
[19] Там же. С. 453.
[20] Святитель Русского Зарубежья вселенский чудо творец Иоанн. С. 465.
[21] Там же. С. 465–466.
[22] Там же. С. 446–447.
[23] Герман (Подмошенский), игум.; Серафим (Роуз), иером. Блаженный святитель Иоанн Чудотворец. С. 622–628.
[24] Там же. С. 625–626.
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 310
Теги: