Апокрифы – тайные книги Ветхого и Нового Завета

27 декабря 2024

Апокрифы – тайные книги Ветхого и Нового Завета

С апокрифами обычно ассоциируют что-то запретное и таинственное. Они появлялись в одно время с Евангелиями и другими священными текстами. О том, что такое апокрифы, какими они бывают и как к ним относиться, говорим с кандидатом исторических наук, историком-антиковедом, археологом и переводчиком, исследователем Византии и раннего христианства, руководителем магистерского профиля «История Древней Церкви» Сретенской духовной академии Андреем Юрьевичем Виноградовым.
yz5uzh8vg5f0jbawqz1l7ru1e08v38jl.jpg
– Андрей Юрьевич, начнем с определения: что же такое апокрифы?

– Определение апокрифов довольно сложное. Буквально слово «апокриф» по-гречески значит «скрытое, тайное, противопоставленное некоему общему знанию». Апокрифами обычно называют те тексты ветхозаветных и новозаветных авторов, которые не вошли в канон Священного Писания, поэтому понимание, что такое апокрифы, невозможно без понимания канона Ветхого и Нового Завета.

– Скажите тогда, пожалуйста, несколько слово о каноне и о его формировании.

– В I веке, когда создавались книги Нового Завета, еще никакой идеи канона не было. Послания апостола Павла предназначались конкретным общинам, и только с течением времени они стали общим достоянием Церкви. Параллельно с этим начинают формироваться тексты, которые либо отталкиваются от новозаветных, либо дают параллельную версию новозаветных событий. Таких текстов становится все больше, и со временем возникает необходимость отделить подлинные тексты от тех, которые впоследствии и назовут апокрифическими.

До легализации христианства при Константине никакого общецерковного канона книг Нового Завета не было, и даже в IV веке мы еще видим, что в состав книг и Ветхого, и Нового Завета могут входить совершенно разные тексты. Только к V веку окончательно складывается канон книг Священного Писания.

4esnd1fgjze50tejj0x7d3g0zewgzzvz.jpgНадо иметь в виду, что и понимание апокрифа как противостоящего канону тоже не абсолютно, ибо сам канон Священного Писания формировался с течением времени, и некоторые тексты, которые мы называем каноническими, считались апокрифическими. Например, Откровение Иоанна Богослова нашло себе место в каноне Нового Завета только в IV веке, в то время как тексты, которые мы сейчас считаем апокрифическими, входили в канон довольно авторитетных кодексов Священного Писания.

Некоторые тексты, которые мы называем каноническими, раньше считались апокрифическими
Однако иногда термин «апокриф» применяется шире – не только по отношению к неканоническим новозаветным и ветхозаветным книгам. Например, апокрифические версии выделяют среди житий святых, то есть это версии, явно отходящие от первоначального варианта или имеющие какие-то фантастические подробности.

– Как апокрифы стали отделять от канонических книг?

– Многообразие апокрифических книг осознается в IV веке отцами Церкви. Во многих текстах их идейный мир был противен тому, что проповедовалось Никейским Собором и было утверждено как церковное учение. Многие из этих текстов, например, содержали учение докетизма – представление о мнимом воплощении Христа, что Он принял только форму человека, но реальных страданий не испытывал. Апокрифы зачастую использовались в нехристианских учениях, например, манихеями, поэтому уже к V веку апокрифы начинают попадать в списки запрещенных книг. К IX веку происходит победа над неканоническими текстами, часть из них исчезает вообще, часть из них перерабатывается, а небольшая часть, которая не содержала какого-то противного Церкви учения, сохраняется.

В общем и целом апокрифы классифицируются примерно так же, как и тексты Нового Завета. Есть апокрифические евангелия, апокрифические деяния, апокрифические послания и апокрифические откровения. Эта классификация частично условна, потому что, например, под названием апокрифических евангелий существуют очень разные тексты. Например, апокрифическое евангелие от Фомы состоит из логий, изречений Иисуса, есть тексты, которые рассказывают о детстве Иисуса, или евангелие от Никодима, где приведена история сошествия Христа в подземный мир.

– Почему вообще апокрифы стали возникать? Для чего люди создавали вымышленные истории?

– Суть новозаветных книг, и канонических, и апокрифических, заключается в первую очередь в изложении Божественного учения. Формальная сторона представляет собой описание событий, она несколько второстепенна. Многие ранние христиане считали, что они обладают таким же учением о Боге, божественным откровением, как и авторы канонических книг Нового Завета, тем более что единого общеобязательного учения в Церкви не было, а общины зачастую исповедовали то учение, которое им передали их основатели.

qpk4tw8fzo7xtzel6i6z4iblol0ref7b.jpgМы знаем, что вплоть до начала II века существовал такой институт, как бродячие апостолы: они ходили из общины в общину и что-то проповедовали, и поэтому не было единообразия, а было то, что принято называть гетеродоксией. Но поскольку многие считали свои взгляды единственно верными, то они хотели, чтобы эти взгляды подтверждались каким-то авторитетом, и потому составляли тексты, подписанные именем того или иного апостола или какого-то то другого важного персонажа, чтобы придать им авторитетность.

– Какие апокрифические тексты наиболее известны и распространены сегодня?

– Надо сказать, что, конечно, наиболее распространены те апокрифы, которые были так или иначе приняты Церковью. Прежде всего это можно сказать о Протоевангелии Иакова – истории детства Богородицы, из которой происходят многие наши церковные праздники, например, Введение во храм, и во многом Богородичная иконография.

Другие апокрифы в таком масштабе приняты не были, но, даже не будучи приняты, повлияли на христианскую гимнографию и иконографию. Например, Евангелие от Никодима породило иконографию Сошествия во ад и вообще всю историю о пребывании Христа во аде, в частности о том, как Он вывел оттуда праведников. Какие-то апокрифы были приняты только частично, после переработки.

В частности, к апокрифическим деяниям апостолов восходит предание о распятии апостола Петра на кресте вниз головой, об усечении апостола Павла мечем, о распятии апостола Андрея на кресте, о мирной смерти Иоанна Богослова и исчезновении его тела из гробницы, о проповеди апостола Фомы в Индии и так далее. От этих апокрифов были, по сути, отрезаны последние части – мученичества, и они были превращены в православные по содержанию тексты, в то время как предыдущее их содержание, не подходившее под утвержденное богословие, Церковью было удалено. Предания об апостолах у нас во многом восходят именно к апокрифическим деяниям апостолов, например, знаменитая история Спаса Нерукотворного в так называемых Деяниях Фаддея – истории Авгаря, где вначале фигурирует письмо Христа к нему, а затем появляется Нерукотворный образ.

Предания об апостолах во многом восходят к апокрифическим деяниям апостолов
Апокрифические послания мало повлияли на христианство и сейчас мало распространены. А вот из апокрифических откровений наибольшую популярность получили не древние откровения, такие как Апокалипсис Петра или Апокалипсис Павла, а поздние, возникшие уже в византийское время. Они очень активно переписывались, в том числе и для славян: например, хождение Богородицы по мукам или видение блаженной Феодоры из жития Василия Нового, откуда происходит представление о мытарствах души после смерти. Вот эти откровения очень сильно повлияли на народную религиозность.

– Андрей Юрьевич, можно ли почерпнуть из отдельных апокрифов какие-то достоверные сведения о жизни и учении Церкви? Или мы можем изучать их как тексты, но исключительно с исследовательской точки зрения?

– Тут надо различать две стороны. Что точно для нас важно в апокрифах и что нужно изучать – это их описание устройства раннехристианских общин, поскольку эти тексты в таких общинах возникли. Большие апокрифические деяния и многие другие тексты первых веков сообщают нам о том, как христиане собирались, как совершали Евхаристию, как относились к усопшим, к молитвам за них, к Крещению, к мучению и так далее. Это источники прямо из среды раннего христианства.

Что же касается тех сведений, которые они сообщают, то надо иметь в виду, что, поскольку многие из авторов этих текстов придерживались докетического направления, то и к фактам они относились соответственно. Факт для них был ценен не сам по себе, а как выражение какой-то богословской идеи, и поэтому многие действия тех же апостолов или Христа в апокрифических деяниях или евангелиях описаны только для того, чтобы подтвердить ту или иную богословскую мысль.

Например, в Деяниях Иоанна есть такая сцена, в которой апостол Иоанн с учениками останавливается в какой-то маленькой гостинице: постелей почти нет, спят на полу. Вдруг все понимают, что вокруг огромное количество клопов. Они не могут спать, и тогда Иоанн молитвой изгоняет клопов. Утром они встретили толпу клопов у входа, которая намеревалась войти обратно. Апостол сказал: «Посмотрите, как неразумные твари послушны слову Божию – насколько же мы должны быть послушнее их». Ясно, что вся эта история придумана только ради того, чтобы рассказать, что такое послушание. В этом смысле сами авторы апокрифов зачастую не предполагали правдивости того, что они рассказывали.

cn24qmz6dfyb2pco5xkkj4fv5xnkr8v5.jpg

В тех же Деяниях Иоанна рассказывается о том, как Иоанн разрушил храм Артемиды Эфесской. Из контекста понятно, что автор даже не знает, где стоит храм Артемиды: ему кажется, что он стоит на горе, хотя в реальности он стоял внизу. Автор никогда не был в Эфесе и ничего не знал про храм – для него важнее идея торжества правой веры над идольским обманом.

Конечно, к содержанию апокрифов относиться надо очень осторожно, но это не исключает того, что в их основе могут быть некоторые предания, которые подтверждаются и другими источниками, например, о месте смерти некоторых апостолов – по крайней мере, апостолов Петра и Павла – и о каких-то других событиях Священной истории. Однако зачастую в апокрифах они так тесно сплетены с вымыслом, что отличить невозможно. То же Протоевангелие Иакова написано во многом для того, чтобы защитить от язычников Деву Марию: они называли Ее чуть ли не блудницей, которая от какого-то римского солдата родила сына. В тексте представлена Ее генеалогия, Ее высокое происхождение, история Ее детства. Многие мотивы этого текста могут восходить к какому-то преданию древней иерусалимской общины, но какие-то напрямую заимствованы из книг Священного Писания.

– Андрей Юрьевич, Вы упомянули историю про клопов. Какие еще наиболее яркие и необычные сюжеты из апокрифов Вам запомнились?

– Апокрифы переполнены такими сюжетами. Самый, пожалуй, выдающийся в этом отношении текст – это так называемые малые апокрифические деяния апостолов, которые нацелены уже не столько на представление какого-то альтернативного вероучения, сколько на такие занимательные экзотические сюжеты.

Некоторые апокрифы больше нацелены на занимательные экзотические сюжеты
Есть знаменитый апокриф про то, как апостолы Андрей и Матфей отправились в город людоедов. Под этими людоедами, правда, понимаются люди, которые верят, что они в Причастии действительно вкушают настоящие Тело и Кровь Христовы, хотя с точки зрения автора это не так: никакого реального воплощения Христа в Евхаристических дарах нет. А в продолжении этого текста описываются приключения апостолов в том городе, людоеды приобретают звериный вид, у них вырастают страшные клыки – и только в Крещении они получают человеческий облик.

В Деяниях Павла и Андрея рассказывается о том, как апостол Павел нырнул на дно моря, попал таким образом в ад и принес оттуда щепку от разбитых Христом ворот ада, которой апостол потом совершают чудеса.

Таких историй, особенно в поздних апокрифических деяниях, очень много. Бывают и чисто юмористические эпизоды, которые должны показать могущество апостолов, например, как апостол Петр, согласно его деяниям, воскрешает к жизни двух вяленых сардин, которых видит висящими в окне лавки.

– Как Вы считаете, нужно ли современным православным христианам читать апокрифы? Могут ли они что-то для себя в апокрифах почерпнуть? Или же лучше с апокрифами не соприкасаться?

– Я считаю, что читать их можно, но читать надо осторожно, с комментариями. Собственно говоря, Церковь долгое время относилась настороженно к Откровению Иоанна Богослова, которое сейчас признано каноническим: в Византии его разрешалось читать только с комментариями. Мне кажется, что если бы у нас были хорошие издания апокрифов с комментариями, где бы объяснялась фантастичность или не фантастичность тех или иных вещей, то их было бы очень интересно читать.

3w3ybid49t4hu8qh7rhfze3sjh6np9r5.jpg– Есть ли вообще какие-то издания апокрифов?

– Да, есть много различных изданий, но они не очень систематичны и зачастую сделаны не с оригинала, а с различных переводов на другие языки. Как раз одна из моих задач – сделать полный перевод всех апокрифических древних деяний апостолов. Я выпустил переводы Деяния апостола Иоанна и книгу о деяниях апостола Андрея, скоро выйдет книга о деяниях апостола Петра, есть еще перевод сирийского текста Деяний Фомы Елены Никитичны Мещерской, ну и более или менее переведены фрагменты деяний апостола Павла.

Таким образом, можно сказать, что большие апокрифические деяние переведены. Есть переводы апокрифических евангелий, но они все разного качества и какого-то сводного хорошего издания, как есть, например, на немецком, английском, французском и итальянском, на русском языке до сих пор, к сожалению, нет.

Беседовал Сергей Витязев

Андрей Виноградов
26 декабря 2024





Картинка для анонса: Array

Количество показов: 534

Теги: