Московская Сретенская Духовная Академия
Любовь не радуется неправде
13 ноября 2024
Любовь не радуется неправде
Беседа 15 из цикла «Гимн любви в Послании апостола Павла к Коринфянам»
Итак, мы изучаем текст Гимна любви из Первого послания к Коринфянам апостола Павла (13 глава, стихи с первого по восьмой). Сейчас мы на шестом стихе. Мы сказали, что «любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13: 4–5). В прошлый раз мы говорили о том, что любовь не мыслит зла, о том, что святые Божии люди, хотя и обладают такой силой ума, такой чуткостью восприятия и праведностью, не оставляют себе почвы произрастать злым помыслам, не принимают дурных помыслов, поскольку они действительно любят Бога и ближних. И даже когда они видят вещи, которые по сути своей объективно негативные, неприглядные, поскольку сами они – чистые люди и поскольку видят человека как образ Божий, то даже в таких случаях имеют добрые помыслы.
В продолжение апостол Павел говорит: «Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13: 6). Радуется с другими, когда происходит что-то доброе и правильное. Любовь не радуется неправде. Разве кто-то радуется неправде? Кажется, что существуют люди (да и все мы такие), которые радуются, когда происходит что-то нехорошее. Скорее даже мы радуемся не плохим событиям, а когда кто-то из людей сталкивается с неприятностями.
Знаете, меня удивляет такой факт, который можно наблюдать последние два-три года в нашем отечестве, на нашей земле. Мы пережили экономический кризис, все мы столкнулись с разными перипетиями в отношении экономики. Есть люди, которые многое потеряли и до сих пор испытывают затруднения, чтобы иметь свой хлеб насущный. Есть люди, мечты и планы которых потерпели кораблекрушение и в отношении судеб их детей, и всего остального. Но я замечаю, что в людях появилась жестокость, главным образом, когда происходит нечто как бы в наказание предполагаемому «виноватому». Я не знаю, виноваты ли некоторые люди или нет, поскольку это не моя работа – вершить правосудие. Но вы видите, что происходит вокруг нас каждый день. Когда ловят предполагаемых виновных (не знаю, насколько мы можем быть уверены, виноваты ли они в действительности, сейчас очень часто обвиняют безвинных, сажают в тюрьму, убивают, хотя на этих людях не было вины, по крайней мере в том, в чем их обвиняли), я вижу, что есть часть людей, которая радуется тому, что скоро виноватые расплатятся.
Вы спросите: «А разве это не естественно?» Возможно. Существуют люди, которые радуются, когда воздают по справедливости или когда ловят предполагаемых виновных. Насколько мы можем быть уверены в виновности людей, не знаю. Знаю, что очень многие невинные люли были обвиняемы, осуждаемы повторно, даже повергались смертной казни. Это были невинные люди, по крайней мере в том, за что их осуждали. Однако радуются, что хорошо делают, что их в тюрьму сажают, что с ними делают одно, другое. Говоришь: «Если его посадят в тюрьму, если ему сделают что-то плохое, повесят, убьют его, какая тебе в этом польза? Может быть, тебе вернутся твои деньги назад? Может быть, найдется вновь то имущество, которое ты потерял? Может быть, тебе вернется прежнее величие, которым ты наслаждался?» Что происходит? Почему мы радуемся, когда кажется, что совершается правосудие? Ты скажешь мне, что это в нашей природе. Мы люди, и мы желаем, чтобы всем воздавали по справедливости. Хорошо, я понимаю, что так мы устроены и так действуем, но разве такое наше естество – это критерий духовности и евангельского образа жизни? Ведь Евангелие учит нас иному образу жизни.
Я вам расскажу один случай. Когда я был подростком, мы жили в районе Пафоса. Тогда митрополитом Пафоса был будущий архиепископ Хризостом I (конечно, еще до того, как стать архиепископом). Макарий был еще жив (я не очень старый!), лет сорок назад, скажем. Еще есть у нас будущее! Перед переворотом я приходил в Пафоскую митрополию неофициально, поскольку мы были в близких отношениях с тогдашним митрополитом Хризостомом. Я приходил, оставался по вечерам в митрополии, мы вместе размышляли о Пафосе, о разных делах. Однажды, когда пришел архиепископ Макарий на ужин, 5–10 человек были за столом, я, тогда еще молодой, помогал обслуживать и слушал, о чем они разговаривали. Я был любопытным, интересовался всем, так как Макарий был непростым человеком. Он был выдающейся личностью. Когда происходило сражение с англичанами, у меня сердце прихватывало, живот скручивало, когда я слышал, что убили какого-то англичанина, я не воспринимал это как убийство врага, но я чувствовал, что погиб один человек: «Убили англичанина, ведь за этим человеком – мама, папа, братья и сестры, супруга, вероятно, дети, этот англичанин был воином по контракту».
И вот один человек из присутствовавших (не стану называть его имени, он был церковным человеком, клириком, он был вместе с блаженнейшим Макарием в архиепископии), когда слышал, что убили одного из англичан, потирал руки и говорил: «Слышали, Блаженнейший, убили одного англичанина! Двух, трех!» И радовался этому. Один раз я сказал ему: «Почему ты радуешься?» «Это же удача! Бой прошел успешно. Убили 5 англичан».
Я не мог этого воспринять. Думал: «Куда мы движемся? Когда все это прекратится? Убийство, кровопролитие, мы ведь убиваем англичан. Людей убиваем». Меня это удивляло. Я не мог тогда понять, что шла война, мы были их врагами…
Жалко и того, кто убивает, и того, кого убили, а особенно тех, кто был рядом с нимНо с годами, становясь взрослее, я увидел, что, действительно, невозможно радоваться плохим событиям. Война – это плохое событие. И даже когда ты побеждаешь в войне, ты можешь сказать: «Хорошо, я радуюсь, потому что побеждаю». Прекрасно. Но, с другой стороны, те, кого убили, – тоже люди. И те, которые убивали, – люди. И они достойны сожаления. Жалко и того, кто убивает, и того, кого убили, а особенно тех, кто был рядом с ним.
И я вижу общественное противостояние, некоторых людей, которые требуют возмездия, наказания виновных. А почему они так поступают? Потому что зло не наказано. Приведу один пример.
Случилось убийство. Некто вел свой автомобиль. По невнимательности или потому, что ехал на высокой скорости, он сбил насмерть человека (не дай Бог никому!). Все требуют, чтобы этого человека посадили в тюрьму, чтобы наказали в пример другим. Хорошо, я не вмешиваюсь в вопросы правосудия, пусть делают, что хотят. Но если этот водитель попадет в тюрьму, разве воскреснет твой муж, твой сын, твой брат, твой друг? Воскреснет? Конечно, нет. Но почему ты хочешь как можно более жестоко наказать предполагаемого виновного?
Одновременно мне вспоминается одна бабулечка, мужа которой убили односельчане. Эта бабушка видела убийцу своего мужа, знала его, потому что это произошло у них в огороде. Но она не стали свидетельствовать против них в полиции, несмотря на то, что она потеряла своего мужа, осталась вдовой, трудилась, чтобы вырастить пять-шесть деток в нищете, работая в огородах, выполняя тяжелые труды ради своих детей, живя очень бедно в условиях той эпохи. Но она не только это сделала – не стала обличать убийцу – но она еще и ежедневно молилась о душе убийцы. Она молилась не только о душе своего убитого мужа, но клала поклоны и умоляла Бога даровать покаяние тому, кто убил ее мужа. Она никогда не открыла своих уст, чтобы сказать хотя бы что-то. Один раз старушки спросили ее: «Дочка, почему же ты не сдала в полицию убийцу, раз ты знала, кто это?» Она ответила: «Зачем же еще стольких деток оставлять сиротами? Мало моих? Неужели я получу облегчение, если его посадят в тюрьму? Да и что он там поймет? Неужели от этого воскреснет мой муж? Зачем мне делать несчастной жену этого человека?» «Но ведь он сделал тебя несчастной!» «Да, я несчастная, вдова, измученная. Но неужели я должна так же поступать? Разве Богу угодны такие вещи? Разве это хорошо?» Эта женщина не была безграмотной, могла читать Евангелие и некоторые святоотеческие книги. Главное – она была человеком молитвы.
Когда мы с вами мыслим в рамках «логики справедливости», мы не сможем думать согласно евангельской любви. Поэтому авва Исаак Сирин говорит: «Не называйте Бога справедливым». Потому что невозможно назвать Бога справедливым, согласно мирской логике. Почему Бог несправедлив в соответствии с мирской логикой? Потому что у Бога – Своя справедливость. Божественная справедливость, которая не тождественна мирской справедливости. Святой Паисий объяснял это следующим образом: «Бог дождит (так говорится и в Евангелии) на праведных и на неправедных. Мирская справедливость потребовала бы дождить только на праведных».
Я помню, как на Кипре прошел очень сильный дождь. И один человек, простак, спросил: «Неужели дождь шел и на турецкой части?» «На всей территории Кипра пролил!» «Нет, я не хочу, чтобы там тоже был дождь».
Ты будешь радоваться, когда только половина Кипра будет покрыта зеленью? Почему тебя беспокоит, если там тоже прольет дождь? А Христос Бог наш дождит на праведных и на неправедных. Знаете, иногда Он даже исполняет прихоти неправедных. А мы соблазняемся? Те, которые вроде бы как считаемся праведниками? Горе нам! Мы ведь ходим в церковь, мы такие хорошие люди, почему с нами случаются беды? А почему у остальных, которые не ходят в храм, оскорбляют, хулят, грешат, все идет хорошо? Неужели ты стал бы радоваться, если бы у них все шло плохо? Какая тебе в этом польза? Какой в этом смысл?
Бог любит всех людей, все Свои создания и творения без исключенияБожественная справедливость равнозначна любви Божией. Бог любит человека. Ему несвойственна мирская справедливость. Солнце светит и на праведных, и на грешников. Бог подает блага всем, Бог любит всех людей, все Свои создания и творения без исключения. Поэтому иногда нас соблазняет, что Бог любит всех равным образом, в одинаковой степени, а не любит одного больше, другого – меньше. Бог не любит святого много, а грешного ненавидит. Нет, Он не имеет особого расположения к кому-то в любви. Так же, как Он любит Богородицу, Которая есть предел святости, так же Он любит и диавола, который есть крайнее воплощение зла. Бог любит их одинаково. Невозможно, чтобы Бог любил одного больше, а другого – меньше. И диавола любит так же, как тебя, как любит святых, апостолов, Богородицу.
Но что происходит? Это мы не любим Бога одинаковым образом. Один любит Бога на 5 из 100, другой – на 10, третий – на 50, на 70, 80, а кто-то – на 100 из 100. Богородица любит Бога всецело (потому Она и соединена с Богом абсолютно), а диавол ненавидит Бога всем своим существом, потому он и абсолютно разлучен с Ним. Разница заключается не в Боге, а в принимающем любовь.
Когда мы говорим, что Бог праведен, это означает, что Он исполнен Божественной любви. Потому Он судит и действует согласно этой Божественной любви, а не согласно мирской справедливости.
Старец Паисий приводил один пример. Приходит человек и ворует у тебя в саду. Ты ведешь себя по Евангелию и говоришь: «Бери, что хочешь, это не проблема для меня». Ты не защищаешь свое имущество, как следовало бы поступить согласно мирской логике. Если вы почитаете патерик, то встретите там множество примеров, когда разбойники грабили подвижников пустыни у них на глазах, а они не только не сопротивлялись, но помогали грабителям загрузить вещи. Есть прекрасное повествовании одного аввы, у которого украли всё из его келии. Он не только предложил ворам свою помощь, но и сам вынес всё из своей келии. Разбойники подумали, что это какой-то сосед. Спросили: «А ты его сосед? Живешь где-то неподалеку?» Подумали, конечно, что это сосед, который поругался с хозяином дома. Когда они загрузили вещи, он ответил, что он хозяин дома, просто ему не подходят эти вещи. Они удивились и вернули ему все обратно. Когда уехали, поняли, что забыли что-то, вернулись, чтобы отдать всё.
В Неа-Скити жил старец Феофилакт, у которого был прекрасный виноградник. В нем рос лучший виноград в нашем скиту, сладкий и вкусный. Но у него воровали виноград. Не братья, а рабочие или рыбаки. Оставляли лодки на причале и заходили к отцам, брали, что им было нужно. Бедный батюшка, когда видел, что они пришли воровать, прятался от них. Чтобы его не видели и не стеснялись брать. Позволял им зайти, своровать, а потом только показывался. По человеческой справедливости надо было сказать им: «Простите, что вы делаете? Почему крадете виноград? Это мой виноград, это мои вещи, не надо их брать».
Вы скажете мне: «Хорошо, отче. Нам что – становиться жертвами общества? Посмешищем?»
Если он сумеет правильно воспринять потерю, то получит огромную духовную пользу и выгоду, а Бог снова управит его делаЕсли мы хотим действительно стать чадами Божиими, то в глазах людей мы будем выглядеть, как жертвы. А кто действительно жертва? Вор, а не ограбленный. Тот, кто ворует, – трагическое лицо сюжета. Тот, кого ограбили, потерял материальные вещи. Если он сумеет правильно воспринять потерю, то получит огромную духовную пользу и выгоду, а Бог снова управит его дела. Однако, тот, кто ворует, губит свою душу, и губит ее навечно, он – трагедия этой картины. Как и в убийстве: убийца – несчастный. Убитый, по человеческой логике, – жертва, а в глазах Божиих, возможно, он – великий счастливчик в этой истории. Мученики были жертвами палачей, в глазах людей они были несчастными людьми, которых убили, а в глазах Божиих они были великими победителями. А глаза Божии видят, судят и определяют навечно, тогда как глаза человеческие судят и дают определение временное.
В этом, я думаю, причина того, что мы столь жестокосердные сегодня, скоро требуем справедливости, требуем поучительного наказания виновных, хотим, чтобы их отправили в тюрьму. Если нас не остановить, то мы и убьем.
Помню, как однажды я услышал, как люди радуются тому, что в Саудовской Аравии есть смертная казнь. Могут говорить, что это варварство, но внутри себя думают: «Хорошо делают. Если бы и у нас отрубали ноги и руки, то мы не были бы такими». Не знаю, как это помогает. Это дело полиции, правосудия, государства. Но наше собственное понимание, образ мышления не должен быть мирским, а должен быть евангельским образом мышления.
Помню, когда в Лимасоле было много беженцев разных национальностей. Некоторые наши сограждане были очень разочарованы мной, потому что я заботился о чернокожих. Им это не нравилось, потому что они другой веры, беженцы. Некоторые рассуждали и более научно: «Поскольку эти люди находятся в нашей стране, они будут создавать общественные проблемы. Сколько может выдержать Кипр?» Конечно, Кипр – небольшой остров, не может принять много беженцев, должны быть границы, нужен контроль. Но я не говорил, что нужно все заполнить беженцами, переселенцами. Мы же, люди Церкви, желающие жить по слову Евангелия, не должны решать политические вопросы, которые может решить политический правитель или урегулировать полиция. Мы применяем Евангелие в своей жизни, мы должны его проживать. Когда наш брат голодает, мы должны накормить его, а наш брат – это каждый человек: будь он турок, чернокожий, белый, желтый, беженец, преступник – не имеет значения. Некоторые говорят: «Но он же преступник!» Да, для тебя он преступник, а для Бога он не преступник. Вся земля – Божия и чад Божиих.
Когда я стал митрополитом, у меня не было опыта, я не умел выходить в люди. Мне было сорок лет, когда я приехал, чтобы жить в городе, после того, как я уехал, чтобы быть монахом. В первую неделю, в первые 15 дней, когда в митрополии все еще было в заброшенном состоянии, здесь было очень много беженцев. Они тут обосновались. Люди приходили, забирали их потрудиться на день, платили им и возвращали обратно. Было 80–100 человек, которые обосновались рядом с храмом в митрополии. В один из дней я готовился пойти в церковь около 4:30–4:45 утра, только начало вставать солнце, я услышал какое-то движение, крик, голоса, драку. Я испугался, не знал, что там происходит, открыл окно и спросил, что там творится. Под моим окном произошла схватка. Трое-четверо против пяти-шести, и позади них бежали еще другие. «Господи, помилуй! Что мне делать? Пойти разнимать их? Исключено. Во-первых, потому что я не смогу, мне такие дела не знакомы». Конечно, они не съели бы меня, но ничего не вышло бы, а только в газетах написали бы. Подумал: позову их, по крайней мере – постыдятся. Кричу: «Ребята! Что вы там делаете? Прекратите! Я полицию позову». Слышу один голос: «Успокойся, отче, мы сами полицейские». «А почему деретесь?» «Мы забираем чернокожих». «Хорошо, ребята! Ловите их…». Как к животным относимся.
Однажды мы были в одном из монастырей Пафоса, и нам подарили 12 диких козочек. Мы огородили забором одно место и поместили их там. Геронда сказал: «Не переживайте, возьмем их. Будет у нас молоко, будем делать молочные продукты». Но только ведь мы ничего не знали о козочках.
Пришел один батюшка из соседнего села и показал нам, как их доить, как пасти, что с ними делать. Предполагалось, что мы увидим два-три раза и научимся. Но как их поймать? Грязь, запахи… Их не поймать. Целое облако пыли, а внутри мы – трое монахов, бедные: отец Хризостом из Левкосии, я и папа Ефрем. Мы пытались схватить их, не понимали, что будет. Никогда я не видел такого зрелища! Конечно, через пятнадцать дней козочки пропали, совершили побег! Улетучились. Мы до сих пор не знаем, где они. Пропавшие без вести в горах Пафоса! Может быть, и живы еще где-то, кто их знает.
Действительно, тогда полицейские вели с себя с беженцами, как с животными. Каким бы ни был другой человек, пусть он беженец, переселенец, несчастный человек, который покинул свое место и пришел к нам за куском хлеба, но он пришел. Возможно, плохо сделал, что к нам пришел, не должен был. Но разве мы так должны вести себя? С нами все в порядке, если мы ведем себя таким образом? Разве наша принадлежность к христианству и Евангелие не научили нас тому, что мы должны знать? Мы устраиваем общества защиты насекомых, змей, лягушек, животных. Хорошо делаем, чтобы сохранить животных. А люди? Что с людьми? Не так давно в Италии утонуло в море 1400 человек. Столько людей! Не помните? Не слышали? Похоже, это было не такое уж значимое событие – всего 1400 человек погибло! Если бы это было Евровидение, то мы все детали знали бы!
Итак, любовь не радуется неправде: не радуется любой вещи, которая по сути своей плохая, несправедливая, которая вне духа Христа и Евангелия, такая вещь не может сотворить радость в нашем сердце.
Один раз папу Тихона, русского, забрали в суд. Это был единственный раз, когда он покинул Святую Гору. Аскет, пустынник, духовник старца Паисия. Когда он вернулся, мы его спросили, как все прошло:
– Совсем иной типикон в миру!
– Почему?
– Я пришел в суд. У меня стали спрашивать, что я знаю о ворах, которые тогда были на Святой Горе. Я ответил: «Бог да простит их!» Судья сказал: «У нас тут нет такого: "Бог да простит их!", мы должны посадить их в тюрьму». Я сказал: «Нет, когда их поймали, они сказали: "Простите!" А если сказали "простите", мы должны ответить: "Бог простит!"»
Божественная справедливость требует, чтобы ты прощал брата своегоОни готовы были посадить его в тюрьму, папу Тихона, русского подвижника. Когда он вернулся, все говорил: «Иной типикон в миру! Иной образ мышления».
Мирская логика радуется, когда воздают по мирской справедливости. А логика Евангелия совсем иная, и евангельская справедливость абсолютно иная. Божественная справедливость не отождествляется с человеческой справедливостью. Божественная справедливость требует, чтобы ты прощал брата своего. Справедливость мирская требует иначе: совершил ограбление – отправить его в тюрьму, мирская справедливость требует: преступил закон – пусть будет наказан.
Евангельская справедливость требует иных вещей. И тот, кто желает быть совершенным, должен последовать евангельской справедливости и образу мышления. Это принес нам Христос в мир, сказав: «Покайтесь». Измените образ своих мыслей, уходите от мирской логики и входите в Божественную логику, которую принес нам Христос в Святом Евангелии. Или хотя бы будем оставаться в естественных человеческих границах. Не будем выходить за рамки и становиться невежественными.
Сегодня мы особенно наблюдаем в людях жестокость, бессердечность. Мы хотим поскорее воздать по справедливости. Но ведь это не так хорошо. Таким образом не исправляются вещи. Зло не побеждается злом. Зло побеждается добром, любовью, прощением, молитвой. Тот, кто прощает, не становится жертвой. Жертва – это виноватый в проступке, он несчастный, потому что он травмировал и помрачил свою душу перед тем, как совершил проступок. А тот, кто подражает Христу, тот – мужественный борец, а не жертва, не слабый человек, не трусливый. Для того, чтобы следовать Евангелию, тебе необходимо большое мужество, ты должен быть большим героем, чтобы последовать ему.
Завершим примером святого первомученика Стефана и всех святых, которые, подражая Господу нашему Иисусу Христу, вели себя таким образом: когда их убивали, они не говорили: «Боже мой! Воздай по справедливости за мою смерть. Пусть эти злодеи, мои убийцы, получат от Тебя по делам своим. Пусть как-то проявится то, чтобы они почувствовали несправедливость и хотя бы после моей смерти признали, что сделали неправду». Нет. А что сказал Стефан? «Преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60), не делай им ничего за этот грех. Его мысль перед тем, как он умер, была о том, чтобы эти люди, которые убили его, не остались под гнетом греха. Как и Сам Христос, когда висел на Кресте, сказал: «Отче! прости им, ибо не ведают, что делают» (Лк. 23: 34). Он оправдал их: «не знают, что делают». Потому что святые имели логику Евангелия и действовали по евангельской справедливости.
Задавайте свои вопросы.
– Геронда, я спрошу не по теме. В субботу мне позвонил один мой знакомый, молодой человек, и велел включить телевизор, чтобы прослушать передачу с одним просвещенным (духовным) старцем. Но я, послушав передачу минут 15, телевизор выключил. Затем я перезвонил своему знакомому и сказал, что, по-моему, этот старец – прельщенный, потому что, во-первых, он ушел от своего старца, поскольку тот был жестокосердный. Но ведь мы слышали и от Вас, и от других, что, например, старец Ефрем Катунакский 42 года провел рядом с очень строгим старцем. Во-вторых, старец из телепередачи стал рассказывать, как он видел Христа, отверстые Небеса, Христос беседовал с ним и тому подобное. Даже если так и было, то не думаю, что нужно об этом рассказывать всем по телевизору. Геронда, мне хочется услышать Ваше мнение об этом.
– Сейчас, к сожалению, у нас эпоха смутного времени. Я не знаю, наши журналисты так поступают специально или по невнимательности? Где они находят такие «фрукты» и так подают их? Я удивляюсь, где они нашли его? Я знаю лично этого человека. Он не монах (сам надел на себя рясу), сам выдает себя за монаха, за старца. Но у этого человека психическое заболевание. Мы виделись с ним. Я был у своей сестры, и, видимо, зная, что я буду там, его прислали к нам. Я хорошо помню его. У него психические проблемы. Бедный человек – психически больной. Что тут скажешь? К сожалению, вся эта история печальная. Дело даже не в том, что он говорил. Он действительно так полагает, что отверзлись Небеса, и его позвал Вседержитель, чтобы он стал миссионером. Но те, кто его позвал на передачу, и те, кто смотрит это, о чем думают? Истинному слову они не верят, слову Божию не верят, а за прельщенным, бесноватым, за магами, медиумами бегут. Что поделаешь?
– Геронда, Вы говорили нам, что Бог любит всех людей одинаково. Но мы ведь знаем, что у Христа был любимый ученик Иоанн. Кого-то Он любил больше, а кого-то меньше выделял.
– Почему? Потому что ученик любил его больше других. А не потому, что Христос его сильнее любил.
Скажем, что любовь Бога подобна морю. И все мы приходим, чтобы взять из этого моря морской воды. У одного в руках – стакан, он набирает себе стакан, у другого – фляжка, он набирает фляжку, у третьего – канистра, у четвертого – водовоз. И в зависимости от того, какова вместимость сосуда у каждого, аналогичное будет и содержание. Иоанн Богослов любил Христа больше других, поэтому он воспринимал больше любви. Христос не был никогда лицеприятным, Он любит всех одинаково. Любовь Христова не имеет особого расположения к кому-то. Так же, как любит одного, так любит и другого. Иначе мы стали бы спрашивать: «А почему этого любит больше? Что в нем такого?» Понятно, что у Бога не может быть таких человеческих слабостей. Мы люди слабые: один нам нравится, другой – не очень. Одного радушно принимаем, другого знать не хотим.
Иоанн Богослов любил Христа больше других, поэтому он воспринимал больше любви– Геронда, если я не ошибаюсь, в Апокалипсисе говорится, что мученики спрашивали у Христа, когда Он будет судить проливших их кровь.
– Да, в Откровении есть такой образ. Что он означает? Ничто не остается без воздаяния. Духовный закон действует: дашь нож – примешь нож. Но ты не можешь сказать, что хочешь, чтобы ему тоже досталось от ножа, ты должен прощать брата своего. Ты не можешь сказать: «Хорошо, я прощу его, но он получит воздание у Бога». Святой Паисий говорил, что это «благородные клятвы». «Я прощаю его, но он свое получит от Бога». Пусть Бог его превратит в фарш. Но я его прощаю. «Благородные клятвы»! Духовный закон таков: те, кто был заклан в жертву несправедливо, получат оправдание у Бога. Но в чем заключается Божественная правда? В том, что они наследуют Царствие Божие. А не в том, что накажут плохих. Они сами себя накажут. Дела их накажут их. Бог же воздаст праведным вечное Царствие Свое, а не наказание виноватых. Многие люди соблазняются Богом, не хотят, чтобы Бог прощал обидчиков. «Столько зла он натворил, и Бог простит его?!» Простит, если человек покается. Но люди не могут этого принять, не хотят: «Они плохое делали, Бог не должен их прощать». Но у Бога иная логика, не такая, как у нас.
– Геронда, когда мы молчим, видя происходящее зло, то этим, может быть, побуждаем других тоже поступать неправедно?
– Это хороший вопрос. Конечно, мы не должны молчать, когда несправедливо поступают с нашим братом. Тогда мы можем защитить своего брата, но правильным образом, по-доброму. А когда мы молчим, не защищая свою правду и свое мнение, тогда мы входим в пространство иной логики, евангельской. Тогда Бог возьмет на Себя наше оправдание.
Если люди ведут себя несправедливо по отношению к нам, тогда Бог нас защищает. В Евангелии говорится: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39). Свою щеку подставляй. Но надо идти к соседу и его щеку подставлять, чтобы по ней тоже ударили, чтобы он соблюл Евангелие. Тогда нужно подойти и сказать: «Что ты делаешь? Почему ты бьешь моего брата?», а не идти учить брата, как повести себя по-евангельски. Для себя – исполняй, а другого не нужно понуждать.
Справедливость по отношению к брату мы можем защитить и свою правду тоже можем отстаивать по человеческим возможностям. С тобой поступили несправедливо, ты можешь защитить себя правильным, законным образом, поэтому существуют суды, законы, судьи, адвокаты, юристы. Законно, по-доброму, культурно. Однако если ты ради совершенства скажешь: «Не буду оправдывать себя, оставлю это Промыслу Божию. Не стану делать так, чтобы было плохо другому человеку. Пусть со мной поступят несправедливо», тогда Бог проявит Свою справедливость. Но ты не можешь этого навязывать другому человеку. Сам можешь так себя вести.
Митрополит Афанасий Лимасольский
Перевела с греческого Мария Орехова
Источник: www.omilies.net
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 480
Теги: