Московская Сретенская Духовная Академия
Пастырские встречи. О молитве и спасении души
24 октября 2024
Публикации
Пастырские встречи. О молитве и спасении души
Как достойно подготовиться к Исповеди? Как понять, что духовная жизнь стоит на месте? Как правильно молиться за детей? Каковы признаки отпадения от веры и как можно вернуться в Церковь? Зачем мы молимся об усопших? Об этом шла речь на одной из Пастырских встреч, которую провел иеромонах Афанасий (Дерюгин).
– Чем отличается учение католических христиан от православных? Правда ли, что католики считают себя уже спасенными?
– Православные тоже считают себя уже спасенными. Всех нас спас Господь, когда принес на Кресте Свою Голгофскую Жертву. Если мы верим в эту жертву, если мы верим в то, что Господь нас спас, что мы не своими силами спасаемся, что спасение нам подается через Церковь, которую Господь основал, тогда мы и спасены. Но чтобы это спасение получить, нужно и со своей стороны приложить усилие.
Об отличиях католического учения от православного. Есть некоторые богословские тонкости, связанные с учением о Святом Духе: от Кого исходит Святой Дух? Только от Бога Отца или от Отца и Сына? Это и вопрос, связанный с властью Папы Римского в Церкви; и вопрос, связанный со значением добрых дел в нашем спасении. Но в наше время наибольшая опасность – это обмирщение, которой католики не смогли сопротивляться, а Православная Церковь, слава Богу, сопротивляется в значительно большей степени. Сейчас, особенно в Западной Европе, много разных тенденций, далеких от христианских, да и вообще от человеческих. Апостол Павел сказал, что блуд и всякая нечистота даже именоваться не должны. И нередко Католическая Церковь идет на поводу у пропагандирующих современные учения и пытающихся учение Христа сгладить, исправить под мир сей, что, конечно же, губительно, это абсолютно тупиковый путь. Ведь если мы что-то меняем в учении Христа, то значит – Христос нам не нужен, а нам нужно подстроить Его под свои представления, под «стихии мира сего», как говорит апостол Павел. И в этом, наверное, наибольшая опасность того, что сейчас происходит с католиками.
– Супружеская пара: жена православная, супруг – католик. Они вместе 60 лет, их дети и внуки крещены в Католической Церкви. Можно ли о них молиться?
– Молиться можно обо всех. Но на литургию, на Евхаристическое поминовение мы подаем только тех, кто является членом Православной Церкви, кто посещает православный храм, исповедуется и причащается. То есть на литургию подавать записки о католиках не нужно.
Но на домашней молитве, на молебнах мы можем и должны молиться обо всех, кого знаем, любим, даже если они еще не принадлежат к Православной Церкви, ведь в домашней молитве за них молиться можно и нужно.
– Что делать, если муж стал православным, а его жена отказывается?
– Молиться. Мы очень часто недооцениваем нашу личную молитву. Господь каждому из нас, хотя мы все грешные и немощные, дал возможность с Ним общаться, к Нему обращаться в молитве. И в нашей домашней молитве мы можем изливать Богу все просьбы, в том числе и за наших близких и знакомых, которые еще далеки от Православной Церкви, которые в чем-то заблуждаются. Эта молитва в любом случае не останется бесплодной.
– Когда я лежала в больнице имени святителя Луки, пришла женщина, приятная в общении, юрист, и сообщила, что она травница, лечит людей, и что она ведьма, но при этом она ходит в церковь, причащается, исповедуется, ставит свечи. Мне было очень страшно, я молилась Господу. Значит, в Церкви со мной могут стоять не только православные?
– Конечно, могут. К сожалению, такие люди мимикрируют под православных, чтобы к себе привлечь больше народа. Конечно, таким образом они надругаются над Святыми Тайнами, над Телом и Кровью Христовыми, и понятно, что через это сатана в них еще больше вселяется. Но если мы верим в Бога, если мы понимаем, в Кого мы причащаемся и причащаемся с истинной верой, то нам совсем не страшно, кто стоит рядом с нами. Такие люди от священников скрывают, чем они занимаются. И ничего не скажешь: человек ходит в храм, исповедуется, причащается, а на самом деле такие делишки может творить. Если, не дай Бог, оказались рядом с такого рода человеком, то нужно стараться вообще с ним не общаться, а если невозможно никуда уйти, то необходимо постоянно молиться.
Да, к сожалению, в Церковь приходят люди очень разные, по разным причинам, но главное, чтобы мы приходили к Богу искренне. Будем сами к Богу стремиться, и тогда Господь нас не оставит.
– Во время молитвы о некоторых усопших светло на душе, а о других – смущение и тяжесть. Как быть?
– Я не доверял бы состоянию, когда легко или тяжело на душе. Наша молитва нужна тем, кому на том свете не очень хорошо. Даже если понимаем, что молиться не так просто, но все равно несем эту молитву как некий подвиг, преодолевая это смущение. Но если совсем становится тяжело, то тогда нужно обратиться к духовнику и с ним обсудить, что это за ситуация.
Даже если понимаем, что молиться не так просто, но все равно несем эту молитву как некий подвиг
– Как правильно молиться за детей, чтобы не просить то, что не по воле Божией?
– Мы можем просить у Бога все, что не является прямо греховным, главное – во всех наших просьбах прибавлять: «Не моя воля, но Твоя да будет». Воля Божия всегда есть в спасении, и поэтому просить спасения своим детям – это всегда беспроигрышный вариант. А молясь о земных вещах, нужно всегда прибавлять: «Господи, пусть Твоя воля будет».
– Чем можно заменить утренние и вечерние молитвы из молитвослова?
– Есть церковные службы: повечерие и полунощница, которые изначально были вечерними и утренними молитвами, можно читать их. Необходимо правило, потому что жить без правила для человека бывает очень непросто, ведь мы расслабляемся очень быстро. А какое именно будет правило? Лучше посоветоваться с духовником. Мы с мамой какое-то время, еще в мои школьные годы, читали по кафизме Псалтири – тоже полезно.
– Противоречит ли молитва за других словам преподобного Серафима Саровского «спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся»? Можно ли своими духовными подвигами спасти весь свой род, включая усопших?
– Нет, словам преподобного Серафима это не противоречит. Преподобный Серафим не говорил: «Спасись сам, но не молись, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам он был таким великим молитвенником! Он говорит о том, что личный пример имеет огромное значение: если мы сами стяжали Дух Святой, то это и многих других может привести к стяжанию Святого Духа. Но Дух Святой стяжается и молитвой, так что это тоже неотъемлемая часть.
Можно ли спасти весь род? Господь дал удивительную силу, удивительную власть человеческой свободе. И если человек всю свою жизнь шел против Бога, то Господь его насильно заставлять не будет. И наши молитвы заставить его спастись, если он всю жизнь этого не хотел, тоже не смогут. Но наши молитвы могут помочь ему, потому что понятно, что даже если человек находится в мучениях, то там ему посылается какое-то облегчение. Есть история о диалоге преподобного Макария Египетского с уже умершим языческим жрецом, который сказал: «Когда ты молишься за нас, Макарий, тогда мы получаем небольшое облегчение». Такое тоже возможно. Но полностью исправить человека, заставить его идти к Господу, если он шел против Бога, даже самые великие молитвы не помогут. Я не говорю, что они бесплодны, они приносят пользу, но полностью изменить вектор жизни человека едва ли могут.
– Можно ли благодарственные молитвы после Святого Причастия читать дома, а не в храме слушать, где народ в это время ходит и мешает?
– Я думаю, что нужно слушать в храме. И знаете почему? Вы своим поведением в храме можете показать пример другим: все ходят, а вы стараетесь стоять и слушать молитвы. Может, кто-то увидит и поймет, что он ведет себя неправильно. А дома благодарственные молитвы можно перечитать еще раз. Многие святые по несколько раз читали благодарственные молитвы после Причастия, чтобы еще более глубоко их прочувствовать.
– Как достойно подготовиться к Исповеди?
– Первое – это постоянное чтение Священного Писания и творений святых отцов. Ведь мы знаем, что святые видели себя самыми грешными людьми на земле. Они были внимательны к себе, поэтому даже какие-то небольшие грехи замечали и очень строго к ним относились. Почитав творения святых отцов, мы увидим, как действовать и нам.
И второй момент – это молитва: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения». Ведь видеть свои грехи – это дар Божий, который достигается в том числе и молитвой, прошением Богу об этом даре.
Можно посоветовать замечательную книгу, с которой у многих началось воцерковление, – «Опыт построения исповеди» отца Иоанна (Крестьянкина).
– Как научиться жить настоящим, не жалеть о прошлом и не волноваться о будущем?
– Все наши сожаления о прошлом и волнения о будущем не связаны с упованием на Бога. Если бы мы уповали на Бога, то не было бы никаких сожалений, мы действительно жили бы настоящим днем. Святые отцы советуют нам постоянно напоминать себе, что в любой момент мы можем умереть. И тогда ты сразу понимаешь, чтó в жизни ценно, а что – нет.
Если бы мы уповали на Бога, то не было бы никаких сожалений, мы действительно жили бы настоящим днем
Чтобы научиться надеяться на Бога и искать волю Божию, нужно размышлять о своей жизни и вспоминать, как много благодеяний подал нам Господь. Ведь у каждого в жизни было множество, как казалось, безвыходных ситуаций, при которых Господь открывал такой благоприятный выход, что человек даже и не предполагал о его возможности. Вот и будут постоянные поводы к благодарению Бога и постоянное убеждение в том, что действительно Господь с нами и все устраивает.
– Каковы признаки того, что духовная жизнь стоит на месте?
– Во-первых, если человеку не хочется читать ни Священное Писание, ни святых отцов, ни молиться. Я не говорю о каком-то минутном состоянии, когда мы устали, придя с работы, и нам хочется только лечь и спать. Но если это ежедневное состояние, то здесь уже нужно обеспокоиться.
Во-вторых, христианская жизнь должна приводить человека к смирению. Если мы начинаем все больше и больше думать о том, какие мы хорошие и какие окружающие плохие, то здесь нужно обеспокоиться: «Все ли у меня нормально, правильным ли путем я иду?» Потому что смирение – это верный показатель того, что человек идет к Царству Небесному, а отсутствие смирения – соответственно верный показатель того, что человек идет в противоположную сторону, как шли фарисеи.
– Как может выглядеть отпадение от веры? Какие признаки? Каким образом в таком случае присоединиться к Церкви?
– Когда человек осознанно отрекается от веры, он начинает вместо православного храма ходить к магам, колдунам, на какие-нибудь индуистские собрания, сборища сатанистов. Это непосредственное отпадение от Церкви, от веры. Но если человек осознал, что был неправ и искренне кается, то он должен пройти специальный чин отречения от своих заблуждений и лжеучений. В таком случае нужно поговорить со священником, который подскажет, что отпавшему делать дальше.
Но мы все постоянно отпадаем от Бога через наши грехи. Именно поэтому во время Исповеди, на молитве священник говорит: «Примири и соедини их со Святой Твоей Церковью», потому что наши грехи разделяют нас с Богом. И поэтому Исповедь нам постоянно нужна как возобновление единства с Богом. Сложно сказать, какие грехи полностью разделяют с Богом, какие – нет, но смысл Исповеди в том, чтобы мы постоянно возвращались к правильному осознанию, возвращались к Церкви.
– Правда ли, что грехи родителей переходят детям?
– За грехи каждый человек ответит сам. Бывает, условно говоря, дурная наследственность, что-то связано и с воспитанием, и с предрасположенностью в характере к тем или иным грехам. Но за свои поступки каждый будет отвечать сам.
– Посоветуйте, что почитать о борьбе со страстями.
– Есть очень много хороших книг. Но если современный человек ничего не читал на эту тему, то я бы посоветовал прочитать книгу Льюиса «Письма Баламута». Эта книга построена в форме писем, которые старший бес пишет младшему бесу, уча его соблазнять людей. Там настолько точно показана вся православная аскетика, что даже удивительно, как человек, не принадлежавший к Православной Церкви, написал такую книгу о борьбе со страстями.
Если говорить о более серьезном, то в первую очередь стоит назвать замечательную книгу преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения». Хотя она и писалась для палестинских монахов VII века, но вполне понятна и близка и современному человеку. Еще порекомендовал бы серьезное святоотеческое чтение: «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» святителя Феофана Затворника. Первая и самая главная Книга, которую нам нужно читать, – это Библия.
– Многие считают, что йога – это что-то очень легкое, чисто физическое упражнение.
– Основа всех восточных практик: йоги, медитации, восточных единоборств – глубоко религиозна. Поэтому христианину нужно быть очень осторожным и полностью избегать этих вещей, чтобы не отступить от Бога, потому что время лукавое.
– Я занимаюсь бегом три-четыре раза в неделю по одному часу, но считаю, что я неправильно использую время, потому что я мог бы в это время почитать Псалтирь, Евангелие.
– Я понимаю Вас. Но жизнь в ритме города такая, что порой необходимо создавать себе какие-то физические нагрузки, чтобы просто не развалиться. Раньше люди жили в деревнях, где ты дрова колешь, развиваешься физически. А если живешь в городе, то приходится физкультурой заниматься. Я думаю, что ничего плохого в этом нет. Никто не мешает нам бежать и при этом молиться Богу. Можно творить Иисусову молитву во время любого дела, можно слушать душеполезное в наушниках.
– Епископ Василий (Родзянко) смирялся перед всеми. Из книги митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» знаем, как отец Алипий (Воронов) защищал Псково-Печерский монастырь, чтобы его не закрыли, и рвал постановления Хрущева. Как же поступать? Что такое смирение?
– Что нужно разделять? То, что касается лично нас, и то, что касается других людей и Церкви. В отношении лично нас мы должны быть максимально смиренными. Например, когда святитель Спиридон Тримифунтский пришел на Первый Вселенский Собор, у него охранник спросил: «Ты кто?» Святитель ответил: «Я епископ». Но он был в одежде пастуха. «Какой ты епископ?» – сказал охранник и ударил святителя по щеке, а тот ему подставил другую щеку. И тогда охранник произнес: «Теперь вижу, что ты епископ. Проходи».
Когда дело касается нас, нужно смиряться, а когда речь идет о Церкви, нужно проявить твердость
А когда речь идет о Церкви, то нужно действовать по-другому. На том же Вселенском Соборе святитель Николай Чудотворец ударил по щеке еретика Ария за то, что тот хулил Бога. Святитель Николай защищал не себя, а Церковь и Сына Божия. Это и является тем мерилом, при помощи которого мы должны выбирать, когда действовать активно, а когда смириться. Когда дело касается нас, нужно смиряться, а когда речь идет о Церкви, нужно проявить твердость. Но конкретные вопросы лучше обсудить с духовником.
– Как понять, простил человека или нет? Уже понял, что он не специально тебе вредил, а в душе остался негатив.
– Это значит, что не простил. Это прощение несовершенное. И здесь выход только один: молиться о том, чтобы Господь помог простить, помог полностью изгладить этот негатив в душе. В притче о блудном сыне отец встречает своего сына очень радостно, он не гневается на него, хотя сын его по сути заживо похоронил и ушел, непонятно чем занимался, а когда все потерял, то возвращается к отцу, который полностью простил сына.
– Раньше я готовилась ко Причастию всю неделю, строго. Со временем стала чаще причащаться, однако не так строго соблюдаю пост, подготовка иногда идет в последний момент – читаю правила. Но не могу идти на литургию и не причащаться.
– Очень хорошо, что Вы не можете не причащаться на литургии – это замечательное правило, которое нам оставили святые отцы Церкви. Подготовка ко Причастию с неделей строгого поста и продолжительными правилами появилась тогда, когда люди причащались крайне редко. В XIX веке причащение два раза в год было показателем уже человека благочестивого. Сейчас, слава Богу, в Церкви мы вновь стараемся причащаться часто, в Москве это уже является нормой для христиан, что замечательно. И понятно, что внешние моменты подготовки не могут оставаться такими же. Если мы будем поститься неделю перед Причастием, то бóльшая часть из нас вообще всю жизнь будет поститься. Поэтому важно обратить внимание на внутреннюю подготовку ко Причастию: если ты не будешь осуждать, то это будет гораздо более ценным, чем вычитать все правила и при этом идти с фарисейским сознанием: «Я не такой, как прочие человеки» (см.: Лк. 18: 11).
– Публицист Сергей Худиев сказал, что категорически против книги «Мытарства блаженной Феодоры», он говорит, что нас должен встретить Господь, а мы говорим, что нас встречают бесы. Другие священники говорят иное. Что Вы думаете по этому поводу?
– Когда мы умрем, то попадем в абсолютно другую реальность. Что она из себя будет представлять, определить очень сложно, и поэтому такого рода произведения, как «Мытарства блаженной Феодоры», с одной стороны, что-то правильно показывают, с другой стороны, описывают это применительно к нашим земным реалиям, то есть стопроцентной точности ждать нельзя.
Из такого рода произведений нужно извлекать хорошее, что может принести пользу нашей душе
Но в книге «Мытарства блаженной Феодоры» есть несколько важных моментов: о пользе молитв святых (святой Василий дает ковчежец с золотом), о прохождении душой каких-то застав, где бесы задают ей вопросы, и душа от них откупается. Из такого рода произведений нужно извлекать хорошее, что может принести пользу нашей душе. То, что это неточное описание того, что будет, – это факт. И то, что какое-то зерно здравое там есть, тоже несомненно.
Святитель Феофан Затворник говорит, что действительно будут мытарства после смерти. У него есть разумное предположение: душа будет проверяться, насколько она прилепилась к чему-то земному, к чему-то греховному. Не бесы будут допрашивать ее и судить, а душе будут представлены картины самых разных земных наслаждений, и душа или потянется к ним, или будет стремиться к Богу. Что-то такое происходит, наверное, после смерти человека. Описывается иная реальность, которую мы до конца понять не можем.
– Посоветуйте толкование на Псалтирь.
– Толкований довольно много, они все разные. Часть псалмов (но не вся Псалтирь) истолкована святителем Феофаном Затворником. Его толкование я бы посоветовал прочитать в первую очередь. Есть толкования на псалмы святителя Афанасия Великого, преподобного Евфимия Зигабена, но это более древние книги, они могут быть довольно сложными для современного человека. Чтобы лучше понимать Псалтирь, советую почитать псалмы в русском переводе, но не в Синодальном, а в переводе Павла Юнгерова, который переводил с греческого языка и сохранил церковный стиль на русском языке.
– Посоветуйте, пожалуйста, какое толкование Библии почитать?
– Разных толкований очень много. Если никогда не читали никакие толкования на Священное Писание, то я бы посоветовал почитать толкование епископа Василия Кинешемского на Евангелие от Марка. Есть толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского, замечательная книга, более древняя, но при этом содержит короткие толкования на все Евангелие. Если есть желание прочитать что-то глубже и серьезнее – это толкования святителя Феофана Затворника, который истолковал часть Псалтири, многие апостольские Послания.
– Андрей Кураев до лишения сана очень интересно толковал Священное Писание. Можно ли слушать его толкования после лишения его сана?
– Да, можно. У каждого человека есть и хорошее, и плохое. И отец Андрей Кураев, скажем так, образца 1995 года и отец Андрей Кураев образца 2020 года – это совершенно разные люди. В свое время он привел к Богу очень многих людей, и его произведения того времени очень понятны, просты, духовны, помогают людям уяснить истины Церкви. Поэтому ничего плохого в этом нет.
Иеромонах Афанасий (Дерюгин)
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 1301
Теги: