Любовь не завидует

20 августа 2024

Публикации

Любовь не завидует

apostle_paul.jpg

Беседа 9 из цикла Гимн любви в послании апостола Павла к Коринфянам.

Во-первых, пожелаем всем доброго нового года, несмотря на все события, которые не столь благоприятны и радостны. Мы же, невзирая на это, молимся, чтобы Бог благословил грядущий год, чтобы он был добрым и благословенным для всего мира, для нашей страны, для нашего отечества, для всех нас и каждого из нас.

Мы продолжим читать и размышлять о Первом послании апостола Павла к Коринфянам. Читаем 13-ую главу, в которой говорится о любви. Прежде чем мы вернемся к изучению труда преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань», посмотрим этот отрывок Послания апостола Павла. Многие сегодня говорят о любви, но и у Церкви есть свое слово. 

Мы говорили, что любовь долготерпит, милосердствует, что любовь обладает благостью, терпеливостью – по таким чертам узнается истинная любовь. 

В 4-м стихе говорится: «Любовь не завидует» (1 Кор. 13: 4). Скажем несколько вещей, которые нам будут интересны, поскольку тема зависти занимает всех нас. Все мы вкусили этого в большей или меньшей степени и по отношению к нам самим, и завидуя другим людям. Это требует особого исследования в душе человека, чтобы мы, во-первых, научились видеть, завидуем ли мы сами. Хорошо спросить себя: «Может быть, я завидую?» А как распознать, завидуем ли мы? И та зависть, которая живет в нас, хорошая или плохая? Потому что бывает и хорошая зависть, как говорит в другом месте апостол Павел: «Ревнуйте о дарах бо́льших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12: 31). Завидуйте, ревнуйте, чтобы стяжать бо́льшие дары. Это сказано, конечно, не в дурном смысле, а с тем, чтобы мы, видя некоторые вещи некоторых наших братьев, друзей, сотоварищей, соработников, хотели бы быть похожими на них. Это неплохо. Потому и существуют святые в жизни Церкви, чтобы мы видели их святую жизнь и хотели бы подражать им. Сам Христос стал Человеком, чтобы мы, глядя на Него, перенимали пример Его жизни и стали подражать Ему. Для того, чтобы мы стали подражателями Христу и подражателями святым. И, действительно, это так. 

Христос стал Человеком, чтобы мы, глядя на Него, перенимали пример Его жизни и стали подражать Ему

Все мы, я полагаю, имеем в своем сердце людей, которым мы завидуем. Говорим: «Я завидую этому человеку». Однако мы завидуем ему по-доброму, не испытывая плохих чувств. Наоборот, мы радуемся, что у человека все хорошо, что он хороший, что он развивается, достигает успеха. Мы рады, что он являет добрый пример для нас и других людей. Но нам бы хотелось по-настоящему быть похожими на него, то есть мы желаем стать такими же хорошими, как он, такими же благочестивыми, как он, такими же подвижниками в духовной жизни, как он. То есть существует и добрая зависть, азарт побороться за первое место: я хочу догнать в духовной жизни тех, кто преуспевает в духовных областях или в других моментах, которые не столь духовны, но тоже хороши. Скажем, я хочу догнать лучших учеников в своей параллели – все это хорошо. Но как мы можем различить, действительно ли это хорошо? По двум критериям. 

Во-первых, движет ли нами любовь? Относимся ли мы с любовью к этим людям? Не желаем ли им зла? Не желаем ли мы занять их место, а они чтобы оказались на нашем? Дай Бог, чтобы он оказался в моем положении, а я бы занял его место. Нет. Я хочу стать таким, как он. Я понимаю, что он, брат мой, хороший и добродетельный. Дай Бог, чтобы я был таким, как он. Но я не хочу, чтобы он стал таким, как я, и я не стану радоваться, когда с ним приключится что-то недоброе. Или когда с ним случится духовное падение, ты не станешь думать: «Ага, как здорово, пусть помучается, чтобы он понял, каково мне. Пусть и он раздражается, как я раздражаюсь каждый день». Это некрасиво.

Во-вторых, другой признак – это беспокойство: я начинаю суетиться, во мне появляется беспокойное желание быть похожим на другого. Я начинаю беспокоиться или внутри меня все переворачивается вверх дном, в душе – полный беспорядок, я не могу успокоиться. Как говорится в древнем изречении, «лавры Мильтиада не дают мне спать». То есть мне не дает уснуть победа этого Мильтиада, если я не ошибаюсь. Если ты не можешь заснуть, потому что хочешь быть похожей на свою одноклассницу, это недобрый знак. Конечно, хорошо быть лучшей ученицей в классе, как первая ученица, но то, что ты потеряла сон, это не есть хорошо. То, что ты переживаешь и твоя духовная жизнь утратила порядок, это недобрый знак: ты получила 20 баллов, а другой не должен тоже получить 20, а только 19 баллов. Это неправильно. Все могут быть на одном уровне. Но если ты не можешь стать лучшим, то мир не рухнет от этого. Если можешь – хорошо, а если нет – ничего страшного. 

Будем иметь духовную ревность, ревновать о духовных вещах от всего сердца, полюбим духовную борьбу, как ее любили великие святые. И будем любить наших ближних от всего сердца, как умели любить люди Божии. Это – да. 

Но снова скажу: это не должно вызывать смятения в нашей душе. У меня есть разные слабости, я совершаю ошибки – буду и это воспринимать в духе смирения и покаяния. Нет у меня какого-то дарования, но у всех людей не может быть одинаковых дарований: у одного – одно, у другого – другое. То, что есть у меня, нет у другого. Такова природа людей. 

Кроме того, тайна сотворения человека учит нас, что Бог создал бесчисленные миллионы, миллиарды разных людей, начиная от первого человека и заканчивая последним, который появится на этом свете. Не существует ни одного человека, одинакового с кем-то другим. Ни одного! Внешне мы можем быть похожи. Есть близнецы, которые почти не отличаются друг от друга, никто не отличит, даже мама может их перепутать. Однако души их отличаются, разный душевный мир, а не один и тот же. Бог не создал ни одного человека по образу другого, одинакового с кем-либо, чтобы показать нам, что каждый человек – единственный и неповторимый. Человеческая личность уникальна. Ты – образ Божий, ты призван стать подобным Отцу своему единственным и неповторимым образом, поскольку ты сам – единственный и неповторимый. Когда ты это понимаешь, тогда ты начинаешь почтительно относиться к себе, станешь понимать, что ты не есть нечто незначительное, в том смысле, что ты недостоин внимания Божия. Бог – Отец наш, Который сотворил все с такой мудростью и любовью, и Он крайне внимателен к каждому из нас. Потому что для Бога мы все уникальные и неповторимые. Бог не может сказать: «Да, много есть людей, потеряем кого-то – мир не рухнет». 

Ты – образ Божий, ты призван стать подобным Отцу своему единственным и неповторимым образом, поскольку ты сам – единственный и неповторимый

Один раз в жизни я ездил в Сирию, тогда там было спокойно. Меня подвозил один таксист. Не знаю, бывали ли вы там когда-то: на дороге очень много детей, и все ходят по проезжей части, подходят к машинам. Таксист спешил, в один момент он почти сбил кого-то, я сказал ему тогда: «Поаккуратнее, не сбей никого!» «Их много, не переживай!» Он говорил на ломаном греческом, сказал: «Много их!» Для таксиста, возможно, их и много, но для Бога это не так: нет воли Божией, чтобы погиб хотя бы один человек. Бог никогда не скажет: «Хорошо, пусть этот погибает. Разве есть нужда, чтобы все спаслись?»

Никого не хочется потерять, хочется, чтобы никто не лишился спасения. Потому что каждый человек сохраняет свою уникальность, и каждый на особом счету у Бога. Один-единственный, дорогой. Отцы Церкви говорят, что Бог готов ради спасения даже одного-единственного человека снова создать небо и землю – только ради спасения одного человека! Весь видимый и невидимый мир был создан ради человека. Такова ценность человека: столь драгоценен, уникален и неповторим каждый из нас для Бога Отца нашего! И понимая это о себе – что мы носим в себе образ Божий, что в нас есть такой талант и дар от Бога – мы начинаем чувствовать, за столько всего мы должны благодарить Бога, благодарить безгранично! Поэтому у нас нет ничего, чтобы мы жаловались, что нам чего-то не хватает из того, что мы видим у ближнего. У тебя есть бесчисленное количество дарований, поскольку Бог одарил тебя безгранично, у тебя так много всего, за что ты еще не успел отблагодарить Бога. Да и никогда мы не сможем отблагодарить Бога за все, что Он дал нам, и за все то, что Он сделал для нас. Мы не можем даже воспользоваться всем тем, чем обладаем. Даже наш головной мозг работает, как говорят ученые, всего на одну десятую. Представьте, если мы сумеем активировать и другие девять десятых? Что мы тогда начнем делать? 

Бог раздал нам дарования очень щедро, без скупости. Мы можем сказать: «Этот человек может осилить 50, дам ему 40, 45, 49». Нет, если он может осилить 50, дам ему двести, пятьсот, чтобы у него было с избытком. В Евангелии говорится: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится» (Мф. 13: 12). «Изолью с избытком, через край дарования на него», – так поступает Бог. Некоторые взвешивают и любят, чтобы было ровно-ровно, ни на грамм больше: довольно тебе этого, больше ты не вместишь. А в Евангелии говорится: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1: 16). Бог дает еще и еще, очень щедро, с расточительностью. Бог так поступает, зная, что мы жадные, скупые, привередливые. Он дал столько, сколько мог. А мы, хотя и обладаем несметными богатствами дарований, не становимся щедрыми. 

Бог дает еще и еще, очень щедро, с расточительностью

Если же задуматься еще и о Божественном домостроительстве: о Его Воплощении, о Его умалении, распятии, Воскресении – обо всем, что Он сделал для нас и даровал нам… Что говорится в молитвах, когда мы совершаем великое освящение вод на Богоявление? «Ве́лий еси́ Го́споди, и чу́дна дела́ Твоя́, и ни еди́но же сло́во дово́льно бу́дет к пе́нию чуде́с Твои́х». Ты столь велик, Господи, столь чудны дела Твои, что невозможно найти слов, которых будет достаточно, чтобы воспеть дела Твои. Они превосходят все слова человеческие и ангельские, нетварные и сотворенные, чтобы эти слова могли бы поблагодарить и восхвалить, воспеть и описать чудеса Божии! Нет таких сил у человека, даже ангелам это невозможно. Почему ангелы непрестанно воспевают Господа? Потому что они перетекают от удивления к удивлению, вся жизнь их в вечности – это одно сплошное удивление чудесами Божиими. Восторг – его не передать и не описать, его невозможно вместить в рамки, потому что Бог – необъятный, невозможно ничем Его объять и ограничить. Никогда не скажешь: «Всё, я наелся, напился, насмотрелся, все сделал, больше ничего не осталось. Боже мой, я насытился Тобой, довольно». Богом невозможно пресытиться. Бог не заканчивается, Он – бездна.

Некоторые люди переживают, что же они будут делать, когда настанет Второе Пришествие. Бесконечные веки будем пребывать с Богом? Что же мы будем делать целыми днями рядом с Ним? Мы устанем. Такого не может случится. Бог – бескрайний. Во-первых, не будет времени, мы не будем ощущать его. И вчера, и завтра – всё будет так же. Не будет завтра и вчера. Будет бесконечное бытие. Бог никогда не завершается, Он – бесконечный. Чем больше ты Его вкушаешь, тем больше хочется. А мы – образы Божии, иконы Божии, и мы вкушаем, впитываем Бога, и человеку невозможно будет никогда сказать: «Насытился, хватит. Больше не могу». Нет такой вероятности. Потому мы никогда не сможем отблагодарить Господа. 

А почему мы завидуем? Потому что не ценим того, что нам дано. Это часто меня занимает, когда я слушаю людей во время таинства Исповеди. Говорят: «Я завидую другому человеку». «Почему завидуешь, сынок? Ты отблагодарил Господа за все, чем обладаешь? Нет. Ты сумел использовать и применить все свои дарования? Не сумел. Это невозможно, сколько бы лет ты ни прожил. Их так много, что не получится». Представьте, что вы миллионеры, самые богатые в мире. Куда вы потратите все эти деньги? Как успеете? Съесть придется эти богатства. Пойди, накупи всего, подаришь хотя бы людям. Что тебе с ними делать?

Наш старец рассказывал, что он спрашивал миллионеров:

 – Сколько раз в день вы кушаете? 

Они отвечали: 

– Одну-две тарелки в день, как все другие люди.

– А вы что, едите так же, как и мы?

 – Мы и диеты соблюдаем. Следим, чтобы не есть соленого. И диабет у нас бывает, сахар, холестерин. Не едим того, не едим этого. 

– Господи, помилуй! Вы не едите целыми днями? А на скольких кроватях спите ночью?

– На одной кровати, как все люди.

– На таких же кроватях спите, как у нас?

– Да, на таких же.

– А зачем же вам столько миллионов? Если вы не едите целыми днями и спите на обычных кроватях? Куда вам столько?

Все вещи имеют предел. Кем бы ты ни стал, не успеешь использовать все, что тебе дано. Столь много дает Бог, столь изобильно: одно рождает другое, дары умножаются так, что не успеваешь всего употребить. Не успеваешь сказать Богу одно «большое спасибо!», чтобы твоя жизнь стала непрестанным славословием: «Боже мой, благодарю Тебя за всё». Когда ты научишься говорить Богу: «Благодарю!», тогда разве будет у тебя дерзновение сказать Богу: «Благодарю, но дай мне еще и вот это»? Ты не дерзнешь от изобилия просить бóльшего, потому что тогда внутри тебя не будет ни малейшего ощущения недостатка. Твоя душа не ощущает нужды ни в чем. 

В Царствии Божием есть разные стадии святости, как говорит Христос: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14: 2). Конечно, в одном духовном состоянии находится преподобный Антоний Великий, а в ином состоянии – моя бабушка. Верю, что и моя бабушка пошла в рай, но она там не с Антонием Великим. Может быть, и с ним, не знаю, но говорю так, как моя голова понимает. Разная мера. Но что происходит? И тот, кто стяжал каплю благодати, и тот, кто обладает океаном благодати, чувствует полноту. Моя бабушка не станет говорить: «Жаль, я не вместе с Антонием Великим… Не хватает мне его благодати. Хочу быть, как он». Нет, она скажет: «Слава Тебе, Боже! Здесь, где я обретаюсь, прекрасно! Я трижды счастлива и трижды довольна. Не желаю никакого иного места!» А преподобный Антоний Великий не станет говорить: «Ох, я не как Богородица…», и не будет он мучиться от этого. Бог обладает такой особенностью: дает даже одну каплю, и твоя душа вся наполняется, словно ее наполнил целый океан. 

Бог обладает такой особенностью: дает даже одну каплю, и твоя душа вся наполняется, словно ее наполнил целый океан

И одновременно тот, кто получает целый океан, наслаждается им, и тот, кто получает одну каплю, в полноте наслаждается благом, пребывая в благодарении и славословии Бога. Почему же мы завидуем? Потому что не пребываем в благодарности Богу, не благодарим Его. Если бы мы каждый день своей жизни давали бы себе урок: посчитать, сколько всего нам даровал Бог, скольких вещей Он помог нам избежать, от скольких вещей Он нас избавил, сколько возможностей перед нами на каждый день? Он даровал нам имя Свое, даровал нам благодать, Себя Самого, даровал Свои Тело и Кровь, даровал Церковь Свою, всё нам дал. И как мы можем завидовать другому, а не благодарить Бога? Мы не ценим того, что Он даровал нам, не пользуемся этим достойным образом. Мы должны понять это. 

Знаете, я думаю есть кое-что такое, в чем виноваты наши родители. И все мы, которые являемся родителями, духовными родителями, учителями, должны задуматься о том, что мы не учим своих детей уважать и ценить самих себя, а учим их нездоровым вещам, приучаем их просить еще и еще, а не ценить того, чем обладают. Вы видите, что сегодня в мире – огромная неблагодарность. 

К тебе приходит человек просить о помощи. Ты даешь ему 200 евро. Он говорит: «Всего лишь?» «И это ведь хорошо, сынок. Возьми». Ему нужно 1000 евро, но и 200 – это что-то. Сплошная неблагодарность. Начиная с простого, с еды. 

Раньше люди, вставая из-за стола, благодарили Бога за еду, которую имели. Поскольку я вырос в семье, которая не жила по церковному преданию, меня удивляла моя бабушка, которая говорила: «Слава Тебе Боже, благодарю Тебя, что мы поели и сегодня». Я удивлялся: «Неужели мы могли сегодня не поесть?» Мы же и сегодня поели, и вчера поели, и завтра поедим, да еще получше. Так мой ум рассуждал.

Мы иногда приходим к кому-то в дом. Поскольку пришел священник, помолятся перед едой: хозяин дома встанет, и, стесняются-не стесняются, помолятся как-то. А если мы не станем молиться, снова будут смущаться: «Как же стали есть без молитвы? Пришли батюшки, и даже перед едой не помолились». Простите, но у нас есть свои капризы – мы будем молиться перед едой. Читаем «Отче наш», благословляем трапезу, а когда встаем из-за стола, говорим: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ». Люди, правда, думают, что это мы их благодарим и начинают останавливать: «Да ничего, ничего, не за что нас благодарить!» Не дают нам завершить молитву. Один батюшка сказал в конце трапезы: «Давайте поблагодарим…», его остановили: «Не нужно, не нужно никакого благодарения». За Божие хотим ведь благодарить, не за ваше... Как глухой с немым разговариваем. Перекрестимся, внутри себя помолимся – хотя бы что-то делаем.

Если ты не научишься благодарить Бога за самые простые вещи, то сложно научиться более высокому

Но заметно, что потерялся дух благодарения. Он нелегко возделывается. Если ты не научишься благодарить за самые простые вещи, то сложно научиться более высокому. Один старец, Святогорец, говорил: «Когда берешь молоток и гвоздик, чтобы вбить в стену и повесить на нем что-то, скажи: "Благодарю тебя, что ты нашелся, и я вбил тебя в стену", поблагодари и молоток: "Спасибо, что послужил мне", и положи на место». 

Казалось, что он шутит. «Ой, батюшка предлагает какие-то крайности благородства». Но ведь если у тебя нет молотка, то будет сложно что-то прибить. Очень важно научиться благодарить за самую простую вещь. Когда мы чего-то лишаемся или испытываем в чем-то нужду, тогда начинаем благодарить. 

Когда я не мог ходить, нуждался в палочке, в коляске, не мог совершать литургию, стал понимать: «Как прекрасно было, когда я стоял на ногах». Но разве я когда-то благодарил за то, что мог стоять часами на ногах, что мог совершать литургию, спокойно ходил, свободно поднимался по лестнице? Теперь, чтобы мне подняться на одну ступеньку, нужно столько усилий приложить, везде приходится на коляске перемещаться, поскольку ноги еще не выдерживают нагрузки. Когда теряешь, тогда понимаешь. Но, к сожалению, как только мы обретаем вновь что-то, тут же забываемся.

Давайте научимся благодарить всех и за вся: наших ближних, Бога – за все, что есть вокруг нас. Мы произносим на литургии: «Благодарим Господа! Достойно и праведно». Достойно и праведно благодарить Бога за всё, что Он дал нам, за ведомое и неведомое, за то, что нам даровал Бог – за всё это нам следует благодарить Бога, за каждое биение нашего сердца. Это было бы нормально, если бы каждый удар нашего сердца возносил благодарение Богу. Но мы не учимся этому. 

Наша эпоха характеризуется привередливостью, ворчанием. Ты обладаешь всем, чего пожелаешь (по крайней мере в недавнем прошлом), но неблагодарность повреждает и то, что ты имеешь. Раньше у человека был только кусок черствого хлеба. Он ел этот черствый хлеб и ощущал сладость. Сейчас мы съедаем 10 разных видов хлеба, и ни один нам не нравится – хотим другой. В пекарне говорят: мы печем хлеб утром, а потом вечером снова, потому что людям не нравится утренний, хочется новый на другой день. Такие последствия рождаются от избытка вещей и от неблагодарности за небольшие дары. Это рождает в человеке чувство недовольства и привередливость, которые разрушают душу человека – начинаешь завидовать. Но почему ты думаешь, что у другого есть нечто большее, чему надо завидовать? У тебя ведь есть столько всего, чего нет у него. Когда ты поймешь это, то осознаешь, что тебе нечему завидовать. Уже не позволишь себе завидовать. А тем более – ненавидеть другого человека. То есть настолько озлобиться, настолько исполниться зависти, которая готова убить другого, что ты будешь желать ближнему зла и радоваться этому. Спросите: «Разве бывает такое?» Бывает. И в нашей душе может такое начаться в определенный момент! Может проникнуть этот змей смертельной зависти.  

Как нам распознать его? Когда мы не радуемся радости ближнего. Например, я хотел бы поступить в медицинский. Мои друзья поступили, а я – нет. «Почему так случилось, что я не поступил?» Мы не радуемся за друзей, что они поступили, а думаем о своей неудаче. Не умеем легко порадоваться за ближнего. Мы уже говорили, что плакать с плачущими проще. Если вместе со мной кто-то еще не поступил, легче посочувствовать, что кто-то еще потерпел неудачу. Посочувствовать, что у ближнего случилось горе, что он потерял ребенка, что-то у него не получилось, что он расстроился. Это проще – плакать с плачущими. А радоваться с радующимися – это сложнее, это требует более высокого устроения души. Твой товарищ выиграл в лотерею, а не ты. Скорее всего, ты почувствуешь сожаление. Будешь думать о своих нуждах, что лучше было бы тебе выиграть, а не о том, что товарищу это поможет в его нуждах. «Ему так везет, а нам – ничего». Говорим: «Браво! Поздравляю! Я очень рад, что ты выиграл в лотерею и теперь ты миллионер!», а внутри нас: «Лучше было бы, если бы это выиграл я», тогда мы гораздо больше обрадовались бы. Сложно радоваться с радующимися, радоваться удачам других. Этому нужно учиться, быть внимательными, останавливать себя, не давать низко падать. Говорить себе: «Стоп! Почему ты так делаешь? Порадуйся за брата своего. Слава Богу!» И ты имеешь столько всего, Бог и тебя благословил, Бог не оставит тебя.

Сложно радоваться удачам других. Этому нужно учиться

Научимся благодарить Бога. Не будем позволять себе поведение низкое, не очень хорошее. Полагаю, что нам нужно с малых лет учиться этому. Учителя и родители, научите своих детей благодарить за все, чем они обладают. Объясните им, насколько это важно – радоваться тому, чем ты обладаешь, насколько щедро Бог одарил тебя. Научим их говорить: «Я доволен, я благодарен», научим благодарить за все, что есть вокруг, за то, чем обладают другие люди. Поможем им научиться идти по этой жизни с благодарностью, прославляя Бога, не иметь недовольства в своей жизни. И не будем в детях взращивать чувство недостаточности или ощущение нехватки чего-либо. Поясню. Мы говорим: «Ты получил хорошую отметку, но мог бы и постараться, чтобы иметь «отлично». Вот это «но» – ужасная вещь. Наливает тебе человек стакан вина, спрашивает: «Вкусное вино?» «Да, но если бы оно было послаще, то это было бы гораздо лучше». Чего ты хочешь этим своим «но»? 

Знаете, есть люди, которые пристрастились к таким вещам… Ты сделаешь самое совершенное создание, пригласишь такого человека, спросишь, как ему, ответит: «Красиво! Но в этом уголочке не очень красиво покрашено». Как он это разглядел? Ты сам можешь годами жить в своем доме и не замечать, а приходит другой выпить кофе и в первый же день замечает тебе, что занавеска криво висит. Господи, помилуй! Я столько лет не замечал, а такие люди всегда выискивают недостатки. Как мухи, которые летают-летают и обязательно найдут что-то испорченное. На хорошее и красивое не садятся, только на грязное, испортившееся, плохое. 

Научимся и мы сами, научим и своих детей благодарить за всё, прославлять Бога за всё. Благодарить всех и за всё. Всегда говорить: «Слава Тебе, Боже! Мне очень хорошо». Если Бог скажет тебе: «Хочешь, Я дам тебе еще что-то?», будем готовы сказать в ответ: «Боже мой, Ты столько всего дал мне! Что мне с этим делать? Куда мне это положить? Довольно мне того, что Ты уже дал мне». Так будем ощущать себя. А не так, что Христос приходит и спрашивает у тебя: «Дать тебе что-нибудь?» «Да! Дай мне несколько лир, дай мне того, дай другого!» Некоторые носом своим недовольны, делают по десять операций, чтобы его выровнять. Ты дышишь? Дышишь. Слава Богу! 

Один человек пришел к старцу Паисию, чтобы он совершил над ним чудо: одно ухо было ниже другого, и он просил, чтобы старец поставил его на место. Старец сказал:

– Дай пару минут, измерю сначала. Какое из твоих ушей пониже? 

– Вот это. 

– Посиди две минуты, я совершу чудо. 

Взял тростинку, чтобы измерять. Стал тянуть его за ухо. Тянул-тянул, говорит: 

– Ой, теперь это выше другого. 

Человек не понимал: «Такой святой! Разве может он нас дурачить? Или, правда, чудо совершает?» 

Хорошо оттянул его за ухо, оно стало красным. Сказал: 

– Теперь все хорошо с тобой. Иди. 

Шутил. 

Мы смеемся, а есть люди, которые страдают от этого. Они не могут принять положения вещей, им все время кажется, что чего-то им недостает. Если строго сказать – им всего хватает. Но они думают, что чего-то им не хватает. Говоришь: «Сынок, тебе ведь всего довольно». «Нет, все плохо». Настолько уже поверил в это. Такой человек обесценивает все. Почему? Потому что он не научился благодарить и прославлять, смотреть на все сквозь благодарность и славословие Бога. Ненависть, зависть не присущи любви. Тот, кто любит, не ненавидит никого, а радуется, когда кто-то обладает чем-то большим. Говорит: «Дай Бог, чтобы у всех всё было, а у меня пусть и ничего не будет». 

Если хотите спросить о чем-то, пожалуйста. 

– Геронда, я хотел спросить о благодарственных молитвах после Причастия. Как помогает человеку эта маленькая молитва в конце? Ее не всегда читают. Правильно ли ее читать?

– Если каждый день Церковь определила благодарить за еду, материальную вещь, то тем более мы должны благодарить Бога, когда мы принимаем Самого Господа внутрь себя. Эту молитву, всего несколько слов, что весьма скудно перед дарованиями Божиими, святые отцы написали и оставили нам, чтобы помочь нам благодарить Бога. Славословие и благодарение не имеют границ.

Митрополит Афанасий Лимасольский

Перевела с греческого Мария Орехова

Источник: www.omilies.net 27.11.2014



Картинка для анонса: Array

Количество показов: 1641

Теги: