Московская Сретенская Духовная Академия
Любовь милосердствует
9 августа 2024
Публикации
Любовь милосердствует
Беседа 8 из цикла «Гимн любви в послании апостола Павла к Коринфянам»
Мы продолжаем читать послание апостола Павла к Коринфинянам, 13 главу, в которой говорится о любви. В прошлый раз мы читали 4 стих, о том, что любовь долготерпит. О том, каково долготерпение, какие оно рождает добродетели, по каким признакам оно узнаётся, насколько оно важно в жизни человека.
В продолжении читаем, что любовь милосердствует, то есть любовь обладает добротой, благостью (καλοσύνη). Такое определение (что любовь милосердствует) кажется по началу немного странным: «Разве любовь не должны обладать благостью и добротой?». Это кажется само собой разумеющимся. Однако, в повседневной жизни – и вокруг, и в самих себе – мы замечаем, что движемся, ведём себя определенным образом так, что внутри этого нет милосердия. Мы становимся строгими судьями других людей, вынося суд без милости. И эта жестокость рождается из нашего сердца и нашего внутреннего духовного содержания. Во святых, в людях, которые совершенны во Христе, внутренний мир которых устроен благодатью, наблюдается великое милосердие, которое в наших глазах определенным образом не сочетается с рациональным мышлением. Например, кто-то говорит о человеке, совершившем много преступлений, которого осудили за это, что его жалко. Мы удивляемся: «Жалко этого человека? Который совершил столько зла, столько беззаконий и неправды? Пусть он мучается, ему на пользу». Конечно, холодная логика так рассуждает, однако же, по логике сердца, по логике любви и милосердия, ты не можешь не пожалеть этого человека. Это человек, его жалко. Даже тот человек, который делает зло другим – несчастный, и он достоин сочувствия. Ведь тот, кто совершает зло – более несчастен, чем тот, кто претерпевает от него. Например, кто-то ворует. Мы, конечно, пожалеем того, кого обокрали. Но кто из них двоих достоин большего сожаления? Тот, кто украл – более несчастный, чем тот, у кого украли деньги. Естественно, этот человек оказался в очень сложном положении, когда у него украли деньги, когда он стал жертвой грабежа. Но злоумышленник, преступник – в прискорбном положении. Почему? Потому что прежде он совершил нечто, чем повредил своей душе, и своими поступками он убивает своё существо.
Но есть и кое-что еще. Святые люди, люди Божии имеют свою логику, которая не сочетается и не гармонизирует с мирской логикой. А почему так? Разве она бессмысленная, глупая, нелогичная? Наоборот, святые были очень умными людьми. Не знаю, рассказывал ли я вам об этом. Наш старец, старец Иосиф Ватопедский, был очень умным человеком. От природы он обладал очень острым умом (как и другие старцы на Святой Горе), он постигал очень сложные вещи, помнил то, о чём читал, понимал, анализировал, улавливая весь простор того, о чём было написано. Но одновременно, эти умные люди, столь остроумные люди, не умели хитрить, они были бесхитростными людьми. Хотя они сами никогда не обманывали, любой мог их обмануть и одурачить из тех людей, которые были мастерами этого дела. Дело не в том, что они не могли схитрить, но они отказывались так жить. И часто мы, умные, приходили, чтобы помочь им разобраться, говоря: «Старче, ты знаешь, это лукавый человек. Он обманывает тебя. Он не такой, каким показывает себя». Он отвечал: «Знаешь, я не хочу лукавить и не хочу вникать в твою логику, в мирскую логику, которая смотрит на человека с недоверием». А почему? Потому что это было результатом той чистоты, которой они обладали. Чистота же не желает видеть другого человека, который есть образ Божий согласно с нечистыми критериями. Ты говоришь: «Ну что же ты не понимаешь, что это самый настоящий лжец? У него ум уже повредился». Подобно тому, как иногда выходишь на улицу и видишь небо мрачным, потому что скоро разразится бора, ударит молния, пойдёт град. Однако, эти люди могли видеть то, что за облаками. Когда мы поднимаемся на самолете и проходим через слой облаков, видим над ними чистейшее небо, солнце, белые облачка, только ангелов на них не достаёт. Можно подрисовать! Белые облака, красота, покой – и самолет очень легко летит. Думаешь, что это другое небо – прекрасное, голубое, на нем всего лишь несколько облаков, которые скоро уйдут и снова небо будет ясным. Так и люди Божии видят другого человека по своей логике. В человеке есть испорченность и развращенность, есть злоба – я знаю об этом, я не глупый, но я не хочу толковать это таким образом. Я хочу видеть его таким, каким его создал Бог. А Бог всё устроил очень хорошо («Все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31)). А то, что потом все испортилось, одичали животные, перестали почитать человека, могут даже растерзать его, — всё это последствия падения. До падения человека всё было мирно. Поэтому святые люди дружат даже с дикими животными. Этот феномен, который мы наблюдаем среди святых нашей Церкви – дружба и мир со всем яростным и ожесточенным, что окружает их – со стихиями, с дикими животными, с озлобленными людьми. При этом они не испытывают никакой сложности. И наоборот. Когда в душе человека нет мира Божия, то он боится даже собственной тени. Боится одного, боится другого, становится подозрительным: «Мне что-то сказали… Этого не говори, того не делай. Пусть об этом не знают другие, не толкуют, не интерпретируют». Иногда я не могу встретиться с человеком, прошу позвонить, чтобы поговорить по телефону, а он отвечает, что такие вопросы по телефону не обсуждаются. Президент Америки и Путин звонят друг другу и решают вопросы по телефону, а ты что мне скажешь? Что твоя соседка вылила грязную воду тебе во двор? А ты боишься, что она услышит, как ты говоришь по телефону? «Нет, нет – о таком не говорят». Или я говорю, что перезвоню тебе, а ты отвечаешь: «Не получится, у меня стоит антиопределитель номера». Ты что такая важная персона, что за тобой следят все секретные службы? Что ты боишься, что тебя заразят вирусом Эмбола? Я свой номер телефона рассказываю по радио. Некоторые советуют, не давать свой телефон по радио. А почему? Когда мне звонят и я могу ответить – отвечаю, если не могу – пропускаю. Что же, меня съедят по телефону? Если я не могу ответить – извинюсь, скажу, что не могу сейчас поговорить.
Человек теряет простоту и непосредственность. Почему? Потому что внутри него самого есть проблема, его душевный мир – запутанный, все он видит мрачно, подозрительно, с ненавистью, и сам страдает от этого. Мучается и создаёт внутри себя состояния, которые не помогают ему самому. А Божии люди – чистые и внутри них всё правильно выстроено, они не видят в мире зла. Если спросишь у них: «Есть в мире злые люди?». Они ответят: «Нет. Есть люди, которые совершают плохие поступки. А плохих людей нет». Даже сам источник и учитель зла, заступник зла и автор зла для святых людей – бедный и несчастный. Потому что Бог все соделал «добро зело», и они желают смотреть на всё таким образом, а не по нашей мирской логике, которая видит вещи извращенно.
Вы скажете мне: «Хорошо, а как мы сможем тогда жить в обществе среди таких людей? Святые были монахами, аскетами, у них не было общественных обязанностей, а мы как сможем жить среди них?». Но дело в том, что мы просто не хотим измениться. А со святыми людьми происходят две вещи: во-первых, их Бог бережёт, и с ними не случается плохого. Конечно, плохое со всеми случается – и с нами, как мы считаем – умниками, и с другими такими же, а потом мы бегаем, чтобы достать угли из пирога. Но Бог хранит святых. Помню, как нам рассказывал один раз старец Паисий, про своего старца, отца Тихона, русского. Что-то случилось, какие-то разбойники напали на них. И он видел этих разбойников, но не стал их опознавать. Его пригласили на суд, вне Святой горы, чтобы он поехал и дал показания. А он до этого не выезжал с Афона – он был русским, аскетом, пустынником, ни разу не выходил в мир. Приехал туда. У него спросили: «Ты видел это?». «Видел, видел, но эти люди сказали: «Простите и благословите!», попросили прощения за свой проступок». Ему сказали: «Послушай, Отец, здесь не пройдёт это «Простите, благословите!»». «Ой-ой-ой, что же, у нас разный устав? Здесь не принимают «простите»? …». Ему показалось это нехорошо, что у них слово «простите» не работает. Он очень удивлялся, говоря об этом: «Разве, когда тебе говорят «прости», не надо прощать? Ты такой злодей?». Он не понимал, что в суде действует человеческая справедливость и мирская логика.
Бог хранит всех таких людей. Но кроме заступления Божия (которое важнее всего), они умеют все скорбные обстоятельства воспринимать по-доброму и с любовью, даже в тот час, когда кто-то приходит, чтобы причинить им зло (при том, что это не сумасшедшие люди, их ум очень хорошо работает). Мы видим это в жизни мучеников. Когда палачи убивали христиан, в это время мученики думали о палачах. Помните, как первомученик Стефан, будучи двадцатилетним юношей, когда его убивали, бросали в него камнями вместо того, чтобы думать о том, что его убивают, он молился и говорил: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой» (Деян. 7: 60). Говорил: «Христе мой, Боже мой, не вмени им этого во грех». Что говорил Христос? «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Он не просто сказал: «Отче, прости им», но и оправдал их: «не ведают, что творят». Неужели они не знали, что делали, когда убивали человека? Молодого человека, каким они его видели, 33 лет. Убивали несправедливо: ведь Он не делал зла никому, а они Его убили, распяли. Неужели эти евреи, они все, не знали, что делают? Они очень хорошо знали, что делали. Но Бог не хотел видеть их образ в таком скверном положении. Поэтому, посмотрите на фресках, в иконографии, когда вы пойдете в храмы, которые расписаны в православной византийской манере, там вы увидите, что палачи изображены так же спокойно, светло, тихо и благодатно, как и сами святые мученики, которым отсекают голову. Как изображен Христос, Которого распинают, на иконе, так же и сотник, прободающий ребра. На иконах не изображают страсти человеческие: не пишут образы разъяренного, дикого человека. А в западной иконографии отображаются человеческие страсти. Там вы увидите разгневанного, свирепого человека, держащего нож, чтобы зарезать другого. Потому что они изображают человеческую реальность – в его страстности и злобе. А православное богословие полагает, что озлобленность человека, его плохие проявления – это не онтологические элементы его сущности. Злоба не является нашим существом, она приобретена позднее. То, что мы стали злыми, лукавыми, извращенными, страстными – это произошло после падения и вошло в нашу природу. Бог не такими нас создал. Потому человек во Христе, божий человек всегда видит других как творения Божии, потому он обладает той прекрасной свободой не видеть зла ни в чём. Когда ты у него спрашиваешь: «Не существует плохих людей?», он отвечает: «Не существует». Нет ни плохих животных, ни плохих вещей, и нет никакой опасности в окружении. Единственное, что он видит, как опасность – это грех. И не по отношению к другим, а по отношению к самому себе.
Иногда смотришь со стороны с улыбкой на то, с каким простодушием и невинностью божии люди воспринимали то, что видели. Старец Иаков Эвбейский, великий святой, которого недавно прославили в лике святых нашей Церкви (мне довелось познакомиться с ним) был очень чистым и простодушным человеком. Однажды он шел по дороге, а перед ним шли мальчик с девочкой, которые обнимались друг с другом. Он прошел мимо них, улыбнулся, сказал: «Это брат с сестрой, наверное!». Ум его не думал, что они что-то от лукавого делали. Один раз к нему пришла девочка (простите, что я говорю о таких вещах, но сейчас все это стало очень открыто обсуждаться), которая сказала, что она лесбиянка (имеет связь с другой девочкой). Он ответил: «А, деточка, вы имеете такое великое благословение! Святого Рафаила на Лесбосе, Архангела Михаила, Богородицы». Он нам рассказывал, когда мы приезжали к нему (тогда появился СПИД): «Ко мне приезжал человек, у которого это заболевание, которое появилось недавно – СПИД. Он рассказал мне об этом». Он смотрел на него с таким сочувствием, без единой дурной мысли. Приезжала женщина, у которой не было волос. Она хотела, чтобы старец благословил её голову, чтобы волосы начали расти. Она носила парик, и стала снимать его, чтобы он увидел лысую голову и благословил её. Старец стал кричать, потому что подумал, что она сняла свои волосы! Удивлялся потом: «Она потянула за волосы, а под ними – череп!». Это были простые люди. Они полностью стерли из своего разума существование зла и лукавства. Для них не существовало зла.
Преподобный Симеон Новый Богослов говорил о тех святых, которые ходили обнаженными (у нас есть такие святые – святой Петр Афонский, святой Онуфрий Египетский, святая Мария Египетская – они не носили одежды, как и Адам до падения не носил одежды). Они были обнаженными и не испытывали стеснения, потому что в них не было лукавства. Не как сегодняшние нуддисты, страстные – у них другие проблемы. Святой Симеон говорил: «Человек достигает такого незлобия, такой чистоты, такой невинности, что его ум становится как у маленького ребенка, он может ходить обнаженным и не чувствовать ничего лукавого в этом. Потому что его душа чиста, потому что ум его чист». Человек может достичь такой чистоты, что не будет чувствовать никаких страстных вещей. Я говорю об этом не для того, чтобы мы решили попробовать так же себя вести. Мы не достигли того уровня святости. Мы весьма страстные люди. Мы видим друг друга в одежде и соблазняемся. Но я хочу показать, что совершенный человек освобождается полностью от всякого зла, от всякого лукавства, от любого извращенного восприятия вещей. Будем очень внимательными, когда начинаем судить. Потому Христос не позволяет нам никого не осуждать. Потому что мы судим на основании нашего мироощущения, а не на основании истины. Ты не знаешь сердце другого человека, ты не знаешь, что движет другим человеком, почему он ведет себя тем или иным образом. Ты судишь, потому что сам так полагаешь, потому что так ты видишь другого. Но ты не можешь знать другого человека. Особенно те люди, которые достигли великой чистоты, они не желают мыслить и действовать лукаво, отвергают лукавство. Потому зачастую мир их неправильно понимает, не постигает. Поэтому часто мы видим в житиях святых, что мир их ошибочно воспринимал, извращенно понимал то, что они делали. Потому что судили так, как подсказывал их извращенный ум, а не так, как святые сами выражали себя, как они сами действовали в свободе и простоте.
Был один священник, очень добродетельный, он жив еще, очень характерный тип, он был очень образованным и очень чистым человеком. Когда ты говорил ему: «Отче Афанасий, есть такой-то человек. Ты его знаешь?». Он отвечал: «Конечно, я его знаю! Я его знаю очень хорошо!». Он говорил обычно медленно. «Отче, точно он хороший?». «Очень-очень хороший!». «Ты уверен?». «На тысячу из ста! Он очень-очень-очень хороший!». И обо всех он говорил тоже самое. Если ему скажешь, что тот человек не очень хороший, то он отвечал: «Да что ты говоришь, благословенный? Он очень хороший!». «Но он же совершил такой-то поступок». «Возможно, он поступил таким образом, но он очень хороший!». «Да как же он может быть хорошим и делать такие вещи?». «Он сделал это, потому что не понимал, он этого не хотел, он был расстроен, но он – хороший. Не обращай на это внимание, пропусти мимо». И этот человек всегда вёл себя таким образом.
Скажешь: «Разве возможно жить в современном мире по такой логике?». Смотрите, ребята, я думаю, что только по такой логике можно жить в этом мире, особенно сегодня. Если ты сядешь и начнешь думать о реалиях всего мира вокруг нас, то скажешь: «Нам пришёл конец. Куда ни обернешься – воровство, куда ни посмотришь – обман, куда не заглянешь – хитрость и заблуждения, куда ни обратишься – предатели» – так кажется, проявляются такие вещи. Мы знаем об этом. Если так думать, то тебя может охватить только отчаяние: «Что же такое происходит вокруг нас?». Или если начнешь думать о том, какое будущее ожидает мир, думать рационалистически – то увидишь, что мрачная туча идёт на нас – джихад, войны, обстоятельства, мало людей на небольшом острове, никто нас не принимает во внимание, никто нас не видит. А куда пойдешь? Один человек как-то стал говорить: «Уеду с Кипра». «А куда ты поедешь, сынок, с Кипра?». «Поеду в другую страну, где безопасно». «А где безопасно? В какой стране сегодня безопасно?». В последние времена страх и ужас найдет на всех живущих на земле, как говорится в Священном Писании: «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк. 21: 26). Назовите мне хотя бы одну безопасную страну. Швейцария? Разве там нет опасностей, нет разбойников, нет злодеев, нет убийств, ничего подобного нет там? Допустим, скажем, что там нет ничего из этого. Все жители Швейцарии – ангелочки, живешь там среди ангелов. Разве там нет болезней? Допустим, что удалось Швейцарии встать под такой зонтик, который уничтожает все вирусы. Там нет никакого вируса! Ты не умрешь? Не наступит час тебе умирать? Доживёшь до 80-90-100 лет – и всё, уйдёшь из этого мира. Но что ты хочешь найти? Избежать тления, смерти, сложностей мирской жизни? Этого не избежишь, куда бы ты ни пошёл, что бы ты ни делал. Возможно, сумеешь найти условия получше. Допустим, нет у меня работы здесь, поеду в соседний город, соседнюю страну, поищу там работу – хорошо, такое случается. Но если ты станешь смотреть на действительность с холодным расчетом, то ты впадёшь в отчаяние. Станешь говорить: «Что же будет? Что станет с нашими детьми? Что будет с этим миром? Куда катится человечество?». Тебе охватывает пессимизм, страх, неясная перспектива. Если ты в более зрелом возрасте, обладаешь жизненным опытом, видишь, что происходит вокруг, то ты бываешь очень озабочен всем тем, что случается вокруг нас. А если наоборот, ты видишь перед собой евангельскую перспективу, перспективу милосердия, благости, любви, перспективу присутствия Божия, тогда ты видишь перед собой, что Бог управляет всем, направляет все, что Он властен и над смертью – Он побеждает ее и превозмогает. Бог может даже ад соделать раем Своим присутствием. Когда же Бог далеко, тогда человек и рай превратит в ад. Рай может стать адом, когда нет Бога рядом. А когда Бог рядом, тогда и ад становится раем, и тьма становится светом от присутствия Божия. Тогда человек умиротворяется и благодарит Бога, приходит мир в его душу, ему нравится все, что его окружает. А когда он смотрит на других людей с милосердием, с добротой, тогда и душа другого человека умягчается, становится благостной. Ты успокаиваешься, расслабляешься, становишься мирным, становишься кротким, спокойным, перестаешь быть встревоженным. Когда ты судишь другого с беспокойством, в волнении, говоришь: «Это плохой человек! Это хитрый человек, он развращенный, он подлец, он вор и лжец» — всё это производит в твоей душе беспокойство. Когда ты дурно характеризуешь другого человека, тогда и сам немного испиваешь этого яда и твоя душа тоже повреждается. А когда ты говоришь о другом человеке с добротой, тогда случается другая парадоксальная вещь: другому человеку, ребята, каким плохим бы он ни был, начинает помогать благодать Божия, и человек становится лучше, когда мы возделываем добрые чувства по отношению к нему. А когда мы, наоборот, настраиваемся жестоко по отношению к другому человеку, тогда и он ожесточается и он становится сложным, начинает вести себя как кошки: одна подходит, задирается, и вторая начинает ей отвечать, нападать. А если один спокоен, тогда успокаивается и другой. И это огромное дело – научиться быть добрыми и благими людьми.
Благой человек подобен объятиям, наполненным цветами. Ты обнимаешь человека и окружаешь его цветами. Знаете, что мне это напоминает, каждый раз, когда мы читаем эти слова о благости и милосердии? Мне вспоминаются старинные бабушки – моя бабушка, старушки из нашего села – полные, спокойные, одетые в длинные юбки, в платочки, фартуки. Как они брали детей на руки, обнимали их. Нам они тогда казались очень большими, потому что мы тогда были очень маленькими. И моя бабушка всё прощала, а мама была строгой: «Ты плохой мальчик! Ты должен заниматься!». А бабушка говорила: «Не переживай, посиди! Мир не рухнет», угостит кусочком чурчхелы, тем, что лежит у неё в кармане. В них было милующее сердце, благостность. Сейчас в некоторых бабушках встречаешь это, но такой «вид» уже исчезает. Сегодня бабушки занимаются йогой. У них нет времени на чурчхелу. Я помню сервант моей бабушки! Это было собрание сокровищ всего мира. Чтобы открыть его, она доставала ключ из своего кармана (а он всегда лежал в её кармане!). Откроет его, перекрестит три раза, во имя Отца и Сына и Святого Духа. А что там было внутри? Полагаю, какие-то денежки, узелок с одеждой к ее погребению, одежда, которую она носила на второй день свадьбы, мешочки с орехами, с чурчхелой, кьйофтерка. Из этого шкафа пахло лавандой, у меня до сих пор остался в памяти аромат моей бабушки. Как и аромат старца Паисия! От этих людей исходил аромат, наипрекраснейший. Сейчас люди используют такие духи и отдушки, что хочется помыться потом. Раньше в шкаф с одеждой клали лаванду, и она приятно пахла. Ладно, завершу об этом.
Как красиво говорили Святые Отцы, монахи: «Благий Бог!». Это напоминает тебе о Боге, Который исполнен благости. Хороший человек, что бы ты ему ни сделал, – он обнимет тебя с благостию. Сколько беспорядка, сколько проблем, сколько травм ты не причинишь ему – всё равно он примет тебя в свои объятия, приласкает, утешит. И знаете, это ведь противоядие от всякого зла? Злое слово и злое поведение и доброго делает злым, как говорится в Патерике (прп. Макарий Египетский). Если ты хороший, а станешь другого человека воспринимать дурно, тогда и ты сам становишься плохим. Ты пришёл, чтобы я сказал тебе о своей проблеме, и начинаешь кричать на меня: «Ты виноват, ты так поступил, и это еще сделал…», начинаешь нервничать. А далее в Патерике говорится: «А доброе слово и злого делает добрым». Ответьте на злое поведение добром – вы увидите, что ситуация развернётся и устроится иначе. И это большое дело – стремиться нам быть благими людьми, милосердными людьми. Это не просто, потому что мы сами люди, у нас есть страсти, и нас охватывает злое настроение, и мы начинаем жаловаться, роптать, искать оправдания: «Почему ты обидел меня?».
Но нам необходимо выйти из рамок этой мирской логики. И я думаю, что человеку удаётся выти из этого, когда он начинает понимать, что он сам совершает те же ошибки. Я не нашел иного способа, который мог бы стать противоядием злу внутри нас. Когда ты хочешь осудить другого человека и начинаешь судить его строго, только две вещи могут тебя остановить: во-первых, понять, что и сам ты делаешь такие же и более серьёзные ошибки по отношению к другим людям. А если, допустим, ты не делаешь так перед другими, можешь уверенно сказать: «Но я же не воровал, не убивал». Хорошо, вероятно, ты не убивал и не воровал, не обманывал и не предавал свою жену, но что-то другое ты обязательно делал нехорошо, и ты это делал перед Богом, а это еще хуже, когда ты делаешь зло внутри своей души. Тысячу разных других вещей ты совершил. А ведь это имеет огромное значение. Поскольку же ты так поступал и просишь у Бога прощения, ожидаешь от других людей прощения, когда делаешь ошибки, точно так же и ты сам должен быть милосердым, благим, кротким перед другими людьми. Если у тебя не просят прощения и не понимают тебя, не надо говорить: «Я бы простил его, но он ведь не просит прощения, он ведь не понимает». Да, не понимает, поскольку он еще опьянен своими страстями. А когда человек опьянен – он не понимает, он находится под воздействием алкоголя. Потом, возможно, он придёт в себя, станет плакать, осознав, что он сделал и наговорил, начнёт стучать головой об стенку. Но для тебя то, что он не понимает, должно быть облегчающим моментом: «Не ведает, что творит», как говорил Христос. Он не знает, что делает. Когда придёт час прозрения – обстоятельства изменятся, а сейчас он не знает. Конечно, это не позволяет и тебе вести подобным образом или даже похуже, раз он не знает и не понимает. Ты же, если хочешь обрести мир в своей душе, если хочешь быть похожим на своего Бога-Отца, если хочешь, чтобы внутри тебя всё действовало светло, если хочешь подняться над облаками и насладиться солнечным сиянием и всей красотой, тогда ты должен стать милосердным и благим, кротким, как благ Господь, Отец наш. А мы с вами – иконы Божии. Об этом я хотел вам сказать сегодня, дорогие мои. Если хотите что-то спросить – у нас осталось 5–10 минут.
– «Не ведают, что творят» – может быть мы не должны это толковать просто, что они не знают, что делают? Но понимать так, что они не достигли такого уровня совершенства, чтобы распознавать зло и перестать творить зло. И это заставляет задуматься о необходимости перевоплощения. Может быть просто нам даются возможности переродиться, чтобы в следующей жизни стать лучше? Чтобы мы снова стали людьми, более хорошими людьми, совершенными – как Христос.
– Лично я, если существует перевоплощение, вряд ли стану более хорошим человеком. Я делаю ужасные вещи, и буду делать их вновь и вновь. За счет чего я стану более хорошим человеком? По логике перерождения – почему я стану лучше? Почему я перестану наслаждаться своими страстями, творить зло, делать всё то же самое?
– Возможно, мы не помним, но у нас есть опыт, благодаря которому мы становимся лучше.
– А если я не хочу?
– Но мы же говорим, что хотим быть похожими на Христа.
– Посмотри, Церковь об этом очень ясно и недвусмысленно говорит: что мы не принимаем идею перевоплощения. Церковь верует в воскресение мертвых.
– Я об этом знаю. Конечно, придет судный день и конец этого мира.
– А зачем ему приходить, если мы будем становиться лучше?
– Чтобы мы обожились, по благодати стали бы богами. Для этого.
– Но мы же будем снова рождаться, рождаться – зачем наступать концу?
– Человек не может навсегда оставаться плохим, ему нужно стать по благодати богом.
– Конечно, наш ум не может всего вместить. Но Евангелие нам ясно сказало о том, что человек один раз живет и один раз умирает, не возвращается снова. Я не существовал когда-то еще. И не буду больше существовать.
– А почему простые люди в джунглях такие хорошие, живя вдали от цивилизации, а другие не такие?
– Бог знает способ, как общаться с каждой душой. Но Евангелие ясно говорит об этих вещах. Я скажу вам кое-что простое. Если существует перевоплощение, то кем я буду в воскресении мертвых? Отец Афанасий, какой я сейчас?
– Душа та же останется.
– А тело куда пойдёт?
– Тело истлеет.
– Оно не исчезает. «Чаю воскресения мертвых». Наша душа не умирает, умирает тело.
– Да, душа не умирает.
– А как мы воскреснем без души? Тело воскреснет.
– Мы воскреснем, как Христос.
– Он воскрес телесно.
– Он же сказал: «Не прикасайся ко мне».
– Его тело воскресло, Фома вложил пальцы в Его ребра.
– В первой фазе…
– Вообще не было разных фаз.
– Существовала первая и вторая фаза.
– Ладно, ты имеешь право веровать, как тебе кажется правильным.
– Я просто спрашиваю, чтобы Вы мне помогли лучше понять! Как люди могут рождаться плохими и умирать такими же плохими?
– Вы правы, что у теории перерождения есть логическое обоснование.
– Я не верю в перевоплощение, просто мне пришла такая мысль сегодня. Может эти люди, которые распинали Христа, смогут в какой-то момент стать хорошими?
– Не станут.
– Никогда?
– Никогда.
– Что же, они обречены?
– Они не хотят. Если спросить их, то они ответят, что не хотят.
– Конечно, кто не хочет – никогда не изменится.
– Как дьявол, который не хочет стать хорошим. Если бы хотел, Бог помог бы ему. Человек, живущий во грехе, не хочет меняться. Большая проблема начинается не с того, что человек не может, а с того, что он не желает. Наша проблема не в том, что мы чего-то не можем, а в том, что мы не желаем. Если я хочу, то Бог подаст Свою силу, чтобы это совершить. Человек может изменить свою жизнь в одну секунду! Разбойник на Кресте во мгновение изменился.
– Но как человеку научиться этому?
– Ладно. Евангелие очень ясно говорит об этом. Мы желаем, и Бог этого хочет – чтобы каждый человек достиг обожения. Но, к сожалению, не все люди хотят достичь этого. А Бог не принуждает никого делать что-либо.
Кто-нибудь хочет еще что-то спросить?
– А думаю, что люди не рождаются плохими, а потом в течении жизни становятся – или из-за отсутствия воспитания, или по иной причине.
– Никто не рождается плохим. Но мы рождаемся, принося с собой наследственность. И мы можем унаследовать плохие вещи, склонность ко злу.
Митрополит Афанасий Лимасольский
Перевела с греческого Мария Орехова
Источник: www.omilies.net 27.11.2014
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 1680
Теги: