Религиозные исследования в международных реферативных базах данных

28 марта 2023

Религиозные исследования в международных реферативных базах данных

Религиозные исследования в международных реферативных базах данных

Предлагаем к прочтению статью профессора Марии Александровны Пильгун, опубликованную в первом номере журнала «Сретенское слово».

Среди многочисленных международных реферативных баз данных и систем цитирования (Web of Science, Scopus, Astrophysics Data System, PubMed, MathSciNet, zbMATH, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef и пр.) в российской практике получили в основном распространение Scopus и Web of Science.

Несмотря на неоднозначное отношение российского научного сообщества, именно наукометрические показатели коммерческих структур Scopus и Web of Science используются для оценки результативности научной деятельности, количественной оценки и сравнительного анализа научной активности, продуктивности исследователей и научных организаций. Примечательно, что соотношение значимости данных Scopus и Web of Science постоянно меняется: преимущество отдается то одной, то другой системе. 

Разработчиком и владельцем Scopus с 2004 г. является издательская корпорация Elsevier. Базу данных Web of Science (ранее Web of Knowledge) с 2006 г. развивала компания Thomson Reuters, с 2016 г. система принадлежит основанной в том же году независимой американской компании Clarivate Analytics, управляющей базами данных, информационными систе­мами и коллекциями интеллектуальной собственности.

Системы имеют различия в структурировании и обработке информации, в частности, в отличие от базы данных Web of Knowledge, в Scopus не используется понятие импакт-факторов, но применяется индекс Хирша.

В категории Religious Studies (относится к области Arts and Humanities) в Scopus представлены 530 журналов, из них 132 относятся к первому квартилю и 129 журналов — ко второму. Наибольшее количество статей, в соответствии с рейтингом журналов Scimago (Scimago Journal Ranking), издается в США (43 153 документов), Великобритании (14 187) и Герма­нии (6603). Российская Федерация находится на 14-м месте (1795) и представлена четырьмя журналами: «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» (78-я позиция в категории Religious Studies), «Slověne — Словѣне. Международный журнал славистики» (120-я позиция), «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» (129-я позиция) и «Вестник Свято-Тихоновского университета. Богословие. Философия. Религиозные исследования» (237-я позиция).

Журнал, который занимает первое место в рейтинге, — «Социология религии» (Sociology of Religion), с 1964 г. его издает Ассоциация социологии религии (Association for the Sociology of Religion) в Оксфордском университете (Oxford University Press) в США. «Социология религии» имеет достаточно высокие показатели: 99-й процентиль, рейтинг #2/491 (Arts and Humanities, Religious Studies), SJR 2020 — 1.861, SNIP 2020 — 2.196, CiteScore 2020 — 2.8). Как заявляют издатели, они стремились сделать журнал ведущим англоязычным изданием для публикации социологических исследований религии, а также определять наиболее актуальные направления в данной области. Статьи, опубликованные в журнале, были отмечены многими профессиональными наградами, в том числе Премией за работу аспирантов ASA Religion Section, премией за лучшие статьи Общества научного исследования религии [Whitehead, Perry, Baker, 2018] и наградой за работу аспирантов Общества научного изучения религии.

Наиболее цитируемой в журнале (на ноябрь 2021 г.) оказывается статья, посвященная анализу влияния социальных изменений, вызванных пандемией covid-19, на религиозные учреждения, общины и отдельных людей. Авторы изучают изменения религиозной жизни во времена «социального дистанцирования», разрабатывают эвристические подходы для выявления происходящих изменений, как религия продолжает структурировать социальную жизнь в частной и публичной сферах, а также в глобальном аспекте [Baker at al. 2020]. Большое внимание читателей привлекает статья, посвященная исследованию влияния приверженности христианскому национализму, ксенофобии и исламофобии на намерения американцев голосовать за Д. Трампа в 2020 г. Исследователи доказали, что при голосовании за Трампа на выборах 2016 г. главную роль играл христианский национализм. Символические границы, культурные рамки христианского национализма соответствуют социальным границам, ограничивающим доступ к важным материальным ресурсам [Edgell et al. 2020]. Результаты исследования Joseph O., Baker J., Samuel L., Perry S., Andrew L., Whitehead A. подтверждают непреходящую важность христианского национализма для американских избирателей, однако указывают на некоторые важные изменения. Христианский национализм и антипатия к мусульманам оставались сильными и значимыми предикторами намерения голосовать за Трампа, между тем реакция на ксенофобию была выражена сильнее [Baker et al. 2020(b)]. 

Вторым в рейтинге находится «Журнал менеджмента, духовности и религии» (Journal of Management, Spirituality and Religion), который издается в издательстве Taylor & Francis (99-й процентиль, рейтинг #3/491 (Arts and Humanities, Religious Studies), SJR 2020 — 0.966, SNIP 2020 — 1.698, CiteScore 2020 — 2.8). С момента основания в 2004 г. журнал объединяет ученых, изучающих духовные и религиозные аспекты управления и организации.

Наиболее цитируемыми в журнале оказались статьи 2014 и 2011 гг. В первой (просмотров — 1,793, цитирование CrossRef на 10.11.2021 — 82) изучается роль духовности и религиозности в сфере предпринимательства. Авторы делают обзор существующих на тот момент работ, выделяют основные направления исследований. Кроме того, в статье представлен план будущих научных изысканий, посвященных анализу влияния религии и духовности на предпринимательство [Balog et al. 2014]. 

Alan M. Saks в статье [Saks 2011] (просмотров — 6,169, цитирование CrossRef на 10.11.2021 — 104) описывает взаимосвязанность духовности в трудовой деятельности и вовлеченности сотрудников. Автор представляет ​модель, в которой три измерения духовности в трудовой деятельности (трансцендентность, сообщество и духовные ценности) связаны с вовлечением сотрудников через четыре психологических состояния (осмысленность трудовой деятельности, значимость на рабочем месте, безопасность).

 «Журнал научного изучения религии» (Journal for the Scientific Study of Religion) (98-й процентиль, рейтинг #7/491 (Arts and Humanities, Religious Studies), SJR 2020 — 0.941, SNIP 2020 — 1.523, CiteScore 2020 — 2.5) издает Общество научного изучения религии (Society for the Scientific Study of Religion) в издательстве Wiley. Журнал является мультидисциплинарным и публикует научные статьи, комментарии, обзоры книг, посвященные социальным аспектам изучения религии. К публикации принимаются статьи, которые раскрывают актуальные современные теоретические и методологические подходы к изучению религии.

В одной из последних опубликованных в журнале статей [Malina, Hersh 2021] авторы проанализировали соотношение базы данных 130 000 американских священнослужителей 40 вероисповеданий и данные регистрации избирателей с результатами опросов. Исследователи, в частности, выяснили, что многие прихожане, особенно в консервативных церквях, не разделяют политических взглядов своего пастора.

Таким образом, можно заключить, что рейтинг Scopus в категории Religious Studies возглавляют журналы, посвященные анализу взаимоотношений «общество – религия», различных аспектов социальных проблем религии, роли религиозных организаций и духовных лиц в определенные периоды в разнообразных сферах жизни. 

Мария Александровна Пильгун

Научный журнал СДА "Сретенское Слово"

Литература

Baker J. O., Martí G., Braunstein R., Whitehead A. L., Yukich G. Religion in the Age of Social Distancing: How COVID-19 Presents New Directions for Research // Sociology of Religion. 2020., № 81 (4), рр. 357–370. 

Baker J. O., Perry S. L., Whitehead A. L. Keep America Christian (and White): Christian Nationalism, Fear of Ethnoracial Outsiders, and Intention to Vote for Donald Trump in the 2020 Presidential Election // Sociology of Religion. 2020. № 81 (3), рр. 272–293. 

Balog A. M., Baker L. T., Walker A. G. Religiosity and spirituality in entrepreneurship: a review and research agenda // Journal of Management, Spirituality & Religion. 2014. № 11 (2), рр. 159–186.  

Edgell P., Stewart E., Billups S. C., Larson R. The Stakes of Symbolic Boundaries  // The Sociological Quarterly. 2020. № 61 (2), рр. 309–333. 

Malina G., Hersh E. The Politics of 130,000 American Religious Leaders: A New Methodological Approach // Journal for the Scientific Study of Religion. 2021. First published: 03 October 2021. https://doi.org/10.1111/jssr.12754. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/jssr.12754 (accepted 05.11.2021).

Saks A. M. Workplace spirituality and employee engagement // Journal of Management, Spirituality & Religion. 2011. № 8 (4), рр. 317–340. 

SCImago Journal & Country Rank. https://www.scimagojr.com/(accepted 03.11.2021).

Sociology of Religion https://academic.oup.com/socrel/pages/About (accepted 02.11.2021).

Whitehead A. L., Perry S. L., Baker J. O. Make American Christian Again: Christian Nationalism and Voting for Donald Trump in 2016 Presidential Election // Sociology of Religion. 2018. № 79 (2), рр. 147–171.

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 596