И.о. Ректора СДА и наместник Сретенского монастыря в составе коллегии СОММ посетил монастыри Санкт-Петербургской митрополии

4 февраля 2023

Деятельность

И.о. Ректора СДА и наместник Сретенского монастыря в составе коллегии СОММ посетил монастыри Санкт-Петербургской митрополии

11.-V-khrame-svyatitelya-Grigoriya-Bogoslova.jpg

2 февраля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Сретенского ставропигиального монастыря игумен Иоанн (Лудищев) и настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального монастыря игумения Филарета (Калачёва) посетили Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую пустынь поселка Стрельна города Санкт-Петербурга.

Монастырь этот был основан настоятелем Троице-Сергиевой лавры архимандритом Варлаамом (Высоцким). Строительство обители началось в 1734 году на участке рядом с побережьем Финского залива, который был подарен Лавре императрицей Анной Иоанновной.

Расцвет Пустыни связан со временем настоятельства архимандрита Игнатия (Брянчанинова), будущего святителя, который управлял обителью с 1834 года более 20 лет.

Продолжателем его дела в последующие 40 лет стал бывший келейник владыки – архимандрит Игнатий (Малышев).

Восстановление монастыря началось в 1993 году, первым его настоятелем после долгих лет запустения был архимандрит Николай (Парамонов), посвятившего обители более 20 лет своего служения.

С 29 декабря 2022 года наместником обители стал её насельник, бывший более 15 лет благочинным и трудившийся под началом отца Николая, – игумен Варлаам (Переверзев).

Знакомство с обителью началось с братского молебна, на котором были прочитаны утренние молитвы и служилась полунощница. После этого, по монастырской традиции, все приложились к ракам архимандрита Варлаама (Высоцкого), схимонаха Михаила (Чихачёва) – духовного друга и сподвижника святителя Игнатия (Брянчанинова), архимандрита Игнатия (Малышева), которые пока не прославлены, но благоговейно почитаются в монастыре.

Также в этот день была отслужена Божественная литургия, которую возглавил игумен Варлаам, обратившийся к прихожанам и братии в своей проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, мы с Вами праздновали Рождественские дни, встретили Новолетие, провели Крещенские праздники, и теперь, совсем скоро, начнутся подготовительные недели к спасительному Великому посту.

Мы призываемся, и, обратите внимание, каждый наш храм так устроен, чтобы мы с Вами всегда были на небе. <…> У каждого из нас есть свои послушания, свои обязанности, а ум и сердце, как говорит святитель Феофан Затворник, пусть пребывают с Господом <…>.

Что ещё Господь нам заповедует? Он заповедует нам творить дела: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5:16).

На нас смотрят как на православных христиан, как на последователей Христа, поэтому будем стараться жить по вере.

И ещё хотелось бы Вам прочитать моё любимое письмо святителя Игнатия (Брянчанинова), написанное в последний год его настоятельства в нашей Сергиевой пустыни и адресованное его родной сестре – Елизавете Александровне:

"Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! <…> Монастырь наш шумен; но нечего делать: живешь не так и не там, как и где бы хотелось, а где и как приводит непостижимый Промысл Божий. Преданность воле Божией и благодарение Бога за всё случающееся услаждают всякое положение и научают извлекать из него душевную пользу. Смирение почти рядом идёт с подвигом, т. е. оно доставляет почти тот же успех, каковой доставляется подвигом. Смирение и одно, само по себе, полезно; а подвиг без смирения не только не приносит никакого плода, – напротив того приносит вред, вводя в высокое о себе мнение и в осуждение ближних. Смирение состоит в том, между прочим, чтоб признавать себя достойным того положения, в котором мы находимся, и недостаточным положения лучшаго и высшаго, даже и в духовном отношении, и покорно предавать себя воле Божией. Таковое настроение мыслей свидетельствуется в его истине миром, приносимым сердцу, и наставляет человека на путь живота вечнаго. В наше время Бог дарует спасение более при посредстве смирения, нежели подвига: ныне при умножившихся немощах подвиг особенно опасен, как сильно наветуемый осуждением, притом требующий опытнаго руководителя; а смирение – всегда непадательно. Самыя немощи и грехи, когда мы сознаемся в них и раскаяваемся, способствуют к смирению. Таким образом в всесильной деснице премудраго Бога самое зло споспешествует благому намерением неблагим, по выражению некотораго великаго Отца [...]".

Действительно, всегда нужно полагаться на волю Божию, на Промысл Божий.

И, как говорит святитель Игнатий, такое настроение наших мыслей будет приносить в сердце мир и тишину, будет появляться у нас такая тихая настоящая радость, которой сподоблялись и многие святые отцы.

Такой пример нам оставил и преподобный Серафим Саровский, который с радостью приветствовал каждого пришедшего к нему: "Радость моя, Христос воскресе!" Потому что всегда внутри его был мир, тишина и спокойствие, радость.

Поэтому будем и мы подражать в этом нашим святым отцам, память которых мы совершаем сегодня и всю эту неделю, и Антония Великого, и Макария Великого. Особенно в этом будем подражать им: внимать себе, работать над собой, и тогда не только в Царствии Небесном, но уже и здесь на земле будем радостно прославлять Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».

Посещение монастыря продолжилось знакомством с его храмами, немногие из которых сохранились до наших дней (так, оказались утрачены величественный собор во имя Воскресения Христова, храм Святой Живоначальной Троицы, церкви святителя Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы): храм преподобного Сергия Радонежского, сильно пострадавший в годы гонений, но всё же уцелевший, с нижним храмом святой великомученицы Зинаиды, церковь святителя Григория Богослова, домовый храм святого мученика Валериана (в Зубовском корпусе), надвратный братский храм святого мученика Саввы Стратилата.

Игуменом Варлаамом были показаны монастырские мастерские: столярная, пошивочная, свечной цех, а также историко-археологический музей.

Особенным стало впечатление от посещения общеобразовательной православной гимназии «Горница», располагающейся на территории Пустыни, учителя и ученики которой в большинстве своём являются её прихожанами, что способствует созданию и сохранению столь доброжелательных отношений братии, педагогического коллектива и самих учеников. В гимназии учащиеся осваивают полный курс общеобразовательной школы, также организован подготовительный класс. Одной из особенностей гимназии является то, что здесь введено обучение перьевому письму, действуют кружки: во время занятий дети мастерят различные поделки и выполняют художественные работы, с которыми также можно было познакомиться.

Была подготовлена встреча с братией обители и отдельная встреча с первым настоятелем восстановленной Пустыни – отцом Николаем (Парамоновым), который рассказал о том, какими большими трудами возрождалась Пустынь, как непросто передавались Церкви ранее принадлежавшие монастырю здания.

Следующим в программе поездки был Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, посещение которого пришлось на престольный праздник обители: торжество чтимого в обители образа Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение». В ночь со 2 на 3 февраля в Воскресенском соборе обители совершалась ночная Божественная литургия, в служении которой приняли участие члены Коллегии СОММ.

Источник: Монастырский вестник

Картинка для анонса: Array

Количество показов: 717