II богословско-патрологическая конференция «Сидоровские чтения» 23 февраля 2022 г.

4 марта 2022

II богословско-патрологическая конференция «Сидоровские чтения» 23 февраля 2022 г.

II богословско-патрологическая конференция «Сидоровские чтения» 23 февраля 2022 г.

23 февраля 2022 года в очно-дистанционном формате прошла Вторая богословско-патрологическая конференция с международным участием Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА, приуроченная ко второй годовщине со дня кончины профессора СДА А.И. Сидорова (†23.02.2020) — «Сидоровские чтения».

Конференция собрала около 30 докладчиков и слушателей — ученых, преподавателей, аспирантов и студентов из России, Германии, Греции и Италии.

image2.jpg

В начале работы конференции ее участники возгласили вечную память почившему проф. А. И. Сидорову, а затем прошла презентация трех новых изданий, вышедших при содействии и под эгидой Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской Духовной академии:

А. И. Сидоров. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 6. Очерки по византийской патрологии. М., 2022. Научная редакция и предисловие П. К. Доброцветова.
А. И. Сидоров. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 7. Работы по истории Древней Церкви и русскому богословию. М., 2022. Научная редакция и предисловие П. К. Доброцветова.

image5.jpg

Жан-Клод Ларше. «”Последуя святым отцам…” Жизнь и труды протоиерея Георгия Флоровского» / Перевод с французского А. Курочкина, У. Рахновской, М. Вдовиченко, А. Вавиловой, П. Доброцветова; науч. ред. П. Доброцветов. — М.: «Паломник, 2022.

image6.jpg

После этого началась теоретическая часть конференции, которую открыл доклад доцента кафедры теологии Севастопольского государственного университета, Директора Научно-образовательного центра "Международные политические исследования Большего Средиземноморья" Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета П. В. Кузенкова под названием «Христианство и иудаизм в преддверии ислама»

image7.jpg

В докладе, приуроченном к 1400-летней годовщине хиджры, представлен краткий обзор отношений между иудаизмом и христианством накануне появления третьей «авраамической» религии — ислама. Рассмотрена судьба иудейских общин на территории двух «великих держав» Античности, Римской Империи и Ирана, в период амораев. Анализ законодательных актов римских императоров IV–VII вв. показывает усиление давления на иудеев на фоне христианизации Империи. Не менее драматично складывалась ситуация в Аравии и державе Сасанидов, где традиционно толерантное отношение к иудеям сменилось гонениями. В итоге к началу VII в. иудаизм оказался на грани выживания. Однако возникновение исламского халифата создало условия для стабилизации статуса иудейских общин как в Вавилонии, так и в Палестине.

Н. А. Чичерин-Липатов, научный сотрудник Тюбингенского университета, Германия, (PhD), выступил с докладом «Эразм Роттердамский и его проект святоотеческого перевода для Джона Фишера» о работе Эразма Роттердамского в начале XVI века над латинским переводом Пролога и части первой главы «Толкования на пророка Исайю», известного в рукописях как произведение свт. Василия Великого. 

image8.jpg

Используя переписку великого гуманиста и издателя святоотеческих текстов, докладчик проанализировал обстоятельства начала и неожиданного прекращения переводческого проекта Эразма. Сопоставление писем к разным лицам показало, что отношение переводчика к работе изменилось из-за невозможности получить за нее существенное вознаграждение, на которое он рассчитывал, а не из-за сомнений в авторстве произведения. Таким образом суждение о неподлинности «Толкования» служило известному гуманисту для оправдания отказа от продолжения работы, а не являлось его первопричиной. Затем докладчик оценил по существу три возражения против авторства книги, выдвинутых Эразмом, и показал, что ни одно из них не является аргументированным. Данный вывод дополняет предшествующую работу исследователя по критической переоценке заключений, сделанных в начале XVIII века другим издателем произведений свт. Василия Великого, бенедиктинцем Жюльеном Гарнье.

image9.jpg

Протодиакон Владимир Василик, кандидат богословия, кандидат филологических наук, доктор исторических наук, профессор СДА в докладе «Иоанн Максенций и его полемика с папой Гормиздой» проанализировал появление формулы «Один от Святой Троицы пострадал плотию», которая принадлежит группе монахов нач. VI в. из Малой Скифии (современная Добруджа) и их предводителю Иоанну Максенцию. Впервые сведения о ней появляются в 518 г., когда скифские монахи появляются в Константинополе и предлагают ее для утверждения и более глубокого понимания Халкидонского Собора. Столкнувшись с оппозицией, в т.ч. со стороны Юстиниана, племянника императора Юстина, они обращаются к римским легатам, а затем — к папе Гормизде. Будучи человеком несколько недалеким и надменным, а также предубежденным против «скифских монахов», папа не принял их и, более того, обвинил в устройстве смуты в Риме и изгнал. На его позицию могли повлиять распространенные на Западе симпатии к несторианству и, конкретно, к Федору Мопсуестийскому, которого скифские монахи осуждали лично. Однако, Иоанн Максенций сделал вид, что вступил в общение с папой, а письмо Гормизды, направленное епископу Позессору, объявил фальшивкой, принадлежавшей неизвестному еретику, однако в своем ответе на это письмо допустил возможность впадения папы в ересь и его соборного осуждения. Поддержка скифских монахов африканскими епископами переломила ситуацию и св. имп. Юстиниан в особом эдикте 534 г. признает формулу «Один от Святой Троицы пострадал плотию», которую признал и папа Иоанн. Эта формула способствовала развитию богословия неохалкидонизма и победе Православия на V Вселенском Соборе в 553 г.

Доктор философских наук, доцент СДА, доцент департамента философии учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук МФТИ (Московский физико-технический институт (Государственный университет)) В. И. Коцюба прочел доклад «Понятия богословия и философии в наследии св. императора Юстиниана Великого»

image10.jpg

В его исследовании было показано, что св. Юстиниан в использовании терминов «богословие» и «философия» следовал предшествующей святоотеческой традиции, восходящей к IV веку. Под «богословием» император понимал учение о Святой Троице, термин «философия» применял как в отношении к языческой философии, так и применительно к христианству, обозначая им направленный на стяжание христианских добродетелей и познание Бога образ жизни. В узком смысле данный термин связывается св. Юстинианом с понятием монашеской жизни, когда он использует выражение «монашеское любомудрие» в V новелле «О монастырях, монахах и игуменах».

Доктор богословия, преподаватель древнеармянского языка в Центре исследования древневосточного христианства Богословского факультета Афинского университета Г. С. Казарян выступил с докладом на тему: «Восстановление монашеских традиций в Армении в первой половине XVII столетия»

image11.jpg

Бурное развитие и распространение монашеской жизни в Армении имело место во второй пол. IV в., по примеру соседней Каппадокийской Церкви, управляемой свт. Василием Великим. С тех пор монашество играло видную роль в становлении армянской культуры, так что некоторые исследователи саму эту культуру характеризуют как монастырскую. Однако драматическая история Армении, которая постоянно становилась ареной боевых действий, не оставляла незыблемыми устои монашества в стране. Период конца XVI – нач. XVII в. выдался особенно тяжелым в истории Армении, когда традиции монашеского делания были преданы забвению. Благодаря усилиям группы монашествующих во главе с Католикосом всех армян Мовсесом III (1629–1633), опиравшихся не только на опыт личной аскезы и изучения наследия прошлого, но также и на современный им опыт коптских и греческих монастырей, удалось возродить монашеское делание в основанной в Сюникской области 1608 году Великой пустыни Отцов.

image12.jpg

Благодаря выходцам из этой обители сеть мелких и больших монастырей раскинулась по Армении, так что Сюникская пустынь стала новой родоначальницей армянского монашества. Традиции, заложенные в Великой пустыни, были перенесены в иные обители, из которых Лимская и Севанская пустыни, а также Свято-Екатерининский женский монастырь в Новой Джульфе (Иран) хотя бы частично, но сохранили заветы отцов до прошедшего ХХ века. Доклад Г. С. Казаряна опирался на два ценных первоисточника XVII в. — «Книгу историй» архим. Аракела Даврижского и «Хронологию» еп. Григора Камахского. Если первый источник переведен и опубликован на русском еще в 1973 г., то труд еп. Григора не переведен ни на один другой язык. В этом смысле в рамках доклада у русскоязычных исследователей была уникальная возможность хотя бы в цитатах ознакомиться с этим бесценным первоисточником XVII в.

Доклад кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института Всеобщей истории РАН, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ О. А. Родионова «Проблемы изучения жизни и творений прп. Каллиста Ангеликуда» был посвящен проблемам реконструкции биографии выдающегося, но доселе малоизвестного византийского подвижника-исихаста прп. Каллиста Ангеликуда (ок. 1325 — последнее десятилетие XIV в.), а также вопросу о составе корпуса его сочинений. 

image13.jpg

Была рассмотрена рукописная традиция творений прп. Каллиста. С учетом того, что упоминаемые Каллистом два крупных произведения («Исихастское обучение» и «Исихастское утешение»), по-видимому, не имеют четких границ и никогда не существовали в заявленном автором виде, в докладе предлагается новый подход к систематизации корпуса творений Каллиста Ангеликуда, основанный на жанровом разнообразии его письменного наследия.

Кандидат физико-математических наук, кандидат философских наук К. Мурышев в докладе «Учение свт. Феолипта Филадельфийского о молитве» дал краткий очерк учения св. Феолипта Филадельфийского о молитве в его взаимосвязи с предшествующей и последующей святоотеческой традицией. 

image14.jpg

В частности, проведены параллели с аналогичным учением св. Григория Паламы и отмечен ряд общих моментов, подтверждающих факт преемственности между двумя указанными авторами. Рассмотрены такие аспекты учения св. Феолипта как представление о сути молитвы, ее формах, цели, плодах и условиях успешности. В числе прочего отмечено, что в аскетических трудах св. Феолипта Филадельфийского и св. Григория Паламы не упоминается так называемый «психофизический способ молитвы», откуда следует вывод, что они не считали его чем-то общеобязательным, а следовательно он не может рассматриваться как неотъемлемый элемент исихастской духовной практики.

Священник Александр Фадеев, магистр богословия, аспирант СДА в докладе «Анализ средств пастырского душепопечения на примере палестинского монашества IV–VI вв.» раскрывает глубину мысли палестинских отцов в пастырской проблематике и накопленный опыт духовного руководства. 

image15.jpg

В сообщении были кратко перечислены средства и способы осуществления пастырского душепопечения, из которых наиболее широкое употребление нашли пастырское слово, исповедь, епитимия и молитва. Наглядно были представлены и рекомендации к пастырям касательно употребления обличений, епитимий и других нравственно-воспитательных и исправительных мер, налагаемых на пасомых.

Р. М. Конь, кандидат богословия, доцент СДА представил доклад «Взгляд сквозь призму аскетики на методологические проблемы сектоведения».

image16.jpg

Он отметил, что методологическая проблематика сектоведения как дисциплины в системе духовного образования Русской Православной Церкви была обозначена фактически с первой попытки создания одноименной кафедры в МДА в 1905 г. Она нашла свое отражение в двух задачах, которые предполагали «точное и чуждое всякой тенденциозности» исследование прошлой и современной жизни сектантства и разработку строго научной богословской полемики против сектантских заблуждений. Эти задачи были осуществлены в ряде опубликованных учебников по сектоведению. Одновременно, в ходе развернувшейся дискуссии о предназначении сектоведения была поставлена еще одна задача, заключавшаяся в сравнении нравственных начал в сектантстве и в Православии, которые даже в случаях сходства внешних проявлений разделяют секты и Церковь. Решение данной задачи предполагало исследование сектантства с аскетической точки зрения. В представленном докладе этот подход был раскрыт на трех примерах. В качестве первого примера было проведено сравнение модели попадания в секту и выхода из нее, предложенной «теорией тоталитарного сектантства», с святоотеческим взглядом на информационное влияние и средства противодействия ему. В качестве второго примера было сделано сопоставление вышеупомянутых подходов по проблеме интерпретации увлечения сектантами странными, нередко фантастическими идеями, порою с разрушительными последствиями для психического и физического здоровья. Наконец, в контексте святоотеческой аскетики был рассмотрен вопрос о важности и необходимости отречения от заблуждений возвращающихся в Церковь из сект людей.

П. В. Герасимов, ответственный за миссионерскую работу при храме свт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы выступил с докладом «Методологические подходы в русском академическом богословии XIX–XX вв.», в котором затронул историю вопроса методологии богословских исследований в России. 

image17.jpg

Недостаточная разработанность методологии богословия побудила автора обратиться к истории вопроса. В докладе были рассмотрены высказывания четырех ярких представителей русского академического богословия, наиболее эксплицитно рассуждавших о методологии: митр. Макарий (Булгаков), еп. Сильвестр (Малеванский), свт. Феофан Затворник и проф. В.В. Болотов. 

image18.jpg

Автор приходит к выводу, что в контексте «историко-богословской революции» (термин Н. Ю. Суховой) в духовных школах XIX века в русском богословии получил распространение так называемый историко-генетический метод (термин Н.Н. Глубоковского). В его основе лежат три методологических принципа: 1) богословие требует от исследователя системного мышления; 2) хронологический принцип рассмотрения источников; 3) конфессиональная принадлежность как вовлеченность в опыт церковной жизни является важным методологическим условием получения объективных научных результатов.

Священник Дмитрий Дегтярев, магистр богословия, аспирант СДА. «Мифология египтян и финикийцев в апологетическом методе Евсевия Кесарийского».

image20.jpg

По словам докладчика, в своем апологетическом трактате «Евангельское Приуготовление», Евсевий, критикуя языческие верования своих современников, обращается к истории появления древних мифологий Средиземноморья, которые существовали до появления мифов Древней Эллады. Среди них апологет выделяет египетскую и финикийскую мифологии. Используя сочинения авторов II в. до Р.Х., а также сочинения своих современников – философов и язычников, Евсевий показывает начало зарождения греческого язычества. Критика египетской и финикийской мифологии является важным и ключевым местом в первых книгах трактата «Евангельское Приуготовление», так как с одной стороны апологет использует ее в качестве подготовки основы для критики древнегреческой мифологии и языческих верований современников, с другой стороны, она призвана показать исторически зарождение язычества, которое основывалось на неправильном и искаженном восприятии окружающей природы. Показывая это Евсевий приводит как классические для раннехристианских апологетов аргументы, так и свои собственные наработки, в которых он через наглядные примеры обличает античных мифологов и авторитетных писателей в искажениях, противоречивости и нелогичности мифических сюжетов. В заключении доклада делается вывод о том, что данная критика египетской и финикийских языческих верований может быть актуальна и сегодня, так как эти верования продолжают использоваться в оккультных и эзотерических практиках.

Темой доклада магистра богословия, клирика храма святых Сергия, Серафима и Викентия в Милане (Италия), иером. Силуана (Ярославцева) стало освещение событий Благовещения и Боговоплощения в учении поздневизантийских святых отцов XIV века.  

image21.jpg

Докладчик отметил, что, несмотря на уже накопленное богатое святоотеческое предание в описании данных событий, поздневизантийские святые отцы, прежде всего свт. Григорий Палама и св. прав. Николай Кавасила, смогли вывести богословскую оценку данных событий на новый уровень, характеризуя этот момент как переломный и ключевой для всей человеческой истории, делая его центральным по роли и в их учении о Божией Матери. Осмысление ими абсолютного по своему характеру избрания Приснодевы Божественным Промыслом по причине достижения Ею кристальной чистоты от греха, позволившей произойти соединению человеческой и Божественной природ и как выражения Божественной праведности, где Сама Дева рассматривается святыми отцами как цель создания Творцом человеческой природы, беспрецедентный в земной истории совет Бога и тварного существа в ожидании Ее свободного решения, синергия Ее личной и Божественной воли — вот те вехи по мысли докладчика, которые изменяют дальнейшие судьбы человечества.   В последовавшем за докладом обсуждении были указаны перспективные моменты богословского исследования, например, влияния прародительского греха в момент предочищения и освящения Девы Святым Духом и отмечена указанная святыми отцами высшая степень сокровенности способа произошедшего соединения Божества и человечества во Христе. 

Магистрант МДА А. Мелихов в своем докладе «Память смертная по наследию преподобных Оптинских старцев», опираясь на их эпистолярное наследие, попытался дать ответ на вопрос, какое место в жизни христианина должна занимать такая малоизвестная современному обществу добродетель. 

image22.jpg

Сравнивая светлый облик святых подвижников с их строгими наставлениями, автор приходит к выводу о необходимости отказа от стереотипов в отношении к памяти о смерти. Получение благодатного дара «вовеки не согрешать» требует определенных усилий ума: а именно его силы воображения и памяти, в которой предполагается воскрешать и удерживать определенные образы, влияющие на духовный настрой. 

image23.jpg

Разделение добродетели смертной памяти на четыре вида размышлений: часа смертного, суда, мук и блаженств, расширяет ее область полезного применения до всех добродетелей человека. Предрассудки, связанные с этой добродетелью в докладе противопоставляются правильному пониманию учения о загробной жизни, смирению и гибкому подходу в применении разных аспектов памяти смертной в духовной борьбе.

image24.jpg

П. К. Доброцветов, кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент СДА, профессор Николо-Перервинской ДС выступил с докладом «Преп. Феодор Студит о противоестественных склонностях и грехах», в котором взгляды преп. Феодора Студита в начале доклада соотносились с позицией по данному вопросу свт Иоанна Златоустого. 

image25.jpg

Оба святых отца рассматривают данное явление как тяжкий грех и в качестве его причины называют действие диавола. Относительно различий в подходах между двумя святыми отцами автор отметил, что в то время как Златоуст говорил об этом явлении вообще — как правило толкуя, как экзегет, известные места в Св. Писании по этому поводу, и бичуя данное явление как вообще явление общественное, то преп. Феодор Студит, который был игуменом крупных общежительных монастырей и учителем и проповедником для своих монахов, упоминает это явление с определенной — именно монашеской точки зрения. Поэтому если свт. Иоанн Златоуст часто для широкой аудитории апеллирует к естественной и богоустановленной норме — брачному союзу между мужчиной и женщиной и говорит о гомосексуализме как отклонении от этой нормы, и потому имеет в виду в качестве исцеления покаяние и возращение к общительности между полами, а не замыкание в рамках одного пола, то преп. Феодор рассуждает в более узких, но и более высоких рамках интенсивной аскетической монашеской жизни мужского монастыря, в которой норма общения с женщинами уже не могла быть приемлемой. И также если Златоуст бичует данное явление в языческой и христианской среде как уже наличный результат и следствие пресыщения и развращенности, то преп. Феодор Студит обличает это как недопустимые душевные и поведенческие порывы у своих монахов еще в зародыше, предостерегая различным образом от вольности в монахов в повседневном общении между собой и в отношении к своему телу, к одежде, нравам и т.п., в качестве главного средства борьбы с этим упоминая исповедь и откровение помыслов, а также подвижничество, физический труд, терпение, мужество и страх Божий.

В завершении конференции ее организаторы доценты СДА П. К. Доброцветов и Р. М. Конь подвели некоторые итоги, выразили искреннюю благодарность и.о. ректора СДА, профессору, протоиерею Вадиму Леонову за предоставленную возможность проведения и всестороннее содействие в ее организации, а также рассказали о ближайших мероприятиях Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА: 

Третьей конференции, посвященной жизни и наследию архиеп. Никона (Рождественского), которая состоится в СДА 3 марта 2022 г.;

и Конференции по сектоведению в СДА 4 апреля 2022 г.

Конференция продлилась около 8 часов с перерывом на обед, и в ней приняли участие более 30 участников и слушателей как из России, так и из-за рубежа. Доклады вызывали интерес и дискуссию среди участников.

image26.jpg

Докладчикам будут вручены памятные сертификаты об участии в конференции.

Вел конференцию, руководитель Научного Центра доцент СДА, кандидат богословия, кандидат философских наук Павел Кириллович Доброцветов.

image27.jpg

Количество показов: 2999