В Академии прошла Пятая историко-богословская конференция, посвященная архиепископу Никону (Рождественскому) и новомученикам и исповедникам Русской Церкви

21 мая 2024

В Академии прошла Пятая историко-богословская конференция, посвященная архиепископу Никону (Рождественскому) и новомученикам и исповедникам Русской Церкви

photo_2024-04-24_20-36-24.jpg

      17 апреля 2024 года в Сретенской духовной академии в аудитории «Святая Земля» в очно-дистанционном формате состоялась Пятая историко-богословская конференция Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА им. проф. А. И. Сидорова на тему: «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиеп. Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века».

      Конференция открылась с пения «Вечной памяти» архиепископу Никону (1851–1919) в день его рождения.

photo_2024-04-24_20-38-06.jpg

photo_2024-04-24_20-38-58.jpg

photo_2024-04-24_20-40-10.jpg

      Во вступительном слове ведущий конференции, руководитель Научного центра патрологических исследований кафедры богословия СДА им. проф. А. И. Сидорова профессор СДА П. К. Доброцветов отметил ставшее доброй традицией проведение конференции о наследии архиеп. Никона, органично обогатившейся еще в позапрошлом году включением тематики о новомучениках и исповедниках Русской Церкви.

photo_2024-04-24_20-40-51.jpg

       С докладом на тему: «Духовные наставники архиепископа Никона (Рождественского) в его семинарские годы: общение и переписка с архимандритами Феофилом (Успенским) и Леонидом (Кавелиным)» выступил епископ Искитимский и Черепановский Леонид. На основе архивных материалов и опубликованных источников в докладе было реконструировано общение архиепископа Никона с духовными наставниками в первые 25 лет его жизни. В детстве во время проживания Николая Рождественского с родителями, а также в первые годы его учебы в духовных училищах и Московской семинарии он окормлялся у приходского священника своего села. Летом 1871 года во время поездки в Троице-Сергиеву лавру Николай встретил иеромонаха Феофила (Успенского), имевшего семинарское образование и опыт миссионерского служения в Америке. Эта встреча помогла Николаю разобраться в себе, а с зимы 1872 года началась его переписка и общение с отцом Феофилом, который для него в течение тех лет был духовным наставником. При переводе отца Феофила в конце 1873 года в Абхазию Николай вновь должен был искать духовного наставника и вспомнил о встрече 22 декабря 1872 года с настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря архимандритом Леонидом (Кавелиным). С последним с февраля 1874 года началась переписка и духовное общение. Два важных вопроса задавал Николай в письмах к архимандритам Феофилу и Леониду: о целесообразности при его слабом здоровье продолжать обучении в духовной академии и о выборе дальнейшего поприща для служения — быть миссионером. Оба эти вопроса решились при встрече с отцом Леонидом и определили его жизненный выбор не в продолжении образования в духовной академии, а в избрании монашеского пути своей жизни — поступлении в Ново-Иерусалимский монастырь под руководство его настоятеля, ставшего для него вместе с этим и духовником.

photo_2024-04-24_20-41-48.jpg

        Иеромонах Ферапонт (Широков), исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря, проректор по воспитательной работе, секретарь Ученого совета Вологодской духовной семинарии выступил с докладом на тему: «Деятельность архиепископа Никона (Рождественского) по устройству приходской жизни в Вологодской епархии». По словам докладчика для Вологодской епархии личность архиепископа Никона (Рождественского) особенна примечательна: в течение шести лет (1906–1912 гг.), тогда еще епископ, Никон являлся управляющим Вологодской епархией, совмещая епархиальное управление с работой в Государственном Совете и Святейшем Синоде. В докладе за счет привлечения архивных материалов удалось осветить особенности архипастырского попечения о приходской жизни Вологодской епархии в период его пребывания правящим архиереем. Относительно пребывания епископа Никона управляющим Вологодской епархией, следует отметить, что в виду необходимости постоянного пребывания в столице, Вологду архиерей посещал достаточно редко. Так, например, в своем отчете в Синод за 1907 год, епископ Никон отмечал, что в Петербурге находился по званию члена Государственного Совета, по выбору от монашествующего духовенства с 20 февраля по 12 апреля, с 1 мая по 20 июня, с 1 ноября по 15 декабря. Все дела о назначениях, перемещениях, постройке новых храмов, судные и бракоразводные консистория предоставляла епископу Никону по почте или с секретарем в Санкт-Петербург. Решения консистории по текущей неотложной переписке просматривалась по приезде в Вологду. Между тем, за годы пребывания на кафедре, несмотря на чрезвычайную занятость и редкие возможности пребывания в Вологде, он смог посетить даже отдаленные приходы и монастыри. Будучи человеком образованным, епископ Никон делал все возможное для повышения уровня образования епархиального духовенства. При посещении монастырей, архиерей всегда обращался со словами поучения к монашествующим, при визитации приходов — к духовенству и пастве.

photo_2024-04-24_20-42-37.jpg

       Артем Николаевич Гусев, преподаватель МОУ Икшинская СОШ выступил с докладом «Архиепископ Никон (Рождественский) как деятель трезвеннического движения». В этом докладе он рассмотрел взгляды архиепископа Никона (Рождественского) на проблему пьянства в России, а также его предложения по борьбе с этим народным пороком. На материалах дневника было рассмотрено становление его трезвеннических взглядов. Автор уделил особое внимание критике архиепископом Никоном (Рождественским) различных проектов борьбы с пьянством, которые предлагались в Государственном совете, в правительстве и различными общественными деятелями. Автор приходит к выводу, что деятельность архиепископа Никона (Рождественского) в трезвенническом движении имела в большой степени просветительскую направленность и практического участия в работе трезвеннических обществ архиепископ Никон (Рождественский) не принимал. Тем не менее его труды не остались не замеченными и публицистические статьи, обличающие пьянство, которые опубликовались в редактируемых им «Троицких листках», имели широкий общественный резонанс.

photo_2024-04-24_22-29-34.jpg

Доцент СДА Р.М. Конь представил доклад «Тема ходатайства в противосектантском наследии архиепископа Никона (Рождественского)». В нем было отмечено, что несмотря на большой объем противосектантской тематики в трудах архиепископа Никона, полемике с ними по теме ходатайства уделено незначительное внимание и тем не менее эти немногочисленные упоминания представляют собою интерес как для исследования развития методологии полемики, так и ее содержания. Исходя из анализа соответствующих текстов докладчиком было выявлено три аспекта раскрытия темы ходатайства — во-первых, это ходатайство Иисуса Христа как Искупителя мира, во-вторых, ходатайство святых и, в-третьих, молитвенное ходатайство друг о друге живущих христиан. Наиболее полно архиепископ Никон раскрывает смысл ходатайств святых и верных, в противовес сектантам, рассматривающих Христа как единственного в юридическом смысле ходатая перед Богом Отцом о прощении им грехов, совершенных после оправдания и на этом основании отвергающим иерархическое священство и ходатайства святых.

Архиепископ Никон рассматривает обращенные к Христу молитвы святых в экклесиологическом, а не правовом, как сектанты, контексте. Молитвы верующих и святых, как он полагает, — это молитвы Церкви, и они становятся молитвой Самого Господа, как Главы Церкви и как Ходатая Новаго Завета. Вопрос о том, кому Христос приносит молитвы о прощении грехов, когда Он самовластно отпускает грехи (Ин.5:26–27), архиепископом Никоном не рассматривается. Однако схожее мнение о ходатайстве Христа высказывает свт. Феофан Затворник, оказавший большое влияние на архиепископа Никона как богослова. Свт. Феофан полагал, что Господь Иисус Христос, как Глава Церкви, ходатайственно представляет Триипостасному Богу молитвы верных, и решенное Им осуществляется единым действием Святой Троицы. По мнению докладчика, у архиепископа Никона можно проследить близкую идею о ходатайстве Христа как Главы Церкви о верных перед Богом Отцом и Самим Собою, как Одним из Трех Божественных Ипостасей, и соподателем наряду с Богом Отцом благ верным, в отличии от сектантов, полагающих, что Христос просит только Бога Отца о прощении грехов, но Сам их не прощает, в чем видится возрождение субординационистских мотивов, граничащих с арианством.

photo_2024-04-24_20-44-10.jpg

       Далее с докладом «Архиепископ Никон (Рождественский) о молитве» выступил профессор СДА П. К. Доброцветов. Докладчик отметил критику некоторых современных поборников имяславия в адрес архиеп. Никона, в т.ч. по вопросу Иисусовой молитвы, содержащей в себе имя Христово, обожествлявшееся сторонниками имяславия. Докладчик показал, что тема молитвы вообще — одна из центральных тем в письменном наследии архиеп. Никона и определенное место тот уделяет и теме Иисусовой молитвы, видя в ней, в частности, важное духовное оружие в т.н. мысленной брани христианина с грехом и диаволом. Кроме того, в творении непрестанной Иисусовой молитвы архиеп. Никон видит также высшее предназначение монашества в контексте дискуссии с либеральной академической профессурой о таковом предназначении, выражая по сути тем самым известный исихастский идеал. При этом сам Николай Рождественский в юности и молодости — в начале своего монашеского искуса, признавался в больших трудностях в сосредоточенном совершении молитвенного правила, что свидетельствует об опытном прохождении им молитвенного труда. В дальнейшем в своих изданиях архиеп. Никон также описывает несколько примеров неканонизированных угодников Божиих — творцов непрестанной Иисусовой молитвы, подвизавшихся в Троице-Сергиевой Лавре в кон. XIX–нач. XX вв., возможно, в т.ч. и для того, чтобы показать своим читателям, что истинные делатели непрестанной Иисусовой молитвы есть не только на Афоне, но и в сердце России, и что сама эта молитва должна сопровождаться всецелым подвигом христианской жизни, христианскими добродетелями, а не становиться предметом «абсолютизации», интеллектуального мудрования и ревнительского упрямства. По словам докладчика в целом архиеп. Никон демонстрирует царский путь — церковность, традиционность, здравый консерватизм в духовной жизни, в т.ч. и в отношении практикования Иисусовой молитвы, цитируя, в частности, труды свт. Игнатия Брянчанинова, где последний предостерегает от впадения в молитвенную прелесть. И в целом, по словам докладчика, в трудах архиеп. Никона больший акцент сделан с молитвы индивидуальной на молитву как явление общецерковное: «Как кровь, обращаясь в теле, обновляет весь его состав, так молитва, общение любви между членами Церкви, наипаче же пасомых с пастырями, созидает единство жизни церковной».

photo_2024-04-24_20-45-15.jpg

      В заключение ведущий конференции профессор П. К. Доброцветов выразил благодарность и.о. Ректора Сретенской духовной академии, наместнику Сретенского ставропигиального мужского монастыря игумену Иоанну (Лудищеву) за содействие в проведении конференции, и поблагодарил докладчиков за проделанную работу, которая внесла вклад в исследование наследия архиепископ Никона, студентов 2 и 4 курсов бакалавриата и аспирантов, принявших участие в ее работе, а также студента 2 курса бакалавриата СДА Александра Кожухарева за обеспечение работы системы дистанционной связи.

       Конференция продлилась около 3 часов и вызвала большой интерес у участников, которые обсуждали представленные доклады и обменялись мнениями о подготовке следующей конференции, запланированной на 2025 год.

Количество показов: 956