Тематические наставления знаменитых пастырей сер. XIX - нач. XXI.

Московская Сретенская  Духовная Академия

Тематические наставления знаменитых пастырей сер. XIX - нач. XXI.

Алексей Веткин 12862



Здесь собраны небольшие изречения выдающихся православных пастырей, таких как прав. Иоанн Кронштадтский, свт. Лука Крымский, о. Иоанн Крестьянкин. И касаются они только одной темы ― священства, чтобы молодому поколению можно было охватить сразу все стороны служения, которого касается впоследствии тот, кто готовится встать на этот путь, чтобы избежать ошибок и вести народ к Богу, переживая все трудности пастырского делания.

Содержание:

  • Отношение к архиерею
  • О нерадивости
  • О благословении
  • О вере
  • О духовности
  • О пристрастиях
  • О выборе супруги
  • О ложном апостольстве
  • О заклинании бесов
  • О выгоде
  • О винопитии
  • Что должно быть главной целью пастыря?
  • Отношение к людям
  • О том, кто ищет почестей
  • О коротких рукавах
  • О нестяжательности
  • О молитве
  • О наградах
  • О двуязычестве
  • О рок-музыке
  • Об отчитывании
  • О наставлениях
  • Отношение к архиерею

    Ярким примером должного отношения к архиерею являлся схиархимандрит Виталий (Сидоренко). «Это было не простым почитанием высшей церковной власти, это был благоговейный страх перед святостью сана и одновременно искренняя любовь к ним, как носителям Божественной благодати. О священниках он говорил так: «Когда священник служит, он подобен огню. Если бы он мог сам себя увидеть, он бы испугался — какое дерзновение имеет. Место, где стоял священник во время службы, цело­вать надо. Оно освящается благодатью»[1].


    О нерадивости

    «Пасомые простят иному пастырю некоторую, быть может, сухость и суровость... простят ему даже его слабости, но никогда русский православный человек не простит священнику неверия и неблагоговейного, небрежного, внешне формального исполнения своих пастырских обязанностей»[2].

    «Когда рукополагали во священники, о. Лаврентий Черниговский обливался слезами. Его однажды спросили сестры, почему он так плачет. Батюшка ответил, что многие и многие погибнут из этих священников за свою небрежность и нерадивую жизнь духовную. Они не будут думать о своем спасении, а тем более о других»[3].


    О благоговении

    Свт. Лука Крымский писал: «Недавно мне попался истрепанный служебник Литургии одного священника, в котором все нижние углы страниц черны от грязи. О, Господи! Значит, этот лишенный страха Божия священник Тело Христово брал грязными руками, с черной грязью под ногтями! Как же это не стыдно священникам не мыться, быть грязно одетым, стоять перед святым престолом в калошах»[4].


    О вере

    «Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией. Страницы рассуждения некоторых, может быть, и выдающихся пастырей, ― разумею Платонова, ― надо хранить живые силы, то есть ради них поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чепурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, ― погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя»[5].


    О духовности

    «Какия должны быть чистыя, духовныя уста у священника, столь часто произносящия всесвятое имя Отца и Сына и Святого Духа! Еще более ― как духовно, чисто должно быть сердце, чтобы вмещать и ощущать в себе сладость этого пречестнаго, великолепнаго и достопоклоняемого имени! О, как должен священник удаляться от плотских наслаждений, да не соделается плотию, в которой не пребывает Дух Божий!»[6]

    «Сила всякого религиозного делателя, тем более пастыря Церкви, находится в зависимости от внутреннего приближения его к Богу. Пастырь Церкви для совершения своего великого дела пастырского получает в Таинстве Священства особую благодатную силу, которая делается могущественной в его душе только при условии живого непрерывного общения его с Богом. Если же пастырь удаляется от источника благодатной силы, уходит сердцем своим от Христа, то, хотя он и не перестает быть законным проводником для своих пасомых благодати Святаго Духа, но уже проводником пассивным, не получающим от источника Жизни ничего для своего собственного оживления и подкрепления»[7].

    «Известно, что от образа жизни пастыря, от его радения или нерадения, от исполнения своих высоких и святых пастырских обязанностей весьма много зависит: вера или маловерие, и самое неверие, равно как и жизнь, и поведение пасомых. И каков тот (т.е. пастырь), таков и приход, по народной молве. Почтителен и благочестив пастырь, благочестивы и богобоязненны, бывают и пасомые»[8].

    Чтобы управлять другими, надо научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобресть знание

    «Однажды спросили старца Иосифа Оптинского про одно духовное лицо: почему он — человек необразованный, а письма его дышат таким духовным разумом, что так и проникают в душу? Батюшка отвечал: "Как луч солнечный не может проникнуть сквозь туман, так и речи человека только образованного, но не победившего страсти не могут действовать на душу. А кто сам победил страсти и стяжал разум духовный, тот и без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого"»[9].


    О пристрастиях

    «О, как должен священник удаляться от плотских наслаждений, да не соделается плотью, в которой не пребывает Дух Божий! До плотских ли наслаждений священнику, когда ему надобно неотрывно наслаждаться Единым Господом, да даст Он ему прощение сердца его? До плотских ли наслаждений, когда у него так много духовных чад, предъявляющих ему свои многоразличные духовные или телесные немощи, в которых нужно им душевно сочувствовать, подавать искренние и здравые советы, когда ему каждый день предстоит подвиг — от всего сердца и со слезами молиться о них пред Владыкою, да не набежит на них и не расхитит их мысленный волк, да подаст им Господь преуспеяние жития и веры и разума духовного! До наслаждений ли плотских священнику, когда ему надо часто совершать службы в храме и предстоять престолу Господню, когда так часто надо совершать Божественную литургию и быть совершителем и причастником Небесных и Животворящих Тайн, когда ему вообще так часто приходится совершать другие Таинства и молитвословия!»[10]

    «Чтобы управлять другими, надо научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобресть знание. Когда я не умею владеть собою, когда нет во мне духа самообладания, духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я ― плохой управитель. Когда играют много всякие страсти, ― лучше мне не браться управлять другими, чтобы не причинить большего вреда и себе и им»[11].

    «Не имей пристрастия не только к пище и питию, к одежде, к просторному и благоукрашенному жилищу, к богатой утвари домашней, но и к своему здоровью, даже к своей жизни не имей ни малейшего пристрастия, предав всю жизнь свою в волю Господню. Пристрастие к временной жизни, ко здоровью, ведет ко многим уклонениям от заповедей Божьих, к потворству плоти, к нарушению постов, к уклонению от добросовестного исполнения обязанностей службы, к унынию, нетерпению, раздражительности. Никогда не спи вечером перед вечерним правилом, да не одебелеет сердце твое от неблаговременного сна, и да не запнет его враг окамененным нечувствием на молитве»[12], ― так говорил о. Иоанн Кронштадтский. И отмечал следующее: «Сколь беспристрастен должен быть священник к земным вещам, чтобы, совершая такие службы и столь высокие пренебесные Таинства, быть неуловимым от врага и гореть всегда чистою любовью к Богу и к сочеловекам, погибающим от грехов и спасаемым благодатию Христовою во Святом Духе!»[13].

    Архим. Арсений (Жадановский) указывал, что «чревоугодие сильно питает страсть блудную. Не от того ли так стремились к воздержанию и сухоядению св. подвижники? Последние всемирно старались подавлять страсть плотскую, так много тормозящую жизнь духовную, как и говорит св. ап. Павел: «плоть воюет против духа» (Гал. 5, 17)»[14].

    Человек христианин! Пойми, — вино для тебя зло, пойми, что ты вином оскорбляешь свою Богом созданную природу, Спасителя и Духа Святого, в тебе обитающего после Святого Крещения

    Также о. Иоанн Кронштадский говорил и о том, как надо служить только одному господину: «Сердце наше просто, единично, и потому не может работать двум господам. Богу или мамоне, т.е. богатству; нельзя служить искренно Господу и вместе иметь пристрастие к земным вещам, ибо все это относится к мамоне. Да и недостойно человека работать богатству, ибо оно земля и прах. Все земные вещи, если мы привязываемся к ним сердцем, одебеляют его, земленят, и от Бога, и от Матери Божией, и всех святых, от всего духовного, небесного и вечного отвращают нас и привязывают нас к земному, тленному, временному, также и от любви к ближнему отвращают»[15].

    «Не заботься о деньгах: если будет нужно, то Бог как манны насыплет тебе их, или как перепелов нагонит их тебе. Ищи прежде царствия Божия, спасения человеков, утверждения их в вере, исправления их нравов; утверждай свою веру, очищай свое сердце, проходи добросовестно свое звание, исправляй тщательно все свои обязанности и все ― деньги, пища, одежда и пр. приложится тебе»[16].


    О выборе супруги

    Письмо решившему стать женатым священником: «Уделяй много внимания положению супруги священника: она должна помогать во всем. Особое внимание обрати на внутреннюю красоту души ― это первое, а уже потом на все прочее, внешнее. Ищи простой жизни, чтобы жить свободным от тяжести мирского духа и чтобы в то же время было достаточно времени для духовной работы»[17].


    О ложном апостольстве

    «Часто мы говорим человеку одно-два духовных слова, и он меняется. Тогда мы говорим: «Ого! Я спас человека!» Я убежден, что человек, имеющий расположение к добру, даже если бы и не обратился бы благодаря нам, то его могли бы обратить и медведь, и лиса, и все что угодно другое. Будем остерегаться ложного апостольства»[18].


    О заклинании бесов

    О. Паисий сказал одному священнику, часто заклинавшему бесов, следующие слова, произведшие на него сильное впечатление: «Ты говоришь, что некоторые громким голосом читают заклинания, а бесы не слушают. Отец мой, поминай сердечно на проскомидии и моли Бога, чтобы Он помог одержимому»[19].


    О выгоде

    Был один случай, когда прп. Лаврентий Черниговский предупреждал одного человека не брать на себя, то, что не нужно. «Во время домашней келейной молитвы кто-то сильно постучал в дверь к Батюшке. Когда открыли, то увидели мужчину, который укоризненно кричал, что он приехал издалека и ему не хотят открыть. Батюшка вышел на шум да и говорит: «На поляницы (хлеб) позавидовал. Но если у престола будешь не по правде, то можно, как говорится, и двух лет не прожить и сгореть». «Да, я хочу на священника» - сказал мужчина. «То иди к архиерею. Пусть он, как хочет. А я не хочу», - резко ответил Батюшка. Он обратился к владыке Борису, который его рукоположил во священника. И он двух лет не прожил и умер, как и предсказал старец. Батюшка с сожалением вспоминал о нем: «Он ничего не может, а только погибнет душа его»[20].

    Не стоит становиться священником ради богатства: «В одном из Посланий архиепископ Лука (Крымский) со скорбью указывает факты стяжательства, называет имена тех, кто превращает священнослужение в источник личного обогащения: "Что делать с таким священником? Попробую устыдить его, затрону лучшие стороны сердца его; переведу в другой приход со строгим предупреждением, а если не исправится, уволю за штат, и подожду — не пошлет ли Господь на его место доброго пастыря»[21].


    О винопитии

    Негодование свт. Луки (Крымского) вызывали не только священники пьющие, но и курящие. Таким назначал он строгие епитимии — запрещал три месяца служить в храме[22].

    «Через вино, чай, кофе, через лакомства, вообще через деньги, одежду и проч. дьявол разжигает наши страсти. Потому надо крепко беречься пить много вина, чаю или кофе или есть лакомства»[23], ― так говорил о. Иоанн Кронштадтский. И в другом месте: «Пьяницы, прелюбодеи, чревоугодники, тати, досадители, ленивые, праздные, картежники, театралы, танцоры, празднословы, насмешники, скажите мне: для чего Сын Божий сошел с небес, проповедал Евангелие царствия, сотворил безчисленные чудеса, пострадал, умер и воскрес, и послал во весь мир апостолов с проповедью о царствии? Скажите для чего? Для того ли чтобы вы объедались, пьянствовали, любодействовали, крали, лже­свидетельствовали, проводили время в праздности, празднословии, в картах, театрах, танцах, пересудах? О, сколь вы дорого поплатитесь за свою противоевангельскую жизнь, если не покаетесь и не исправитесь!»[24]

    Свт. Игнатий Брянчанинов отмечал: «Монах отнюдь не должен употреблять вина.... Этому правилу должен последовать и всякий благочестивый христианин, желающий сохранить свое девство и целомудрие»[25].

    Если мы будем отталкивать от себя грешных, немощных, то не оттолкнул бы и нас Господь, когда будем приходить к Нему с покаянием

    «О, зловредное питие! Как ты гибельно для человека! Сколько пороков, преступлений, сколько зла ты приносишь! Те преступления, о которых мы слышим и читаем в газетах, по большей части, совершаются людьми в нетрезвом виде. Так, винопитие, будучи само по себе пагубно для человека, влечет ко всевозможным порокам — убийствам, грабежам, блудодеянию, сквернословию и всякого рода непотребствам. В Отечнике рассказывается следующее: один пустынник долго изнемогал в борьбе с искушениями. Наконец враг, стал ему нашептывать: сделай какой-нибудь один грех и я оставлю тебя. Поддался этому пустынник и стал размышлять, какой ему грех удобнее всего сотворить, чтобы потом скоро его загладить. Убийство, — но его тяжко карает закон Божий и человеческий. Блуд, — но он постыден для инока, хранящего от юности девственную чистоту. Кажется, пьянство, размышлял пустынник, более скромный грех. Напившись, можно проспаться и, таким образом, остаться правым перед Богом и людьми. Решив так, пустынник пошел в город в корчемницу и напился. Пьяный, разжегся он похотью к случившейся тут распутной женщине и впал с ней в грех прелюбодеяния. На ту пору пришел в ту же корчемницу муж грешницы. Узнав о грехе своей жены и пустынника, он в справедливом гневе набросился на последнего. Завязалась драка, и пустынник, будучи сильнее мужа жены прелюбодейницы, убил его. Так, сразу, склонившись к вину, сей прежде праведный человек, совершил три преступления: пьянство, прелюбодеяние и убийство. Да, пьяный теряет все, что для человека дорого ― честь, совесть и всякое человеческое достоинство. Если бы все собрать, что человек делает под влиянием вина, то перед нами предстал бы настоящий ад со всем его ужасающим злом. Человек христианин! Пойми, — вино для тебя зло, пойми, что ты вином оскорбляешь свою Богом созданную природу, Спасителя и Духа Святого, в тебе обитающего после Святого Крещения. Посмотри, на что ты похож, опьяненный вином. Назвать ли тебя бесноватым? Но, по словам Иоанна Златоустого, этого мало. «Ты хуже его. Упившись, человек скрежещет зубами, терзает члены тела своего, выворачивает свои глаза и ничего не видит; как пес, бесстыдничает, чуждается своего жилища, валяется по земле; пена течет у него изо рта, как у помешанной собаки, страшное зловоние исходить из гортани его, так что трезвому и минуту тяжело; все члены и глаза, и уши, и ноздри делаются вместилищем смрада и нечистых мокрот. А если бы еще можно было заглянуть внутрь, на душу пьяницы. Она бедная скорчилась и оцепенела, как бы от жестокой вьюги и мороза, она как бы не имеет своей силы, и ею управляет злой дух, который внушает ей самые скверные, самые бесстыдные помыслы». Но довольно ― гибельные следствия вина всем хорошо известны. Поищем лучше, как бороться с винопийством, как нам отстать от него, ибо желание добра, желание исправления у всякого христианина всегда должно быть. В нашем отношении к вину, между прочим, замечается следующее: одни безразлично относятся к нему, для этих вино хоть не существуй, к вину не чувствуют они никакого аппетита; другие же, мы разумеем пока еще не пьяниц, — имеют к нему аппетит; для таких выпить рюмочку — удовольствие, — вот эти то люди должны быть осторожны. При случае они могут выпить и больше, а там и злоупотребление вином. Смотри, поэтому, есть ли у тебя позыв к вину. Если есть, то не начинай пить, крепись, не поддавайся, ибо, когда начнешь пить, у тебя разыграется аппетит к вину, расширится и сделается потом необходимостью»[26].

    На основании изречений святых отцов следует сделать вывод, что не само вино вредит человеку, а привыкание к нему. Во всем должна быть мера, если меры не имеешь то лучше вообще не пить, чтобы не согрешить. Если чувствуешь в себе пристрастие к спиртным напиткам, то лучше некоторое время не употреблять их, чтобы иметь власть над страстями, а не их над нами.


    Что должно быть главной целью пастыря?

    Обратимся к словам известного пастыря ― о. Иоанна Кронштадтского: «Наше дело не гнаться за корыстью, не собирать богатство погибающее; наше дело, наша корысть — есть спасение душ человеческих, искупленных Кровью Сына Божия, да и свое собственное спасение. И горе, горе нам, если мы погонимся за корыстью, как Иуда Искариотский. Тогда мы и себя погубим и души, нам врученные от Бога, ибо может ли, захочет ли спасать души священник, сердце которого увлечено корыстью? Он знает цену только деньгам, и не знает, сердцем своим не знает, не чувствует, как дорого спасение души. Спасение для него — пустое слово. Кто не заботится о своем спасении, тот станет ли заботиться о спасении других? Нет, не станет. Потому апостолы Христовы все земное сочли за сор, а спасение душ человеческих считали главнейшим своим делом. И в самом деле, что может быть дороже спасения души человеческой, которая есть образ и подобие бессмертного Бога? Весь мир не стоит одной души. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит»? (Мф. 16:26)[27].


    Отношение к людям

    «Находясь в зависимости от прихожан священник часто забывает заветы Христа Спасителя, и святое дело свое исполняет с пристрастием: для влиятельных и богатых служит так, для бедных иначе, мироеду он старается всячески угодить: и к кресту вперед подпустить, просфору вышлет и молебен истово отслужит и руку крепко пожмет»[28].

    О. Иоанн Кронштадтский обращался к пастырям: «Да будут для тебя, о иерей, все равны: и знатные, и простые, и богатые, и бедные, и счастливые, и несчастные, и когда придется иметь тебе духовное дело с своими прихожанами, не презирай в сердце своем незнатных или бедных и несчастных, но за особенное счастие почитай служить бедным и несчастным и делай для них духовные дела веры с особенною готовностию и удовольствием. Не служи своему чреву: ибо угождающие богатым, знатным и счастливым, и презирающие незнатных, бедных и несчастных служат истинно своему чреву»[29]. Также поучал: «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас о ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, к этому члену Христову, чтобы и Христос Бог возлюбил вас; и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу»[30].

    «Святитель Питирим Тамбовский отказывал себе в самом необходимом, чтобы, хотя малую лепту отдать Богу, Святой Церкви или помочь нуждающимся. Если мы будем отталкивать от себя грешных, немощных, то не оттолкнул бы и нас Господь, когда будем приходить к Нему с покаянием. Желание служить и благоугождать Богу должно быть коренным и главным желанием человека, началом и концом всех его желаний»[31].


    О том, кто ищет почестей

    И снова поучительные слова мы находим у прав. Иоанна Кронштадтского:

    1.               «Особенно злополучен тот, кто ищет почестей: он сделает из себя постыдный кумир и, как Навуходоносор, будет надмеваться перед не имеющими его почестей и требовать себе поклонения»[32].

    2.               «Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь ― плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух»[33].

    3.               «Если священник неблагочестно поступает, то он сам себя обрекает на вечный огонь своею нераскаянностью, неосмотрительностью и неисправимостью»[34].

    4.               «Научись вспоминать и произносить имя Бога всегда с великою верою, благоговением, любовью и благодарным сердцем. Никогда не произноси его легкомысленно»[35].


    О коротких рукавах

    «Приехал как-то к старцу Геннадию молодой парень, его духовное чадо. Лето стояло жаркое, и он был в рубашке с короткими рукавами. Батюшка спросил его: «Что же ты так оделся?» ― «Да жарко». Старец, указывая в землю, сказал ему: «А там будет жарче. Одевайся, как хочешь, а в церковь и ко мне, схимнику, надевай рубашку с длинными рукавами»[36].


    О нестяжательности

    Вот как относился к одежде свт. Лука Крымский: «Преосвященный всегда ходил в чиненных рясах с прорванными локтями. Всякий раз, как племянница Вера предлагала сшить новую одежду, она слышала в ответ "Латай, латай, Вера, бедных много»[37]. Конечно, не каждый готов на такой подвиг, но, в любом случае, нужно себя ограждать от излишеств.


    О молитве

    Архим. Арсений (Жадановский) поучал так: «Ты молишься лениво, невнимательно, рассеянно и даже с внешним неприличием, например, облокотясь, передвигая ногами и т. п. Спроси себя: зачем ты так молишься? Неужели, так молясь, мнишь даже получить что-либо от щедродательнаго Владыки? Знай же: не пользу, а вред себе ты приносишь такою молитвою, ибо, стоя пред Тем, Которому Ангелы служат со страхом и трепетом, ты обнаруживаешь неуважение, дерзость, обман, нечистоту, оскорбляешь величие Божие, а через это, конечно, накликаешь да себя осуждение и гнев Божий. Бойся такой молитвы и исправляйся!»[38]

    Когда ты увидишь человека, увешанного наградами, так говори: какой он труженик, видно Господь наградил его способностями, которые он не зарыл в землю, а, по-евангельски, возрастил

    «Молитва священника за людей имеет великую силу у Бога, если только священник от всего сердца, с верой и любовью воссылает оную ко Господу. Дай Бог, чтобы было больше священников, молящихся Богу горящим духом: ибо кто помолится об овцах словесных Господу с такой силой, если не помолится священник, получивший на то благодать и власть от Самого Бога?.. Какие должны быть чистые духовные уста у священника, столь часто произносящие Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа! Еще более духовно чисто должно быть сердце, чтобы вмещать и ощущать в себе сладость этого достопоклоняемого Имени!»[39], ― так наставлял священство о. Иоанн Кронштадтский.


    О наградах

    «Когда тебя обходят наградами, когда не замечают твоих трудов и держат тебя, как говорится, на последнем месте, считай это обстоятельство для себя душеспасительным, ибо это лишний повод к твоему смирению. Помни, что всякая мирская честь, всякая мирская слава может давать повод к превозношению, самомнению. Работай ради одного Господа, Который за самый малейший труд воздаст тебе небесной славой. Презирай земные почести и награды, как влекущие к честолюбию, гордости и превозношению. Но при этом презирай их для себя, других же считай достойными почестей и радуйся за ближних, если их награждают. Когда ты увидишь человека, увешанного наградами, так говори: какой он труженик, видно Господь наградил его способностями, которые он не зарыл в землю, а, по-евангельски, возрастил»[40].

    «Наград земных страстно не желай и не принимай, потому что они даже великим подвижникам, стоящим на пути Божием и видящим Бога, глаза часто закрывают, с пути Божия совращают, все добродетели повреждают, истребляют и оставляют ни с чем, тем более это вредно новоначальным подвижникам»[41].


    О двуязычестве

    «Да не будет пресвитер двуязычен. Под этим именем двуязычен не только разумей лживого и обманчивого, но и клеветника, и оговорщика, хотя бы оговор и праведен был. Здесь надлежит сказать о страшной лжи, со скверноприбытчеством соединенной, если вымышлять чудеса, и таковые явления под именем Божиим сказывать. Таковые дела ничем не отличные от волхования, и таковым бессовестным обманщикам приличествует оное слово Божие: горе прорицающим от сердца своего, ходящим в след духа своего, а отнюдь не видящим Господа (Иер. 23:16, 26)»[42].


    О рок-музыке

    Все известный о. Иоанн Крестьянкин на своем «опыте показывает, что пришедшие ко Престолу от рок-музыки, служить во спасение не могут. Я получаю столько писем от таких несчастных людей, но помощь им приходит только после того, как они снимают с себя сан. Некоторые вообще не могут стоять у Престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали»[43].


    Об отчитывании

    В письме к духовному брату о. Иоанн Крестьянкин отвечает: «Дорогой отец А.! Сразу отвечу на последний Ваш вопрос в отношении возможности Вам отчитывать одержимых. Это могли бы делать лишь священники высокой духовной жизни и по благословению старца, сейчас таковых что-то не видно. А само по себе рукоположение во священника не дает такой духовной силы»[44].


    О наставлениях

    Сказал старец: «Не надо настаивать, чтобы другой вел духовную борьбу. Ты ничего не добьешься, если у него нет к этому расположения. Тут бывает, как с пищей. Если кто не хочет есть, а мы заставим его насильно, то его вырвет»[45].

    «″Буква убивает, а дух животворит″, с формальным подходом можно убить в человеке начатки духа, которые только-только в нем проклюнулись и которые можно угасить одним словом. Чтобы человек перестал краситься, надо священнику терпеливо потрудиться, чтобы не его волевым приказам последовал человек, но, осознав совершаемое как грех, мешающий приблизиться к Богу, сам, непременно сам, пришел к заключению, что краситься ему не надо. Вы, дорогой отец А. взяли меч в свои руки. Но ответьте сами себе, опытный ли вы хирург, не зарежете ли вы многих, за которых же придется отвечать, ибо они шли к Богу, но на их пути оказались Вы с мечем. Ведь многие еще не осознают как должно основы веры, и не мы ли призваны их учить, наставлять, вразумлять, врачевать, а хирургическая операция делается в крайних случаях, когда исчерпаны все другие средства. Батюшка, батюшка, поостерегитесь! Господь пришел грешников спасать, и горе, если священник встанет на пути Его»[46].

    Алексей Веткин

    Ключевые слова: поучения святых отцов, отрывки из писем и наставлений, свт. Лука Крымский, прав. Иоанн Кронштадтский, супружество, цитаты из Евангелия, о священстве, недопустимое поведение, цель пастыря, отношение к людям



    [1]О жизни схиархимандрита Виталия: Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. — М: Новоспасский м-рь, 2004. ― С. 90.

    [2]Пастырь духовный: Разъяснения святоотеческие о пастырях и пастырстве. ― М: Синтагма, 1999. ― С. 48.

    [3] Поучения, пророчества преподобного Лаврентия Черниговского. ― Б. м.: изд. Спасо-Преображенского м - ря, 2001. ― С.79.

    [4]Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Я полюбил страдания: Автобиография. ― Краматорск: Спасо-Преображенского Мгарского м-ря, 2001. ― С. 176.

    [5]Коняев Н. М. Священномученик Вениамин митр. Петроградский. ― М.: Благо, 2005г. ― С. 129.

    [6] Константин (Зайцев), архим. Пастырское богословие [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pastyrskoe-bogoslovie-zajtsev/1 (дата обращения: 1.06.2018)

    [7] Пастырь духовный: Разъяснения святоотеческие о пастырях и пастырстве. ― М: Синтагма, 1999. ― С. 48.

    [8]Ответы о. Иоанна Кронштадтского на вопросы о духовной жизни / Сост. Вениамин (Федченков), митр. ― Калуга: Синтагма, 1999. ― С. 80.

    [9] Пастырь духовный: Разъяснения святоотеческие о пастырях и пастырстве. ― М: Синтагма, 1999. ― С. 54.

    [10] Там же. С. 40-41.

    [11]Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Репр. ― М.: Благовест, 1998. ― С. 184.

    [12]Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Репр. ― М.: Благовест, 1998.Т. 1. ― С. 266.

    [13]Там же. С. 18.

    [14]Арсений (Жадановский), архим. Духовный дневник: Выпуск 3-й. ― М: Печатня А. Снигиревой, 1911. ― С. 27.

    [15]Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Репр. ― М.: Благовест, 1998.Т. 1. ― С. 44.

    [16]Там же. С. 380.

    [17] Паисий Святогорец, прп. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая Гора, 2003. Т. 1. ― С. 174-175.

    [18] Там же. С. 178-179.

    [19] Там же. С. 228.

    [20]Поучения, пророчества преподобного Лаврентия Черниговского. ― Б. м.: изд. Спасо-Преображенского м-ря, 2001. ― С. 54-55.

    [21]Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Я полюбил страдания: Автобиография. ― Краматорск: Спасо-Преображенского Мгарского м-ря, 2001. ― С. 176.

    [22]Там же. С. 176.

    [23]Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Репр. ― М.: Благовест, 1998.Т. 1. ― С. 35.

    [24]Там же. С. 367-368.

    [25] Осипов А. И. Носители духа. ―М., 2013. ― С. 120.

    [26]Арсений (Жадановский), архим. Духовный дневник/ Доброе житие: выпуск 4й. ― М: Печатня А. Снегиревой, 1914. ― С. 8-9.

    [27]Ответы о. Иоанна Кронштадтского на вопросы о духовной жизни / Сост. Вениамин (Федченков), митр. ― Калуга: Синтагма, 1999. ― С. 115-116.

    [28] Пастырь духовный: Разъяснения святоотеческие о пастырях и пастырстве. ― М: Синтагма, 1999. ― С. 58-59.

    [29]Иоанн Кронштадтский, прав. Практические наставления пастырям: Извлечения из дневниковых тетрадей. ― М.: Отчий дом, 2006. ― С. 42.

    [30] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Репр. ― М.: Благовест, 1998.Т. 1. ― С. 150-151.

    [31] Пастырь духовный: Разъяснения святоотеческие о пастырях и пастырстве. ― М: Синтагма, 1999. ― С. 78-79.

    [32]Там же. С. 166.

    [33] Там же. С. 385.

    [34]Там же. С. 377.

    [35] Там же. С. 358.

    [36]Григорий (Давыдов), схиархим. Жизнеописание/ сост. С. Клюйко, свящ. ― Белгород: Дизайн Центр И. К. С.,2002. ― С. 44.

    [37]Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Я полюбил страдания: Автобиография. ― Краматорск: Спасо-Преображенского Мгарского м-ря, 2001. ― С. 175.

    [38]Арсений (Жадановский,) архим. Духовный дневник: Выпуск 2-й.― М: Печатня А. Снигиревой, 1910. ― С. 17.

    [39]Пастырь духовный: Разъяснения святоотеческие о пастырях и пастырстве. ― М: Синтагма, 1999. ― С. 39-40.

    [40]Там же. С. 29.

    [41]Там же. С. 54.

    [42]Пастырь духовный: Разъяснения святоотеческие о пастырях и пастырстве. ― М: Синтагма, 1999. ― С. 84.

    [43]Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. - 4 изд. - Псков: Изд. Свято - Успенского Псково - Печерского м-ря, 2004. ― С. 258.

    [44] Там же. С. 478.

    [45] Паисий Святогорец, прп. С болью и любовью о современном человеке. ― М.: Святая Гора, 2003. Т. 1. ― С. 178-179.

    [46]Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. - 4 изд. - Псков: Изд. Свято - Успенского Псково - Печерского м-ря, 2004. ― С. 250-251.




    Новости по теме

    «Бог смиренным дает благодать»: добродетели и духовные навыки, врачующие страсть гордости Иеродиакон Кирилл (Попов) Чем тяжелее болезнь, тем труднее лечение. То же самое можно сказать и о страстях человеческих: чем более глубокие корни пустили они в сердце человека, тем более сложен принцип врачевания. Какими бывают способы исцеления человека, болеющего гордостью, вы узнаете в настоящей статье.
    «Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть V: «Как справиться с гневом». Иерей Василий Родионов Как справиться с гневом? Преподобный Паисий Святогорец советовал бороться с ним приобретением смирения, а также кротостью и любовью. О борьбе с гневом при помощи этих добродетелей мы, опираясь на поучения старца, расскажем в представленной вашему вниманию заключительной статье цикла о страстях и добродетелях.
    «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога». Философия и святые отцы о разуме, сердце и интуиции Виктор Лега Разум позволяет исследовать окружающий мир и является исключительным свойством человека, возвышающим его над животным и растительным миром. Но, исследуя сам разум, мы сталкиваемся с непостижимой глубиной, исчерпать которую не можем и по сей день. Виктор Петрович Лега расскажет о том, что говорит о разуме философская наука.