![](/upload/resize_cache/iblock/b86/194_114_2/b86429807de57d0b57df40d15add2db2.jpg)
![](/upload/resize_cache/iblock/b86/194_114_2/b86429807de57d0b57df40d15add2db2.jpg)
Серафим Алпатов 18847
Поучение словом чаще всего встречается в повседневной деятельности Церкви: люди слышат проповеди на воскресной литургии или же получают духовный совет от священника во время исповеди. Но стоит задуматься, что наставление пастыря часто получают и в других обстоятельствах. Об этом и пойдет речь в данной статье.
Проповедь в храме во время богослужения
Самый известный вид слова ― это проповедь в храме во время богослужения. Её наличие предполагается на каждом православном богослужении: литургии, всенощном бдении и различных требах. Богослужебный устав включает в себя проповедь как часть богослужения[1], что устанавливает чтение в положенных местах специальных святоотеческих текстов[2].
Святитель Димитрий Ростовский также, как и в канонах Церкви, говорит о поучении священником по воскресеньям и праздникам «из святых книг, присоединяя по возможности и от своего разума полезные советы»[3]. Другие святые отцы поддерживают его мнение, иногда конкретизируя, что именно следует читать за богослужением, чем лучше поучать народ Божий[4].
В настоящее время устав о чтениях на всенощном бдении не исполняется в храмах Русской Православной Церкви. Но в практике некоторых храмов принято произносить проповеди перед полиелеем[5] или после чтения Евангелия, т.е. перед каноном[6] или после вечернего богослужения[7]. Таким образом отчасти восполняется отсутствие поучений в составе вечернего богослужения отчасти восполняется.![]()
Согласно святоотеческой мысли, проповедь не должна превратиться в бездушное морализаторство.
![]()
На литургии с древних времён принято произносить проповедь (поучение) после Евангелия на тему прочитанного отрывка. На практике в наше время она не всегда произносится непосредственно сразу после Евангелия, а чаще всего после запричастного стиха или после отпуста литургии.
Обычно проповедь готовится заранее, потому что сама подготовка к ней является процессом богословского и словесного творчества[8]. В связи с этим святитель Филарет Московский вообще советует не проповедовать без аналоя, даже, если проповедь без приготовления[9]. Однако священник Александр Ельчанинов даёт определённый совет для того, чтобы говорить без подготовки: «надо иметь в голове точную тему, расчлененную на главные мысли»[10]. Таким образом, согласно святоотеческой мысли, проповедь не должна превратиться в бездушное морализаторство, в поднесение холодного пепла, перегоревшего во время подготовки[11].
О содержании проповеди говорится очень много и в каждом случае всё индивидуально. Святые отцы выделяют следующие общие темы: о благодеяниях Божиих[12], о спасении[13], о примере Христа[14] и Его святых угодников[15], как жить по заповедям Божьим[16], о покаянии, истреблении суеверий, объяснений того, что есть воля Божия[17]. Проповедь не может ограничиваться только нравственными элементами, но и призвана объяснять Священное Писание[18], и подтверждать словом Божьим истинность содержащегося в ней учения[19].
Святоотеческое наследие предполагает наличие следующих гомилетических приёмов в проповеди: показать то, что мы все грешные идём ко спасению[20], что прихожане лучше, чем сам священник[21]. Подобный подход предписывает и Духовный Регламент 1721 года[22]. А также Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий приводит памятку для проповедника, в которой по пунктам собраны основные постулаты произнесения проповеди.![]()
Огласительные беседы перед таинством Крещения являются первой ступенью в пастырском душепопечении
![]()
Следственно, проповедь во время богослужения является творческим, индивидуальным процессом, который предполагает концентрацию внимания и большую ответственность проповедника.
Проповедь перед совершением таинств
Это также является хорошим подспорьем в деле наставления при совершении таких богослужений. Перед началом и во время совершения таинства некоторые священники произносят проповедь, рассказывают о происходящих действиях для понимания, усвоения и всецелого принятия человеком таинства. Подобное раскрытие священником совершаемого таинства является немаловажным в душепопечении людей.
Отдельное место с древнейших времён занимают огласительные беседы перед таинством Крещения. Они являются первой ступенью в пастырском душепопечении человека. Их необходимость прослеживается в Новом Завете на примере апостолов. Каноны Православной Церкви, возлагают ответственность «за наставление в вере оглашаемых и испытание их перед принятием крещения»[23] и даже запрещают «принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение двух первых недель Великого поста»[24]. Т. е. в Древней Церкви была очень хорошо развита практика огласительных бесед перед Крещением. С того времени сохранились показательные примеры проведения таких бесед[25]. И стоит отметить, что сам сложный процесс оглашения мог занимать до трёх лет.
Святитель Иннокентий Московский, выдающийся миссионер XIX века в своём наставлении священникам-миссионерам приводит положения из указа 1777 года, в котором говорится, что долг и звание проповедника не состоит в том, чтобы торопливо покрестить обращаемых, а в том, чтобы «внушить им и силу христианского учения, и руководствовать их ко всякому благонравию»[27]. В противном случае такое крещение в этом указе называется злоупотреблением таинством веры. Также святитель составил инструкцию о приготовлении к веропроповеданию[28].
В советское время в Русской Церкви открытой катехизации не могло быть. Само по себе решение человека креститься уже было подвигом. Однако и в то время существовали подпольные общины, в которых проходили огласительные беседы. В настоящее время практика их необходимого проведения постепенно возрождается. Святейшим Патриархом Кириллом была введена обязательность не менее двух бесед[29] перед Крещением с желающим креститься или стать крёстным, введена должность приходского катехизатора.
Одним из принципов проведения бесед перед Крещением является понимание адресата, уровня его воцерковлённости и знаний о Церкви. Можно выделить следующие группы слушателей:![]()
Для духовной терапии необходимо выбирать время, когда можно без поспешности, без суетливости побеседовать с человеком
![]()
· первая группа ― впервые пришедшие в храм, почти ничего не знающие о вероучении Православной Церкви. В таком случае священнику предстоит в течение этих двух, а желательно и большего количества бесед, рассказать о православной вере, поддержать в человеке тот огонь веры, стремления ко Христу, который был зажжён в нём;
· вторая группа ― те, кто иногда приходят в храм, но недостаточно хорошо знают основы вероучения, не всегда осмысленно стоят на службе. Такие приходят на огласительные беседы для того, чтобы покрестить своего ребёнка или самим стать крёстными. В таком случае священник может повысить уровень духовного образования человека, открыть для него новые понятия о церковной жизни;
· третья группа ― сознательно верующие люди, живущие церковной жизнью, регулярно приступающие к таинствам Церкви. В основном они крестят своих собственных детей или становятся крёстными детей своих знакомых. На практике такие прихожане не нуждаются в беседах, но часто они выказывают желание общения со священником. Тогда священник может напомнить им о духовной жизни, об обязанностях крёстных и поздравить с радостным событием в их жизни;
· в четвёртую группу можно выделить детей, собирающихся креститься. Для беседы с ними священнику требуется определённый подход и умение, чтобы подготовить их ко крещению соответственно их возрасту и уровню духовного развития;
В настоящее время существуют различные методики[30], примеры проведения огласительных бесед[31]. Одни предпочитают одну беседу посвятить догматической теме, а другую ― нравственной. Некоторые рекомендуют вести беседы по символу веры[32], а также особо рассказать о таинстве Крещения. Сейчас в Русской Церкви есть разные пособия по оглашению в помощь приходским катехизаторам.
После Крещения предполагается курс тайноводственных бесед, которые более глубоко вводят человека в церковную жизнь, однако такая практика недостаточно развита в Русской Церкви.
В настоящее время обязательные беседы установлены и перед таинством Венчания. На них катехизатор должен «объяснить смысл таинства, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении»[33].
Само последование таинства Венчания содержит в себе место для поучения священника[34]. В настоящее время оно не всегда произносится в положенный момент, а переносится на окончание чина.
Во время Исповеди также предполагается слово, но не перед началом, а ближе к концу. Священник, согласно требнику, должен вопрошать исповедника об его согрешениях, вызывать в нём покаянные чувства, давать ему советы и епитимьи для исправления[35].
В настоящее время беседа на исповеди является основным способом общения прихожанина со священником. Именно во время исповеди священник, если обладает определённым духовным опытом, может объяснить человеку, какая страсть преобладает в человеке, на его взгляд, как данная страсть взаимодействует с другими страстями, насколько она опасна, какие бывают способы борьбы, лечения этой духовной болезни. Безусловно это сопровождается определённым тактом в отношении человека и от священника требуется рассуждение относительно того, что сказать или посоветовать.
Выше уже говорилось о том, что в самом чине исповеди приводится образ врачебницы, больницы, поэтому уместно провести сравнение исповеди как приёма у врача, который выслушивает больного, составляет анамнез[36], назначает лечение. Для такой духовной терапии необходимо выбирать время, когда можно без поспешности, без суетливости побеседовать с человеком.![]()
Частные требы дают повод священнику напомнить человеку о Боге, привести его в Церковь и приобщить его к таинствам
![]()
Исповедь являет собой определённое умение, которому священник призван сам научиться[37] и обучить своих прихожан, чтобы не выслушивать житейские разговоры, хвастовство собой, жалобы на трудность жизни[38].
Перед таинством Евхаристии, Причастия, также принято объяснять смысл этого таинства не только тем, кто впервые приступает к нему, но и постоянно напоминать о его величии тем, кто регулярно приступает к Чаше. Это делают и во время частных бесед, и в проповеди на литургии и во время бесед с прихожанами. Например, праведный Иоанн Кронштадтский в своём дневнике напоминает себе, что надо в слове пред Причащением сказать: «проповедуем милость (Господа в Тайнах); источник благодати»[39].
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церквипредоставляет приходам возможностьсовершения литургии с объяснением[40]. Во время неё священник или катехизатор «без нарушения цельности богослужения и молитвенного настроя верующих» поясняют священнодействия и молитвы богослужения, либо распространяются брошюры с объяснением смысла богослужения и совершаемых молитв[41].
При совершении таинства Елеосвящения (Соборования) тоже следует рассказать о сути этого таинства, опровергнуть заблуждения и суеверия относительно различных моментов этого чина.
Беседы перед таинствами помогают людям более осмысленно воспринимать их, понимать их суть и цель. Негативные последствия, отторжение от участия в таинствах могут вызвать недостаточная подготовка священника к беседе, неумение священника передать дух совершаемого таинства и отсутствие такта в общении с человеком.
Беседы священника с прихожанами после частных треб
Серьёзное миссионерское значение занимают беседы священника с прихожанами после частных треб: отпевания, освящения квартиры, автомобиля, причастия больного и т.д. Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) требовал распространять «короткие поучения на все требы, на которых бывают и люди, обычно не посещающие церкви»[42].
Из опыта общения с современными пастырями можно выделить следующие рекомендации по совершению треб. Эти чинопоследования дают повод священнику напомнить человеку о Боге, привести его в Церковь и приобщить его к таинствам. Тем более, что в них участвуют не только постоянные прихожане, но и те, кто приходят в церковь или обращаются к священнику только ради этих треб.
Во время освящения квартиры священник может сказать о том, что надо освятить не только внешнее, но и внутреннее жилище человека ― его душу. Также, если люди приглашают за стол, это является поводом поговорить с ними, поспрашивать о текущих делах и ответить на вопросы.
При освящении автомобиля священник может напомнить человеку о том, что нужно молиться во время поездки, не нарушать правила дорожного движения, не превышать скорость, так как это опасно не только для жизни самого человека, но и других людей. Стоит обратить внимание на страсти человека, которые могут возникнуть в связи с использованием автомобиля и на способы противодействия им.
Одна из частых треб священника ― причащение больного, умирающего. Господь сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить»[43]. В эту минуту священнику приходится сконцентрировать всё внимание больного или умирающего человека на осознании и раскаянии в своих грехах. От священника требуются слова поддержки и самому человеку, и его родственникам, молитва вместе с ними. Люди должны быть готовы как к благополучному исходу болезни, так и к кончине близкого. Песнопения чина отпевания предполагает утешение родственников. Ожидается любовь и участие священника в горе людей. В своём слове он может направить их к молитве за своих почивших родственников, участию в таинствах.![]()
Монолог даёт священнику возможность глубже рассмотреть ту или иную тему во время беседы
![]()
По просьбе прихожан священник совершает различные молебны или панихиды. Хорошо, когда они сопровождаются особым наставлением. Например, если молебен о путешествующих, то священник может напомнить не забывать о Боге во время путешествия, держаться как подобает христианам и т.д. Такие службы должны совершаться с благоговением, чистотой и осторожностью[44]. В противном случае быстрое и неаккуратное совершение таких служб, без особого внимания и участия к людям, согласно опытным духовникам, может принести вред и священнику, и людям.
Беседы священника с прихожанами вне богослужения.
Это очень важный вид слова пастыря. Обычно они проводятся либо в помещении самого храма после службы или в специально установленное время, либо в отдельном помещении при храме.
Воскресная школа, просветительские курсы, евангельские кружки, молодёжные клубы
Это важные формы применения слова священником, потому что данные системы являются средствами духовного образования людей и рассчитаны на определённые возрастные категории.
Воскресные школы имеют своей целью «приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви»[45]. Занятия в них проводятся и для детей, и для взрослых. Планы занятий подробно разрабатываются в Отделе по катехизации, и педагогами воскресной школы.
![]()
Для привлечения молодёжи в храм и пастырской заботе о них при храмах организуются молодёжные клубы
![]()
Для привлечения молодёжи в храм и пастырской заботе о них при храмах организуются молодёжные клубы[51], которые занимаются самыми различными мероприятиями. Среди них просветительские курсы и евангельские кружки для повышения духовного образования молодёжи. Остальные виды деятельности могут быть как дополнение к действию слова. Иногда в данных клубах есть опасность ухода от главной темы – проповеди Слова Божия в сторону внешней деятельности: собраний и создания клубов по интересам, но этого обычно стараются не допускать.
Из вышесказанного можно убедиться, что слово, проповедь, наставление можно услышать не только в воскресенье на литургии, но и в любой повседневной деятельности, в таинствах, в требах и частных беседах священнослужителей. Этим еще раз следует подчеркнуть важность ежедневной духовной терапии проводимой для спасения душ человеческих.
Серафим Алпатов, чтец
Ключевые слова: пастырское душепопечение, инструменты, слово, наставление, катехизация, таинства, требы, беседа, диалог.
[1]Ср.: Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Гомилетика: теория церковной проповеди. ― Сергиев Посад: МДА, 1999. ― С. 146.
[2]Ср.: Толкование Евангелия, поучения из «Лествицы», творений святителя Иоанна Златоуста и других. См.: Скабалланович М. Толковый Типикон. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. ― С.608-609.
[3]Димитрий Ростовский, свт. Приготовление иереев к Божественному Причащению // Репринт. ― М: В Синодальной типографии, 1839. / Сочинения. Т. 1. ― СПб: Аксион эстин, 2009. ― С. 207-208.
[4]Святитель Иннокентий Херсонский: «назидательные и общеполезные статьи из книг, изданных Священным Синодом, и других общеуважаемых духовных творений, между прочим, из Четий Минеи и Пролога» (Иннокентий Херсонский, свт. Предложение Херсонской епархиальной консистории // Трактаты)
Митрополит Платон (Левшин): «что-либо из Прологов и других святых книг, также Богословию и Катихизис, толкуя оный прихожанам по возможности» (Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений. Т. 2. ― СПб, 1913. ― С. 475).
[5]В московском храме Преображения Господня в Богородском существует практика перед полиелеем говорить проповедь на тему завтрашнего апостольского чтения (автор лично наблюдал такую практику в этом храме).
[6]В Сретенском монастыре епископ Егорьевский Тихон иногда говорит проповедь перед каноном на тему утреннего воскресного Евангелия.
[7]Так делается, например, в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках. Такой вид проповеди называется «вечерней беседой».
[8]См.: Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 132.
[9]См.: Филарет Московский, свт. Мысли и изречения // Мудрые советы святителя Филарета Московского. ― М. 1999. ― С. 442.
[10]Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 132.
[11]См. там же.
[12]См.: Антоний Великий, прп. Поучения. / Сост. Е. А. Смирновой. ― М: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. ― С. 30.
[13]См.: Феофан Затворник, свт. Творения. Собрание писем. ― Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Выпуск VII и VIII. ― С. 125.
[14]См.: Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем к мирским особам. Ч. 1. ― Сергиев Посад: Типография Троице-Сергиевой Лавры, 1908. ― С. 63.
[15]См.: Климент Римский, свт. Первое Послание к Коринфянам / Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот. П. Преображенского. ― Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2001. ― С. 76-77.
[16]См.: Митрофан Воронежский, свт. Духовная грамота / Смирнов С., проф. Древнерусский духовник. ― М.: Синодальная Типография, 1918. ― С. 33.
[17]См.: Духовный Регламент Всепресветлейшаго, Державнейшаго Государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийскаго. ― М: Синодальная Типография, 1904. ― С. 66-67.
[18]См.: Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Нет ничего тайного, что не стало бы явным // Проповеди. Т. 2. ― С. 235.
[19]См.: Духовный регламент также предписывает использовать доводы Священного Писания. (См.: Духовный Регламент Всепресветлейшаго, Державнейшаго Государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийскаго. ― М: Синодальная Типография, 1904. ― С. 66-67). К этому прибегает и свт. Илия Минятий.
[20]См.: Климент Римский, свт. Первое Послание к Коринфянам / Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот. П. Преображенского. ― Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2001. ― С. 78.
[21]«Я уверен, что вы хорошо изучили священное Писание и нет в нем ничего для вас неизвестного: а я не достиг этого» (Поликарп Смирнский, свт. Послание к филиппийцам / Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот. П. Преображенского. ― Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2001. ― С. 326).
[22]Не говорить, что «не имеете страха Божия, нет у вас любви ко ближнему; немилосердны вы, друг друга обижаете», а обращаться в первом лице, во множественном числе: «не имеем страха Божия, нет у нас любви ко ближнему; немилосердны мы, друг друга обижаем» (Духовный Регламент Всепресветлейшаго, Державнейшаго Государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийскаго. ― М: Синодальная Типография, 1904. ― С. 67-68.).
[23]См.: Правило 46-е Лаодикийского Собора, 78-е VI Вселенского Собора // Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006. С. 146.
[24]«45-е правило Лаодикийского Собора // Оглашение на современном этапе. Методическое пособие. ― М., 2015. ― С. 10.
[25]См.: Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. ― М.: Благовест, 2010. Августин Иппонский, блж. Об обучении оглашаемых.
[26] Гаврилюк Павел, диак. История катехизации в древней Церкви. ― М., 2001. ― С. 173.
[27]Иннокентий Московский, свт. Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру, составленное в Бозе почившим высокопреосвященнейшим московским митрополитом Иннокентием пред вступлением его на Камчатскую кафедру. ― М., 1881. ― С. 6.
[28]См. там же. С. 8-11.
[29]Святейший Патриарх Кирилл. Распоряжение № P-01/12 от 03.04.2013.
[30]Протоиерей Дионисий Крюков предлагает: «Наш цикл бесед состоит из четырёх встреч, каждая посвящена одной из следующих тем: о Боге, о спасении, о Церкви и о самом таинстве Крещения» (Крюков Дионисий, прот. Для чего нужны огласительные беседы // URL: http://armih.ru/oglas/statja/ (дата обращения: 27.10.2016)).
[31]Митрополит Ахелойский Евфимий (Элладская Церковь) составил вспомогательное пособие для катехизаторов: «Эти девять книг соответствуют трем уровням катехизации: детской, подростковой и студенческой. По три книги для каждого возрастного периода» (Тишкун Сергий, прот. Кабанов И. В. Люди Греческой Церкви: Истории. Судьбы. Традиции. ― М.: Никея, 2015. ― С.97.).
[32]См.: Лосский В.Н. Петр (Л'юилье), еп. Толкование на Символ веры. ― М.: Русская неделя, 2012.
[33]Документ о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html/ (дата обращения: 27.10.2016).
[34]После окончания чина обручения и исполнения 127 псалма с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе»: «Посем глаголет иерей поучительное слово, сказуя им, что есть супружества тайна: и како в супружестве богоугодно и честно жительствовати имут» (Требник. ― М. Издательский Совет РПЦ, 2002. ― С. 100).
[35]Ср.: Требник. ― М. Издательский Совет РПЦ, 2002. ― С. 79.
[36]Анамнез ― «совокупность сведений, получаемых при расспросе больного и используемых для установления диагноза, выбора лечения и определения прогноза заболевания» (Медицинская энциклопедия // URL: http://www.medical-enc.ru/1/anamnez.shtml/ (дата обращения: 28.10.2016)).
[37]«Молодой человек идёт на исповедь, где батюшка начинает придирчиво расспрашивать об интимной сфере его жизни, требуя от него отчёта в таких грехах, о которых он и представления не имел. На этом воцерковление молодого человека заканчивается; батюшка же спрашивал его не из-за какого-то особого интереса к этой теме, а по глубокому своему убеждению в необходимости полного и тщательного покаяния» (Пётр (Мещеринов), игум. Миссия и этика: доклад на конференции Московской епархии«Миссионер в свете Евангелия: вызовы современности и евангельский идеал любви», ноябрь 2009 // URL: http://igpetr.org/missiya-i-etika/ (дата обращения: 28.10.2016)).
[38]См.: Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 127.
[39]Иоанн Кронштадтский, прав. Дневники. Ч. 2. (1857-1858). ― С. 98.
[40]Другие названия: «обучающая» литургия, миссионерская литургия, с пояснениями, учебная литургия.
[41]См.: Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // URL: https://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dejatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi.shtml/ (дата обращения: 24.09.2016).
[42]Осипов А.А. Из Воспоминаний бывшего священника о патриархе Алексии I (Симанском) 1945-1970. // URL: http://ohranka.com/2012/11/великий-государь-советской-церкви/ (дата обращения: 18.02.2016).
[43]Иустин Философ. Разговор с Трифоном иудеем //Полное собрание творений. ― М.: Благовест, 1995. Кн. 1. ― С. 211.
[44]См.: Практическое руководство при совершении приходских треб / сост. свящ. Н. Сильченков. ― М., 1888. ― С. 2-3.
[45]Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. ― М: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2012. ― С. 6.
[46]См.: Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский, свт. Записка о детском воспитании // Творения. Кн. 1. / Собраны Иваном Барсуковым. ― М.: В Синодальной Типографии, 1886. ― С. 297.
[47]См.: «Начинать учение надлежит именно с того, чем начинает добрая мать: например, как сказано выше, с того, как изображать на себе крестное знамение, как стоять на молитве, как входить в церковь, как в ней стоять, как класть поклоны и проч., — наблюдая постепенность и не упуская никаких предметов, относящихся к христианским обязанностям, не смотря на то, как бы они ни казались незначительны. Ибо и самые огромные здания состоят из песчинок. Можно почаще занимать детей чтением или рассказами о житии святых, или из священной истории, с объяснениями и нравоучениями. Конечно, как ни просто это дело, печатные руководства были бы не лишни для простых священников; и можно надеяться, что они будут составлены, если только детские беседы войдут в число непременных пастырских обязанностей. Но кажется, ни в каком случае не следует ни требовать, ни давать каких-либо программ учения. Пусть наставники говорят, что́ Господь положит им на сердце» (Там же. С. 298).
[48]См.: Феофан Затворник, свт. Письма // Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана Затворника. ― М: «Даръ», 2008. ― С. 438.
[49]Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 136.
[50]См. там же.
[51]См.: Документ об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви / утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (журнал № 116). //URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1639899.html/ (дата обращения: 12.03.2017).