Амир Файсал 53043
Духовный опыт преподобного старца Паисия переоценить трудно. Хотя он сам не имел священного сана и не был пастырем, но мысли старца относительно исповеди и практики наложения на кающихся епитимии могут быть полезны не только священникам, но и мирянам, старающимся побороть какой-либо свой грех.
Содержание:
- Исследование себя
- Испытание совести
- Сравнение своих поступков с Евангелием
- Внимание к замечаниям других людей
- Всматриваться в других как в зеркало
- Поддержание ревности о спасении постоянно впадающих в одни и те же грехи
- Увидеть в исповеди милость Божию
- Терпеливое несение Богом данной епитимии
- Терпеливое несение добровольно принятых на себя подвигов
- Исполнение того, что как епитимию налагает духовный отец
- Мера епитимии подлежит рассуждению духовника
- Допущение к Причастию
ИСПОВЕДЬ КАК СРЕДСТВО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ У ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ
В деле душепопечения, по слову преподобного Паисия Святогорца, Таинство Исповеди имеет особое значение: в нем человек имеет возможность «вычистить себя от [духовного] мусора»[1], «внутренне упорядочить себя»[2], «привести себя в духовный порядок»[3]. Преподобный уподобляет исповедь перевязке раны, нанесенной грехом. Как солдат, не перевязав раны, «потеряет много крови и умрёт», так и мы: «Если мы получаем раны во время нашей духовной борьбы, то нам нужно не трусить, а бежать к врачу-духовнику, показывать ему нашу рану, духовно исцеляться»[4].
Такое исцеление состоит в том, что в Таинстве Исповеди «действует Благодать Божия и человек освобождается от греха»[5], что позволяет обрести ему в Боге внутренний покой[6], таким образом, человек «утешается, подкрепляет свои силы и благодатью Божией снова находит решимость для борьбы»[7]. При этом причиной многих тяжелых и скорбных состояний, в которых оказываются люди, является их удаление от исповеди.
Как отмечает преподобный Паисий, «удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях»[8]. Если обличаемый совестью и потому находящийся в «скорбном подавленном состоянии» человек не прибегает к исповеди, он «надламывается еще больше, его душат помыслы, он приходит в отчаяние и потом не может подвизаться совсем»[9].Причиной многих тяжелых и скорбных состояний, в которых оказываются люди, является их удаление от исповеди.
Потому «человек должен открывать свое сердце духовнику, чтобы снова получать решимость, силу в борьбе»[10]. Вслед за этим «приходит Благодать Божия, и человек полностью меняется. Пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, и приходят тишина, умиротворение»[11].
Исследование себя
Преподобный Паисий останавливается на самом значении слова «исповедоваться» и отмечает, что собственно им определяется: «“Открыто признавать, объявлять то, что я имею в себе”. Если ты имеешь в себе доброе, то “испове́даешися Го́сподеви” (Пс. 106:1), то есть славословишь Бога. Имея в себе зло, ты исповедуешь свои грехи»[12].
Испытание совести
Увидеть неправильность, греховность своих поступков и признать их человек может в том случае, если он внимательно относится к своей жизни, испытывает свою совесть, наблюдает за собой и исследует себя, поскольку «исследование себя – это самое полезное из всех прочих исследований»[13].
Богом дан людям «первый божественный закон»[14] – совесть. Для того же «чтобы быть уверенным в том, действительно ли мы поступаем по голосу своей совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику»[15], «должно <…> испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас. Не испытывая свою совесть, человек не получит пользы ни от чтения духовных книг, ни от советов святых Старцев. И даже заповедей Божиих он, не испытывая своей совести, сохранить не сможет»[16].
Это связано с воспитанием внимательности в себе, своей духовной жизни: «Человек может читать много книг, однако, если он не следит за собой, все прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются – что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого»[17].Несправедливое представление о самом себе не может способствовать подлинной духовной жизни
Сравнение своих поступков с Евангелием
Другим божественным законом, данным людям, является Священное Писание, и потому, как говорит преподобный Паисий, «всякому человеку следует наблюдать за своими помыслами и действиями, чтобы видеть, согласны ли они с заповедями Евангелия. Надо замечать свои ошибки, бороться ради их исправления»[18].
Внимание к замечаниям других людей
Для того же, чтобы замечать свои ошибки, преподобный Паисий Святогорец советует человеку прислушиваться к тому, что говорят о нем другие люди: «Хорошо, если человек находит свои недостатки сам, однако и в том случае, когда о них говорят другие, ему тоже не следует возражать. Надо принимать обличение от других с радостью. Ведь можно видеть себя таким, каким тебе хочется себя видеть, а не таким, каков ты в действительности»[19].
Несправедливое представление о самом себе не может способствовать подлинной духовной жизни. Поэтому «тот, кто позволяет своей ошибке проскальзывать незамеченной или не задумывается о своих недостатках, когда другие говорят ему о них, не может духовно преуспеть»[20]. Как говорит преподобный Паисий, равнодушие, старание, «чтобы осознание ошибки не касалось души, а “пролетало” мимо нее»[21] очень вредит душе: «Нива сердца такого человека ожесточается от равнодушия, и что бы ему ни сказали, что бы с ним ни случилось, его это не трогает, то есть он не чувствует своей вины и не кается»[22].
Говоря о необходимой внимательности и рассудительности по отношению к словам ближнего, преподобный приводит пример из собственной жизни: «Когда я [будучи еще новоначальным] узнавал, что кто-то назвал меня, к примеру, лицемером, я не говорил: “Да чтоб ему пусто было, раз он говорит такие вещи”, но старался найти причину, побудившую его так про меня сказать. “Что-то здесь неладно, – говорил я, – этот человек не виноват, это сам я был в чем-то невнимателен, дал ему повод, и он неправильно истолковал мое поведение. Ни с того ни с сего сказать такое он не мог. Если бы я был внимателен и вел себя разумно, он не истолковал бы мое поведение так превратно. Я навредил своему ближнему и дам за это ответ Богу”. И сразу же я старался найти, в чем моя ошибка, и исправить ее»[23]. При этом преподобный Паисий подчеркивает, что исследовать следует не то, «почему человек сказал про меня такое: от ревности ли, от зависти или потому, что понял превратно услышанное от других»[24], а свой собственный поступок. Так, преподобный продолжает: «Если, к примеру, кто-то скажет мне жесткое слово, я не могу даже уснуть. И если дело действительно обстоит так, как он говорит, то я огорчусь и постараюсь себя исправить. Но даже если дело обстоит и не так, как подумал и сказал этот человек, то я все равно огорчусь, буду думать о том, что я в чем-то виноват, потому что был невнимателен и соблазнил моего ближнего»[25].
В этом, как учит преподобный Паисий, важно не останавливаться на том, каким теперь станет отношение к грешнику окружающих, но важна и первостепенна память о Суде Божием: «Я не валю всю вину на ближнего: я задумываюсь о том, как будет судить мои действия Бог, а не то, какими они покажутся людям. Если человек не будет исследовать происходящее подобным образом, то ему ничто не принесет пользу»[26].
Всматриваться в других как в зеркало
Ещё одним способом испытания и воспитания себя является обращение к примеру ближнего. Такой способ является, как указывает преподобный Паисий, очень наглядным: «Человек видит себя лучше, когда он смотрится в других, как в зеркало. <…> Наши недостатки – приобретены ли они от собственной невнимательности либо унаследованы от наших родителей – это тоже наша собственность. Каждый из нас должен совершать соответствующую борьбу, для того чтобы от этих недостатков освободиться. А пока мы от них не освободимся, нам нужно “смотреться” в недостатки нашего ближнего и испытывать, где находимся мы. К примеру, увидев в ближнем какой-то недостаток, надо сразу же сказать: “Дай-ка я посмотрю, может быть, такой же недостаток есть и у меня”. И, если мы действительно обнаружим в себе этот недостаток, нам надо подняться на борьбу, чтобы от него избавиться»[27].
Если же человеку кажется, что у него нет этого недостатка, он не должен успокаиваться в этой мысли, но, по слову преподобного Паисия, должен рассуждать так: «“У меня есть другие – большие недостатки. Этот недостаток моего ближнего, по сравнению с моими, ничтожно мал”. <…> Если человек исследует себя подобным образом, то он видит, что его изъяны больше, чем несовершенства его ближнего»[28].Я не валю всю вину на ближнего: я задумываюсь о том, как будет судить мои действия Бог, а не то, какими они покажутся людям
Затем человек учится видеть и добродетели ближнего, а видя их, вновь размышлять о себе: «“Дай-ка я посмотрю, <…> есть ли эта добродетель у меня? Нет. Ох-ох-ох! Как же я еще далеко от того [духовного состояния], в котором должен находиться!” Совершая такую работу, человек от всего получает помощь, изменяется – в добром смысле этого слова – и совершенствуется. Он получает пользу от святых, получает пользу от подвижников, получает пользу даже от людей мира сего. К примеру, увидев, как мирской человек не берет себя в расчет и приносит себя в жертву, христианин, совершающий над собой такую духовную работу, говорит: “А у меня есть такое любочестие? Где там! А ведь я еще и духовный человек!” И, таким образом, он старается подражать увиденному добру»[29]. В этом, как определяет преподобный, и состоит работа христианина над собой, являющаяся неотъемлемой составляющей его духовной жизни.
Поддержание ревности о спасении постоянно впадающих
в одни и те же грехи
Преподобный Паисий Святогорец отмечает неправильность мысли о том, что человеку, которому пока не удается избавиться от привычки грешить, не имеет смысла приносить покаяние. Здесь он снова подчеркивает значение исповеди в деле спасения человека: «Если, падая и пачкаясь в грязи, мы не очищаем свою душу исповедью, оправдывая себя помыслом, что мы снова упадем и снова испачкаемся, то засохшие слои нашей старой грязи покрываются все новыми и новыми грязными слоями. Очистить всю эту грязь потом непросто»[30].
Особенно внимательно нужно относиться к грехам, совершенным сознательно, которые старец Паисий называет «грехами по произволению». В них человек должен приносить покаяние, не отчаиваясь, даже если он совершенно «порабощен страстью, пленён ею»[31].
Как пример терпения и стойкости в борьбе со грехом преподобный Паисий приводит историю, включенную в сборник «Эвергетин» («Благолюбие»), которая рассказывает о подвиге монаха, который «десять лет ежедневно впадал в один и тот же грех, но ежедневно приносил за него покаяние»[32].
Преподобный Паисий так определяет состояние этого человека: «У него не было дурного расположения, но он не получил помощи, его подтолкнули ко злу. <…> Он боролся, страдал, у него было искреннее покаяние. И в конце концов Бог его спас»[33]. Благодаря своему бесконечному терпению и упованию на милость Божию он получил прощение, поскольку «не отчаялся в своем спасении»[34].
Этот пример дает возможность преподобному Паисию определить, что, несмотря на тяжесть греха, человеку всегда подается Богом помощь, если он проявляет решимость в борьбе: «У человека может быть доброе расположение, однако если он не получит помощи в детстве и увлечётся злым, то потом ему уже трудно будет подняться на ноги. Человек старается [встать], снова падает, снова поднимается... То есть он борется. Бог не оставит такого человека. Ведь несчастный прилагает собственное малое старание, он просит Божественной помощи и совершает грех незлонамеренно. К примеру, человек выходит в путь, не имея цели совершить грех. Но, идя по этому пути, он подвергается какому-то искушению и впадает в грех. Потом он кается, старается [освободиться от греха], но ему опять устраивают какую-то западню, и несчастный, не будучи расположен делать что-то плохое, снова падает и снова кается. У такого человека есть смягчающие вину обстоятельства. Ведь он не хочет совершать что-то плохое, но увлекается ко злу, а затем кается»[35].Переживаемые человеком скорбные обстоятельства его жизни преподобный понимает как епитимию, посылаемую от Бога.
Потому одной из целей пастырского попечения о кающемся также должно стать подержание в нем ревности в стремлении исправиться и жить по Богу.
Какой может быть помощь духовника почти уже отчаявшемуся грешнику, также показывает преподобный Паисий. Обращая особое внимание пастыря, насколько важно поддержать имеющееся у человека доброе расположение и стремление исправиться, он дает практический совет: «Необходимо быть очень внимательными. Ведь кто-то, совершив грех, впадает в отчаяние. В этот момент ты можешь его утешить, но, чтобы он не повредился, требуется и его собственное любочестие. Однажды ко мне в каливу пришел юноша, который впадал в плотской грех и не мог освободиться от этой страсти. Несчастный пришел в отчаяние. До меня он был у двух духовников, которые строго пытались объяснить ему, что он тяжело грешит. Паренек потерял всякую надежду. “Раз я знаю, что совершаю грех, – решил он, – и не могу исправиться, то лучше мне порвать все отношения с Богом”. Когда я услышал о том, что с ним происходит, мне стало больно за несчастного, и я сказал ему: “Послушай меня, благословенная душа. Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай ее с того, что ты сделать можешь. Давай посмотрим, что тебе по силам, и ты начнешь с этого. Можешь ли ты ходить в церковь каждое воскресенье?” – “Могу”, – ответил он. “А можешь ли ты поститься каждую среду и пятницу?” – спросил я снова. “Могу”, – ответил он. “А можешь раздавать в милостыню десятую часть от твоей зарплаты или же посещать больных и помогать им?” – “Могу”. – “А можешь ли ты – даже впав в грех – молиться каждый вечер и просить: “Боже мой, спаси мою душу»?” – “Геронда, – сказал мне он, – я буду все это делать”. – “Ну так вот, – говорю, – начинай прямо с сегодняшнего дня делать все, что тебе по силам, а Всесильный Бог сделает то единственное, что тебе не по силам”. Несчастный юноша успокоился и не переставая повторял: “Благодарю тебя, отче”. Видишь: у него было любочестие, и Благий Бог помог ему»[36].
Таким образом, можно видеть, что, как рассуждает преподобный Паисий, пастырь может помочь кающемуся, определив посильный для него подвиг и постоянно поддерживая его в его совершении.В духовной жизни требуется не сухое применение закона, а Божественная справедливость
Увидеть в исповеди милость Божию
С той помощью кающемуся, которая должна быть оказана ему духовником, связано и необходимое укрепление в человеке готовности видеть и осознавать ту милость, которую оказывает Бог в Таинстве Исповеди: «После исповеди покаявшемуся необходимо любочестное признание [того, что Бог оказал ему милость]. Нужно чувствовать себя так, как человек, которому простили его долг, и он от любочестия чувствует себя благодарным и обязанным своему благодетелю. Благодари Бога, но одновременно с этим переживай псаломские слова: “...беззако́ние мое́ а́з зна́ю и гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну” (Пс. 50:5), для того чтобы не дать себе воли и не впасть снова в те же самые грехи»[37].
Обращаясь же к пастырям, старец говорит о том, что священник может и должен укрепить в человеке имеющееся у него доброе расположение: «Будет немало пользы, если духовник станет с любовью говорить приходящим к нему людям о великой любви Божией – так, чтобы в них самих заработало любочестие, чтобы они почувствовали свои ошибки и отказались от своих дурных привычек»[38].
Само чувство любочестия старец определяет так: «Любочестие – это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утончённости, восприимчивости и благодарности к Богу и к образу Божию, человеку»[39].
ОТНОШЕНИЕ СТАРЦА ПАИСИЯ К ЕПИТИМИИ
Терпеливое несение Богом данной епитимии
Переживаемые человеком скорбные обстоятельства его жизни преподобный понимает как епитимию, посылаемую от Бога. «Верующий исповедуется духовнику, а перед тем, как начать молиться, он смиренно исповедуется Богу, обнажая себя [перед Ним]: “Боже мой, я согрешил, я такой и сякой”. Но одновременно с этим христианин терпит скорби, которые налагаются на него как лекарства»[40].
На этом преподобный останавливается подробнее: «В одном случае Бог попускает несчастье, чтобы из этого произошло что-то лучшее, в другом случае – в “педагогических” целях. Одни получают воздаяние, другие расплачиваются за грехи – не пропадает ничего. Знайте, что всё, попускаемое Богом, человеколюбиво, даже, к примеру, гибель людей»[41].
Особо преподобный Паисий говорит о перенесении разных трудных обстоятельств вступившими на путь правильной жизни: «Те, кто прежде жили греховной жизнью, а впоследствии, покаявшись, начали жить духовно, должны с радостью принимать случающиеся с ними уничижения и скорби, потому что, принимая их, они расплачиваются с прежними долгами. Мы видим, что, когда жившая прежде греховно преподобная Мария Египетская покаялась и изменила свою жизнь, её мучили мирские похоти. Однако, для того чтобы прогнать эти похоти, преподобная вступила в великую борьбу. Диавол говорил ей: “Ну что ты потеряешь, если одним глазком взглянешь на Александрию? Я ведь не подталкиваю тебя бежать туда на гулянки! Ты только немножко погляди на неё издалека!” Но Святая даже и не глядела в ту сторону. Какое же у неё было покаяние! <…> У преподобной Марии, которая мирской жизнью жила, была и брань. Это страдание [от брани] – прижигание греховных ран»[42].
При этом такой труд брани должен быть лишен жалости к себе. Человеку не следует тяготиться страданием, которое он испытывает в борьбе со страстями, напротив, подобно в том числе и тем святым, которые были великими грешниками, но, покаявшись, достигли святости, он должен с решительностью принять на себя подвиг покаяния.
Терпеливое несение добровольно принятых на себя подвигов
«Многие покаявшиеся грешники смиренно подъяли любочестный подвиг, прияли Благодать, стали святыми, и сейчас мы с благоговением поклоняемся им и просим их молитв. А прежде они имели немало страстей, в том числе и наследственных. К примеру, преподобный Моисей Мурин. Будучи кровожаднейшим разбойником с наследственной злобой, он, едва лишь уверовал в Бога, сразу покаялся, стал подвизаться, все страсти его покинули, а Благодать Божия посетила»[43].
Исполнение того, что как епитимию налагает духовный отец
Для священника, принимающего исповедь, преподобный Паисий полагает следующий совет: «Духовник должен обращаться с кающимися снисходительно, но одновременно ему надо найти к руководимому им человеку такой подход, чтобы тот осознал свои грехи и попросил у Бога прощения»[44].
При этом старец обращает особое внимание на следующее: «К тем, кто сознательно идет на грех, духовник должен быть неуступчиво строг. Человеку, который побеждается страстью, но после кается, смиряется, склонив голову, просит прощения, духовник должен с рассуждением помогать снова приблизиться к Богу. Ведь многие святые поступали именно так»[45].На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимии
Мера епитимии подлежит рассуждению духовника
Говоря о важности следовать установленным святыми отцами правилам, преподобный Паисий подчеркивает: «В духовной жизни требуется не сухое применение закона, а Божественная справедливость. Мы видим, что даже Святые отцы учили применять Священные Каноны с большим рассуждением! Василий Великий, самый строгий из отцов нашей Церкви, составивший самые строгие канонические правила, после одного из них – в котором речь идёт о каноническом наказании за какой-то грех – добавляет: “Испытывай не время, но образ покаяния”[46]»[47].
Вместе с тем, действительно, святителем Василием Великим были составлены церковные правила, касающиеся наложения епитимии и отлучения от Святого Причастия[48]:
· кровосмесникам – как убийцам[49], на 12 лет[50];
· прелюбодеям – от 7 до 15 лет[51];
· убийцам – от 10 до 20 лет[52];
· мужеложникам – сообразно со временем, прожитом во грехе[53];
· скотоложникам – сообразно со временем, прожитом во грехе[54];
· клятвопреступникам – от 6 до 10 лет[55];
· волшебникам – от 6 лет[56], как убийцам[57];
· гробокопателям – на 10 лет[58] и т.д.
Старец Паисий также отмечает: «Духовник, который слишком буквально применяет каноны, содержащиеся в “Пидалионе”[59], может сделать зло Церкви. Представь себе, что духовник берет в руки “Пидалион” и начинает говорить приходящим к нему грешникам: “Так, ну что, какой ты там сделал грех? Ага, такой-то. Посмотрим, что у нас тут написано о подобных случаях? Отлучение от Святого Причастия на столько-то лет! Теперь следующий... А ты что натворил? Ой-ой-ой! Сейчас прочитаем, что тебе за это полагается... Ага; вот такая-то епитимия!”. В этом нет никакой пользы»[60].
Такая нерассудительная строгость губительна, по мысли преподобного Паисия, «особенно в нынешнюю эпоху... Вместо этого духовник должен возделать в людях любочестие. Сперва он должен работать над собой, чтобы быть в состоянии помогать людям. В противном же случае [своей нерассудительностью] духовник будет проламывать людям головы. “Пидалион” называется так, потому что эта книга руководит человеком ко спасению то одним, то другим способом, подобно тому как кормчий, направляющий корабль к берегу, поворачивает руль то вправо, то влево. Постоянно следуя прямым курсом, не поворачивая штурвал там, где нужно, кормчий посадит корабль на рифы, потопит его и погубит людей. Если духовник использует каноны как пушки, то есть без рассуждения, не беря в расчет конкретного человека, меру и образ его покаяния и подобное этому, то, вместо того чтобы исцелять души, он будет совершать преступления»[61].
Вместе с тем, стремясь к снисходительности, священник не должен забывать о духовной пользе для кающегося: «Если я вижу, что мое участие, доброта, любовь не идут человеку на пользу, то я <…> бываю вынужден уже не вести себя по отношению к нему с добротой. По [духовному] закону, чем с большей добротой ведут себя по отношению к тебе, тем больше ты должен изменяться, рассыпаться в прах, таять, подобно свече»[62].
Как к примеру, преподобный Паисий обращается к опыту преподобного Арсения Каппадокийского, который, «будучи духовником, обычно не накладывал на людей епитимии. Он старался привести кающихся в чувство, так, чтобы от любочестия они сами просили его благословения на подвиг на милостыню или на добрые дела другого рода. А когда Преподобный видел одержимого нечистым духом или расслабленного ребенка и понимал, что причина страданий несчастного – его родители, то сперва он исцелял ребенка, а потом накладывал на его родителей епитимию, чтобы впредь они были внимательны»[63].
Допущение к Причастию
Налагая на кающегося ту или иную епитимию, священник должен быть особенно рассудительным и учитывать все важные обстоятельства: «Духовник с рассуждением должен определять то, насколько часто должен причащаться верующий, и то, сколько он должен поститься перед Святым Причащением. Всё зависит от того, сколько у человека крепости. Одновременно духовник должен вести человека и к духовному посту – воздержанию от страстей. Интенсивность такого духовного поста тоже нужно регулировать в соответствии с духовной чуткостью человека, то есть согласно с тем, насколько глубоко он осознает свой грех»[64].
Знание возможностей и обстоятельств жизни каждого человека должно служить руководством священнику в наложении епитимии: «На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимии: одного отлучить от причащения на два года, а другого – на два месяца. Такая большая разница!»[65]. При этом важно, чтобы принесший покаяние понимал, «что наложенная на него епитимия ему поможет. В противном случае какой в ней смысл? Стараясь исправить человека насильно, ты ничего не добиваешься. <…> Желая послать человека в Рай, мы должны не душить его, а помочь ему так, чтобы он сам захотел подъять на себя подвиг. Он должен достичь состояния, в котором он будет радоваться тому, что он живет, радоваться тому, что ему предстоит умереть»[66].
Духовник должен быть чуток и осторожен, стараясь уберечь кающегося от отчаяния: он «должен иметь в виду и то, какое зло может нанести враг душе чувствительного человека, воздвигая против него брань с целью привести его в отчаяние»[67].
Так, преподобный Паисий советует, как поступать с наложением епитимии в определенных случаях: «К примеру, человек пал тем плотским падением, которое влечёт за собой отлучение от Причастия на сорок дней. Но на тридцать пятый день этой епитимии диавол снова может низвергнуть человека в тот же самый грех, и если на грешника будет наложена новая сорокадневная епитимия, то диавол возьмёт верх над этой душой, так что она придёт в смущение и отчаяние. В таких случаях после первых дней епитимии духовник может сказать кающемуся: “Смотри, не причащайся ещё одну неделю”, а через неделю благословить ему причащаться за каждой Божественной литургией. Душа человека окрепнет, и он сможет справиться с диаволом»[68].
Таким образом, основной целью духовного руководства через исповедь является освобождение человека от греха[69].
Файсал Амир, студент 2 курса магистратуры
Ключевые слова: исповедь, епитимия, грех, покаяние, вера, духовничество, Причастие.
[1] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 1. О необходимости духовного руководителя. С помощью исповеди человек освобождается // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[2]Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[3] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[4] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Надо перебинтовать свою рану // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[5] Там же. Глава 1. О необходимости духовного руководителя. С помощью исповеди человек освобождается // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[6] Там же. Глава 1. О необходимости духовного руководителя. С помощью исповеди человек освобождается // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[7] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[8] Там же. Глава 1. О необходимости духовного руководителя. С помощью исповеди человек освобождается // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[9] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[10] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[11] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Правильная исповедь // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[12] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Необходимость исповеди // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[13] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[14] Там же. Глава 2. О том, что необходимо попечение о совести. Будем испытывать свою совесть // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[15] Там же. Глава 2. О том, что необходимо попечение о совести. Будем испытывать свою совесть // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[16] Там же. Глава 2. О том, что необходимо попечение о совести. Будем испытывать свою совесть // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[17] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[18] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[19] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо приковывать врага к одному месту и наносить ему удар // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[20] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[21] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[22] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[23] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[24] Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[25]Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[26]Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Исследование себя // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[27]Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[28]Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[29]Там же. Глава 3. О необходимости наблюдения за собой и познания себя. Надо смотреться в других, как в зеркало // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[30]Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Надо перебинтовать свою рану // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_2_1 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[31]Там же. Глава 1. О том, что грех мучает человека. Грехи по произволению // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3_1_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[32]Там же. Глава 1. О том, что грех мучает человека. Грехи по произволению // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3_1_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[33]Там же. Глава 1. О том, что грех мучает человека. Грехи по произволению // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3_1_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[34] Никодим Святогорец, прп. Эвергетин (Благолюбие). Т. 1. Глава 1. О том, что никогда не следует отчаиваться, даже если ты очень согрешил, но надеяться на спасение через покаяние. 5. Из святого Амфилохия, о том, чтобы не отчаиваться // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/evergetin/1_7 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[35] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 1. О том, что грех мучает человека. Грехи по произволению // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3_1_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[36] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 4. Как относиться к людям, впавшим в отчаяние. Как относиться к людям, впавшим в отчаяние // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_4_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[37] Там же. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. После исповеди // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_2_5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[38] Там же. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. Рассуждение и опыт духовника // https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_2 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[39] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 5. Страсти и добродетели. Раздел II. Добродетели. Часть 3. Благородство и любочестие. Глава 2. Любочестие – любовь большой благодарности. Любочестные люди – это благородные души // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/strasti-i-dobrodeteli-slova-tom5/2_19 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[40] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 2. О том, как правильно исповедоваться. Необходимость исповеди // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[41] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. Часть 1. О грехе и диаволе. Глава 8. О том, что грех приносит несчастья. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/s-bolju-i-ljubovju-o-sovremennom-cheloveke-slova-tom1... (дата обращения: 23.10.2017 года).
[42] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 3. О грехе и покаянии. Глава 1. О том, что грех мучает человек // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[43] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 2. Духовное пробуждение. Часть 5. Духовное оружие. Глава 3. Глубочайший смысл жизни. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnoe-probuzhdenie-slova-tom2/6_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[44] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. Рассуждение и опыт духовника // URL : https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_2 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[45] Там же. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. То, как часто верующий причащается, определяет его духовник // URL : https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[46] Василий Великий, свт. Правила. Правило 84, 74 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[47] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. То, как часто верующий причащается, определяет его духовник // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[48]Сильченков Н., свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб // URL: https://azbyka.ru/prakticheskoe-rukovodstvo-pri-sovershenii-prixodskix-treb#a_z8 об епитимьи. (дата обращения: 23.10.2017 года).
[49] Василий Великий, свт. Правила. Правило 67 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[50] Там же. Правило 75, 76 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[51] Там же. Правило 58, 77 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[52] На 20 лет: Василий Великий, свт. Правила. Правило 56; на 11 лет: Правило 11; на 10 лет: Правило 57 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[53] Василий Великий, свт. Правила. Правило 62 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[54] Там же. Правило 63 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[55] Там же. Правило 64, 82// URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[56] Там же. Правило 83 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[57] Там же. Правило 65, 72 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[58] Там же. Правило 66 // URL: http://krotov.info/acts/canons/0370vasi.html (дата обращения: 23.10.2017 года).
[59] «Пидалион» – сборник церковных правил и установлений с комментариями и объяснениями.
[60] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 3. Духовная борьба. Часть 5. О силе исповеди. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. То, как часто верующий причащается, определяет его духовник // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[61] Там же. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. То, как часто верующий причащается, определяет его духовник // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[62] Там же. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. К бесстыдным нужно относиться строго, к любочестным – снисходительно // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[63] Там же. Глава 3. О том, что духовник – это врач души. То, как часто верующий причащается, определяет его духовник // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnaja-borba-slova-tom3/5_3_3 (дата обращения: 23.10.2017 года).
[64] Там же.
[65] Там же.
[66] Там же.
[67] Там же.
[68] Там же.
[69] Там же.