Почему существуют болезни

Московская Сретенская  Духовная Академия

Почему существуют болезни

Алексей Мигальников 31125



Мы начинаем цикл статей о болезни. Их цель — помочь болеющему человеку и его близким осмыслить недуг и действовать в нем с пользой для тела и души. Также эти материалы могут помочь священникам в духовном окормлении болеющих людей, их родственников и врачей.

Статьи основаны на трудах отечественных православных богословов второй половины XX — начала XXI века. Почему? С одной стороны, их работы обобщают святоотеческую мысль и опыт предыдущих веков. С другой — богословы этого периода наиболее близки нам, ныне живущим, им известно современное состояние медицины и условия жизни людей. Это, прежде всего, книги святителей Афанасия (Сахарова) и Луки (Войно-Ясенецкого), митрополита Антония Сурожского, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), игумена Никона (Воробьева), Николая Евграфовича Пестова, иеромонаха Иова (Гумерова), французского богослова Жана-Клода Ларше и других.

Итак, сегодня мы поговорим о причинах существования болезней.


 

Болезни создал Бог?

Сразу скажем, что Бога нельзя считать источником болезней, страданий и смерти. Свидетельства об этом есть в Священном Писании: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно (Прем. 1:13-14). Все, что сотворил Бог хорошо весьма (Быт. 1:31), тогда как болезни воспринимаются людьми как зло и источник страданий.

Откуда же тогда в нашей жизни появились болезни? Может быть, они были изначально заложены в человеческой природе? Нет, это не так. Бог создал первого человека, Адама, по Своему образу, и этот образ Божий включал в себя свойство бессмертия, силы и здоровья. Душа и тело первых людей не были подвержены болезням, страданиям и смерти.

У Адама и Евы была возможность сохранять и совершенствовать свое первоначальное бессмертное и нетленное состояние, но только при условии богоугодной жизни и приобщенности Творцу как ее источнику. Последнее зависело от их собственного выбора, потому что Бог сотворил человека свободным.



Источник болезней — первородный грех

Причиной появления болезней, страданий и смерти является первородный грех Адама и Евы. Он заключается в том, что они добровольно отпали от Бога и перешли на сторону дьявола.

Причиной же отпадения Адама и Евы от Творца является «искажение любви» в них: любовь Евы к миру и любовь Адама к Еве превзошли их любовь к Богу (Леонов В., прот. Основы православной антропологии). Внешне это искажение их духовной жизни выразилось в том, что они поддались искушению змея и преступили заповедь Бога, повелевшего им не вкушать плоды от древа познания добра и зла. Современный нам богослов священник Вадим Леонов пишет: «Дело не в плоде, сорванном рукой жены, а в отвержении Бога, которое было выражено этим поступком» (Леонов В., прот. Основы православной антропологии).

Все мы, будучи потомками первых людей, наследуем последствия отвержения ими Бога, в том числе искаженную природу, подверженную болезням.

Но почему грех повлек за собой болезни? Может быть, их все-таки создал Бог как наказание, когда сказал Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей и Адаму: со скорбью будешь питаться от земли (Быт. 3:16-17)? Нет, Бог не производит эти скорби. Он только предсказывает и описывает их как естественное следствие грехопадения первых людей.

Дело в том, что здоровье и бессмертие человека являлись дарами от Бога. Отвергнув Бога, который источник этих даров, Адам и Ева, первоначально находившиеся в естественном состоянии своей природы, впали в противоестественное, или нижеестественное, состояние. Оно заключается в повреждении в человеке образа Божия, его природы и отношений с окружающим миром. Следствием такого повреждения и стали духовные и телесные болезни, немощи и смерть. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Бог является гармонией, Бог является жизнью, полнотой, и, поскольку мы отпадаем от Бога, мы теряем жизнеспособность. И пустота, которую жизнеспособность за собой оставляет, заполняется смертностью и возможностью болеть» (Антоний Сурожский, митр. Ступени. О болезни душевной и телесной).

Все мы, будучи потомками первых людей, наследуем последствия отвержения ими Бога, в том числе искаженную природу, подверженную болезням: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков (Рим. 5:12).



Христос исцеляет человеческую природу

Адам и Ева, отступив от Бога, подверглись болезням. Они и их потомки попали в рабство своих страстей и дьявола. Для того чтобы исцелить человеческую природу от последствий этого греха, необходимо было, чтобы человек сам добровольно обратился к Богу и вышел из-под власти дьявола. Однако для обычных людей это было невозможно в силу все тех же последствий первородного греха: слабости духовных сил и склонности потакать своим страстям, греховным привычкам.

И тогда для спасения людей на земле воплощается Иисус Христос. В Евангелии описаны многочисленные случаи того, как Христос прощает грехи и врачует болезни. Это еще раз свидетельствует о том, что естественным для человека является отсутствие греха и болезней.

Как же мы говорим о том, что Христос навсегда исцелил природу всех людей?

Но то были временные исцеления, после которых люди, спустя годы, все равно умирали. Как же мы говорим о том, что Христос навсегда исцелил природу всех людей? Давайте посмотрим.

Христос, Бог Слово, принимает на себя человеческую природу. Но будучи Святым Богом, Он никак не причастен ко греху и неподвластен страстям и дьяволу. Значит, Он способен исцелить Свою человеческую природу от болезней и других последствий грехопадения.

Более того, Христос и нас приобщает Своей победе над смертью. Он добровольно приносит Себя в жертву за людские грехи, Он разрушает рабство дьяволу и в Себе воссоединяет человека с Богом — источником жизни. Теперь, если мы в Таинстве крещения переходим на сторону Христа и в Святом Причастии приобщаемся Ему, мы также приобщаемся и Его победе над смертью, которая становится для нас дверью в вечную жизнь, где уже нет страданий и болезней.

Алексей Мигальников,

семинарист 4 курса


Ключевые слова:болезнь, грехопадение, смерть, Христос, человеческая природа.

 

Книги и статьи по теме болезни:

1.       Антоний (Блум), митр. Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. — М., 2015.

2.       Антоний (Блум), митр. Сурожский. Ступени. Беседы митрополита Антония Сурожского// URL:http://predanie.ru/antoniy-surozhskiy-blum-mitropolit/book/216674-stupeni-besedy-mitropolita-antoniya-surozhskogo/ (дата обращения: 01.05.2017).

3.       Антоний (Блум), митр. Сурожский. Человек перед Богом. — М., 2000.

4.       Афанасий (Сахаров), свт. Твой есмь аз: Сборник писем. — М., 2009.

5.       Введенский мужской ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь. Толкования Священного Писания // URL: http://bible.optina.ru (дата обращения: 01.05.2017).

6.       Духанин В., свящ. О вере, неверии и нашем выборе // URL: http://www.pravoslavie.ru/80404.html (дата обращения: 01.05.2017).

7.       Завершинский Г., прот. Привилегия одиночества: Старение, болезнь, смерть: православный взгляд. — М., 2015.

8.       Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма// URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/pisma/1_6 (дата обращения: 01.05.2017).

9.       Иов (Гумеров), иером. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах: в 2-х т. — Т. 1. — М., 2011.

10.   Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения. — М., 2016.

11.   Леонов В., прот. Основы православной антропологии. — М., 2013.

12.   Лоргус А., прот. Телесное воскресение: как это будет? // URL: http://www.pravmir.ru/telesnoe-voskresenie-kak-eto-budet/ (дата обращения: 01.05.2017).

13.   Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело. — Киев, 2016.

14.   Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Сила моя в немощи совершается. Духовные беседы. — М., 1997.

15.   Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Я полюбил страдание. — Киев, 2015.

16.   Митрофан (Баданин), игум. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человека с христианской точки зрения // URL: http://www.fond.ru/index.php?menu_id=375&menu_parent_id=358&show_date=1&category_id=15&article_page_content=0&show_preview_img=0&show_file_list=1&flag=ajax&page=1&regime=site&content_id=157 (дата обращения: 01.05.2017).

17.   Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби. — М., 2015.

18.   Никон (Воробьев), игум. Как жить сегодня. — М., 2011.

19.   Никон (Воробьев), игум. Письма о духовной жизни. — М., 2013.

20.   Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. — М., 2014.

21.   Никон Оптинский (Беляев), прп. Завещание духовным детям // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinskij/zaveshhanie-dukhovnym-detjam (дата обращения: 01.05.2017).

22.   Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. — М., 2000.

23.   Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия: в 2-х т. — Т. 2. — М., 2012.

24.   Силуянова И. В. Антропология болезни. — М., 2011.

25.   Фудель С. И. Воспоминания // Собрание сочинений в трех томах. Т. 1. — М., 2001.

 


Новости по теме

Как быть, когда перед нами встает страдание… (по митрополиту Антонию Сурожскому) Монах Иларион (Карандеев) Все мы неоднократно сталкивались со страданием, как своим, так и других людей — близких и дальних, с их бедами и горестями. Но, наверное, не каждый знал, как себя вести в такой ситуации, как терпеть боль самому или как проявить сострадание к другому человеку, чем помочь, что говорить, да и говорить ли вообще, а главное, откуда черпать на это силы?
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 4: «Чем побеждается гордость». Иерей Василий Родионов Как проявляет себя гордость? Чем она страшна? Каковы способы борьбы с ней? На эти вопросы вы можете найти ответы в четвертой статье цикла о страстях и добродетелях, включающей в себя поучения преподобного Паисия Святогорца.
«Начало радости – быть довольным своим положением» Сретенская академия Цитаты и наставления святых отцов

В жизни всякого человека бывает период охлаждения и уныния, когда вера остывает, руки опускаются, и сил, кажется, нет. Как ни парадоксально, но часто всего лишь одна-другая фразы из творений святых отцов Православной Церкви способны помочь в такой момент душе встрепенуться, загореться, настроиться, собраться, чтобы вновь взять свой крест и идти за Христом. Мы предлагаем вашему вниманию цитаты, которые украшают кабинеты и коридоры Сретенской духовной семинарии: они назидают, прежде всего, учащихся, будущих пастырей, но, безусловно, будут полезны христианину любого возраста и образования.

Читательница (Подмосковье)

Спасибо за статью. Интересно, а Святые Отцы, помимо свт. Луки, писали о болезнях человека, их природе? Почему-то в ссылках на источники их нет. А богословы XX-XXI в.в., хотя и уважаемые, излагали свой, уже преломленный, взгляд на эту проблему. А их понимание одного и того же высказывания из святоотеческого наследия может быть диаметрально противоположным. Взять, к примеру, слова свт. Григория Богослова «что не воспринято, то не уврачевано» - мнения есть разные на этот счет. Наверное, эта статья – часть будущей ВКР, при  написании которой этот момент, на мой взгляд, нужно учесть.

Ответить