«Главное – радеть о стяжании веры, о ее сохранении, а остальное приложится»

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Главное – радеть о стяжании веры, о ее сохранении, а остальное приложится»

1287



Преподаватель Истории Русской Православной Церкви, профессор кафедры Церковной истории Сретенской духовной академии Алексей Константинович Светозарский поделился воспоминаниями о Сретенской духовной семинарии 1999-2009 гг.

photo_2023-02-25_13-32-41.jpg

– Алексей Константинович, расскажите, пожалуйста, о своем образовании.

– В 1985 году я окончил филологический факультет Московского государственного университета, специализируясь по древнерусской литературе. И вскоре – в 1990 году – начал сотрудничать с Московскими духовными школами. Сначала в качестве экскурсовода. Вообще ознакомительные поездки, паломничества занимали большое место в нашей тогдашней жизни: все время хотелось узнать что-то новое... А затем был принят в профессорско-преподавательскую корпорацию.

– А как это произошло?

– В те времена, как известно, в духовные учебные заведения попасть на работу было крайне трудно. Для этого прежде всего требовалась рекомендация духовника, причем достаточно неформальная. Как правило, этого священнослужителя должны были знать в академии. И вот с тех пор я уже 18 лет там. И надо сказать: корпорация очень оберегала новичков и хотела, чтобы человек органично вписывался в коллектив, был родственным его духу. Параллельно я получил духовное образование: покойный владыка Александр (Тимофеев), ректор МДАиС, тогда всех благословлял учиться. Я с радостью воспринял его благословение. И, кстати говоря, шпаргалками в этот период не пользовался, и вообще они полезны только при подготовке к экзаменам. Я убежден, что получать образование, в том числе и духовное, нужно в более позднем возрасте. Поскольку в 17 лет человек еще не может взять всего того, что ему предлагают. И я это чрезвычайно остро ощущал во время обучения в университете.

– А с чем, по вашему мнению, это связано?

– Может, с какими-нибудь индивидуальными особенностями характера. А может, и с общей спецификой современного юношества. Когда я пришел в духовную школу, там обучались люди, которые поступали в семинарию после армии. Это было некое негласное требование, которое устраивало священноначалие. Набирались серьезные люди, которые никуда не спешили и чьи намерения и помыслы были абсолютно осознанными. То есть свой долг перед Родиной они выполнили, прошли определенную школу, научились дисциплине и сполна испытали глубину своего намерения. Потому что в советское время такой человек достаточно резко порывал с привычной средой, в любом случае для общества он становился не таким, как все. И принять подобное отчуждение было под силу далеко не каждому.

– А когда вы стали сотрудничать со Сретенской духовной школой?

– В Сретенской школе я преподаю с самого ее открытия в 1999 году. Сначала это были курсы, которые архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря, организовал для братии. Я считаю, что это мудрейшее решение, абсолютно обоснованное: насельники монастыря должны получить богословское образование. Хотя есть, конечно, люди подвижнического склада, духовно опытные, которые знают больше всех нас. Но, к сожалению, встречается и превозношение невежеством. И вот это неприемлемо. Конечно, курсы не предусматривают серьезного, систематического образования, и поначалу это был метод проб и ошибок. Я приходил после вечернего богослужения в нижнюю братскую трапезную, и там мы занимались. А потом отец Тихон совершенно логично пришел к мысли о создании духовного училища, которое быстро получило статус семинарии.

Читайте далее