Социально-воспитательная работа

Московская Сретенская  Духовная Академия

Социально-воспитательная работа

Воспитание в жизни духовной школы занимает важнейшее место в её жизни. Воспитательной работой в Сретенской духовной академии занимается Отдел по воспитательной работе. Возглавляет данный отдел проректор по воспитательной работе иеромонах Зосима (Мельник С.Н.).

Воспитательная работа в нашей духовной школе осуществляется по восьми направлениям, определяемым Рабочей программой воспитания нашей Академии.

Первоочередное значение в жизни духовной школы имеет духовно-нравственное направление воспитательной работы.

Оно ориентировано на приобретение опыта христианской духовной жизни. Для этого студенты совместно молятся по утрам и вечерам, участвуют в монастырских богослужениях, еженедельно исповедуются и регулярно причащаются Святых Христовых Таин).

Духовники курсов из числа насельников Сретенского монастыря окормляют своих воспитанников на всех этапах их обучения: проводят еженедельную исповедь, беседуют на различные темы, помогают в тяжелой ситуации, организуют паломнические поездки.

Администрация академии организует для студентов различные встречи с пастырями или другими известными людьми по вопросам духовной жизни, учению святых отцов.

Естественно, важнейшим фактором в реализации духовно-нравственного направления воспитательной работы Академии является её нахождение в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре, что даёт возможность полноценного участия обучающихся в жизни и служении Сретенского монастыря.

Культурно-досуговое и просветительское направление воспитательной работы.

Студенческая жизнь – важный этап развития и становления всесторонне развитой и целостной личности обучающегося и, в частности, формирования его эстетического чувства, культурных качеств и мировоззренческого кругозора необходимого и в последующем пастырском служении.

В Сретенской духовной академии проводятся беседы на различные темы, касающиеся мировой и русской литературы, художественного и кинематографического искусства и т.д.; приглашаются интересные люди для встреч, лекций, дополнительных занятий с обучающимися. Студенты посещают постановки в театрах города Москвы, путешествуют по культурным и историческим местам нашей Родины.

Обучающиеся Академии традиционно принимают участие в деятельности различных подразделений Сретенского монастыря: в работе издательства, участвуя в макетировании и верстке готовящихся к выходу в свет изданий; в подготовке материалов и обслуживании сайтов монастыря и академии; в мероприятиях Просветительского центра; в паломнической службе — проводят экскурсии по Сретенскому монастырю.

В рамках просветительской работы проводится профориентационная (ориентирующая на сознательный выбор обучения в духовной школе для подготовки к священнослужению) деятельность в Академии с потенциальными абитуриентами: проведение «Дней открытых дверей» с предоставлением сведений об условиях и правилах приёма на обучение; работа «Школы абитуриента»; проведение экскурсий по Сретенскому монастырю и академии; беседы выпускников и студентов, несущих послушания на приходах, с потенциальными абитуриентами об условиях обучения в СДА.

Гражданско-патриотическое и правовое направление воспитательной работы.

Гражданско-патриотическое направление воспитательной работы ориентировано на формирование у студентов Академии патриотического сознания, чувства любви, гражданского долга к Родине и обязанностей по защите интересов Родины, получение необходимых знаний по истории Российского государства.

Важное значение в связи с этим приобретает богослужебное воспоминание значимых дат и личностей истории Отечества: 4 ноября (Память Казанской иконы Божией Матери), 9 мая (День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов), день памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской, дни памяти Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, дни памяти благоверного князя Александра Невского, преподобной Евфросинии Московской, святого Патриарха Тихона, священномученика Илариона, архиепископа Верейского и т. д.

Кроме того, данное направление реализуется также посредством грамотного представления необходимой информации о важнейший событиях, достижениях российского государства и мировых событиях, организации встреч с общественными деятелями и церковнослужителями, просмотра историко-документальных фильмов, что призвано сформировать гражданскую и общественную позицию обучающихся.

Студенты Сретенской духовной академии принимают участие в мероприятиях, проводимых в рамках Международных Рождественских образовательных чтений, Дня славянской письменности и культуры, Дня народного единства и т. д.

Кроме того, обучающиеся имеют возможность совершать паломнические поездки, где, как правило, участвуют в богослужениях, знакомятся с историей святынь, общаются с интересными и духовно опытными людьми, перенимают опыт духовной, монастырской, приходской жизни, поклоняются святыням.

Социально-миссионерское (волонтёрское, милосердное) направление воспитательной работы включает организацию обучающимися мероприятий по милосердному служению, ориентированному на помощь и просвещение лиц с различными видами ограничений, зависимостей, детей, пожилых людей: поездки в дома престарелых (беседы, подготовка к исповеди и Причастию, помощь медперсоналу в уборке помещений и проч.); участие в жизни школ-интернатов, детских домов (совместные богослужения, беседы с чаепитием, участие в концертных программах, проведение праздников – Рождество, Масленица, Пасха); поездки на Русский Север в рамках проекта «Родная земля».

Обучающиеся СДА принимают участие в разнообразных просветительских и миссионерских проектах Сретенского монастыря, в т.ч. посещение МОУ Слободская СОШ и ОГБОУ «Михайловская школа-интернат», директором которой является выпускник Сретенской духовной академии, клирик Сретенского монастыря иерей Владимир Щетинин. Обучающиеся проводят беседы с учащимися, рассказывают им об основах Православной веры, отвечают на вопросы, возникающие у ребят.

Обучающиеся регулярно 1–2 раза в месяц посещают Михайловский экономический колледж-интернат для инвалидов (МЭКИ), где проводят тематические встречи-беседы со студентами колледжа различной духовной тематики.

Отдельными направлениями добровольческой деятельности является участие обучающихся в миссионерских поездках в рамках проекта «Родная земля».

Обучающиеся Сретенской духовной академии и молодые прихожане Сретенской обители с 2011 года совершают миссионерские поездки в глубинку родной земли. Группы молодежи, возглавляемые в основном обучающимися Сретенской духовной академии, отправляются в северные деревни восстанавливать деревянные храмы, организовывать богослужения и собирать приходские общины в местах, где сохранились храмы-памятники деревянного зодчества, но уже более 70 лет там не было священнослужителей. Постепенно география миссии расширились на Псковскую, Мурманскую и Саратовскую область. Миссия продолжает расширяться и на другие регионы страны.

В настоящее время Сретенские добровольцы занимаются не только аварийно-спасательными работами при храмах-памятниках, но и организацией концертов, детских и культурных мероприятий, участвуют в Пасхальных фестивалях, посещают ветеранов и тяжело больных.

Кроме того, экологическая составляющая волонтёрской деятельности состоит в помощи по уходу и благоустройству монастырского сада, посадке цветов и деревьев, размещении кормушек и скворечников для птиц.

Спортивно-оздоровительное направление воспитательной работы. Реализация данного направления воспитательной работы является важным фактором формирования и становления гармонично развитой личности.

В целях поддержания хорошей физической формы и здоровья обучающихся в здании Сретенской духовной академии организованы и созданы условия: действуют спортивный и тренажерный залы. Студенты имеют возможность проводить футбольные и волейбольные тренировки и соревнования на спортивных площадках недалеко от монастыря, совершать пробежки, участвовать в различных спортивных мероприятиях под руководством опытного тренера.

Спортивно-оздоровительное направление призвано обеспечить способность обучающихся поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (служения), привить навык соблюдения норм гигиены и поддержания здоровья посредством разнообразных физических упражнений и мероприятий.

Научно-исследовательское направление воспитательной работы. Соотношение научного, исследовательского и воспитательного в образовательной деятельности обучающихся тесно переплетено и взаимосвязано. Добрые примеры преподавателя, увлеченного своим предметом, священника, с благоговением и усердием несущего пастырское и педагогическое послушание, имеют для обучающихся большое воспитательное значение.

Помимо обязательной научно-исследовательской работы, предусмотренной учебным планом, студенты, при участии и под руководством преподавателей принимают участие и выступают с докладами на тематических конференциях и круглых столах, в качестве самостоятельных исследователей и соавторов готовят публикации в научных изданиях различной тематической направленности.

Международное направление воспитательной работы. Реализация данного направления воспитательной работы осуществляется в рамках деятельности  заместителя ректора по представительским вопросам согласно плану его работы. При этом проводятся встречи с профессорами зарубежных университетов, со студентами иностранных вузов, что способствует расширению кругозора студентов и аспирантов. Например, встречи студентов с клириками других Поместных Православных Церквей, с представителями других христианских конфессий, проведение для них экскурсий по Сретенскому монастырю и академии. Всё это способствует ознакомлению студентов с другими традициями, образом мысли и т. д.

Воспитательная работа в рамках учебной деятельности. В рамках учебной деятельности воспитательная работа осуществляется в процессе преподавания различных дисциплин. В преподавательский состав СДА входят преподаватели, которые в своих лекциях стремятся не только донести знания до студентов и аспирантов, но и выделить для них важный воспитательный посыл, который будет необходим для дальнейшего пастырского служения.

Кроме того, данная работа осуществляется в процессе миссионерско-педагогической практики студентов в общеобразовательных учреждениях, воскресной школе обители.

Правила внутреннего распорядка Академии (рассмотрены Общим собранием студентов 31.03.2022 Протокол №1/2022; утверждены и.о. ректора 01.04.2022)

Уклад внутренней жизни Академии (утвержден и.о. ректора от 16.12.2022)