Материалы для подготовки к экзаменам

Московская Сретенская  Духовная Академия

Материалы для подготовки к экзаменам

Примерные вопросы к вступительным испытаниям

  1. Теология

  2. Философия

  3. Иностранный язык

Теология

Догматическое богословие
  1. Богословие, наука и философия: общее и различие. Цель богословия вообще и догматического богословия в частности.
  2. Понятие о догматах: термин «догмат», определение догмата, причины появления догматов. Свойства догматов: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.
  3. Иерархия богословских высказываний и догматической аргументации. Взаимосвязь догматов и принципов духовной жизни.
  4. Понятие о богопознании. Естественный путь богопознания. Сверхъестественный путь богопознания. Нравственные условия богопознания.
  5. Спор о границах богопознания в IV в. Учение отцов-каппадокийцев о богопознании.
  6. Спор о границах богопознания в XIV в. Учение свт. Григория Паламы о богопознании.
  7. Апофатическое и катафатическое богословие. Антропоморфизмы в богословии.
  8. Догмат о Пресвятой Троице – основа веры Церкви.
  9. Анализ свидетельств Ветхого и Нового Завета о Боге-Троице.
  10. Философские термины, ставшие основой для триадологической терминологии.
  11. Православное учение о Боге-Троице в тезисном изложении.
  12. Учение о Пресвятой Троице отцов-каппадокийцев, триадологическая терминология. Ересь Filioque.
  13. Причина и цель Боговоплощения.
  14. Анализ ветхозаветных и новозаветных свидетельств о Божественности Иисуса Христа.
  15. Господь Иисус Христос – истинный человек. Заблуждения и ереси в отношении истинности плоти Спасителя.
  16. Господь Иисус Христос – совершенный человек: сформулировать понятие, свидетельства Писания, Вселенских соборов и святых отцов.
  17. Способ соединения двух естеств во Христе (православное учение).
  18. Общий сопоставительный анализ православной христологии с несторианской и монофизитсткой.
  19. Православное вероучение о почитании Божией Матери: Богородица, Приснодева, Всесвятая.
  20. Понятие о благодати. Термин «благодать». Единство Пресвятой Троицы в явлении благодати. Усвоение благодати.
  21. Необходимость благодати для спасения. Православное учение о соотношении свободы воли и благодати (подтверждение в Священном Писании и у святых отцов).
  22. Вера и добрые дела в деле спасения.
  23. Понятие о Церкви: термин «Церковь», определения Церкви.
  24. Цель и назначение Церкви. Кто ей принадлежит?
  25. Основание Церкви. Границы Церкви.
  26. Существенные свойства Церкви.
  27. Почему без Церкви нет спасения?
  28. Предстательство святых на небе. Почитание святых. Почитание мощей.
  29. Почитание икон, анализ ветхозаветного запрещения, смысл иконопочитания.
  30. Таинство Евхаристии: основные положения и обоснование в Священном Писании и святоотеческом наследии.

Литература

Основная литература
  1. Бобринский Борис, протопресв. Тайна Пресвятой Троицы. Очерк догматического богословия. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005. – 360 с.
  2. Давыденков О., прот. Догматическое богословие: учебник. – Изд. испр. и доп. – М.: ОЦАД, «Познание», 2020. – 456 с.
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры / Пер. А. Бронзова. – СПб., 1913.
  4. Леонов В., прот. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа / Второе издание (дополненное и исправленное). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. – 240 с.
  5. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие: Пер. с фр. – 2-е изд., испр. и перераб. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 586 с.
Дополнительная литература
  1. Догматические послания православных иерархов ХVII-ХIХ веков о православной вере [Текст] / - Репринт. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – 269, с.
  2. Леонов Вадим, свящ. Искупление // Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. – стр. 281, 285-297.
  3. Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие. Т. I, Т. II – Репринт. – М.: Паломник, 1999. – XII, 598 с, 674, с.
  4. Мейендорф Иоанн, протопресв. Христос в Восточном православном богословии. – М., 2000.
  5. Мефодий (Зинковский), иером. Богословие личности в XIX – XX вв. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2014. – 320 с.
  6. Флоровский Георгий, прот. Догмат и история [Текст] / Георгий Флоровский, протоиерей. – М.: Издательство Свято-Владимирского Братства, 1998. – 487 с.

Второй вопрос билета будет зависеть от выбранной области предполагаемого исследования:

  • Пастырское служение;
  • Христианская антропология;
  • Филология в области теологии;
  • Патрология;
  • Религиозная апологетика;
  • История Церкви.
  • Пастырское служение
    1. Священство и пастырство - объём и значение понятий.
    2. Пастырское служение согласно Священному Писанию и раннехристианской литературе. 
    3. Святоотеческие тексты I тысячелетия о пастырском служении.
    4. Примеры выдающихся пастырей в истории Русской Православной Церкви XVIII – XXI вв. 
    5. Полномочия пастыря в проповеднической деятельности. 
    6. Профессии и внешнее поведение, несовместимые со священством.
    7. Права и обязанности клириков. 
    8. Личная молитва и личные качества священника.
    9. Адаптация канонов к современным пастырским нуждам. 
    10. Сакраментология в пастырской деятельности. 
    11. Таинство Крещения как вступление в Церковь. Присоединение к Церкви. 
    12. Таинство Покаяния. Содержательный и формальный моменты.
    13. Таинство Брака. Канонические нормы совершения.
    14. Пастырь и христианская семья: пределы и виды пастырской работы по укреплению христианской семьи. 
    15. Профилактика разводов как пастырская деятельность.
    16. Пастырский ответ на современные вызовы в области нравственности и семейных отношений.
    17. Канонические нормы совершения Божественной Литургии.
    18. Хиротонии и назначения клириков.
    19. Дисциплина клириков. Почисление за штат. Запрещение в служении. Лищение сана.
    20. Образовательный ценз пастыря.
    21. Делегирование пастырем приходских служений: миссионерская деятельность, молодёжная и социальная работа.
    22. Отношения пастыря с внешними институтами: государство, общество и СМИ. 
    23. Пастырская позиция по отношению к еретикам и раскольникам (согласно церковным постановлениям).
    24. Проповедь как служение пастыря. Формы проповеди в храме и вне церковной ограды.
    25. Семейная жизнь священника.
    26. Пастырство и монашество.
    27. Факультативные средства в пастырском служении (внешнее образование, изучение психологии, социологических дисциплин и т. д.).
    28. Экономическая составляющая пастырской деятельности.
    29. Пастырь как глава приходской общины.
    30. Нормы отношений пастыря и прихожан.

    Литература

    Основная литература
    1. Правила Православной Церкви: с толкованиями Никодима [Милаша], еп. Далматинско-Истрийского: в 2 т.: [пер. с серб.] / толк. еп. Далматско-Истринского Никодима (Милаш). - Репр. - М.: Междунар. изд. центр правосл. лит. - 1994. - Репр. воспр. изд.: СПб. : Изд. СПбДА, 1911. - Т. 1. – 1994.
    2. Собрание документов Русской Православной Церкви. – М. : Изд-во Моск. Патриархии РПЦ, 2013 - 2018. В 2 тт., 4 частях [ред. Е. Полищук].
    Дополнительная литература
    1. Георгий (Капсанис), архимандрит. Пастырское служение по священным канонам. – М.: Издательский дом «Святая Гора», 2006. - 304 с.
    2. Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение / Киприан (Керн), архимандрит. – Клин: Христианская жизнь, 2002. – 336 с.
    3. Пастырское богословие: учебник для бакалавриата теологии / Под общей редакцией митрополита Илариона (Алфеева). — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2021. — 384 с.
    4. Григорий (Матрусов), иеродиакон. Каноны: правила Церкви и правила жизни. М.: Издательство Новоспасского монастыря, 2017. – 416 с.
    5. Григорий Святогорец (Хадзиэммануил), иером. Покаяние и Исповедь [Текст] / Григорий Святогорец (Хадзиэммануил), иеромонах; пер. с греч. В. Бабицкого; илл. Ю. Кондрашева. – М.: Никея, 2017. – 64 с., с илл. – (Святой Афон).
    6. Цыпин В., прот. Каноническое право / прот. Владислав Цыпин. – 2-е изд. – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2012.
    Христианская антропология
    1. Христианская антропология как богословская дисциплина: предмет, цель, задачи, источники, методы. Актуальность христианской антропологии для пастырской деятельности.
    2. Человек – высшее творение в видимом мире. Создание человека: основные богословские положения воспроизвести и обосновать Священным Писанием. Достоинство человека: указать основные признаки на основе Священного Писания.
    3. Предназначение человека. Предназначение первозданного человека в отношении к Богу; предназначение человека в отношении к ближнему; предназначение человека в отношении окружающего мира.
    4. Первозданное состояние человека. Понятие о совершенстве первозданного мира. Совершенство абсолютное и совершенство тварное.
    5. Описание человеческой природы в богословском аспекте. Состав человеческой природы (микрокосмос). Способы рассмотрения человеческой природы (дихотомия, трихотомия и др.) в Священном Писании и Священном Предании.
    6. Человеческое тело в богословском аспекте. Понятия «тело» и «плоть» в Священном Писании и святоотеческом наследии. Почему Церковь настаивает на реальной телесности первозданных людей?
    7. Понятие о человеческой душе. Понятие о тварности души и ее «божественности». Вещественность и бестелесность души согласно святоотеческому учению (с учетом богословской полемики между свт. Игнатием Брянчаниновым и свт. Феофаном Затворником).
    8. Состояния души: естественное, сверхъестественное нижеестественное. Взаимосвязь души и тела в человеке. Учение о силах души в античную эпоху. Святоотеческое учение о силах души в сравнении с античным.
    9. Разумная сила души: предназначение, основные проявления. Проявления разумной силы души в здравом и поврежденном состоянии.
    10. Желательная сила души: предназначение, основные наименования. Проявления желательной силы души в здравом и поврежденном состоянии. Понятие о человеческой воле.
    11. Раздражительная сила души: предназначение, основные наименования. Проявления раздражительной силы души в здравом и поврежденном состоянии. Понятие едином чувстве души и органах чувств. Взаимодействие сил души.
    12. Происхождение человеческих душ. Идея предсуществования человеческих душ и ее опровержение. Идея создания человеческих душ Богом (креационизм): сильные и слабые стороны. Идея возникновения души ребенка от душ родителей (традуционизм): сильные и слабые стороны.
    13. Дух как высшая часть души. Взаимосвязь понятий «дух» и «ум» в святоотеческой антропологии. Понятия «ум», «разум», «рассудок» в святоотеческом богословии.
    14. Понятие «сердце» в богословском аспекте. Многозначность термина «сердце». Предназначение сердца в природе человека.
    15. Двуполость человеческого рода. Причина разделения людей на два пола согласно Священному Писанию и святоотеческому наследию Сопоставление мужа и жены в разных богословских аспектах. Брак в раю.
    16. Понятие об образе Божием согласно Священному Писанию. Сущность и проявления образа Божия в человеке.
    17. Богословское понятие о личности человека. Атрибуты личности. Взаимоотношение природных и личностных аспектов бытия в человеке. Развитие и деградация личности.
    18. Понятие о свободе человека в богословском аспекте. Что общего и в чем различие свободы Бога и человека? Свобода и ответственность. Свобода и любовь. Свобода и выбор. Свобода и воля. Свобода и благодать.
    19. Бессмертие человека как проявление его богообразности. Абсолютное и относительное бессмертие. Онтологические основания бессмертия и смерти в человеке. Возможность смерти в раю.
    20. Богословское понимание творчества. Творчество как проявление богообразности человека. Призвание к творчеству в жизни каждого человека. Подлинное и ложное творчество: источники и признаки.
    21. Понятие о совести в православном богословии. Типология состояний совести согласно Священному Писанию. Диалогичность совести. Совесть и стыд – взаимосвязь и различие понятий.
    22. Богословское понятие «подобие Божие». Священное Писание о подобии Божием человека. Взаимосвязь понятий «образ» и «подобие» Божие.
    23. Зло и грех в жизни людей. Зло и возможность его существования согласно Священному Писанию и святоотеческому наследию. Понятия «грех» в Священном Писании и святоотеческом наследии. Взаимосвязь понятий «зло» и «грех».
    24. Прародительский грех согласно Священному Писанию. Причины падения прародителей в раю. Следствия грехопадения в различных сферах жизни человека и всего тварного мира. Определение первородного греха. Распространение первородного греха.
    25. Понятие о смерти. Типология понятия «смерть» в богословии. Смерть и смертность. Толкование «кожаных одежд» в святоотеческой экзегезе. Антропологические выводы из святоотеческого учения о «кожаных одеждах» человека.
    26. Термин «страсть» святоотеческом употреблении. Страсти «естественные» и «противоестественные». Естественные основания для появления греховных страстей. Причины появления греховных страстей.
    27. Классификация греховных страстей. Святоотеческие подходы к классификации греховных страстей. Происхождение учения о 8 греховных страстях. Естественные основания страстей и причины изменения этих оснований.
    28. Развитие страсти в личном плане. Что такое «прилог» в святоотеческом понимании? Какими внутренними переживаниями характеризуется «сочетание»? Почему даже при согласии воли («соизволении») еще может происходить «борьба»? Чем различаются «навык» и «страсть»?
    29. Понятие о христианской добродетели. Естественные и сверхъестественные добродетели в жизни людей. Взаимосвязь добродетелей согласно Священному Писанию и святоотеческому учению.
    30. Понятие о молитве. Условия молитвы. Степени молитвы. Типы молитв. Структура молитв. Молитва и медитация.

    Литература

    Основная литература
    1. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. – М., 1996.
    2. Ларше Ж.-К. Исцеление духовных болезней: Введение в аскетическую традицию Православной Церкви. Сергиев Посад, 2018.
    3. Леонов Вадим, прот. Основы православной антропологии: Учебник. 2-е изд., испр. и доп.. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. – 456 с.
    4. Мефодий (Зинковский), иером. Святоотеческие категории и богословие личности. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2014. – 256 с.
    5. Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. М., 2011.
    Дополнительная литература
    1. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907.
    2. Каллист (Уэр), еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности // Альфа и Омега. 2002, № 2 (32). С. 110–123.
    3. Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков. М., 2007.
    4. Леонов Вадим, прот. Обожение // Православная энциклопедия. Т. 52. М., 2018. С. 263-268.
    5. Леонов Вадим, прот. Образ Божий // Православная энциклопедия. Т. 52. М., 2018. С. 275-286.
    6. Основы православной антропологии: Хрестоматия / Сост. и общая ред. Леонов Вадим, прот. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. – 688 с.
    Филология в области теологии
    1. Филологические дисциплины: основные и вспомогательные (текстология. палеография, библиография и др.)
    2. Лингвистика и литературоведение как филологические науки: их специфика, различие предмета, задач, методологических подходов.
    3. Филология в кругу смежных дисциплин (философия, психология, социология, история, семиотика, искусствоведение, генеалогия, география, физика, математика, статистика, инженерия и др.): основные сходства и различия методов и задач.
    4. Филология: слово — практическая деятельность — знание — область науки.
    5. Культурно-филологическая традиция Slavia Orthodoxa. Наднациональный характер средневековой славянской книжности. Старославянский язык как общеславянский книжный язык эпохи Средневековья.
    6. Вопрос о происхождении русского литературного языка в трудах отечественных ученых: А.А. Шахматова и С.П. Обнорского.
    7. Критика полемических концепций В.В. Виноградовым и другими учеными. Проблемы истории развития русского литературного языка в трудах В.В. Виноградова. Концепция “иерархической пирамиды” Н.И. Толстого и теория диглоссии Б.А. Успенского.
    8. Периодизация истории русского языка в связи с церковнославянским. Литературный и народный язык, их соотношение.
    9. Древнейшие памятники восточнославянской книжности (Новгородский восковой кодекс, Остромирово Евангелие, Изборники Святослава, Новгородские минеи). Проблема репрезентативности сохранившихся памятников ранней восточнославянской письменности.
    10. Церковнославянский текст Священного Писания как интерпретация греческого оригинала. Библия как ядро церковнославянской литературы. Формы бытования библейских книг: служебные, четьи, толковые.
    11. Канонические и апокрифические библейские книги в Древней Руси и специфика их языка.
    12. Византийская агиографическая традиция и ее преломление на Руси. Агиография как назидательная литература. Происхождение литературной формы агиографических произведений и житийный канон. Типология агиографического произведения как отражение типологии подвига и типологии литературной традиции. Классификация агиографических произведений по содержанию и культурному контексту, форме: патериковый рассказ; синаксарное или проложное сказание; полное жизнеописание; сказание о чудесах.
    13. Гимнография в Древней Руси: жанровая и языковая специфика.
    14. Богословская и аскетическая литература в Древней Руси: жанровый и языковой генезис.
    15. Риторические жанры, древнерусская гомилетика. Язык сочинений митрополита Илариона и Кирилла Туровского.
    16. Древнерусское летописание, его жанровая оригинальность на фоне византийской историографии; типологическое сходство с западноевропейской средневековой анналистикой.
    17. А.С. Пушкин как основоположник русского национального литературного языка. Принципы народности, соразмерности и сообразности как основа пушкинской реформы русского литературного языка.
    18. Русские библейские переводы в XVIII-XIX столетиях (проблемный обзор).
    19. Русские библейские переводы в XX – начале XXI столетий (проблемный обзор).
    20. История филологической терминологии (общие сведения в связи с книжными справами и научно-богословской рефлексией).
    21. Современное состояние русского литературного языка. Русский язык как язык межнационального общения и один из мировых языков современности.
    22. Современный статус церковнославянского языка. Носители и пользователи церковнославянского языка. Церковнославянский язык и тексты.
    23. Прецедентный феномен как средство социокультурной и религиозной идентификации; как фактор, формирующий языковую картину мира. Типология прецедентных феноменов: социумно-прецедентные, национально-прецедентные, универсально-прецедентные, двуязычно-прецедентные. Виды прецедентных феноменов: прецедентное имя, прецедентное высказывание, прецедентный текст, прецедентная ситуация. Роль прецедентных феноменов в становлении коммуникативной компетентности языковой личности.
    24. Понятие о герменевтике. Герменевтика и экзегетика. Филологическая герменевтика в кругу смежных наук. Библейская герменевтика. Палеография и герменевтика. Текстология и герменевтика. Герменевтика и источниковедение.
    25. Категория смысла как категория теоретической герменевтики. Буквально-исторический, символический, типологический методы истолкования Священного Писания и церковной гимнографии.
    26. Опыт истолкования церковнославянских и древнерусских текстов в отечественной научной традиции.
    27. Современные методы герменевтики. Подходы к анализу произведений письменности разной хронологии и локализации: текстологический, источниковедческий, идейно-стилистический, сравнительно-сопоставительный.
    28. Религиозная и языковая картина мира: теоретические, прикладные аспекты изучения и соотношения.
    29. Языковая личность в религиозном дискурсе: определение и типология.
    30. Базовые сведения по славянской исторической лексикографии, основные словари старославянского, церковнославянского и древнерусского языков, их специфика, возможности использования в практической работе с текстом.

    Литература

    Основная литература
    1. Виноградов В.В. История русского литературного языка. Избранные труды. М.: Наука, 1978. 320 с.
    2. Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. – М.: Высшая школа, 1984. 319 с.
    3. Камчатнов А. М. История русского литературного языка: XI – первая половина XIX века. М.: Академия, 2005. 688 с.
    4. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с.
    5. Тимирханов В. Р. Основы филологии. М.: Флинта: Наука, 2016. 160 с.
    6. Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. М.: Наука 1988. 237 с.
    7. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI-XVII вв.). М.: Аспект пресс, 2002. 559 с.
    8. Хроленко А. Т. История филологии. М.: Флинта: Наука, 2013. 136 с.
    9. Чувакин А. А. Основы филологии. М.: Флинта: Наука, 2012. 240 с.
    10. Шахматов А. А. Очерк современного русского литературного языка. М.: Юрайт, 2017. 235 с.
    Патрология
    1. Предмет изучения науки патрологии. Значение и происхождение терминов «патрология», «патристика». Значение терминов «святой отец Церкви», «учитель Церкви», «церковный писатель» в патрологическом контексте. Критерии святоотеческого авторитета по преп. Викентию Лиринскому и их значение.
    2. Святоотеческая письменность как часть Священного Предания Церкви и ее значение для спасения, богословской науки и церковного сознания. Святоотеческая письменность и Библия. Периодизация церковной письменности. Святоотеческая (церковная) письменность как литературное явление. Издания и переводы творений св. отцов.
    3. Характеристика периода и письменности Мужей Апостольских. Его основные представители. Св. Игнатий Богоносец. Жизнь, личность, произведения. Основные идеи его Посланий. Учение о Боге, о Христе и совёршенном Им Домостроительстве спасения. Учение о христианском мученичестве. Учение о Церкви и христианской нравственности. Значение церковной иерархии. Полемика против докетов и иудействующих.
    4. Основная проблематика и главные фигуры христианской апологетики II в. Св. Иустин Философ: личность, жизнь, произведения. Защита христианства от язычников. Христианская философия; «христиане до Христа». Учение о Боге, Святой Троице, Логосе. Ангелология и демонология. Роль демонов в насаждении и сохранении язычества и ересей. Учение о Воскресении мертвых. Эсхатология. Св. Отношение к Ветхому Завету и иудаизму в произведении «Диалог с Трифоном».
    5. Гностицизм и антигностическая церковная письменность II – III вв., ее главные представители и произведения. Св. Ириней Лионский. Жизнь, личность, произведения. Опровержение лжеименного гнозиса. Учение о Св. Писании и Св. Предании в контексте антигностической полемики. Учение о Боге и Его свойствах, триадология, христология, сотериология (учение о рекапитуляции). Экклезиология и учение о Церковных Таинствах. Эсхатология. Антропология в контексте полемики с гностиками.
    6. Научные школы христианского богословия. Александрийская школа III в.: краткая характеристика и главные представители. Климент Александрийский. Жизнь, личность, произведения. Экзегетика Св. Писания. Учение о вере и знании. Учение о церковном гносисе и церковном гностике. Различие между Климентом и еретиками-гностиками в подходах по вопросам веры и гносиса. Соотношение христианского учения, философии и частных наук. Богословское учение о Боге, Логосе, человеке, грехопадении, Воплощении, спасении. Учение о христианской нравственности и христианском быте.
    7. Ориген. Жизнь, личность, произведения. Библеистика, герменевтика и экзегетика Св. Писания. Богословское учение: триадология, космология, антропология, эсхатология. Сторонники и противники Оригена. Суть оригенизма и его последующее церковное осуждение.
    8. Североафриканская традиция (школа) христианского богословия. Тертуллиан. Личность, жизнь, произведения. Монтанизм Тертуллиана. Учение о Боге, триадология, христология. Полемика против монархианства. Полемика против ересей и ее принципы (прескрипции против ересей). Апология христианства (в том числе учение о религиозной вере) и учение о христианской нравственности. Антропология и некоторые ее спорные положения (традукционизм).
    9. Св. Киприан Карфагенский. Личность, жизнь, произведения. Экклезиология: Учение о единстве Церкви. Полемика по вопросам отношения к отпадшим, к крещению еретиков. Отношение к Римскому епископу.
    10. Церковная письменность эпохи Вселенских Соборов. «Золотой век» святоотеческой письменности. Арианство в IV веке: краткий историко-концептуальный обзор. Свв. отцы-Каппадокийцы. Краткий обзор их жизни, деятельности и значения для Церкви.
    11. Свт. Афанасий Великий. Жизнь, личность, произведения. Учение о Святой Троице и полемика против ариан. Учение о Святом Духе. Учение о творении мира и человека, грехопадении. Учение о спасении, совершённом Господом Иисусом Христом и о восприятии плодов Христова Искупления и обожении.
    12. Свт. Василий Великий. Жизнь, личность, произведения. Учение о Святой Троице. Учение о Святом Духе. Полемика против аномейства. Учение о сотворении мира и критика заблуждений античной космологии. Критика астрологии. Учение о сотворении и устроении человека. Нравственно-аскетическое учение. Экклезиология свт. Василия и отношение к Римской церкви.
    13. Свт. Григорий Богослов. Жизнь, личность, произведения. Учение о богословии и богопознании в 5 Словах о богословии. Триадология и учение о Святом Духе. Христология и полемика против христологических ересей. Учение о спасении и обожении. Учение о пастырстве и критика недостатков церковной жизни.
    14. Свт. Григорий Нисский. Жизнь, личность, произведения. Учение о Боге и триадология, апофатизм и полемика против Евномия, учение о Христе и Искуплении, о Таинствах Церкви в «Большом огласительном слове», антропология, нравственно-аскетическое учение (учение о девстве), эсхатология св. Григория и ее спорные оригенистические элементы (учение временности мучений и об «апокатастасисе» как всеобщем спасении), проблема нравственного и онтологического статуса добра и зла. Христологическая полемика против аполлинарианства. Дальнейшая судьба спорных – эсхатологических взглядов св. Григория и их оценка в церковной письменности.
    15. Антиохийская школа в истории церковной письменности и богословия. Свт. Иоанн Златоуст. Жизнь, личность, произведения. Экзегетика и отношение к Св. Писанию. Учение о христианской нравственности. Отношение к богатству и бедности, власти, еретикам.
    16. Латинская церковная письменность IV – V вв. Свт. Амвросий Медиоланский. Жизнь, личность, произведения. Учение о Боге и триадология. Учение о сотворении мира и человека, грехопадении; христология, сотериология. Элементы юридизма в сотериологии. Учение о христианской нравственности. Учение о Церкви, о церковных Таинствах. Учение о Божией Матери, эсхатология.
    17. Блж. Августин Иппонский. Жизнь, личность, произведения. Учение о Боге и триадология. Учение о богопознании: вера, знание. Тварные аналогии в учении о Святой Троице, их роль и следствия. Библеистика и экзегетика. Экклезиология и отношение к еретикам. Учение о сотворении мира и человека, грехопадении; христология, сотериология. Эсхатология: учение о «двух градах». Полемика против донатизма и пелагианства. Крайности августиновской сотериологии в полемике с пелагианством.
    18. Жизнь, личность и произведения свт. Кирилла Александрийского. Основные принципы христологии.
    19. Жизнь, личность и произведения блж. Феодорита Кирского. Христологические воззрения.
    20. Состав, проблема авторства и времени появления «Ареопагитского корпуса». Виды богословия в «Ареопагитиках» и их значение в богопознании.
    21. Преп. Максим Исповедник: его борьба за Православие и исповедническая кончина. Онтология: учение о логосах и тропосах, 5 разделений природы. Христология: учение о двух действиях и волях во Христе.
    22. Основные представители монашеской письменности Египта и Палестины IV – VII вв. Страсти и добродетели по учению преп. аввы Дорофея Газского.
    23. Последовательность этапов духовного восхождения к христианскому совершенству по учению преп. Иоанна Синайского (Лествичника).
    24. Сирийская церковная письменность IV – VII вв. Преп. Ефрем Сирин. Жизнь, личность, произведения, учение. Преп. Исаак Сирин. Жизнь, личность, произведения, учение.
    25. История и богословские основания иконоборчества VIII – IX вв. Полемисты против иконоборчества: Свв. Герман, Никифор и Мефодий Константинопольские, преп. Феодор Студит. Их жизнь, сочинения и учение.
    26. Преп. Иоанн Дамаскин. Жизнь, основные творения. «Источник знания» как систематическое изложение церковного вероучения. Защита иконопочитания.
    27. Средневизантийский период церковной письменности и его основные представители. Свт. Фотий, патриарх Константинопольский. Жизнь, произведения, антилатинская полемика.
    28. Преп. Симеон Новый Богослов: жизнь, личность и произведения. Духовно-аскетическое учение об обожении и видении нетварного Света. Учение о Таинствах Евхаристии, Исповеди и Священства; о духовном наставничестве.
    29. Поздневизантийский исихазм и его основные представители. Свт. Григорий Палама. Жизнь, личность, произведения. Богословское учение: Возможность и способы богопознания и спасения. Сущность и энергии в Боге. Антропология. Учение об обожении, о Фаворском Свете. Полемика с противниками исихазма.
    30. Св. Марк Ефесский: жизнь и произведения. Основные принципы антилатинской полемики по поводу католического учения об исхождении Святого Духа и чистилища.

    Литература

    Основная литература
    1. Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994.
    2. Василий (Кривошеин), архиеп. Преп. Симеон Новый Богослов. НН., 1996.
    3. Мейендорф Иоанн, прот. Жизнь и труды свт. Григория Паламы: Введение в изучение. СПб., 1997.
    4. Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. М., 2004.
    5. Сидоров А. И., Доброцветов П. К., Фокин А. Р. Патрология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода. Учебник бакалавра теологии — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2019.
    6. Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века. Париж, 1931 – М., 1992.
    7. Флоровский Г. В. Восточные Отцы V – VIII веков. Париж, 1933 – М., 1992.
    Дополнительная литература
    1. Амвросий Медиоланский // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 119 – 135. Августин Блаженный // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 93 – 109.
    2. Ареопагитики // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 195 – 213.
    3. Афанасий Великий // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 22 – 49.
    4. Василий Великий // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 131 – 191.
    5. Григорий Нисский // Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 481 – 526.
    6. Дорофей Газский // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 32 – 43.
    7. Евлогий Александрийский // Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 170 – 177.
    8. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, М., 1996.
    9. Ефрем Антиохийский // Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008. С. 25 – 32.
    10. Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. СПб., 2001.
    11. Иероним Стридонский // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. С. 336–375.
    12. Иоанн Дамаскин // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 27 – 66.
    13. Иоанн Лествичник // Православная энциклопедия. Т. 24. М., 2010. С. 404 – 431.
    14. Мейендорф Иоанн, протопресв. Иисус Христос в восточно-православном богословии. М., 2000.
    15. Попов И. В. Патрология, краткий курс. М., 2003.
    16. Попов И. В. Святой Иоанн Златоуст и его враги // И. В. Попов. Труды по патрологии. Т. 1. Сергиев Посад, 2004. С. 317 – 390.
    17. Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2. Доникейские отцы Церкви и церковные писатели. М., 2011.
    18. Сидоров А.И. Преп. Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Избранные труды преп. Максима Исповедника. М., 2004.
    19. Соколов И. И. Преподобный Феодор Студит и его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность // Преп. Феодор Студит. Творения. Т. 1. М., 2010. С. 17–106.
    20. Учебник бакалавра теологии. Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 1. Церковная письменность доникейского периода (I — начало IV вв.) / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017.
    21. Учебник бакалавра теологии. Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 2. Золотой век святоотеческой письменности (начало IV — начало V вв.) / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2017.
    22. Учебник бакалавра теологии. Святые Отцы и учители Церкви. Антология. Том 3. Святоотеческая письменность V–VII вв. / Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона. — М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2021.
    23. Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский. Библеист, экзегет, теолог. М., 2010.
    24. Фокин А. Р. Латинская патрология. Т. 1. М., 2005.
    Религиозная апологетика
    1. Теология Аристотеля.
    2. Философия Николая Кузанского.
    3. Философия религии Шеллинга. Учение об Абсолюте и о происхождении в мире зла.
    4. Западная религиозная философия XX века (неотомизм, персонализм)
    5. Западная религиозная философия XX века (религиозный экзистенциализм).
    6. Что такое религия? Значение слова «религия». Сущностные черты религии. Религия и религиозно-философские учения. Квази- и псевдорелигии.
    7. Просветительская (П.Гольбах) и позитивистская (О.Конт) концепция возникновения религии и их критика.
    8. Концепция возникновения религии Фейербаха и Маркса и их критика.
    9. Концепция возникновения религии Фрейда и ее критика.
    10. Эволюционистская (анимистическая) концепция возникновения религии и ее критика. Современная наука о возникновении религии.
    11. Учение об отношении веры и разума в средневековой мысли: блаж. Августин, Тертуллиан, Петр Абеляр, Уильям Оккам.
    12. Святоотеческое учение о вере и ее отношению к разуму.
    13. Религиозно-опытное доказательство бытия Бога. Современная наука о религиозном опыте.
    14. Онтологическое доказательство бытия Бога в западной мысли (Ансельм, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Малкольм)
    15. Онтологическое доказательство бытия Бога в русской философии (прот. Федор Голубинский, еп. Михаил Грибановский, С.Л.Франк)
    16. Нравственное доказательство бытия Бога.
    17. Космологическое доказательство бытия Бога: история и современное состояние.
    18. Телеологическое доказательство бытия Бога: история и современное состояние.
    19. Отношение Церкви к науке в Средние века. Отцы Церкви о философии и науке. Естествознание в XIII-XV вв.
    20. Роль христианства в возникновении современной науки и техники
    21. Почему наука возникает именно в XVII в.? Повлияли ли на её возникновение интерес к магии, становление протестантизма и буржуазные революции?
    22. Революция в астрономии XVI-XVII вв. Каковы причины разочарования в птолемеевской картине мира?
    23. Каковы причины суда над Г.Галилеем? За что сожгли Джордано Бруно?
    24. Соответствие «шестоднева» положениям современных наук.
    25. Как можно доказать существование души? Связана ли природа души и ее бессмертие?
    26. Доказательство бессмертия души у Платона, Плотина, блаж. Августина и преп. Максима Исповедника.
    27. Спор свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника о природе души.
    28. Отношение христианства к телу человека. Смысл жизни в теле.
    29. О христианском понимании человеческой свободы. Свобода и благодать. Свобода и предопределение. Свободен ли человек в Церкви?
    30. Почему в мире существуют зло и страдания? Является ли Бог их причиной?

    Литература

    Основная литература
    1. Гайслер Н.Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., 2004.
    2. Лега В.П. История западной философии. В 2 ч. М., 2014.
    3. Лега В.П. Современные проблемы философии религии: учебное пособие. М.: Изд-во МГЛУ, 2013.
    4. Мумриков О., свящ. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. М., 2013.
    5. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 2003.
    6. Рождественский Н.П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1884.
    7. Эванс Ч.С., Мэнис Р.З. Философия религии: размышление о вере. М.: Издательство ПСТГУ, 2011.
    История Церкви
    1. Возникновение ранних церковных структур.
    2. Государство и Церковь в ранневизантийский период (IV-VII вв.).
    3. Государство и Церковь в средне- и поздневизантийский период (VIII-XV вв.).
    4. Роль Рима в формировании Западной Церкви (I-VIII вв.).
    5. Проблема отношений со светской властью в Западной Церкви IX-XVI вв.
    6. Особенности формирования сирийских Церквей.
    7. Феномен африканских Церквей.
    8. Взаимоотношения нехалкидонских Церквей.
    9. Особенности формирования кавказских Церквей.
    10. Государство и Церковь на средневековом Ближнем Востоке.
    11. Роль церковного искусства в формировании византийского христианства.
    12. Формирование облика византийского храма.
    13. Основные этапы формирования византийского богослужения.
    14. Взаимоотношения богословия и литературы в Византии.
    15. Развитие почитания святых в древней Церкви.
    16. Христианство на территории России до X в. Крещение Руси и складывание русской церковной организации. Церковь и княжеская власть в X–XII вв.
    17. Церковь в истории Руси в XIII–XVI вв.
    18. Русское монашество X–XVI вв. Основные типы подвижничества и основные тенденции развития.
    19. Московское Царство и Православная Церковь в XVII в.
    20. Церковная культура Руси X–XVII вв. (живопись, архитектура, словесность).
    21. Русская Церковь и абсолютистское государство в XVIII в.
    22. Русская Церковь в XIX – начале XX вв.: достижения и потери
    23. Русское монашество синодального периода.
    24. Церковная живопись, архитектура, музыка имперского периода: основные тенденции развития.
    25. Русское миссионерство от Крещения Руси до начала XX в.
    26. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.: предыстория, деяния, наследие.
    27. Советская власть и Церковь в 1917–1939 гг.: политические установки и этапы взаимоотношений.
    28. Русская Церковь в 1939–1957 гг.: основные тенденции истории.
    29. Советская власть и Русская Церковь в 1958–1990 гг.: политические установки, этапы взаимоотношений, механизмы взаимодействия.
    30. Русская церковная эмиграция в XX в.

    Литература

    Основная литература
    1. Беглов А.Л. В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. М., 2008 (2-е изд. – 2018).
    2. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1880–1911. 2 т. 1997–1998репр.
    3. Дагрон Ж. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапизме». СПб., 1988.
    4. История Древней Церкви: Часть I. 33—843 гг. Учебное пособие / Под общей редакцией К. А. Максимовича. М., 2012.
    5. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. 2 т.; М., 1991 р.; 1997р.
    6. Острогорский Г. А. История Византийского государства. М., 2011
    7. Римско-католическая Церковь // Православная энциклопедия. Т. 59. М., 2020. С. 731-748.
    8. Роккуччи А. Сталин и патриарх: православная церковь и советская власть, 1917–1958 / пер. с итал. О.Р. Щелоковой. M., 2016.
    9. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1. М., 1996; Ч. 2. М., 1997.
    10. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен: (конец 1890-х – 1918 гг.). [М.,] 2002.
    11. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999.
    12. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
    13. The Cambridge History of Christianity. Volume 5, Eastern Christianity / Ed. by M. Angold. Cambridge, 2006.

    Философия

    1. Досократовская философия: основные этапы, направления и идеи
    2. Философия Сократа. Его полемика с софистами. Роль Сократа в истории философии.
    3. Философия Платона.
    4. Философия Аристотеля.
    5. Философские школы эллинизма: эпикурейство, стоицизм, скептицизм.
    6. Философия Плотина.
    7. Ранняя христианская философия. Отцы-апологеты (Иустин Философ, Татиан), Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген.
    8. Философия Августина. Полемика с манихеями и пелагианами.
    9. Вопрос об отношении веры и разума в Средние века (Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Уильям Оккам).
    10. Спор об универсалиях в Средние века.
    11. «Естественная теология» Фомы Аквинского. Доказательства бытия Бога.
    12. Ренессансный платонизм. Николай Кузанский.
    13. Гуманизм Эразма Роттердамского. Спор Эразма и Лютера по вопросу о свободе воли. М.Монтень.
    14. Эмпиризм в философии XVII в. (Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк)
    15. Рационализм в философии XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
    16. Французское просвещение.
    17. «Критика чистого разума» Канта: задача, структура, основные понятия. Учение об априорных формах чувственности и рассудка. Учение о душе, мире и Боге. Отношение к доказательствам бытия Бога.
    18. «Критика практического разума» Канта: категорический императив, постулаты практического разума. Нравственное доказательство бытия Бога.
    19. Философия Гегеля. Отношение к предыдущей философии. Диалектический принцип философствования. Учение о природе и обществе.
    20. Позитивизм О. Конта. Неопозитивизм, постпозитивизм.
    21. Марксизм. Связь атеизма Маркса с основными положениями его философии.
    22. Ницше. Критика предшествующей философии и культуры. Декаданс, нигилизм, переоценка всех ценностей, воля к власти. Философия жизни.
    23. Экзистенциальная философия С.Кьеркегора. Экзистенциализм в XX в.
    24. Западная религиозная философия в XX веке.
    25. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский).
    26. Вл. Соловьев о Богочеловечестве и Всеединстве.
    27. Н.А. Бердяев о свободе и смысле творчества.
    28. Софиология в русской религиозной мысли: основные идеи и представители.
    29. С.Л. Франк: основные произведения, идеи и проблематика.
    30. Иерархический персонализм (метафизика) Н.О. Лосского.

    Литература

    Первоисточники
    1. Платон. Диалоги «Апология Сократа», «Теэтет», «Парменид», «Федон», «Тимей».
    2. Аристотель. Метафизика.
    3. Плотин. Эннеады (V,1; IV,7; I,8; V,3 и др.).
    4. Августин, блаж. Исповедь.
    5. Августин, блаж. О граде Божием.
    6. Бонавентура. Путеводитель души к Богу.
    7. Фома Аквинский. Сумма теологии (вопр. 1-2).
    8. Николай Кузанский. Об ученом незнании.
    9. Декарт. Первоначала философии. Размышления о первой философии.
    10. Лейбниц. Монадология.
    11. Кант. Критика чистого разума. Критика практического разума.
    12. Конт О. Дух позитивной философии (ч. 1).
    13. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение
    14. Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом.
    15. Гуссерль Э. Парижские доклады. Философия как строгая наука. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии.
    16. Сартр Ж.П. Экзистенциализм — это гуманизм.
    17. Хайдеггер М. Что такое метафизика.
    Учебники и учебные пособия

    Основные учебные пособия:

    1. Василенко Л.И. Введение в русскую религиозную философию. Курс лекций. М., 2006.
    2. Зеньковский В.В., прот. История русской религиозной философии. В 2-х тт. Ростов на Дону, 2004.
    3. Лега В.П. История западной философии. Ч. 1-2. М.: ПСТГУ, 2004.

    Другие учебники и учебные пособия:

    1. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2005.
    2. Армстронг А. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. М., 2003.
    3. Богомолов А. Англо-американская буржуазная философия. М., 1964.
    4. Богомолов А. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969.
    5. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
    6. Бохеньски Ю. Современная западная философия. М., 2000.
    7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
    8. Грязнов А.Ф., Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.
    9. Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004.
    10. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2002.
    11. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века. М., 1988.
    12. Коплстон Ф. История философии. XX век. М., 2002.
    13. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М., 2004.
    14. Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.
    15. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 2002.
    16. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.
    17. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М., 1983.
    18. Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций. М., 2006.
    19. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.
    20. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
    21. Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2004.
    22. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. Пермь, 2000.
    23. Трубецкой С.Н. Лекции по истории древней философии. М., 1997.
    24. Фейербах Л. История философии. М., 1974, т. 1-3.
    25. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб, 1996.
    26. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981.
    27. Шестов Л. Лекции по истории греческой философии. М., 2001.

    Иностранный язык

    Программа вступительных испытаний по Иностранному языку

    Структура, содержание экзамена и критерии оценки
    1. Устное реферирование текста по специальности со словарём. Объём текста – 2500-3000 печатных знаков. (Время подготовки – 40 минут).

    2. Изучающее чтение текста общенаучного содержания без словаря с целью выявления необходимой информации в виде заданий на выбор верного варианта из трёх (True/False/Not Given-Верно/ Неверно / Не упомянуто). Объём текста – 2500-3000 печатных знаков. (Время подготовки – 20 минут). 

    3. Краткая беседа с преподавателем на свободную тему: биография, учёба, работа, круг научных интересов.

    Образец экзаменационного билета:
    1. Using a dictionary read, study and present analysis Text 1. Pass your judgement on the content. 

    2. Read Text 2 and the statements following the text. If the statement agrees with the text, write “True” against it. If the statement contradicts the text, write “False” against it. If there is no information on this, write “Not Given”. 

    3. Speak about the aims and the tasks of your research work. 


    Примерные практические задания вступительного экзамена по предмету «Иностранный язык»:

    Задание 1. (40 минут, со словарём)
    Using a dictionary study and present analysis the text. Pass your judgement on the content. 

    IV. MARRIAGE AND EUCHARIST 

    If, as we have seen above, marriage was conceived by the Early Church as a "sacrament," anticipating the joy of the Kingdom of God, how can we explain the fact that this Church did not use any particular ceremony, or rite, to sanction marriage? Instead, it recognized as normal a marriage concluded according to the laws of secular society. It never tried to abolish these laws nor to destroy the social order which instituted them. 

    The answer to this question is that the difference between a non.christian and a Christian marriage lies in the fact that the first was concluded between two pagans while the second involved two Christians; it did not lie in the manner in which it was concluded. One of the constant reminders of St. Paul was that God did not live in "man-made temples," and that "our bodies are the temple of the Holy Spirit." When in marriage a man and a woman become "one flesh," and if both are members of the Body of Christ, their union is·being sealed by the Holy Spirit living in each of them. 

    Now the Eucharist is what makes them members of the Body of Christ. 

    The connection between marriage and the Eucharist is alluded to in the story of the marriage in Cana (John 2:1-11), the reading adopted during our contemporary rite o f "crowning." This text is one of the numerous texts of the Johannine Gospel pointing at Baptism and the Eucharist:' as water is transformed into wine, so the sinful life of man can be transfigured, by the presence of Christ, into the new reality of the Kingdom. 

    Early Christian writers-the same ones who otherwise give full recognition to the legal validity of civil marriage "ac­ cording to laws"-also affirm that it is the Eucharist which gives to marriage its specifically Christian meaning. Thus T ertullian (second century) writes that marriage "is ar­ ranged by the church, confirmed by the oblation (the Eucharist), sealed by the blessing, and inscribed in heaven by the angels" (To His Wife,ll, 8:6-9). Every Christian couple desirous of marriage went through the formalities of civil registration, which gave it validity in secular society; and then through their joint participation in the regular Sunday liturgy, in the presence of the entire local Christian com­ munity, they received the Bishop's blessing. It was then that their civil agreement became also "sacrament," with eternal value, transcending their earthly lives because it was also "inscribed in heaven," and not only in a secular "registry." It became an eternal union in Christ. The same procedure is implied in a letter of the famous bishop-martyr Ignatius of Antioch (ca. 100 A.D.); "Those who get married must unite with the knowledge of the bishop, so that marriage may be according to the Lord, and not by human desire" (T o Polycarp, 5:2). 

    What makes a "sacrament" is not necessarily a set of specific, visible gestures, accomplished by a valid minister. Actually, the Church itself-a mysterious union of God with His people-is the Sacrament, the Mystery of salvation (d. esp. Ephesians 3). When man is incorporated into this union through Baptism, this is indeed "sacrament," for the Mystery of salvation is applied to the individual commitment of that man. But all these individual "sacraments" are "completed" in the Eucharist, as we read in Nicholas Cabasilas, the great Orthodox mystic and theologian of the fourteenth century (On the Life in Christ, PG 150, col. 585B). Actually the Eucharist is itself a wedding feast, so often mentioned in the Gospels, as Cabasilas also writes: "This is the most-praised wedding, to which the Bridegroom leads the Church as a Virgin bride ... when we become flesh of His flesh and bones of His bones" (ibid., col. 593D). 

    Baptism, in the Early Church, was celebrated during the Liturgy, and so are, even today, the services of ordination to the diaconate, the priesthood, and the episcopate. This was originally the case with marriage. Only this understanding of Christian marriage as an integral part of the Mystery, of which the Eucharist is the "completion," can explain the canonical regulations against "mixed marriages," against "second marriages," etc., as we shall see below. These marriages could not be fully sacramental. Perfectly "legiti­ mate" in terms of civil law, they could not be integrated into the Eucharist. 

    Many confusions and misunderstandings concerning marriage in our contemporary Orthodox practice would be easily eliminated if the original connection between marriage and the Eucharist were restored. Theoretically, Orthodox sacramental theology-even in its scholastic, "textbook" form­ has preserved this connection in affirming, in opposition to Roman Catholicism, that the priest is the "minister" of marriage.' Western medieval theology, on the contrary, has created a series of confusions by adopting-as in so many other points-Roman legalism as the basis of sacramental theology: marriage, ·being a "contract," is concluded by the husband and wife themselves, who are therefore the "ministers" of the sacrament, the priest being only a witness. As a legal contract, marriage is dissolved by the death of one of the partners, but it is indissoluble as long as both are alive. Actually, indissolubility-i.e., a legal concept taken as an absolute-is the main, if not the only, contribution of Christianity to the Roman Catholic concept of marriage. Broken by death, assimilated with a human agreement, marriage, in the prevailing Western view, is only an earthly affair, concerned with the "body," unworthy of entering the Kingdom of God. One can even wonder whether marriage, so understood, can still be called a sacrament. But, by affirm­ ing that the priest is the minister of the marriage, as he is also the minister of the Eucharist, the Orthodox Church implicitly integrates marriage in the eternal Mystery, where the boundaries between heaven and earth are broken and where human decision and action acquire an eternal dimension. 

    Paradoxically, however, the Roman Catholic Church has preserved the ancient Christian tradition in its liturgical discipline; a marriage between two Roman Catholics still occurs in connection with a mass. The latter is omitted, however, in cases of mixed marriages. A restoration of a similar discipline in the Orthodox Church would certainly fit the Orthodox theology of marriage better than it does the legal concepts which prevailed in Roman Catholicism at a time when Roman Catholic theology ceased to view its own traditional liturgy as a source of its theology! 

    In some extreme situations, the Orthodox Church is, even today, forced into the position it held during the first centuries. In the Soviet Union, for example-where the cele­ bration of church "crowning" is often unfeasible because of State persecution of religion, but where an anonymous reception of the Eucharist is possible without drawing the attention of authorities-the Church can and does, in fact, tolerate the marriages of Christians even without a formal Church ceremony. Due to the circumstances, this toleration is legitimate. It would, of course, be perfectly inadmissible wherever the Church has the possibility to perform the solemn office of crowning. And, in any case, admission to the Eucharist always implies that the Church knows that a given couple is not only married legitimately, from the Christian point of view, but also intends to live in accordance with the Gospel. The same logic also applies to a non-Orthodox couple who join the Church. Baptized if necessary, or only chrismated, or simply presenting their Confession of Orthodox faith, they are not "remarried," because their acceptance to the Eucharist implies that the Church blesses them as husband and wife.' The practice of "remarrying" such couples can be due only to a complete misunderstanding of the Orthodox doctrine of marriage. 

    V. WEDDING AS A SEPARATE RITE 

    Until the ninth century the Church did not know any rite of marriage separate from the eucharistic Liturgy: Normally, after entering a civil marriage, the Christian couple partook of the Eucharist, and this communion was-according to Tertullian-the seal of marriage, implying all the Christian responsibilities which we discussed above. 

    However, since the fourth century a specific solemnization of the sacrament is mentioned by Eastern Christian writers: a rite of "crowning," performed during the eucharistic Liturgy. According to St. John Chrysostom, the crowns symbolized victory over "passions," for Christian marriage-a sacrament of eternity-was not concluded "according to the flesh." From a letter of St. Theodore Studite (d. 826) we learn that crowning was accompanied by·a brief prayer read "before the whole people" at the Sunday Liturgy, by the bishop or the priest. The text of the prayer, given by St. Theodore, is the following: "Thyself, 0 Master, send down Thy hand from Thy holy dwelling place and unite these Thy servant and Thy handmaid. And give to those whom Thou unitest harmony of minds; crown them into one flesh; make their marriage honorable; keep their bed undefiled; deign to make their common life blameless" (Letters I, 22, PG 99, col. 973). The liturgical books of 'the same period (such as the famous Codex Barberini) contain several short prayers similar to that quoted by St. Theodore. These prayers are all meant to be read during the Liturgy.' 

    The appearance of this brief rite of crowning does not mean, however, ·that it immediately became required for all Christians contracting marriage. The well-known legal collection, known as Epanagoge, describing in detail the relations between Church and State-and whose author is most probably the great patriarch Photius (857-867, 877-886)­ still offers to Christians three alternatives for concluding marriage: "Marriage," writes Photius, "is an alliance between husband and wife and their union for their entire life; it is accomplished by a blessing, or by a crowning, or by an agreement" (XVI, 1). From the sixth to the ninth centuries, imperial state legislation tended to grant the Church an ever increasing control over marriages (see, for example, novella 64 of Justinian), but it never made "crowning" a legal obligation. The decisive step in this direction was taken at the beginning of the tenth century, and this measure coincided with the appearance of a rite of crowning separate from the Eucharist. What provided this change which modified fundamentally, if not the meaning of marriage, at least its understanding by the vast majority of faithful? The answer can easily be found in the imperial decree which enforced the change. In his novella 89 (novella: "new law") the Byzantine Emperor Leo VI (d. 912) first expresses regrets that in previous imperial legislation the two legal acts of adoption of a child and of marriage were considered as purely civil formalities. He then declares that both of these acts-as long as they involve free citizens, and not slaves will henceforth be sanctioned by a Church ceremony. A marriage not blessed by the Church "will not be considered as marriage," but as an illegitimate concubinage.' Several aspects of this text deserve attention-for example, the parallel between the act of marriage and that of adoption of children/o and the fact that slaves are not covered by the new law. But the most important implication of the decree is that the Church is invested with the responsibility of giving legal status to marriage. In spite of the very close connection between Church and State which existed during the ninth century in all the Christian countries, such a responsibility was quite unusual for the Church. The change was indeed striking. Before Leo VI a citizen could enter a marriage disapproved by the Church (second or third marriage, mixed marriage, etc.), and do so legally. If he was a Christian, his action incurred a period of penitence and excommunication (as we will see below), but he remained in good standing before the law. After Leo VI the Church had to determine the legal status of all marriages, even those which contradicted Christian norms. Of course the new situation, in principle, gave the Church an upper hand over the morals of all citizens; but in practice, since these citizens were not all saints, the Church was obliged not only to bless marriages which it did not approve, but even to "dissolve" them (Le., give "divorces"). The distinction between the "secular" and the "sacred," between fallen human society and the Kingdom of God, between marriage as contract and marriage as sacrament, was partially obliterated. 

    The Church had to pay a high price for the new social responsibility which it had received; it had to "secularize" its pastoral attitude towards marriage and practically abandon its penitential discipline. Was it possible, for example, to refuse Church blessing to a remarried widower when this refusal implied deprivation of civil rights for one or two years? As soon as the sacrament of marriage-received in the Church became legally obligatory, compromises of all sorts became unavoidable; and, simultaneously, the idea that marriage was a unique and eternal bond - reflecting the union of Christ and the Church-was obliterated in the pastoral practice of the Church and in the conscience of the faithful. Emperor Leo VI himself, the author of the novella, forced upon the Church his own fourth marriage with Zoe Carbonopsina in 906. 

    The only compromise which the Church could not accept, however, was to mitigate the holiness of the Eucharist: it could not, for example, give communion to a non-Orthodox, or to a couple entering a second marriage. Thus, it had to develop a rite of marriage separate from the Eucharist. The change was made more acceptable by the fact that the obvious connection between Church marriage and Eucharist was lost anyway as soon as Church marriage became a legal requirement. 

    However, even the novella of Leo VI failed to suppress entirely the possibility for a particular category of Church members to marry sacramentally, through the Eucharist, without a separate-and often expensive-"crowning." The slaves, i.e., more than half of the Empire's population, were not touched by the new law. This discrepancy between marriage law for slaves and for free citizens was suppressed by Emperor Alexis I Comnenos (1081-1118) who issued another novella making "crowning" a legal obligation for slaves as well. 

    By establishing a rite of "crowning" separate from the Eucharist, the Church did not forget, however, the original and normal link between marriage and Eucharist. This is clearly shown in the text by St. Symeon of Thessalonica quoted below (Appendix IV). Ancient forms of the rite include communion of the bridal pair - the rubric says: "if they are worthy" - with the reserved Sacrament. Communion was then preceded with the priest's exclamation: "The presanctified Holy Things for the holy!" and accompanied by the communion hymn: "I will receive the cup of the Lord."n A marriage rite including communion with reserved Sacrament was used in the Church as late as the fifteenth century: it is found in Greek manuscript service books of the thirteenth and in the Slavic books until the fifteenth.' In cases where the married couple was not "worthy" -i.e., when the marriage was not in conformity with Church norms-they partook not of the Sacrament, but only of a common cup of wine blessed by the priest. This practice-similar to the distribution of blessed bread, or anlidoron at the end of the Liturgy to those who are not "worthy" of communion-became universal and is still adopted today. But even our contemporary rite preserves several features witnessing to its original connection with the Eucharist. It starts, as the Liturgy does, with the exclamation: "Blessed is the Kingdom of the Father and of the Son and of the Holy Spirit," and partaking of the common cup is preceded by the singing of the Lord's Prayer, as is communion during the Eucharistic liturgy. 

    In its canonical and practical tradition, the Church also remembered the fact that the Eucharist is the true "seal" of marriage. Marriages concluded before Baptism, i.e., without connection to the Liturgy, have no sacramental meaning. A newly baptized Christian can enter a second marriage with a Christian woman and then be admitted as a candidate for ordination to the priesthood as if he had been married only once (Apostolic canon 17). On the other hand, as we saw above, a non-Christian couple admitted into the Church through Baptism, Chrismation, and Communion is not "re­ married"; their joint reception of the Eucharist is the Christian fulfiIlment of a "natural" marriage concluded outside the Church. 

    In our time the connection between marriage and the Eucharist must - and can easily berestored again. What better way does the Church have to show to its children the true sacramental meaning of the act they are accomplishing 

    (From John Meyendorf “Marriage”)

     

    Задание 2. (20 минут, без словаря) Read the text and the statements following the text. If the statement agrees with the text, write “True” against it. If the statement contradicts the text, write “False” against it. If there is no information on this, write “Not Given”. 

     

     

    S. KENTIGERN, OR MUNGO, B. OF GLASGOW.

    (a.d. 601.)

    [His life was written by S. Asaph, his disciple in the monastery of Llan-Elwyn, in Wales, founded by Kentigern when exiled. This life has not come down to us in its original form. We have, however, his life compiled in 1125 by Jocelyn, monk of Furness, from ancient authorities, by order of Bishop Jocelyn of Glasgow. Undoubtedly the life of S. Asaph formed the basis of this compilation. S. Kentigern is also spoken of by many ancient Scottish historians, John Major de Gest. Scotorum, lib. ii. c. 7; Hector Boece, lib. ix; Leslie, lib. iv., &c.]

    S. Kentigern is said to have been the illegitimate son of Themin, daughter of Loth, King of the Picts, by Eugenius III., King of the Scots; but there is great uncertainty about his origin. When the Pictish King found that his daughter was likely to become a mother, he was filled with grief and anger, and ordered her to be thrown down a rock, on Mount Dunpeld. By God's mercy she was not injured, and was then, by her father's orders, sent to Culross, where she brought forth a son. At the same time S. Servan, being engaged in saying matins, heard angels singing. When he had finished his office he left his cell, and descending to the sea shore in the grey dusk, found there a mother rocking her new-born babe, wherefore the old hermit exclaimed, being moved with compassion, "Mochoche, mochoche!" which being interpreted is, My dear, my dear! Then he took the unfortunate girl and her babe to his cell, instructed her in the faith of Christ, and baptized her and her little one, and he called her Tanca, and him he named Kentiern. So the child grew up in the old man's cell, and became so dear to him, that he called him familiarly Mungho, or Dearest, and by this name he is generally known in Scotland. His mother learned to love God, and to serve him with all her heart, and bitterly to bewail her fault.

    Many pretty legends of the childhood of Kentigern have been wafted down to us. S. Servan had a pet redbreast which was wont to eat out of his hand, and to perch on his shoulder, and when he chanted the psalms of David, the little bird flapped its wings and twittered shrilly.

    Now Servan had several lads whom he educated at Culross, and these envied Kentigern, because he was the favourite of the old master, so in spite they wrung the neck of the redbreast, and charged the favourite boy with having done the deed. But Kentigern took the little dead bird, and crying bitterly, and praying to God, signed the cross over it. Then when the old man returned from church, the bird hopped to meet him as usual, chirping joyously. In those days it was no easy matter to kindle a fire, indeed, without a flame from which to light one, it was impossible, for in the north, sticks are not dry enough to be rubbed into a blaze as they can be in hot climates. Therefore it was necessary that fires should never be allowed to become extinct. It was the duty of the boys of S. Servan, in turn by weeks, to rise during the night and mend the fire, so that there should not be a deficiency of light for illumining the Church at the matin offices. When it was Kentigern's week, the boys, to bring him into trouble, extinguished the fire. Mungo, rising as usual, went to the hearth but found the fire out. Then he took a stick and placed it over the cold ashes, and invoking the name of the Holy Trinity, he blew upon the dead cinders, and a flame leaped up which kindled the branch; and thereat he lighted the Church candles.

    At last, unable to endure longer the envy of his fellow pupils, Kentigern ran away. And when S. Servan discovered it, he pursued him, and reached the bank of a river, but Kentigern had escaped to the other side. Then the old [Pg 189]man cried to him, "Alas! my dearest son, the light of my eyes, and the staff of my age, wherefore hast thou deserted me? Remember that I took thee from thy mother's womb, nursed thee, and taught thee to this day. Do not desert my white hairs."

    Then Kentigern, bursting into tears, answered, "My father, it is the will of the Most High that I should go."

    Servan cried out, "Return, return, dear son, and I, from being a father, will be to thee as a son, from being a master I will become a disciple."

    But Kentigern, suffused with tears, replied, "It cannot be, my father; return and admonish thy disciples, and instruct them by thine example. I must go where the Lord God calls me."

    Then Servan blessed him across the river, lifting up his holy hands, and sorrowfully they parted the one from the other, to see each other's face no more in this life.

    Kentigern settled near Glasgow, where he inhabited a cave in the face of a rock, where the people looked at him with respectful curiosity, while he studied the direction of the storms at sea, and drank in with pleasure the first breezes of the spring. Having converted many of the people, together with the King of Strathclyde, he was consecrated Bishop by an Irish prelate, the Keltic Church being ignorant of the Nicene canon requiring three to consecrate, "with unction of holy oil, invocation of the Holy Spirit, and imposition of hands."

    The district of Strathclyde, or Cumbria, on the west coast of Britain, from the mouth of the Clyde to that of the Mersey, that is to say, from Glasgow to Liverpool, was occupied by a mingled race of Britons and Scots, whose capital was Al-Cluid, now Dumbarton. It was in this region that S. Kentigern was called to labour.

    As bishop, he still dwelt in his rocky cell, where he used [Pg 190]a stone for a pillow, and to inure his body to hardships, he stood in the Clyde to recite his psalter. He wore a dress of goat-skin bound about his loins, and a hood, and over all, his white linen alb, which he never left off; and carried in his hand his pastoral staff of wood without ornament, and in his other hand his office book. Thus he was ever prepared to execute his ministry; and thus attired, he went through the kingdom from the Clyde to the Firth of Forth. In his cell he lived on bread and cheese and milk, but when he was with the King, he relaxed the severity of his fasting, so as not to appear ungracious when offered more abundant and better food; however, on his return to his cell, he curtailed his allowance, so as to make up for his relaxation of rule at court.

    When S. Kentigern was made Bishop of Glasgow, Gurthmel Wledio was King of the North Britons. He was succeeded by Roderick the Liberal (Rydderach Hael), a religious and deserving prince, who was driven by his rebellious subjects under Morken Mawr to Ireland. Morken having usurped the throne of Strathclyde, drove S. Kentigern out of the country, and the Saint took refuge in Wales with S. David, Bishop of Menevia, and remained with him till the Prince of Denbigh bestowed on him lands, where he built the famous monastery of Llan-Elwyn, afterwards called S. Asaph. Here he gathered about him a great number of disciples and scholars, and he was there at the date of the death of S. David, in 544.

    On the death of Morken, Roderick returned to Scotland, and recovered his crown. He immediately recalled Kentigern to his see, and he, leaving his monastery to the care of S. Asaph, went back to Glasgow in 560.

    Roderick's mother was Irish, and he had been baptized by an Irish monk, and greatly respected Kentigern. The Saint returned bringing with him a hive of Welsh [Pg 191]monks, and established the seat of his renewed apostleship once more at Glasgow, where Ninian had preceded him nearly a century before, without leaving any lasting traces of his passage. Kentigern, more fortunate, established upon the site of a burying-ground, consecrated by Ninian, the first foundation of that magnificent cathedral which still bears his name, though diverted to a religion different from that he professed.

    Kentigern collected round him numerous disciples, all learned in holy literature, all working with their hands, and possessing nothing as individuals. "They dwelt," says Jocelyn, "in separate cells, as did Kentigern, thence were they called Calledei." He distinguished himself during his episcopate by his efforts to bring back to the faith the Picts of Galloway, which formed part of the kingdom of Strathclyde; and afterwards, by numerous mission and monastic foundations throughout all Albyn—a name which was then given to midland Scotland. His disciples penetrated even to the Orkney Isles, where they probably met with the missionaries of S. Columba, despatched from Iona.

    The salutary and laborious activity of Kentigern must often have encroached upon the regions which were specially within the sphere of Columba. But the generous heart of Columba was inaccessible to jealousy. He was, besides, the personal friend of Kentigern and of King Roderick. The fame of the Bishop of Strathclyde's apostolic labours drew him from his isle to do homage to his rival in love and good works. He arrived from Iona with a great train of monks, whom he arrayed in three companies at the moment of their entrance into Glasgow. Kentigern distributed in the same way the numerous monks who surrounded him in his episcopal monastery, and whom he led out to meet the abbot of Iona. He divided them, [Pg 192]according to their age, into three bands, the youngest of whom walked first; then those who had reached the age of manhood; and last of all, the old and grey-haired, among whom he himself took his place. They all chanted the anthem, "They shall sing in the ways of the Lord: that great is the glory of the Lord. The path of the just is made: and the way of the saints is prepared." The monks of Iona, on their side, chanted the versicle, "The saints shall go from strength to strength: and unto the God of gods appeareth every one of them in Sion." From every side echoed the Alleluia; and it was to the sound of these words of Holy Scripture that the Apostles of the Picts and Scots met at what had been the extreme boundary of the Roman empire, and limit of the power of the Cæsars, and upon a soil henceforth for ever freed from paganism and idolatry. They embraced each other tenderly, and passed several days in intimate and friendly intercourse.

    The historian, who has preserved for us the account of this interview, does not conceal a less edifying incident. He confesses that some robbers had joined themselves to the following of the abbot of Iona, and that they took advantage of the general enthusiasm to steal a ram from the Bishop's flock. They were soon taken; but Kentigern pardoned them. Columba and his fellow Apostle exchanged their pastoral staves before they parted, in token of mutual affection. The staff of S. Columba, afterwards used by S. Kentigern, was in later times given to S. Wilfred, who placed it in the monastic church he founded at Ripon.

    I know not how far we may put faith in another narrative of Jocelyn, which has remained Kentigern's most popular title to fame. The wife of King Roderick, led astray by a guilty passion for a knight of her husband's court, had the weakness to bestow on him a ring which had been given to her by the King. When Roderick was out hunting with this knight, the two took refuge on the banks of the Clyde, during the heat of the day, and the knight, falling asleep, unwittingly stretched out his hand, upon which the King saw the ring which he had given to the Queen as a token of his love. It was with difficulty that he restrained himself from killing the knight on the spot; but he subdued his rage, and contented himself by taking the ring from his finger, and throwing it into the river, without awakening the guilty sleeper. When he had returned to the town, he demanded his ring from the Queen, and, as she could not produce it, threw her into prison, and gave orders for her execution. She obtained, however, a delay of three days, and having in vain sought the ring from the knight to whom she had given it, she had recourse to S. Kentigern. He, moved by the remembrance of his mother, through whose sin he had entered the world, and anxious that the unhappy woman should be given time for repentance, prayed to God, and the ring was found in the belly of a salmon caught in the Clyde, and sent by him to the Queen, who showed it to her husband, and thus escaped the punishment which awaited her. On her liberation she hastened to Kentigern, confessed her fault to him, and was exhorted by him to amend her life and do penance for the past. It is for this reason that the ancient effigies of the Apostle of Strathclyde represent him holding the episcopal cross in one hand, and in the other a salmon with a ring in its mouth.

    S. Kentigern lived to a very advanced age, and his jaws being too weak to masticate his food, his lower jaw was supported by a band of linen tied round his head. He died gently as he was being lifted out of a warm bath, in [Pg 194]the year 601.

    Patron of Glasgow.

    In art, represented with a fish and a ring. 

    1.     S. Kentigern’s mother, adopted daughter of  King Roderick, became a nun.

    2.     Envy aroused the anger of the boys and they tried many times to denigrate the saint before his teacher.

    3.     Three years after leaving his teacher, he was consecrated Bishop by an Irish prelate.

    4.      The Keltic Church, represented by st. Kentigern, adopted Nicene canon requiring three to consecrate, "with unction of holy oil, invocation of the Holy Spirit, and imposition of hands."

    5.     S. Kentigern’s is depicted holding a fish as the symbol of Christianity.

     

    Key: 1.False, 2. True, 3. Not given, 4. False, 5. False. 

    Образец рассказа о своей специальности и научной работе аспиранта (к вопросу 3) 

    My name is ... . In ... (year) I entered ….. I studied ….. I graduated from ….in ...I started my research work when I was a student. The topic of my research is... . 

    To start this work I must pass my qualifying exams in … and English. It was necessary for me to read the literature in English on my research topic. I have read a book by ... . This book is closely connected with the topic of my research work. The information in the book is very important and useful for me and my thesis. The problem of the book is…. The book deals with ... and the most important information is about ... . Having read the book I translated a part of the text in a written form for evaluation by my professors. 

    My work will take …. years to complete. During the … year I should study, analyze and classify literature. Then I should collect information about enterprises and develop a theoretical framework based on a review on enterprises' activities. During the … year I plan to analyze the information I have collected and to publish 2 or 3 articles. Then I plan to take the exam in my specialty, and I plan to work on my dissertation. In the future I would like to continue my research and work in the sphere …. I shall be able to … I shall be able to give and understand papers at conferences and seminars, to discuss strategy with senior colleagues and to communicate effectively in international meetings. 

    Therefore, I  should develop language skills relating to my sphere of activities and my profession. 

    Thank you for your attention.