«Здесь мой дом и моя семья». Беседуем с насельником монастыря о том, как он учился в Сретенской семинарии, стал ее преподавателем и монахом нашей обители.
Опубликован новый Перечень рецензируемых научных изданий, в состав которого вошел журнал Сретенское слово
«Святые – то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном. Верх святости и совершенства состоит не в совершении чудес, но в чистоте любви».
Рассказ повествует о том, как автор получил кандидатскую степень несмотря на то, что это никогда не было его осознанным и взвешенным решением.
Что важно знать и понимать абитуриенту?
Интервью с исполняющим обязанности ректора Сретенской духовной академии, наместником московского Сретенского монастыря игуменом Иоанном (Лудищевым) к 25-летию Сретенской духовной академии.
«Христианская жизнь – это на самом деле постоянная радость, постоянный праздник», который начинается уже здесь, в земной жизни, и продолжается вечно.
При обсуждении различных богословских вопросов очень часто база аргументов каждой из сторон включает в себя ряд прецедентов из церковной истории, относящихся к авторитетному лицу или месту, которые обладают определенным атрибутом святости.
В 2024 году свои двери Сретенская духовная академия открывала для абитуриентов уже в 26-й раз.
В период с 1 по 7 июля этого года мне посчастливилось принять участие в Школе молодых гуманитариев «Россия – мое будущее». В течение семи дней мы с ребятами занимались в стенах Сретенского монастыря, и за это время мое мировосприятие перевернулось.
16 и 17 июля в Сретенской обители прошли торжественные богослужения. По традиции монастыря Божественная литургия совершалась ночью.
17 декабря 2024 года проводится научно-богословская конференция, посвященная 25-летию со дня обретения мощей и прославления священномученика Илариона (Троицкого).
Сретенская академия подводит итоги проекта «Россия – мое будущее».
В этом году впервые в истории Академии выпускникам аспирантуры были вручены свидетельства об окончании обучения.
Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенской духовной академии Олегом Викторовичем Стародубцевым.
В рамках соглашения о сотрудничестве Академия станет участником подготовки проектов для молодого поколения.
Учащиеся 3-го курса совершили паломническую поездку.
Результаты текущего учебного года.
Патриаршей грамотой награждена Ирина Юрьевна Васильева.
Диссертанты успешно презентовали свои научные работы.
Первый молодежный фестиваль православного творчества «Встреча»
15 июня состоялось последнее в этом учебном году заседание Ученого совета Сретенской духовной академии, на котором были подведены итоги учебного года и решен ряд организационных вопросов.
9 июня в Сретенской духовной академии прошел День открытых дверей для всех желающих ознакомиться с условиями поступления и содержанием обучения в СДА, а также получить ответы на различные вопросы, связанные с жизнью Академии.
9 июня в Сретенской духовной академии состоялся первый выпуск Школы абитуриента — просветительского проекта, который нацелен на подготовку поступающих к вступительным испытаниям в Академии.
В престольный праздник Сретенской обители — день памяти Владимирской иконы Божией Матери — по традиции состоялся выпуск в Сретенской духовной академии.
В Сретенской духовной академии прошли выпускные экзамены и состоялись защиты выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.
В стенах Академии начались итоговые государственные экзамены бакалавриата и магистратуры, которые продлятся с 18 до 30 мая.
Объявление о проведении конкурса на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в Религиозной организации – духовной образовательной организации высшего образования «Сретенская духовная академия Русской Православной Церкви»
13 апреля 2021 года состоялось заседание Священного Синода, постановлением которого Сретенская духовная семинария была преобразована в Академию
1 апреля на заседании Ученого совета Сретенской академии были избраны заведующие кафедрами, утверждены нормативные документы и презентован первый номер журнала «Сретенское слово».
В рамках международного научно-образовательного проекта по философии и теологии состоялась встреча обучающихся с протоиереем Стефаном Хедли (г. Везле, Франция).
17 марта 2022 года и.о. ректора протоиерей Вадим Леонов и администрация Академии приняли участие в совещании ректоров и администраций духовных учебных заведений Москвы.
1 марта в целях обсуждения актуальных вопросов состоялось видеосовещание с проректорами образовательных организаций высшего образования.
13 февраля 2022 года состоялся обучающий семинар в режиме онлайн на тему: "Адвентисты седьмого дня, неопятидесятники: разбор лжеучения, профилактика и реабилитация". В качестве лектора в нем принял участие старший преподаватель Сретенской духовной академии Андрей Иванович Солодков.
Выпускники средних общеобразовательных школ при поступлении на обучение в Сретенскую духовную академию в предстоящем 2022/2023 учебном году должны иметь при себе результаты единого государственного экзамена.
26 января в Академии в рамках проекта «Школа абитуриента» прошло вступительное собеседование
Куратор проекта «Всегда живой церковнославянский» Константин Цырельчук выступил с докладом «Популяризация церковнославянского наследия: традиционные трудности и новейшие возможности»
Преподаватель Академии А.И Солодков принял участие в работе секции «Актуальные вопросы современной апологетической миссии», где поделился опытом реабилитации отпавших от Церкви
В РУДН прошла Х научно-практическая конференция, в которой приняли участие студенты СДА
24 января представители СДА выступили с докладами на пленарном заседании конференции «Святитель Феофан и русское богословское наследие XIX–XX вв.» в Издательском совете РПЦ
27 ноября 2023 года в Сретенской академии пройдет научно-богословская конференция «Русское неоязычество: истоки, история, мифология и обряды»
24 декабря в Академии состоялась конференция Научного центра имени проф. А.И. Сидорова на тему «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
В апреле 2023 года в СДА состоится конференция на тему «Жизнь, деятельность и духовное наследие архиепископа Никона (Рождественского), а также новомучеников и исповедников Русской Церкви ХХ века»
27 апреля 2023 года в Академии пройдет научно-богословская конференция на тему «Пятидесятничество и неопятидесятничество»
24 декабря 2022 г. в СДА будет проведена Пятая научно-богословская конференция «Проблемы методологии богословских и патристических исследований»
25 февраля 2023 года Научный центр патрологических исследований СДА проведет конференцию-вечер памяти профессора А.И. Сидорова
9 декабря доцент СДА Р.М. Конь выступил с докладами на Рождественских чтениях в Хабаровске и прочитал ряд лекций студентам нескольких учебных заведений
8 декабря в Академии прошла студенческая конференция «Иларионовские чтения: Жизнь Церкви в прошлом, настоящем и будущем»
8 декабря в СДА откроется студенческая научно-практическая богословская конференция «Жизнь Церкви в прошлом, настоящем и будущем»
В деле предстоящего вам служения Церкви Божией все зависит только от каждого из вас. Сможете ли вы понять, что такое полное доверие Промыслу Божию? Сможете ли вы понять, что такое послушание, понять всю высоту его, понять, что такое самоотречение, что такое смирение? Если вы сможете стяжать это понимание, то охотник за человеческими душами – диавол никогда не сумеет так коснуться нашего сердца, чтобы завладеть им.
Новый учебный год начался в Сретенской духовной семинарии с совершения Божественной литургии. Затем последовали напутствие отца ректора, молебен и торжественный акт, во время которого первокурсникам были вручены Библии и студенческие билеты.
740 километров насыпной щебенистой дороги. Первые километров 300 – горы; видны красивые сопки, много горных рек, встречаются редкие птицы и, конечно, медведи. Первая переправа через самую большую реку – Камчатка. Следующие 300 километров дорога проходит по тайге. Вдалеке вновь виднеются горы и один из самых известных вулканов мира – Ключевская сопка. Вторая переправа на пароме через ту же реку. Дальше дорога проходит опять по красивым местам: горы, реки… Ближе к моему поселку снова начинается тайга, которая резко прерывается тундрой. Вдалеке уже вижу храм, в котором теперь настоятельствую.
Больше всего уполномоченному не понравилась «Памятка настоятелям церквей», написанная владыкой Михаилом. Эта памятка, копии его указов и циркуляров были направлены в Москву. Они не противоречили требованиям законодательства о культах, касались канонической и богослужебной деятельности. «Неправомерными», «несовместимыми со свободой совести наставлениями, которые не могут входить в обязанности служителей культа», заведующий юридическим отделом Совета по делам религий признал как раз пастырские обязанности священников.
В Прокопьевском храме Великого Устюга в алтаре устроили планетарий, а в средней части – музей. Запомнились экспонаты этого музея, один из которых был таким: под стекло была положена дароносица, а под ней значилось: «Мешок для сбора денег» – смотрите, дескать, граждане, попы какие жадные.
Во всех районах области шла борьба с «так называемым хождением со славой». Председатель Устюженского райисполкома Смирнов после Пасхи 1948 года направил уполномоченному донесение, что в дни Светлой седмицы священники Казанской церкви города два дня обходили деревни Перского и Никитинского сельсоветов. Самым неприятным оказалось то, что были посещены квартиры коммунистов, которые не возражали, охотно принимали священников в свои дома и не подали ни одной жалобы на их «незаконные» действия.
Публикацию дипломных работ выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает исследование по истории Вологодской епархии во второй половине XX века, основанное на переписке и отчетах чиновников печально известного Совета по делам Русской Православной Церкви (позднее – Совет по делам религий) при Совмине СССР. Документы наглядно показывают методы «работы» этого ведомства, позволяя острее ощутить те условия удушающей опеки, в какие была поставлена Церковь в эпоху «развитого социализма».
По уставу Свято-Троицкой Сергиевой лавры, никто не должен без благословения брать себе в келью никакой вещи. Новоначальным не следует заводить в келье предметов роскоши как способствующих рассеянию ума, помня, что лучшим украшением иноческой кельи служит Библия и иные душеполезные книги.
На все должно быть испрашиваемо благословение, тем паче на духовные подвиги. «Ибо что бывает без благословения отца духовного, то оскверняется самомнением или тщеславием и награду не заслуживает, а осуждение», – поучал преподобный Венедикт.
По уставу преподобного Иоанна Кассиана, старец нарочно заставляет новоначального делать то, что противно душе его, «ибо монахи, особенно новоначальные, не могут обуздывать своих похотей, если прежде не научатся умерщвлять свои хотения послушанием».
«Уединенное безмолвие служит началом очищения: когда язык не произносит ничего человеческого, ни глаза не заняты рассмотрением, ни слух не расслаблен песнями, разговорами, шутками, тогда ум, не рассеиваясь по внешним, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге», – поучал иноков святитель Василий Великий.
Приведем основные монастырские уставы, рассмотренные нами, в виде систематизированных таблиц. Такая форма подачи материала позволяет наиболее наглядно продемонстрировать особенности правил разных авторов и их сходство в главных темах. Пользующийся таблицами уставов имеет возможность сравнить их по интересующим его темам и таким образом выбрать наиболее подходящий для себя вариант решения вопроса.
Для многих современных обителей насущным становится вопрос о богослужебной жизни: при стремлении следовать Типикону назначается неопустительное исполнение всех его указаний, а продолжительность служб компенсируется необязательностью присутствия на них всем насельникам. Но более полезен пример других монастырей, где выделены определенные службы для обязательного присутствия всей братии, но не ежедневные. Так, в некоторых обителях исконно монашеское богослужение – полунощница – проводится три раза в неделю.
Заканчивается устав новгородского Юрьева монастыря примечанием, необходимым для достижения цели правильной организации обители: «Устав сей ежегодно читать, по крайней мере, в три месяца один раз безотлагательно в трапезе, по назначению настоятеля». В современное время, к недоумению, складывается противоположная тенденция о полном забвении или вовсе не имении письменного устава в монастырях. Но, как отмечено опытными словами святых отцов, четко установленные правила жизни необходимы, особенно на первых порах, для успешного созидания обители.
Святитель Василий Великий заботился, прежде всего, о решении духовных вопросов и об утверждении нравственного совершенствования братии, опираясь при этом на священные тексты. И в наше время такой метод является наиболее подходящим для урегулирования монашеской жизни. Еще в XV веке преподобный Нил Сорский писал: «Ныне, по причине совершенного оскудения и обнищания духоносного, с большим трудом можно найти духовного наставника. Посему святые отцы повелели учиться от Божественных Писаний, слыша Самого Господа».
Серию публикаций дипломов выпускников Сретенской духовной семинарии продолжает работа выпускника 2009 года иеродиакона Матфея (Самохина) «Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни». Сравнительное соотнесение разных по времени монашеских уставов окажет серьезную помощь тем, кто в наше время поставлен решать те же вопросы устроения жизни обители, какие стояли перед возглавлявшими монастыри в прежние эпохи.
В определенный момент, я понял, что хочу свою дальнейшую жизнь связать с церковным служением, что это именно то, что мне нужно. Конечно, те священники, которые служили в моем храме своим примером, своим ревностным служением и трепетным предстоянием перед Престолом Божиим лишь укрепляли во мне уверенность в правильности выбранного пути.
До поступления в духовную семинарию я окончил художественную школу, прислуживал в алтаре, пел и читал на клиросе. Одним словом, моя жизнь уже тогда была тесно связана с Церковью. С самого детства я мечтал поступить в духовную школу. Эта мысль меня посетила, когда я учился еще в начальных классах общеобразовательной школы.
Больше всего, конечно, вспоминаю свое детство – это были золотые годы. Учась в восьмом классе школы, я впервые, пусть еще тогда из любопытства, переступил порог храма. Его настоятель, молодой священник, встретил меня так, как будто я ходил туда много лет. И на следующий день (это было зимнее воскресное утро) я уже стоял в алтаре, облаченный в стихарь. С тех пор моя жизнь оказалась связанной с Церковью.
Уполномоченный жаловался в Москву на то, что службы архиепископа Иоанна (Снычёва) слишком торжественны, проповеди слишком проникновенны, что в церквях стали петь как любительские хоры, так и платные, «на праздничных и воскресных службах участвовало по четыре-пять служителей культа, десятки хористов, всего на службы собиралось до 400–500 человек верующих прихожан, в числе которых были не только горожане, а и верующие из многих других населенных пунктов области».










