Сретенская духовная академия

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Бог Господь, и явися нам»: богословско-филологический комментарий к песнопению «Бог Господь» со стихами Почти за каждым вечерним богослужением мы слышим особое песнопение, которое называется в церковной традиции «Бог Господь». Оно состоит из избранных стихов 117-го псалма, которые имеют хвалебное значение.
“Ныне отпущаеши”: богословско-филологический комментарий Всем верующим хорошо известна молитва «Ныне отпущаеши». Дивные ее слова изрек по вдохновению праведный Симеон Богоприимец – трехсотлетний старец. Евангелие от Луки свидетельствует, что «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).
Встреча-беседа «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?». Часть 1 В рамках совместного Просветительского проекта Финансового университета и Сретенской духовной академии 46 самарских школьников прибыли в Москву с двухдневной культурно-образовательной программой. Беседу на тему «Внутренний мир человека: как в нем не заблудиться?»  для гостей провел кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой Богословия Сретенской духовной академии протоиерей Вадим Леонов.

«Закон и Справедливость. Что важнее?». Часть 1 В стенах Сретенской духовной академии в рамках совместного Просветительского проекта с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации состоялась встреча доктора юридических наук, заслуженного адвоката России, писателя и телеведущего Павла Алексеевича Астахова с учащимися школ Самары.
«Возлюбленный избранник Божией Матери» Комментарий к тропарю и кондаку преподобному Серафиму Саровскому 15 января Церковь празднует память великого русского святого преподобного Серафима Саровского. Предлагаем читателям сайта Сретенской духовной академии богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 36

Невеста Жениха Константин Акимов Какие интересные сюрпризы может содержать известный Евангельский текст? Как критические издания Нового Завета могут помочь нам с неожиданной стороны взглянуть на знакомую с детства притчу? И как иллюстрация в древних рукописях отражает традицию толкования? Об этом – небольшое текстологическое исследование студента Сретенской духовной семинарии.
И снова закон "О православных монастырях" 1946 года: архивные данные о Украинской ССР Сергей Платонов О жизни монастырей после войны, их хозяйственной деятельности, экономическом положении, на первый взгляд, известно не так много, но архивные данные и отчеты уполномоченных раскрывают немало интересных фактов.
«За Непрядвой лебеди кричали»: образ Куликова поля в публицистике В. Г. Распутина Маргарита Родина События Куликовской битвы, ставшей предвестником освобождения Средневековой Руси от татаро-монгольского ига, привлекают внимание не только историков. Помимо многочисленных трудов, посвященных осмыслению роли этого сражения в истории России, образ Куликова поля нашел отражение в произведениях русских поэтов и писателей.
К.Ф. Рылеев, А.А. Блок, И. Шмелев, А.И. Солженицын, В.Г. Распутин — каждый из них находил для себя ту художественную форму, которая полно и непротиворечиво могла связать век нынешний и век минувший, воскресить в памяти людей славные события прошлого, а, может быть, и помочь выстоять во время нового лихолетья.
В предлагаемой статье предпринимается попытка показать, как избранный В.Г. Распутиным жанр очерка позволяет автору с документальной точностью и вместе с тем с чувством глубокого лиризма запечатлеть образ «вечного» поля.
Житие преподобного Сергия Часть 4: Чудеса и поступки: особенности описания личности преподобного Епифанием Премудрым и Б. Зайцевым Иерей Иона Скрипник Трудно сказать, что важнее в житии святого для современного читателя: чудеса и символы или его поступки и участие в исторических событиях. Эти два подхода к личности святого отражены у Епифания Премудрого и Б. Зайцева соответственно. Их рассмотрению и посвящена последняя часть цикла статей о Сергии Радонежском.
Житие преподобного Сергия. Часть 3: Язык жития Епифания Премудрого и повести Б. Зайцева Иерей Иона Скрипник Язык жития — сложная система, организованная по своим особенным правилам. О том, какими канонами руководствовались два автора, описавшие жизнь преподобного, — один в XVI, другой в XX веке, — и чего они достигли, используя те или иные средства художественной выразительности, и пойдет речь в этой статье.
Житие преподобного Сергия. Часть 2: Осмысление агиографического жанра в XIX-XX вв.: «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева Иерей Иона Скрипник Продолжая разговор о житиях Сергия Радонежского, нельзя обойти стороной повесть о преподобном, написанную в 1920-х годах выдающимся писателем Русского Зарубежья Борисом Зайцевым. А чтобы понять ее место в житийном жанре, стоит обратиться к творчеству известных агиографов XVIII-XX веков, что и будет сделано в этой статье.
Житие преподобного Сергия. Часть 1: Жанр жития в XV столетии: первое житие Сергия Радонежского Иерей Иона Скрипник Жития святых —интересный, но непростой жанр древнерусской письменности. И потому понимание его специфики может помочь иначе осмыслить прочитанное. Житие преподобного Сергия, автором которого является преподобный Епифаний Премудрый, — не исключение. О том, каковы условия его написания и художественные особенности, и пойдет речь в настоящей статье.
Обновленческий раскол в документах (на примере приходов Московского региона). Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года). Часть 5. Георгий Бабаян Эта заключительная статья, посвященная обновленчеству, основывается на документах, которые удалось найти в архивах Москвы по обновленческому расколу. Они разрозненны и мало связаны, но дают представление о том, какая ситуация тогда была на приходах. Некоторые документы публикуются впервые.
Обновленчество в годы репрессий и Великой Отечественной войны. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года). Часть 4. Георгий Бабаян Репрессии и последовавшая за ними Великая Отечественная война положили конец обновленческому движению, которое уже не пользовалось поддержкой власти. Те его деятели и участники, кто не был наравне с патриаршим духовенством расстрелян или отправлен в лагеря, в годы войны через покаяние вернулись в Православную Церковь, и к 1946 году обновленчество фактически прекратило свое существование.
Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года) Часть 3: Постепенный упадок обновленчества Георгий Бабаян Советская власть, спустя около года после событий весны 1922 года, в силу разных причин освободила Патриарха Тихона и сократила число официально признанных обновленческих групп. Но при участии обновленцев делала всё возможное для дискредитации Патриаршей Церкви и самого Патриарха, после смерти которого состоялся второй обновленческий собор, лишь усугубивший положение его участников. Ибо власти поняли, что при помощи обновленцев значимого раскола в Церкви уже не получится.
Обновленческое движение в Русской Православной Церкви (с начала XX века до 1943 года) Часть 2: Начало раскола и его расцвет Георгий Бабаян Участники обновленческого движения при первой же возможности поспешили взять Церковное управление в свои руки. Делали они это при поддержке советской власти, которая желала не только распада прежде единой Русской Церкви, но и дальнейшего деления ее расколотых частей, которое и произошло в обновленчестве между им же устроенными Съездом белого духовенства и Вторым Поместным Собором.

Страницы: 1 ... 65 66 67 68 69 ... 82

Почему болеют даже те, кто крещен и причащается? Алексей Мигальников В прошлой статье мы говорили о том, что Христос, придя на землю и приняв на Себя человеческую плоть, исцелил ее в Себе от последствий первородного греха. Однако возникает вопрос, почему болезни существуют даже среди крещеных людей, которые в таинствах Церкви приобщаются победе Спасителя?
Можно выделить две группы причин: причины, зависящие от состояния всего мира, и причины, связанные с личной духовной жизнью человека. Об этом — настоящая статья.
Пастырство и духовничество Иеромонах Иоанн (Лудищев) Пастырство и духовничество — тема непростая, для разрешения многих связанных с нею вопросов часто необходимо обращаться к текстам Священного Писания и трудам святых отцов и подвижников благочестия. В настоящей же статье подобраны наиболее важные мысли об этих явлениях и их особенностях из Евангелия и творений святых и известных пастырей.
Воспоминания о протопресвитере Николае Колчицком и некоторых служителях Елоховского собора 1930-1950-х годов Протоиерей Леонид Ролдугин Беседа с протоиереем Леонидом Ролдугиным

Протопресвитер Николай Колчицкий был выдающимся церковным деятелем в 1940-1950 годах ХХ века. Занимая высокие посты (Управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Священного Синода, председателя Учебного Комитета Русской Православной Церкви) он старался отстаивать интересы Церкви, несмотря на давление властей. Здесь мы приводим воспоминания об этом пастыре митрофорного протоиерея Леонида Ролдугина — настоятеля храма Рождества Христова в Измайлове, которые, возможно, приоткроют читателю новые для него стороны церковной жизни тех лет.
МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ (IV в.) Иерей Даниил Сироткин Святой Григорий, епископ Великой Армении, жил в непростое для своей страны время. Будучи христианином, он сначала был гоним, а потом, чудом оставшись в живых, стал священнослужителем и просветителем своего народа, выведя его на путь истинной веры во Христа.
Утешение в потере близких. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 12. Никита Якубов Тема страданий от потери близких людей требует отдельного внимания, ибо большинство утешительных слов могут быть восприняты страдающим, по меньшей мере, как лишние, а то и как насмешка над его горем. О том, как можно утешить скорбящего о смерти родного человека — заключительная статья цикла об осмыслении зла и страданий в мире.
Утешение во внезапных скорбях: этапы восприятия как способ переживания страдания. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 11 Никита Якубов Утешить человека, если в его жизни случилась беда, которую никто не мог предвидеть, конечно же, нелегко. Но во многом в такой ситуации человек может помочь себе сам — важно направить его мысли на нужный путь: мудрого и терпеливого отношения к скорби и затем рассудительного ее принятия в связи с мыслью о Промысле Божием.
Утешение взрослых и детей, больных от рождения, а также людей, страдающих от последствий грехов и потери веры. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 10 Никита Якубов Утешить человека, больного от рождения, — наверное, еще более трудная задача, чем утешение того, кто, хотя и болен сейчас, но знал другую жизнь. Непрост разговор и о том, что причиной страдания человека, который перед тобой, может быть его грех или потеря им веры, пусть даже и не до конца осознанная.
Утешение в болезнях, случающихся в течение жизни человека. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 9 Никита Якубов Разговор об утешении страдающего от каких-либо болезней, и особенно неизлечимых, — один из самых трудных. О том, какими словами можно поддержать такого человека и направить при этом его мысли к Богу, писали многие люди, в том числе сами перенесшие боль.
Утешения в скорбях от одиночества, алкоголизма, наркомании и насилия. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 8 Никита Якубов После разговора о зле и страданиях в общем, чему были посвящены предыдущие статьи, перейдем к разговору о конкретных скорбях, с которыми встречаются наши современники. Их классификация была составлена на основании опроса, проведенного среди священников. О первых пунктах этой типологии мы и поговорим в настоящей статье в ключе утешения страдающих людей священниками.
Исповедь как средство пастырского душепопечения Иеромонах Иоанн (Лудищев) «На совести почти каждого человека есть дела, слова и мысли, в которых он и под ножом не признался бы своим знакомым, – а придет день и час исповеди, и он добровольно все это излагает своему духовнику. Правда, он и духовнику выскажет это только после тяжелой внутренней борьбы и при уверенности, что духовник никому не передаст его признаний; он, быть может, несколько лет уже уклонялся от исповеди потому только, что не мог победить своего стыда, своей гордыни; но если уж он пришел, то распнет себя духовно и расскажет свой грех. Подумай об этом, иерей Божий, и пожалей, полюби человека. Никогда человек не бывает так прекрасен, так мил Богу, как тогда, когда он убивает перед Ним и перед тобою свою гордыню». Митрополит Антоний (Храповицкий)
Размышления о страдании человека и утешении: по трудам святых отцов, пастырей и старцев. Об осмыслении зла и страданий в мире. Часть 7 Никита Якубов О том, почему случаются скорби в жизни человека, люди размышляют всегда. Многое об этом говорит Священное Писание, и нами в предыдущих статьях были рассмотрены указанные в его текстах причины страданий. Теперь представляется необходимым привести общее ви́дение этого вопроса святыми отцами и другими христианскими писателями.

Страницы: 1 ... 12 13 14 15 16 ... 26

СРЕТЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ ОРГАНИЗУЕТ КОНФЕРЕНЦИЮ «ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИТАРНО-БОГОСЛОВСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» Сретенская академия 26 сентября 2016 года состоится Научно-богословская конференция «Перспективы гуманитарно-богословских исследований». Приглашаются студенты светских и духовных ВУЗов, аспиранты, молодые ученые в возрасте до 35 лет. Место проведения: , Сретенская духовная семинария, (г. Москва, ул. Б. Лубянка, 19).
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ КУРСЫ Программа Сретенская академия Московский Сретенский монастырь и Сретенская духовная семинария продолжают обучение на просветительских курсах для мирян «ПРАВОСЛАВИЕ», в основу которых положен учебный план высшей духовной школы Русской Православной Церкви по основным богословским и историческим дисциплинам.

Страницы: 1 ... 18 19 20 21 22

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 155