Жертвенное уничижение Богочеловека — наивысшее страдание любви: святитель Григорий Нисский о страстях Христовых

Московская Сретенская  Духовная Академия

Жертвенное уничижение Богочеловека — наивысшее страдание любви: святитель Григорий Нисский о страстях Христовых

Святитель Григорий Нисский 10302



В Библии содержится множество ветхозаветных пророчеств и новозаветных свидетельств о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Здесь приведена подборка цитат, которые складываются в последовательное повествование о мучениях и затем смерти Господа на Кресте, что чрезвычайно ярко комментирует святитель Григорий Нисский.«Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругании и оплевания» (Ис. 50:6).

«Тростью будут бить по ланите судью Израилева» (Мих. 5:1).

«Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» (Деян. 3:18).

«Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58).

«Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее» (Ин. 8:59).

«Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их» (Ин. 10:39).

«И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать» (Мф. 26:37).

«Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38).

«И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44).

«Тогда воины и тысяченачальник и служители иудейские взяли Иисуса и связали Его» (Ин. 18:12).

«И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29).

«Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его» (Лк. 22:63).

«Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам» (Мф. 26:67).

«И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему» (Мк. 15:19).

«И говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин. 19:3).

«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин. 19:17).

«Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27:34).

«Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус» (Лк. 23:36).

«Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. 19:29).

«И первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:41–42).

«Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (Лк. 23:36–37).

«А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23:46).

«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19:30).

Какое большое смирение — Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством!

Какое большое обнищание — Богу быть в образе раба! Какое большое смирение — Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством! Царь царствующих, Господь господствующих волею облекся в рабский образ; Судия вселенной делается данником владычествующих; Господь твари обитает в вертепе... Чистый и Всецелый приемлет на себя скверну естества человеческого, понеся на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру вольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судии; Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителей казни. В этом образе... да будет видима тобою мера смиренномудрия.

Страдание Христа совершилось не так, как будто бы страдало Само Божество, но так, что Оно находилось в Страждущем и по единении с Ним усваивало Себе Его страдания.

Мы исповедуем, что Божество находилось в Страждущем и что бесстрастное естество не подвергалось страданиям... если Божество не имеет нужды ни в рождении, ни в воскресении, то очевидно, что и страдание Христа совершилось не так, как будто бы страдало Само Божество, но так, что Оно находилось в Страждущем и по единении с Ним усваивало Себе Его страдания. Ибо естество Божеское, соответственно соединившись как с телом, так и с душой и соделавшись одно с каждым из них, поскольку «дары и призвание Божие непреложны», как говорит Писание (Рим. 11:29), ни от одного из них не отделяется, но всегда пребывает в неразрывной связи с ними, потому что ничто не может отделить от соединения с Богом…

Источники:

1.                 Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. — М., 1862. Ч. 2. — С. 368

2.                 Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. — М., 1864. Ч. 6. — С. 187

Ключевые слова: Страдания и смерть Господа, Крест, распятие.

Новости по теме

«Сопереживание страждущему Спасителю»: об антифонах Великой Пятницы Яков Белый-Кругляков Богослужения Страстной Седмицы наполнены воспоминаниями о событиях, происходивших в последние дни перед погребением и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Вечер Великого Четверга наиболее наполнен текстами, повествующими о предательстве Спасителя Иудой и последних страшных часах перед смертью Господа.
Великий Четверг. Что мы о нем знаем? Сретенская академия Господа Иисуса Христа распяли перед иудейской Пасхой. Почему же Он с учениками ел пасхального агнца до праздника, в Великий Четверг? Причастился ли за этой последней трапезой предатель Иуда? Откуда мы знаем, что именно тогда был заключен Новый Завет Господа с людьми? Что такое четверговая соль? И какое действо совершают в Церкви только в этот день и в наше время? Давайте ответим на эти и другие вопросы, связанные с Великим Четвергом.
ЛЕКЦИЯ 22. БОГОСЛУЖЕНИЕ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ Илья Красовицкий 22-я лекция «Богослужение Страстной седмицы» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Ильей Александровичем Красовицким.