СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) О ЗНАЧЕНИИ ЕВХАРИСТИИ В СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 2

Московская Сретенская  Духовная Академия

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) О ЗНАЧЕНИИ ЕВХАРИСТИИ В СПАСЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 2

4276



Чистоту и обновление, доставленные
святым крещением, восстанавливай покаянием…
и по возможности частым Причащением
Святых Христовых Таин.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святая Евхаристия – Тело и Кровь Христовы сообщают человеку свойства Спасителя: «Как вещественное вино распространяется во всех членах пиющего, и бывает вино в нем и он в вине: так и пиющий Кровь Христову наполняется духом Божества, растворяется в совершенной Душе (имеется в виду душа Христова –прим. автора.), и эта Душа в нем, – освятившись таким образом, причастник соделывается достойным Господа»[1].

Естественно, что христианин, приступающий к таинству святого Причащения, обязан как следует, должным образом приготовить свою душу для встречи с Господом и Спасителем: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 28–29).

Приготовление к принятию Святых Таин, по мнению святителя Игнатия, должно заключаться в углубленном осмыслении своего внутреннего состояния, в очищении себя от грехов посредством покаяния и исповеди, постоянном чтении Евангелия, постоянной молитве. Все уклонения от пути Евангельских Заповедей, даже самые незначительные (как кажется на первый взгляд), нужно исправлять возвращением на путь послушания Христу и твердой решимостью всегда идти путем Евангелия, ведущим в жизнь вечную. Готовящемуся к Причащению полезно размышлять о своем недостоинстве, ничтожности, греховности, удобопреклонности человека ко греху, а также о величии Божием, способном возродить человека для жизни вечной, о неизреченной любви Спасителя к роду человеческому, питающему это падшее изменчивое творение Свое Своею Плотью и Кровью, тем самым возводя человеческое существо на самую высшую степень Богообщения. Как следствие подобных размышлений в человеке должно возникнуть сокрушение, должно появиться искреннее сознание своего собственного недостоинства к принятию Святых Христовых Таин. Искреннее же осознание своего недостойного падшего состояния есть непременное условие для оставления грехов и достойного Причащения. «Хранись от мечтательности, которая может тебе представить, что ты видишь Господа Иисуса Христа, что ты Его осязаешь, объемлешь. Это – пустая игра напыщенного, гордого самомнения! Это – пагубное самообольщение! Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. Так видел в себе Господа святой Апостол Павел: он требовал этого видения от христиан; тех, которые его не имели, называл недостигшими состояния, должного христианам. Если ты проводишь жизнь греховную, удовлетворяешь страстям и вместе думаешь, что любишь Господа Иисуса Христа: то присный ученик Его, возлежавший на персях Его во время тайной вечери, обличает тебя в самообольщении. Он говорит: Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его, не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть. А иже аще соблюдает слово Его поистине, в сем любы Божия совершенна есть»[2].

Чувства, которые должны присутствовать в каждом христианине перед принятием Святых Животворящих Таин, вполне выражены и описаны в составленных святыми отцами молитвах перед святым Причащением. Святитель указывает на то, что святые отцы «этими молитвами вспомоществуют нашему ожесточению, <…> облекают души наши в брачные одежды, в смирение, столько возлюбленное нашему Спасителю»[3]. Христианин, имеющий сокрушенный дух и сознание своего недостоинства, даже при недостаточной подготовленности приступающий к Евхаристической Чаше, не будет осужден Господом. Недостойным причастником христианина делают не количество вычитанных канонов, акафистов и молитв или проведенных в сухоядении дней, а отсутствие прежде всего внутреннего поста и воздержания, легкомыслие, отсутствие добродетельной жизни, сердечного сокрушения. Наверное, не требует особых пояснений тот факт, что человек, ведущий намеренно греховную жизнь и, несмотря на это, приступающий к Святой Чаше, есть преступник, кощунственно поступающий с Телом и Кровью Христа, насмехающийся над благодатью всемогущего Бога. Такой грех святой апостол Павел в своих посланиях приравнивает к греху богоубийц: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11, 26–27). В одном из писем святитель Игнатий писал: «Христос пришел на землю спасти грешников, а не праведников. Точно так нисходит Он Своим святым Телом и Своею всесвятою Кровию в грешного человека и спасает его. Не сочувствие к нашей праведности и к нашим достоинствам привлекает к нам Господа, но Его милосердие к нашей греховности и немощи, нами сознаваемой и оплакиваемой. Кто по возможности употребляет все усилия, чтобы воздержаться от грехов и при сознании своей греховности и немощи приступает к Господу, того Господь приемлет. Он отвращается от тех грешников, которые приступают к Нему без благоговения и без намерения оставить греховную жизнь. Такие принимают Святыя Таины в осуждение себе»[4]. Вспомните, что пишет святой апостол Павел к Евреям: «[Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10, 28– 31).

Если христианин осознает свою скованность грехом, то в первую очередь ему необходимо освободиться от этих тяжких оков посредством покаяния, очистить свою душу исповедью грехов, а потом только приступать к величайшей святыне, ибо, как уже было нами показано, надругание над Святыми Тайнами есть надругание над Самим Спасителем. Достойно причащается только тот христианин, который оставил греховную жизнь. Решительно раскаялся во всех грехах и запечатлел свое раскаяние исповедью и неукоснительным исполнением заповедей Христовых. Святитель Игнатий обращается к христианам и говорит о том, что при рассмотрении своих грехов и осознании своей падшести нельзя отчаиваться, так как непростительных грехов нет, а отчаяние может привести к ложному стыду и смертельному унынию, человек может остановиться на мысли о том, что спасения ему не достичь, но он навеки обречен мучиться в аду. Святитель пишет: «Святая Православная Церковь признает, что нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сколько бы раз не повторился грех человеческий – Кровь Богочеловека может омыть его… Пребывает неисцеленным тот, кто сам отвергает дарованное ему и всем человекам исцеление и спасение»[5].

Святитель Игнатий касается также того, как подобает вести и что делать христианину по принятии Святых и Животворящих Таин Христовых. Этому вопросу святитель посвящает одно из своих писем: «Христианин никогда и ничем не должен смущаться, ибо Промысл Божий носит его на руках Своих. Наше попечение должно состоять в том, чтобы мы пребывали верными Господу. Если к Самому Господу вочеловечившемуся дерзнул приступить искуситель, то не должно удивляться, что он приступает и к нам, хотя бы то было и по принятии нами в сосуд свой Господа. Чем больше сокровище, тем более тати покушаются украсть его. Чем более сокровище, тем более должно бдеть о хранении его. После приобщения Святых Таин, после усердной молитвы, после всякого особенно полезного для души дела нужно, по опытному наставлению отцов, особенное наблюдение за собою, ибо тогда особенно разжигается враг против нас завистию и злобою; видя, что земля и пепел восходит на небо, откуда он низвержен. Духовный рай, который, по учению Спасителя, внутри нас, должно возделывать и хранить, как это при самом сотворении заповедано Богом в лице Адама всем человекам. По обыкновенному ходу я предполагал, что после смущений, должно быть, вы чувствовали утешение, которое посылает Господь законно подвизающимся рабам Своим в подкрепление, во умножение веры, надежды и любви. Понимаете ли, что вы должны Господу более, чем были прежде. Как получившие залог и извещение обетований! “Ему же дано более, с того более и взыщется”, - говорит Писание. Познав это, блюдите, как опасно ходите, то есть, живите с осторожностью и вниманием»[6]. Нужно не только должным образом подготовиться к принятию Христа в свое существо, но необходимо достойно соблюсти Его в Себе. Это подвиг не меньший, чем Само Причастие. Что спасительного будет для человека, если, причастившись, он предастся мирским развлечениям и суете. Христианский подвиг не знает понятия отдыха от трудов, есть только понятие добродетели и порока, так же, как нет понятий хороший – плохой человек, но праведник и грешник. Поэтому, если мы взяли на себя иго Христово, то должны нести свой крест до конца. До Голгофы, где должны будем распять себя миру и мир себе: «Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым… Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе и созерцает таинства духа во Христе Иисусе Господе нашем»[7].

Учитывая все вышеизложенное, наша главнейшая задача, как пастырей Церкви Христовой, – разъяснять верующим смысл и значение христианского подвига, основанного и черпающего свои силы в непрестанном причащении святых Тела и Крови Христовых. Без Евхаристии подвиг превратится в самообольщение, а Церковь – в секту. Осознание этого особенно важно в современном мире, когда ежедневно возникают десятки новых «церквей», появляются сотни «проповедников», зачастую одетых в православные облачения, но по сути своей являющихся служителями отца лжи. Истина не там, где вместо Псалмов поют веселые понятные стихи, и не там, где через каждое слово повторяют «аллилуйя!», Истина одна – Господь Иисус Христос, непрестанно пребывающий в Церкви и соединяющийся с верующими в Евхаристии. Если нет истинной Евхаристии, то нет и жизни.

В заключение следует сказать, что можно найти много параллелей между писаниями святителя Игнатия Брянчанинова и святителя Феофана Затворника. Я имею в виду их писания о святой Евхаристии. Точно так же, как и святитель Игнатий, святитель Феофан пишет о глубокой взаимосвязи между Покаянием и Причащением. Оба святителя усматривают в покаянии основной подготовительный момент к принятию человеком Христа, также они говорят о покаянии как о первейшем средстве очищения себя от грехов, в которые мы по немощи своей впадаем после святого крещения. Также, как и святитель Игнатий, святитель Феофан пишет о «всепрощении таинства покаяния»[8], о том, что «без настоящего покаяния и исповеди и подвиги остаются бесплодными, и святое Причащение не будет во исцеление души и тела»[9]. Можно сказать, что подобная мысль свойственна всем вообще отцам, как древним, так и новым. Несомненно, что святители Игнатий и Феофан основывались и на Священном Писании, и на творениях ранних отцов Церкви. Особенно интересно было бы сравнить с произведениями русских святых творения некоторых отцов Церкви, например, святителей Иоанна Златоустого и Кирилла Иерусалимского, преподобного Николая Кавасилы. Так, преподобный Николай Кавасила в четвертом Слове жизни во Христе пишет о святом Приобщении (Евхаристии): «От трапезы (Евхаристии) принимаем мы Самого Воскресшего, и не дары Святого Духа, какие только можем мы получить, но Самого Благодетеля, самый храм, в коем находится полнота благодатных даров…»[10]. А вот слова из четвертого тайноводственного поучения святителя Кирилла Иерусалимского «О Теле и Крови Христовой»: «Почему со всякою уверенностью примем сие как Тело и Кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе Тело, а во образе вина дается тебе Кровь, дабы приобщився Тела и Крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо, таким образом, бываем и Христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественного естества причастницы» (2 Пет., 1, 4)[11].

Алексей Помогов
14 февраля 2007 года

[1] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб., 1886. Т. 4. С. 123.
[2] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. М., 1996. С. 105.
[3] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 4. С. 127.
[4] Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского. М.–СПб., 1995. Письмо 278. С. 527.
[5] Там же. Письмо 202. С. 383.
[6] Там же. Письмо 324. С. 578–580.
[7] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. С. 355.
[8] Святитель Феофан Затворник. О нашем спасении. М., 2003. С. 614.
[9] О Покаянии, Причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. Слова преосвященного Феофана. М., 1991. С. 77.
[10] Преподобный Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. М., 2002. С. 51.

[11] Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 330.